История России. ЕГЭ 2009 История России. ЕГЭ 2009 Всего экзаменуемых 2776 Средний балл - 47,65 Средний по России - 47,3 100 балов 1 (1- 2008 г.) Ниже min.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Advertisements

Проблема формирования содержания тестовых заданий ЕГЭ по истории России.
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
ЕГЭ по истории 2010 г.. ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ – fipi.ru - КИМы – irro.ru - РЦОИ – 66ege.ru – сайт ИРРОпо ЕГЭ (демо-версии, результаты) – mon.gov.ru – сайт.
Анализ результатов выполнения экзаменационных работ по истории России выпускниками общеобразовательных школ Нурлатского района.
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
ИСТОРИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ИСТОРИЯ РОССИИ На каждом этапе своего развития человечество ищет опору в прошлом и меняет к нему отношение, в зависимости.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2009 ГОДА (В НОВОЙ ФОМЕ) ПО ИСТОРИИ РОССИИ Назарова Наталья Юрьевна.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
ЕГЭ история 2012 г. Щеголева Е.В., МОУ Петропавловская СОШ Верхнеуральский р-н, Челябинская область.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О методических особенностях подготовки выпускников XI (XII)
ГИА – государственная итоговая аттестация Цель: Выявление уровня исторической подготовки, аттестация выпускников за курс основной школы.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Единый государственный экзамен по английскому языку Краткая спецификация КИМ для проведения ЕГЭ в 2013 г для проведения ЕГЭ в 2013 г по английскому языку.
ГИА 2012 Щекотихин С.Н.. План работы семинара 1.Анализ результатов диагностической работы по текстам методического кабинета АММР. 2. Изменение в расписании.
ГИА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (в новой форме). Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа). Экзамен по обществознанию состоит из 31 задания: - часть 1 – 20.
Единый государственный экзамен по английскому языку Краткая спецификация КИМ для проведения ЕГЭ в 2012г для проведения ЕГЭ в 2012г по английскому языку.
Транксрипт:

История России. ЕГЭ 2009 История России. ЕГЭ 2009 Всего экзаменуемых 2776 Средний балл - 47,65 Средний по России - 47,3 100 балов 1 ( г.) Ниже min 13, 36 (9,49 по России)

ЭГЭ 2009 г. 1-я волна Диапазон Количество баллов экзаменующихся % % Всего 2576

Распределение по баллам 2008 г. (1-я волна)

Распределение по баллам 2009 г. (1-я волна)

ЕГЭ. История Статистика 2008

ЕГЭ. История Статистика 2009

Выполнение заданий 2008 (1-я волна)

Выполнение заданий 2009 (1-я волна)

История России. ЕГЭ ( вторая волна) Всего экзаменуемых (883 в 2008)) Ниже минимума - 20, 2 % (26, 6%) Средний балл - 39, 31

БЛАНК ОТВЕТОВ 1

БЛАНК ОТВЕТОВ 2

Первичные баллы ЕГЭ – это предварительный (неокончательный) балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, взятых с определенными коэффициентами, введенными для заданий типа «С». Первичные баллы ЕГЭ – это предварительный (неокончательный) балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, взятых с определенными коэффициентами, введенными для заданий типа «С». С помощью шкалирования первичные баллы ЕГЭ преобразуются в окончательные (тестовые) баллы. Тестовые баллы – это окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедур шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках сессии ЕГЭ данного года.

Плотность распределения учащихся, набравших соответствующий тестовый балл 2009 Плотность распределения учащихся, набравших соответствующий тестовый балл в мае-июне 2009 г.

Организационные вопросы На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут. Предусматривается один план экзаменационной работы. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

СТРУКТУРА РАБОТЫ ЧАСТЬ 1. Задания уровня А – 32 задания на выбор правильного ответа ЧАСТЬ 2. Задания уровня В – 11 заданий с кратким ответом ЧАСТЬ 3. Задания уровня С – 7 заданий с развернутым ответом

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям Части Кол-во задан. Первич. балл % баллов от об. числа А323247,0 В111521,0 С72130,9

Распределение заданий по содержанию Хронологические разделы: 1) VIII – начало XVII в. 2) XVII–XVIII вв. 3) XIX в. 4) 1900–1940 гг. 5) 1941–1945 гг. 6) 1945– 1991 гг. 7) 1992–2008 гг.

Принципы отбора и расположения заданий в работе Отражение разных аспектов истории. Отражение разных аспектов истории. Нарастание числа заданий от ранних эпох к современности. Нарастание числа заданий от ранних эпох к современности. Около половины заданий относится к истории ХХ в. Около половины заданий относится к истории ХХ в. Расположение заданий в 1 и 2 частях работы в хронологической последовательности по периодам. Расположение заданий в 1 и 2 частях работы в хронологической последовательности по периодам. Задания части 3 не закреплены за конкретными разделами. Задания части 3 не закреплены за конкретными разделами.

Типы заданий части А 1. В каком году князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему союзнику: «Прииди ко мне, брате, в Москов», считающееся первым упоминанием о Москве в письменных источниках? 1. В каком году князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему союзнику: «Прииди ко мне, брате, в Москов», считающееся первым упоминанием о Москве в письменных источниках? 1) 988 г. 2) 1147 г. 3)1242 г. 4) 1325 г. 1) 988 г. 2) 1147 г. 3)1242 г. 4) 1325 г. Какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого населения Древней Руси в X – XII вв.? Какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого населения Древней Руси в X – XII вв.? 1) казаки 2) рекруты 1) казаки 2) рекруты 3) наместники 4) рядовичи 3) наместники 4) рядовичи

2. Что из названного характеризует внутреннюю политику Екатерины II? А) принятие указа об обязательной службе для дворян А) принятие указа об обязательной службе для дворян Б) проведение губернской реформы Б) проведение губернской реформы В) учреждение министерств В) учреждение министерств Г) учреждение Государственного совета Г) учреждение Государственного совета Д) созыв Уложенной комиссии Д) созыв Уложенной комиссии Е) проведение секуляризации церковных земель Е) проведение секуляризации церковных земель Укажите верный ответ: Укажите верный ответ: 1) АБВ 2) БВГ 3)БДЕ 4) ВГД 1) АБВ 2) БВГ 3)БДЕ 4) ВГД

Качественный анализ (часть 1(А) показатели по заданиям на знание хронологии в 2009 г. составили 62,5%, показатели по заданиям на знание хронологии в 2009 г. составили 62,5%, фактов - 62,8%, фактов - 62,8%, понятий - 68,5% понятий - 68,5% причин и следствий событий – 63,1% причин и следствий событий – 63,1% на умение работать с истор. источником – 65,2% на умение работать с истор. источником – 65,2% группировать события, явления – 63,1% Более высокие результаты получены по материалам истории VIII – XVIII вв. и XIX в., чем по XX в. группировать события, явления – 63,1% Более высокие результаты получены по материалам истории VIII – XVIII вв. и XIX в., чем по XX в.

Типы заданий части В 1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. А) Семилетняя война А) Семилетняя война Б) Смоленская война Б) Смоленская война В) Крымская война В) Крымская война Г) Ливонская война Г) Ливонская война

ИМЕНА СОБЫТИЯ ИМЕНА СОБЫТИЯ А)Святослав 1)разгром половцев Б)Владимир Мономах 2)крещение Руси В)княгиня Ольга 3)принятие «Русской правды» Г)Владимир 4) дунайские походы Святославович 5) установление новой формы сбора дани формы сбора дани AБВГ

3. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь. 3. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь. «В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. «В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия». В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия». Ответ: ______________________________________

4. Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 4. Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) учреждение должности Президента СССР 2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт) 2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт) 3) принятие новой Конституции 3) принятие новой Конституции 4) провозглашение суверенитета России 4) провозглашение суверенитета России 5) проведение приватизации 5) проведение приватизации 6) выступление ГКЧП 6) выступление ГКЧП

Качественный анализ (часть 2(В) определение хронологической последовательности -26,6% определение хронологической последовательности -26,6% установление соответствия двух групп информации – дат, событий и др. - 40,6% установление соответствия двух групп информации – дат, событий и др. - 40,6% группировка, систематизация фактов, понятий 35,3% группировка, систематизация фактов, понятий 35,3% анализ исторического источника (55,9% – 52,7%). анализ исторического источника (55,9% – 52,7%). Высокие результаты экзаменуемые показывают по материалам VIII – XVIII вв. Хуже всего – по XX в.

Наибольшие проблемы в части 2(В) Наибольшие проблемы в части 2(В) В1 (на установление последовательности событий) – 12 % В1 (на установление последовательности событий) – 12 % В10 (на группировку фактов) – 22%; В10 (на группировку фактов) – 22%; В11 (на установление последовательности событий) - 20%. В11 (на установление последовательности событий) - 20%.

Качественный анализ (часть 3(С) Часть С остается трудной даже для группы хорошо подготовленных выпускников. Выполнение на уровне 20% Хуже всего справляются с заданиями С4, С6, С7, особенно по ХХ в.

Выполнение заданий ЕГЭ по части С Задание от макс. бал.) от макс. бал.) С158% С259% С353% С429,8% С5 1 балл – 32%. 2 балла – 21,6% С6 38,4%. На 4 балла – 7,4% С7 С 7.1 – 44% С 7.2 – 51,8%

Не приступали к выполнению или пропустили задание: Не приступали к выполнению или пропустили задание: 28% – С4, 28% – С4, 34% – С6, 39% – С5. Примечательно, что многие выпускники пропустили именно то задание, где требовалась аргументация, выражение своей мысли, где меньше возможности для трафаретного ответа. Многие выпускники даже не пытались выполнить задание С7 (на сравнение). Многие выпускники даже не пытались выполнить задание С7 (на сравнение).

Проблемные темы: внутренняя и внешняя политика Павла I; внутренняя и внешняя политика Павла I; культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой; культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой; народы России в первой половине XIX в., национальная политика самодержавия, Кавказская война; народы России в первой половине XIX в., национальная политика самодержавия, Кавказская война; народы Российской империи во второй половине XIX в., вклад российской культуры в мировую культуру; народы Российской империи во второй половине XIX в., вклад российской культуры в мировую культуру; культура начала ХХ в.; культура начала ХХ в.; внутренняя и внешняя политика советского правительства в гг.; внутренняя и внешняя политика советского правительства в гг.;

Проблемные темы: внешняя политика советского государства в е гг.; внешняя политика советского государства в е гг.; героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны, тыл в годы войны, идеология и культура в годы войны; героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны, тыл в годы войны, идеология и культура в годы войны; развитие науки и культуры в е гг.; развитие науки и культуры в е гг.; СССР во второй половине 1980-х гг., политика перестройки и гласности, попытки реформ экономики и политической системы, внешняя политика: «новое политическое мышление»; СССР во второй половине 1980-х гг., политика перестройки и гласности, попытки реформ экономики и политической системы, внешняя политика: «новое политическое мышление»;

Проблемные темы: становление новой российской государственности, события 1993 г., принятие Конституции 1993 г.; становление новой российской государственности, события 1993 г., принятие Конституции 1993 г.; переход к рыночной экономики; переход к рыночной экономики; политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России; политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России; Россия в системе современных международных отношений. Россия в системе современных международных отношений.

Структура экзаменационной работы по истории 2010 г. Часть 3(С) С1 – С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); каждое задание оценивается 2 баллами; С1 – С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); каждое задание оценивается 2 баллами; С4 – С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. С4 – С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию материала (4 балла); Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию материала (4 балла); С5 – анализ исторических версий и оценок (3 балла); С5 – анализ исторических версий и оценок (3 балла); С6 – анализ исторической ситуации (4 балла); С6 – анализ исторической ситуации (4 балла); С7 – сравнение (4 балла по 2 балла за определение общих характеристик и за установление различий. ). С7 – сравнение (4 балла по 2 балла за определение общих характеристик и за установление различий. ).

Проблемные задания

А-12(знание фактов) В царствование какого императора (Александра I, Николая I, Александра II, Николая II) произошло завоевание Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства; В царствование какого императора (Александра I, Николая I, Александра II, Николая II) произошло завоевание Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства; Какой город стал центром одного из новых промышленных районов, возникших в пореформенный период ( егг.). Какой город стал центром одного из новых промышленных районов, возникших в пореформенный период ( егг.). Оба вопроса относятся к XIX веку.

А19 (знание понятий) Приведены положения программы партии (сохранение сильной монархической власти пр совместном осуществлении власти царем и Государственной Думой, за сохранение помещичьего землевладения и за ограничение права рабочих не стачки), надо было выбрать партию (кадеты, октябристы, эсдеки, эсеры). Приведены положения программы партии (сохранение сильной монархической власти пр совместном осуществлении власти царем и Государственной Думой, за сохранение помещичьего землевладения и за ограничение права рабочих не стачки), надо было выбрать партию (кадеты, октябристы, эсдеки, эсеры). К какому периоду экономической политики Советского государства относятся понятия «червонец» и «концессия» (первой половины 1920-х гг., первой половины 30-х гг., второй половины 30-х гг.) К какому периоду экономической политики Советского государства относятся понятия «червонец» и «концессия» (первой половины 1920-х гг., первой половины 30-х гг., второй половины 30-х гг.) Оба вопроса относятся к первой половине XX века.

А 27(знание фактов, 1945 – 1991 гг.). Какое из названных событий относится к внешней политике СССР в период, когда руководителем был Н.С. Хрущев (ввод войск в Венгрию, вывод войск из стран Восточной Европы, ввод войск в Афганистан, разрыв отношений с Югославией). Какая официальная концепция пришла на смену принятой в период «оттепели» концепции развернутого построения коммунистического общества за ХХ лет (совершенствования «развитого социализма», окончательной победы социализма в СССР, «нового политического мышления», построения социалистического общества с «человеческим лицом»).

В1 (на установление последовательности событий ). Расположить в хронологической последовательности документы XVIII века и вписать буквы, которыми обозначены документы, в таблицу («Указ о трехдневной барщине», «Указ о единонаследии». «Манифест вольности дворянской», «Жалованная грамота городам»). Расположить в хронологическом порядке имена и вписать буквы/, которыми они обозначены, в таблицу (митрополит Макарий, Сергий Радонежский, Симеон Полоцкий, патриарх Филарет).

В10 (группировка фактов) В10 (группировка фактов) Выделить из перечня три понятия, термина, характеризующие правление Екатерины II (вольное экономическое общество, промышленный переворот, Уложенная комиссия, новоторговый устав, трехдневная барщина, Наказ). Выделить события и явления, связанные с княжением Ивана III (Смоленская война, Семилетняя война, стояние на реке Угре, присоединение Новгорода к Москве, созыв первого Земского собора, строительство московского Кремля).

В11 (установление последовательности событий) Расположить в хронологической последовательности события военной истории первой половины ХХ века (создание Первой Конной армии под командованием С.М. Буденного, поражение русских войск под командованием генерала А.Н. Куропаткина в битве под Мукденом, назначение генерала Г.К. Жукова Первым заместителем Верховного главнокомандующего, Брусиловский прорыв). Расположить в хронологической последовательности фамилии исторических личностей (К.А. Аксаков, А.Н. Радищев, В.И. Ленин, С.Л. Перовская).

По спецификации 2009 г. задания А12 включают материал по XIX веку, задания А19 – гг., А гг., А гг., и В11 по ХХ - началу XIX вв. Можно убедиться, что почти все наиболее трудные для учащихся задания относятся к XIX-XX вв.

Работа с источником С(1-3) В каждой из трех частей экзаменационной работы проверяется умение выпускников анализировать фрагменты документов. На экзамене требуется, чтобы выпускники знали различия в подходах к работе с историческими источниками разных видов в каждой из трех частей работы, умели определять по тексту цели их создания, время, место и обстоятельства их появления, авторство, соотносить документы со знаниями по истории периода, который в них представлен.

С(3). Составим схему ответа: Уточним объект характеристики – причины недовольства рабочих Выделим элементы ответа. Их три - две причины недовольства и одно основное последствие описанных в телеграммах событий. Схема ответа: Причины недовольства: 1)………….2)…………3)………… Основное последствие описываемых событий 1)……………… При ответе надо помнить, что следует опираться не только на текст документа, но и на знания по курсу истории. При ответе надо помнить, что следует опираться не только на текст документа, но и на знания по курсу истории.

С4. Задания для тренировки Назовите не менее трех положений, составляющих содержание понятия «декабристы». Приведите не менее двух названий программных документов декабристов. Выделим элементы ответа. Их пять. Это три положения, через которые надо раскрыть понятие декабристы и два их программных документа. Выделим элементы ответа. Их пять. Это три положения, через которые надо раскрыть понятие декабристы и два их программных документа. Уточним объект характеристики – кто такие декабристы. Уточним объект характеристики – кто такие декабристы.

Составим схему ответа: Понятие «декабристы» Понятие «декабристы» 1)…………. 1)…………. 2)………… 2)………… 3)………… 3)………… Программные документы декабристов Программные документы декабристов 1)……………… 1)……………… 2)…………….. 2)……………..

С (4) Задания для тренировки Укажите характерные черты политики правительства в х гг., направленной на развитие промышленности. Приведите не менее трех положений. Укажите характерные черты политики правительства в х гг., направленной на развитие промышленности. Приведите не менее трех положений. Приведите не менее двух фамилий государственных деятелей х гг., проводивших политику, направленную на развитие национальной промышленности. Приведите не менее двух фамилий государственных деятелей х гг., проводивших политику, направленную на развитие национальной промышленности.

С(4) Уточняем объект характеристики – политика правительства, направленная на развитие промышленности, ее характерные черты. Уточняем объект характеристики – политика правительства, направленная на развитие промышленности, ее характерные черты. Хронологические рамки периода – е годы XIX века. Хронологические рамки периода – е годы XIX века. Выделим элементы ответа – не менее трех положений данной политики. Выделим элементы ответа – не менее трех положений данной политики.

Составим схему ответа: е гг. XIX в. политика правительства развитие промышленности Три положения Три положения 1)…………. 1)…………. 2)………….. 2)………….. 3)…………. 3)…………. Государственные деятели, которые Государственные деятели, которые проводили эту политику (не менее двух) проводили эту политику (не менее двух) Итого у нас пять элементов ответа – три положения и две фамилии.

С(4) Задания для тренировки Составить схему ответа Назовите основные черты общественно-политического развития СССР в гг. Укажите не менее трёх черт. Приведите не менее двух примеров их проявления в общественно-политической жизни страны в этот период. Назовите основные черты общественно-политического развития СССР в гг. Укажите не менее трёх черт. Приведите не менее двух примеров их проявления в общественно-политической жизни страны в этот период.

С(4). Задания для тренировки Составить схему ответа Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI в.? (Назовите не менее трёх реформ). В чем заключалось их значение? (Укажите не менее трёх положений). Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI в.? (Назовите не менее трёх реформ). В чем заключалось их значение? (Укажите не менее трёх положений).

С(4). Задания для тренировки Составить схему ответа С4. Назовите основные внешнеполитические задачи, кото­рые решались в царствование Александра II. Укажите не менее двух задач. С4. Назовите основные внешнеполитические задачи, кото­рые решались в царствование Александра II. Укажите не менее двух задач. Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названых задач (не менее трёх примеров). Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названых задач (не менее трёх примеров).

С4. Задания для тренировки

Алгоритм решения С4 1. Внимательно прочитать задание. 2. Переструктурировать текст задания в опорную схему: 2.1. Уточнить объект обобщающей характеристики (внешняя политика, направления реформ, проблемы (трудности, негативные последствия) и его конкретные признаки: время, место, персоналии Указать, что и в каком количестве требуется назвать для характеристики этого объекта 2.3. Указать, сколько примеров нужно привести для иллюстрации содержания характеризуемого объекта

С(5) рассмотрение исторических версии и оценок. Сейчас в этом задании не надо самостоятельно формулировать противоположную точку зрения. Она дается в вопросе. Надо лишь выбрать. Сейчас в этом задании не надо самостоятельно формулировать противоположную точку зрения. Она дается в вопросе. Надо лишь выбрать. Выбирать следует ту оценку, которую ты можешь убедительнее аргументировать. Неважно, что другая точка зрения нравится больше. Выбирать следует ту оценку, которую ты можешь убедительнее аргументировать. Неважно, что другая точка зрения нравится больше. Надо четко выполнять задание – выбрать версию и аргументировать ее. Надо четко выполнять задание – выбрать версию и аргументировать ее. За простое переписывание точки зрения баллов не дают. За простое переписывание точки зрения баллов не дают. Ошибка, когда выбирают одну точку зрения, а аргументируют другую или обе сразу. Ошибка, когда выбирают одну точку зрения, а аргументируют другую или обе сразу.

С(5). Задания для тренировки Ниже приведены две точки зрения на политику П.А. Столыпина: 1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков. 2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С(5). Задания для тренировки Ниже приведены две точки зрения на русско- японскую войну гг.: 1. Со стороны России война носила оборонительный характер. 2. Россия вступила в войну из-за своей империалистической, захватнической политики. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С(5). Задания для тренировки Ниже приведены два суждения о причинах возникновения тайных обществ в первой четверти XIX в., формирования политических идей декабристов: 1. «Превращение общественного движения в революционное было вызвано самим правительством, его наклонностью подавлять каждое независимое... побуждение и мнение отдельных лиц и всего общества» (историк А.А. Корнилов). 2. События 14 декабря 1825 г. были навеяны извне, порождены мятежным духом Запада (Манифест 13 июля 1826 г.). Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Алгоритм выполнения задания С5 уяснение сути задания; уяснение сути задания; выявление исторической проблемы, ставшей предметом спора (дискуссии, разных подходов); выявление исторической проблемы, ставшей предметом спора (дискуссии, разных подходов); определении, какая из точек зрения представляется наиболее логичной, исторически обоснованной; отвечающей собственным взглядам. определении, какая из точек зрения представляется наиболее логичной, исторически обоснованной; отвечающей собственным взглядам. четкое формулирование (в виде тезисов) положения, аргументирующие выбранную точку зрения. четкое формулирование (в виде тезисов) положения, аргументирующие выбранную точку зрения.

С(6). Задания для тренировки Составить схему ответа Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В период «оттепели» в СССР, несмотря на выдвинутый на XX съезде КПСС принцип мирного сосуществования двух разных общественно-политических систем, противостояние этих систем продолжалось, что требовало усиления сотрудничества стран социализма. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В период «оттепели» в СССР, несмотря на выдвинутый на XX съезде КПСС принцип мирного сосуществования двух разных общественно-политических систем, противостояние этих систем продолжалось, что требовало усиления сотрудничества стран социализма. Какие изменения в отношениях СССР и других стран социалистического содружества произошли после XX съезда КПСС? Укажите не менее двух примеров, показывающих эти изменения. Назовите не менее двух причин, вызвавших эти изменения.

Составим схему ответа Уточним период - после ХХ съезда КПСС. Уточним объект характеристики – изменения в отношениях СССР и других стран социалистического содружества Примеры этих изменений Причины изменений (не менее двух): (не менее двух): 1)………… 1)……………… 2)………… 2)……………… Всего четыре элемента ответа – две причины и два примера.

С(6). Задания для тренировки Составить схему ответа Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В результате начатой в 1965 г. под руководством А.Н. Косыгина экономической реформы по совершенствованию планирования и стимулированию труда производителей, произошел прирост национального дохода СССР, увеличение валового общественного продукта. Какой была судьба начатой реформы в 1970-е гг.? Укажите не менее двух положений, отражающих её судьбу. Приведите не менее двух причин, которые предопределили судьбу реформы.

Схема ответа Уточним период – 1970-е годы Уточним объект характеристики – судьба реформы А.Н. Косыгина Положения, Причины, предопределившие отражающие такую судьбу судьбу (не менее двух) реформы (не менее двух)

С(6). Задания для тренировки Составить схему ответа В феврале марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьёзный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан. В феврале марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьёзный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трёх последствий. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трёх последствий.

С(6). Задания для тренировки Составить схему ответа Установление власти монгольских ханов над Русью ставило князей перед выбором; борьба или сотрудничество с завоевателями. Единства взглядов на этот вопрос не существовало. Какую позицию и почему занял Александр Невский? Укажите не менее двух положений. Назовите не менее трех последствий этой политики

С(6). Задания для тренировки Составить схему ответа Н.М. Карамзин писал о возвышении Москвы: сделалось чудо - городок, едва известный дот конца XIV в., возвысил главу и спас отечество». Какие причины обусловили возвышение Москвы? Укажите не менее трех причин. В чем заключалась роль московских князей в борьбе за обретение независимости Руси от Золотой Орды и в каких событиях это особенно ярко проявилось? Укажите не мене трех положений.

С(7). Задания для тренировки С(7). Задания для тренировки Сравните систему управления Древнерусским государством при первых русских князьях Олеге и Игоре и при Ярославе Мудром. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий). Сравните взгляды сторонников и противников норманнской теории. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).

С(7). Задания для тренировки Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведенных Н.С. Хрущёвым и М.С. Горбачёвым. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).

Главное внимание должно уделяться формированию умений: систематизировать, классифицировать исторические материалы, систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы с относящимися к ним конкретными примерами, подтверждать обобщенные суждения, выводы с относящимися к ним конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой. соотносить ряды представленной информации между собой. Для успешного оформления заданий части 3(С) большое значение имеет приобретение учащимися на занятиях умения тезисного оформления ответов.

Советы учителям и учащимся Иметь четкое представление о структуре экзаменационной работы, формах заданий в каждой из трех ее частей, соотношении количества заданий по основным периодам отечественной истории. Иметь четкое представление о структуре экзаменационной работы, формах заданий в каждой из трех ее частей, соотношении количества заданий по основным периодам отечественной истории. Предварительно ознакомиться с инструкциями по особенностям выполнения разного типа заданий, с правилами оформления ответов на специальных бланках (бланк ответов 2 надо заполнять аккуратно, разборчивым подчерком. Не стоит терять баллы из-за того, что эксперт не смог что-то прочитать). Предварительно ознакомиться с инструкциями по особенностям выполнения разного типа заданий, с правилами оформления ответов на специальных бланках (бланк ответов 2 надо заполнять аккуратно, разборчивым подчерком. Не стоит терять баллы из-за того, что эксперт не смог что-то прочитать). Ознакомиться с системой оценивания ответов на задания ЕГЭ. Ознакомиться с системой оценивания ответов на задания ЕГЭ.

Советы учителям и учащимся Использовать при подготовке к ЕГЭ всех типов заданий, вошедших в варианты ЕГЭ (в качестве обучающих, а затем и контролирующих заданий). Использовать при подготовке к ЕГЭ всех типов заданий, вошедших в варианты ЕГЭ (в качестве обучающих, а затем и контролирующих заданий). Особое внимание обращать на те задания частей 1(А) и 2(В), которые требуют проведения группировки событий, явлений, их итогов, последствий и т.д., систематизации знаний. Особое внимание обращать на те задания частей 1(А) и 2(В), которые требуют проведения группировки событий, явлений, их итогов, последствий и т.д., систематизации знаний. Изучение хронологии должно быть тесно связано с историческим контекстом, с особенностями рассматриваемой эпохи, с происходящими процессами, с деятельностью выдающихся личностей. Изучение хронологии должно быть тесно связано с историческим контекстом, с особенностями рассматриваемой эпохи, с происходящими процессами, с деятельностью выдающихся личностей.

Советы учителям и учащимся Следует очень внимательно читать задание, прежде чем приступать к его выполнению. Следует очень внимательно читать задание, прежде чем приступать к его выполнению. Нужно стремится точно воспринимать формулировки заданий как устных, используемых учителем, так и письменных, предлагаемых авторами учебников и пособий. Нужно стремится точно воспринимать формулировки заданий как устных, используемых учителем, так и письменных, предлагаемых авторами учебников и пособий. Надо выделять в задании ключевые слова Надо выделять в задании ключевые слова

При работе с документом Следует очень внимательно, несколько раз прочитать документ, фиксируя (можно выписывать, выделять, подчеркивать) наиболее важные мысли. Следует очень внимательно, несколько раз прочитать документ, фиксируя (можно выписывать, выделять, подчеркивать) наиболее важные мысли. Следует учитывать, что выполнение заданий на анализ документа предполагают применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода, а не только извлечение информации из источника. Следует учитывать, что выполнение заданий на анализ документа предполагают применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода, а не только извлечение информации из источника. Не стоит переписывать текст документа по абзацам. Надо на основе выделенных главных положений сформулировать ответ. Не стоит переписывать текст документа по абзацам. Надо на основе выделенных главных положений сформулировать ответ.

Приступая к ответу Надо уточнить исторический период, о котором идет речь. Надо уточнить исторический период, о котором идет речь. Необходимо уточнить объект характеристики (социальная политика, политика в сфере промышленности, мероприятия в области культуры, особенности внешней политики, причины неудач…) Необходимо уточнить объект характеристики (социальная политика, политика в сфере промышленности, мероприятия в области культуры, особенности внешней политики, причины неудач…) Прежде, чем приступить к ответу, надо выделить все необходимые элементы ответа и уточнить их обязательное количество (сколько должно быть названо причин, положений, аргументов, проявлений… Прежде, чем приступить к ответу, надо выделить все необходимые элементы ответа и уточнить их обязательное количество (сколько должно быть названо причин, положений, аргументов, проявлений… Надо составлять схему ответа и строить ответ в соответствии со структурой вопроса. Надо составлять схему ответа и строить ответ в соответствии со структурой вопроса. Не нужно писать ответ развернутым текстом. Необходимо четко выделять в вопросе элементы содержания: причины, следствия, проявления, характерные черты, аргументы и факты Не нужно писать ответ развернутым текстом. Необходимо четко выделять в вопросе элементы содержания: причины, следствия, проявления, характерные черты, аргументы и факты

В ответе: В ответе: Отвечать строго на вопрос задания Отвечать строго на вопрос задания Надо все время заставлять себя рассуждать, делать логические умозаключения, а не просто вспоминать. Надо все время заставлять себя рассуждать, делать логические умозаключения, а не просто вспоминать. Лучше, если элементов содержания будет больше, чем требуется в задании (за неправильный ответ баллы не снижают, а вот избыточное количество элементов ответа повышает шанс получить максимальный балл). Лучше, если элементов содержания будет больше, чем требуется в задании (за неправильный ответ баллы не снижают, а вот избыточное количество элементов ответа повышает шанс получить максимальный балл).

В ответе: Надо быть предельно аккуратными и внимательными в формулировках ответов. Они не должны быть односложными. Каждый пункт должен раскрывать сущность вопроса. Надо быть предельно аккуратными и внимательными в формулировках ответов. Они не должны быть односложными. Каждый пункт должен раскрывать сущность вопроса. В заданиях на установление соответствия, установление хронологической последовательности (В1, В2, В4, В7, В8, В10 и В11 надо обязательно сначала заполнять приведенную внизу табличку. Она поможет вам правильно записать буквы (или цифры) и затем точно перенести их в бланк ответа 1 (обращайте особое внимание на то, что нужно внести в бланк – буквы или цифры). В заданиях на установление соответствия, установление хронологической последовательности (В1, В2, В4, В7, В8, В10 и В11 надо обязательно сначала заполнять приведенную внизу табличку. Она поможет вам правильно записать буквы (или цифры) и затем точно перенести их в бланк ответа 1 (обращайте особое внимание на то, что нужно внести в бланк – буквы или цифры).

Следует серьезнее относиться к выполнению заданий части (3)С. Те, кто стремиться к максимально высокому баллу должны знать, что 7 заданий высокого уровня сложности дают в совокупности 21 максимальный первичный балл из 68, то есть 30, 9 % от общего количества баллов. Следует серьезнее относиться к выполнению заданий части (3)С. Те, кто стремиться к максимально высокому баллу должны знать, что 7 заданий высокого уровня сложности дают в совокупности 21 максимальный первичный балл из 68, то есть 30, 9 % от общего количества баллов.

XIX и XX веку- особое внимание! По XIX веку – 14,7% заданий Около 40% заданий в материалах ЕГЭ дано по истории России ХХ - начала XXI вв. По периоду г – 14,7 % заданий. По периоду г – 14,7 % заданий. По периоду гг. – 16,1 % заданий (в том числе по Великой Отечественной войне 2,9%). По периоду гг. – 16,1 % заданий (в том числе по Великой Отечественной войне 2,9%). По разным периодам ХХ века дается задание В11 -1,5 %. По разным периодам ХХ века дается задание В11 -1,5 %. А есть еще задания в части 2(В) и 3(С), не привязанные к определенному периоду, и среди них обязательно включаются задания по XX веку. А есть еще задания в части 2(В) и 3(С), не привязанные к определенному периоду, и среди них обязательно включаются задания по XX веку.

Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании истории России в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»

Информационная поддержка ЕГЭ Информационная поддержка ЕГЭ Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» Федеральный институт педагогических измерений Федеральный институт педагогических измерений «Образовательные ресурсы Интернет. История» ( «Образовательные ресурсы Интернет. История» (

Всё для абитуриентов и поступающих Статистика ЕГЭ В помощь учителю center.fio.ru/som/ center.fio.ru/som/

Головной сайт Центра тестирования Минобразования РФ. Головной сайт Центра тестирования Минобразования РФ. ФГУ «Федеральный центр тестирования» открывает на 2009/2010 учебный год проект по проведению добровольного тренировочного тестирования учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений с целью оценки качества учебных достижений. ФГУ «Федеральный центр тестирования» открывает на 2009/2010 учебный год проект по проведению добровольного тренировочного тестирования учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений с целью оценки качества учебных достижений. ФГУ «Федеральный центр тестирования» открывает на 2009/2010 учебный год проект по проведению добровольного тренировочного тестирования учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений с целью оценки качества учебных достижений. ФГУ «Федеральный центр тестирования» открывает на 2009/2010 учебный год проект по проведению добровольного тренировочного тестирования учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений с целью оценки качества учебных достижений.

ЕГЭ-2010: История. Сборник заданий/ Н.И.Ворожейкина, Е.А.Гевуркова и др., М.: Просвещение, Эксмо, ЕГЭ-2010: История. Сборник заданий/ Н.И.Ворожейкина, Е.А.Гевуркова и др., М.: Просвещение, Эксмо, История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки» /Алексашкина Л.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 (Серия «Контрольные измерительные материалы). История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки» /Алексашкина Л.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 (Серия «Контрольные измерительные материалы). История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М. СПб.: Тригон, 2009 История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М. СПб.: Тригон, 2009 История. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Н. Фукс, В.В. Сухов, А.С. Ермаков, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков. - М.: Вентана-Граф, 2009 История. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Н. Фукс, В.В. Сухов, А.С. Ермаков, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков. - М.: Вентана-Граф, 2009

История. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Фукс, В.В. Сухов, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков, А.В. Хомяков. - М.: Вентана-Граф, 2009 История. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Фукс, В.В. Сухов, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков, А.В. Хомяков. - М.: Вентана-Граф, 2009 ЕГЭ История России. Методические материалы/Авт.сост. Я.В. Соловьев. – М.: Эксмо, ЕГЭ История России. Методические материалы/Авт.сост. Я.В. Соловьев. – М.: Эксмо, Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. История/ Соловьев Я.В., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. – М.: Интеллект-Центр, 2009 Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. История/ Соловьев Я.В., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. – М.: Интеллект-Центр, 2009 ЕГЭ. История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М.. – СПб.: Тригон, 2009 (гриф подтвержден) ЕГЭ. История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М.. – СПб.: Тригон, 2009 (гриф подтвержден)