1 Актуальные проблемы профессиональной ориентации школьников в профильном обучении г. Москва, ноябрь 2007 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Сопровождение выбора подростками профиля обучения в старшей школе.
Advertisements

- способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом - оказание.
1 «Ресурсы профильного обучения в формировании образовательно- профессионального маршрута школьников»
Дроздов С.Ю. Зам.директора по УВР ЦО 429 «Соколиная гора» Дроздов С.Ю. Зам.директора по УВР ЦО 429 «Соколиная гора»
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Оригинальное решение цветовой гаммы в схемах и таблицах.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Критерии готовности к осознанному выбору профиля обучения Быкова О.Г. Педагог-психолог МОУ «МУК»
Предпрофильная подготовка. Старт в профессию начинается с определения трех главных условий 1.ХОЧУ (склонности, интересы ) 3. Надо (спрос на рынке труда)
Практическое занятие: формулировка противоречий по отдельным темам исследования.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Цели и задачи предпрофильной подготовки и профильного обучения © Кафедра управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2009.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
«Человек не ценится теперь как носитель знаний, важно, чтобы он был деятель» В.В.Путин.
Социализация Именно в результате социализации происходит формирование личности. Процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей,
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.Н.Гридасова, педагог-организатор по М.Н.Гридасова, педагог-организатор по предпрофильной.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Транксрипт:

1 Актуальные проблемы профессиональной ориентации школьников в профильном обучении г. Москва, ноябрь 2007 г.

2 Профессиональная ориентация Специально организованная научно- практическая деятельность, направленная на равноправное взаимодействие личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах Специально организованная научно- практическая деятельность, направленная на равноправное взаимодействие личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах Особенно актуальной эта проблема становится в изменяющихся социокультурных и профессионально-производственных условиях

3 СамоопределениеСамоопределение Сложная динамическая личностная характеристика, включающая все сферы личности (когнитивную, мотивационно- потребностную, эмоционально-волевую, характерологическую, коммуникативную) Сложная динамическая личностная характеристика, включающая все сферы личности (когнитивную, мотивационно- потребностную, эмоционально-волевую, характерологическую, коммуникативную) Я-концепция индивида, отражающая его понимания, переживания и намерения, предметные действия в конкретных социальных условиях предметные действия в конкретных социальных условиях

4 Педагогическое сопровождение Особая сфера деятельности педагога- фасилитатора, ориентированная на взаимодействие с подростками и молодежью по оказанию им поддержки личностного роста, социальной адаптации, принятия ими решения о пути продолжения образования, избираемой профессиональной деятельности, самоутверждения в ней Особая сфера деятельности педагога- фасилитатора, ориентированная на взаимодействие с подростками и молодежью по оказанию им поддержки личностного роста, социальной адаптации, принятия ими решения о пути продолжения образования, избираемой профессиональной деятельности, самоутверждения в ней

5 Этапы самоопределения Эмоционально-образный (старший дошкольный возраст) Пропедевтический (начальная школа) Поисково-зондирующий (5-7 классы) Развитие профессионального самосознания (8-9 классы) Уточнение социально-профессионального статуса (10-11 классы) Вхождение в профессиональную деятельность (начальное, среднее и высшее профессиональное образование)

6 Профессиональная карьера Профессиональная карьера Активное продвижение личности к достижению одобряемой обществом позиции Соединение жизненных и профессиональных ролей, выполняемых индивидом на различных этапах жизни Модель жизненного успеха, отражающая ценности, признаваемые в данном обществе и социальном сознании По отношению к самоопределению (внутренняя сторона) профессиональная карьера является его внешней стороной По отношению к самоопределению (внутренняя сторона) профессиональная карьера является его внешней стороной

7 Деформации профессионального самоопределения молодежи в практике 20% молодежи, поступающей в систему начального профессионального образования оказываются непригодными к избранной профессии 25% учащихся учреждений начального профессионального образования прерывают учебу, так и не получив профессии 30% выпускников учреждений среднего профессионального образования устраиваются не по специальности (по данным Минздравсоцразвития) 67% старшеклассников не владеют информацией о требованиях к интересующей их профессии, не умеют оценить свои возможности 44% не владеют информацией о возможных путях получения интересующей профессии (по данным ИСМО РАО)

8 До 30% ресурсов в системе образования направляется на реализацию программ, цели которых не достигаются: более 50% учащихся классов практически игнорируют предметы, не связанные в выбранным ими профилем профессиональной подготовкиболее 50% учащихся классов практически игнорируют предметы, не связанные в выбранным ими профилем профессиональной подготовки обязательное полное среднее общее образование в ПУ и техникумах в 50-60% случаях сводится к профанацииобязательное полное среднее общее образование в ПУ и техникумах в 50-60% случаях сводится к профанации 40% выпускников ПУ не получает минимально необходимой на рынке профессиональной квалификации40% выпускников ПУ не получает минимально необходимой на рынке профессиональной квалификации более 50% выпускников ВУЗов не использует в работе узкопрофессиональные компетенции (получило так называемое «общее высшее образование»)более 50% выпускников ВУЗов не использует в работе узкопрофессиональные компетенции (получило так называемое «общее высшее образование») Я.И.Кузьминов, председатель Комиссии общественной палаты РФ общественной палаты РФ по интеллектуальному потенциалу нации по интеллектуальному потенциалу нации

9 Причины сложившейся ситуации Отсутствие государственной заинтересованности в согласовании образовательной и кадровой политики Нежелание педагогической общественности уделять внимание данной проблеме Отсутствие преемственности общего и профессионального образования В 2005 году уже две трети предприятий (65%) отказались от сотрудничества с вузами (в 2004 году – их было около 51%), а от сотрудничества с учреждениями среднего профессионального образования уклонились 71%

10 «Концепция модернизации образования…» «Концепция профильного обучения…» предусматривают Отработку гибкой системы профилей и ИУП (ориентация на индивидуальный образовательный запрос учащегося) Сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования Социализацию учащихся, включение их в трудовые отношения, профессиональную ориентацию

11 Ограничители свободы выбора (1) Недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования Недостаток информации о потребностях местного и регионального рынка труда в выпускниках учреждений профессионального образования Недостаточная успеваемость, неготовность к преодолению экзаменационного барьера Недостаточная готовность к обучению в учреждении профессионального образования (неумение слушать лекции, работать с большими объемами учебной информации, выполнять и защищать проектные работы и т.д.) Недостаточная готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее Невозможность в процессе обучения в школе оценить свою готовность к обучению в учреждении профессионального образования Невозможность получить качественную консультацию специалиста в области профессиональной ориентации (информационную, психологическую, диагностическую, тренинговую помощь)

12 Ограничители свободы выбора (2) Невозможность обсуждения проблемы выбора профессии в школе с учителями и сверстниками Трудности, возникающие при разговоре с родителями на эту тему Территориальная удалённость желаемого места продолжения образования Ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям организма Особенности местного и регионального рынка труда Недостаточный или заведомо низкий уровень подготовки в учреждениях профессионального образования Невозможность оплатить обучение в желаемом учреждении профессионального образования Необходимость давать взятку при поступлении в учреждение профессионального образования Семейные и другие жизненные обстоятельства

13 Профориентационно значимые компетентности и готовность быть субъектом выбора испытывать потребность в самостоятельном выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения; ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели; приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов; противостоять внешним манипулятивным воздействиям; владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда; запрашивать необходимую помощь специалистов

14 Структура предпрофильной подготовки (100 часов) Профильная ориентация (20-30 часов) Элективные курсы (60-70 часов) Информационная работа (10-20 часов)

15 Профильно- и профессионально- ориентационный курс: как активизировать самоопределение учащейся молодежи Логическая аргументация Эмоциональное воздействие (яркость, спорность, биографии) Интрига игрового взаимодействия Противопоставление «ценностно-смыслового» и «прагматически-компетентностного» Приемы: «незавершенность действия» и «вторая жизнь проекта»

16 Профессиональная ориентация Профильная ориентация ХОЧУМОГУНАДО Кем быть? Каким быть? Зачем осваивать профессию? ХОЧУМОГУ Что изучать? Как изучать? Где изучать? Зачем изучать?

17 Алгоритм принятия решения о выборе направления продолжения образования

18 КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВЫБОРУ ПУТИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ Ценности Выраженность ценностных ориентаций, связанных с продолжением образования Цели Представленность индивидуально выраженных целей продолжения образования Информированность Информационная подготовленность для продолжения образования и получения профессии Опыт Наличие опыта приложения усилий по освоению компетентностей, востребованных на последующих этапах образования

19 Инновационный характер педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях модернизации образования обеспечивается Ориентацией на новые образовательные результаты (новое качество образования) Принципиальным изменением содержания, форм работы учителя и ученика, студента и преподавателя (процессов учения и обучения) Изменением характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса

20 Средства, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса Комплексная развивающая диагностика Портфолио как альтернативная (накопительная) технология экспертизы достижений школьника Индивидуальная программа образования Переориентация учебного плана на индивидуальные запросы школьников

21 Ресурсы повышения качества профессиональной ориентации учащейся молодежи Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Уровень муниципального учреждения

22 Учебная литература о проблеме профессионального самоопределения молодежи

23 Учебная литература о проблеме профессионального самоопределения молодежи

24 Выход