Исследователь и творец: какой он? ( 3 Межрегиональная конференция «Организация исследовательской деятельности детей и молодёжи: проблемы, поиск, решения»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Advertisements

Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников Суслова Л.Н., зав. кафедрой начальных классов МОУ «Гимназия 22 г. Белгорода»
Автор проекта: учитель начальных классов МОУ ВСОШ2 Юмашева Ольга Михайловна Автор проекта: учитель начальных классов МОУ ВСОШ2 Юмашева Ольга Михайловна.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Проектная деятельность учащихся начальной школы как средство их социализации.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Роль исследовательской деятельности в формировании УУД. Работу выполнила учитель МОУ « СОШ 5 с углубленным изучением отдельных предметов » Леонтьева О.
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Скирденко М.Н., руководитель МО учителей начальных классов МОУ «Ракитянская средняя.
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
Информационный проект Методика разработки. Определение Информационный проект это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации.
Проектная деятельность школьников как средство формирования общеучебных компетенций Ф ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ учителя начальных классов МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской.
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Нагорнова М.А., учитель начальных классов МОУ гимназии 26 г. Томска.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Организация исследовательской деятельности в школе Подготовил учитель математики МАОУ «СОШ 55» Васюта А.Г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Формирование учебной самостоятельности школьников как способ развития универсальных учебных действий МКОУ «Чебаковская средняя общеобразовательная школа»
Транксрипт:

Исследователь и творец: какой он? ( 3 Межрегиональная конференция «Организация исследовательской деятельности детей и молодёжи: проблемы, поиск, решения») Нагорнова М.А., учитель начальных классов

Д.Медведев отмечает, «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения … Все эти навыки формируются с детства».

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приёмов, которые сформируют у обучающегося навыки самостоятельного добывания новых знаний.

Необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру, становлению у него исследовательской позиции.

1.Интеллектуально-поисковый клуб «Эрудит». Цель работы клуба: удовлетворение потребности в новой информации, коммуникативная адаптация, развитие исследовательских навыков, интеллектуальных умений. 2.Малая научная академия. 3.Работа группы экспертов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися). 4.Работа группы консультантов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися). Цель работы академии и групп: самораскрытие одарённых учащихся (умственное, эмоциональное, индивидуальное различие), коммуникативная адаптация, развитие творческих способностей обучающихся.

Универсальная характеристика исследователя и творца - стремление и способности к исследовательскому поведению. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым

« Опытно-экспериментальная работа» младшего школьника - это и есть весомое и значимое творение. Создание «своего нового» - это и есть творчество.

1, 2 -поваренная соль ( NaCl, хлорид натрия), 3 - Fe SO4 ( сульфат железа - железный купорос), 4 - Cu SO4 ( 5 - Co SO4 ( cульфат кобальта), 6 - Co Сl 2 ( хлорид кобальта).

Рубиновый кристалл

Кристальное деревце

Главные черты исследовательского поведения - поисковая активность, любознательность, способность самостоятельно мыслить.

Проектная и исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует личностный потенциал школьника.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач: организационно-управленческих; учебно-методических; кадрового обеспечения; организационно - методических; информационных; дидактических; психолого-педагогических.

Исследование (получение знаний) – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Основные этапы исследования постановка проблемы; изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования; сбор материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы

Темы исследовательских работ: «Аквариумные рыбки» «Уникальные дельфины» «Тайны лесной жизни» «Путь к известности сказки «Царевна-Лягушка» «История создания сказки П.П.Ершова «Конёк – Горбунок»

Проектная деятельность (направленность на получение практического результата) - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Этапы проектирования: актуальность; определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности; создание плана; организация деятельности по реализации проекта

Моя задача, как учителя – помочь ученикам развить интерес к проектно- исследовательской деятельности, способствующей освоению таких способов действий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни.

Выбор темы Актуальна для самого обучающегося. Тематика разнообразна, принадлежит разным областям познания: « Подводный мир Красного моря», « Семь чудес света», « Чудеса Томской области», « Представители Красной книги Томской области», « Иркутский тракт моего города», « Кристаллы», «Удивительный мир кристаллов», « Мир космоса: учёные и писатели», «Таинственный и манящий мир кукольного театра».

Гипотеза При выдвижении гипотез проявляется: и имеющийся опыт, и уровень развития самостоятельности, и степень инициативности. При наличии яркого и устойчивого эмоционального отношения к решаемой задаче и совершаемой при этом деятельности возникает напряженность мысли. Мысль, озаренная чувством, глубже проникает в предмет изучения. В процессе проверки гипотез сказывается - опыт человека в критическом отношении к собственной деятельности, - в умении обоснованной ее оценки.

При принятии решения особенно заметно проявляются - волевые качества личности, - степень уверенности человека в правильности избранной позиции.

Рефлексия «исследователя» узнал: 1. что такое кристаллы; 2. происхождение слова «кристаллы»; 3. разные способы выращивания кристаллов научился: 1. выращивать кристаллы, т.е. проводить исследование; 2. проводить опрос мнения, 3. публично выступать перед сверстниками понял: 1. что интереснее знания добывать самой; 2. быть исследователем – это супер-интересно; 3. что учиться – это приятные переживания задумался: о своей будущей профессии

Перспектива 1. Заняться выращиванием подобного кристалла. 2. Проведение круглого стола - практикума «Наши кристаллы». 3. Расширить тему проекта по интересам членов клуба, в результате групповой работы. 4. Выпустить познавательный журнал « Кристаллы». 5. Заседание клуба «Почемучки» на тему «Кристаллы». 6. Организовать и провести по всем исследуемым темаинтеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» м.

Исследовательская работа и ученический проект ценны тем, что разрешается значимая для самого «творца» проблема путём исследования и поиска, возрастает степень самостоятельности в ситуации выбора, повышается творческая активность, намечается перспектива, которая может послужить основой для нового исследования и проекта.

Критерии успеха работы над проектом: -Достигнут конечный результат; -Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем; -Результат проекта может быть использован другим коллективом; -Получено удовольствие от самой деятельности

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Регулятивные УУД Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу.

Коммуникативные УУД Младшие школьники знакомятся с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное - приобретают опыт совместной работы. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

Познавательные УУД Младшие школьники знакомятся с инструментом познания, учатся работать с информацией, с текстами, строят опорные сигналы и алгоритмы.

Личностные УУД У младшего школьника формируются нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл. У учащихся формируются первые представления о ценностях жизни.

Портрет « исследователя – творца»: Умеет Организовывать рабочее место и планировать работу. Подбирать необходимое оборудование, материалы, проводить собственно эксперимент, наблюдать ход эксперимента, измерять параметры, понимать полученный результат Выбирать тему исследования, ставить цель, определять структуру исследования, генерировать идеи, выбирать лучшее решение. Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, отслеживать ход совместной работы и направлять её в нужное русло, уметь выходить из конфликтных ситуаций.

Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации (находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет),выделять главное; структурировать и сохранять информацию. Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других. Готовить отчёт о проделанной работе, выступать перед аудиторией, выбирать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, давать ответы на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности.

Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле Проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое- чего достиг. Учитель для маленького учёного – помощник, сотрудник, консультант, эксперт и руководитель.

Самая значимая оценка - общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Признание Призёры Городской научно – практической конференции «Исследовательский дебют», Призёры 2 областного конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!», Победители Регионального Фестиваля проектов, Дипломанты Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Портфолио», Дипломант 2 Международной Интеллектуальной Ассамблеи школьников

Главный результат работы – приобретённый школьниками опыт творческой, исследовательской работы, который помогает превратить исполнителя в истинного творца.