Профильные элективные курсы как форма обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями Тяпкина Е.В. зав.кафедрой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации к составлению программ элективных курсов.
Advertisements

Структура программы факультативного/элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Информационное.
Ю.С.Шапакина, руководитель структурного подразделения перспективных образовательных технологий Учебно-методического центра Солнечногорск 2007.
Алгоритм создания. (Рекомендации для учителя). Научись быть гибким и хорошо приспосабливаться, изучи все доступные тебе ресурсы. Дело не в том, сколько.
Особенности организации и проведения элективных курсов на предпрофильной ступени обучения Из опыта работы учителей биологии, химии и экологии МОУ СОШ 3.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Как создать элективный курс по предмету изоискусство? Учитель ИЗО МОУ ПСОШ 1 Хорошилова Н. П.
Старший преподаватель кафедры информатизации образования Кучмий Татьяна Васильевна.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Программа элективного курса И.В.Ларионова. Элективные курсы (курсы по выбору) обязательны для старшеклассников. Они входят наряду с базовыми и профильными.
Цель образования: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Роль информационных технологий в реализации концепции профильного образования Материалы к педсовету Кемерово, 2004 МОУ «Средняя общеобразовательная.
Из опыта работы учителя математики Боярской Марии Николаевны.
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
Транксрипт:

Профильные элективные курсы как форма обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями Тяпкина Е.В. зав.кафедрой информатики СарИПКиПРО

Предпосылки Многолетняя история развития профильного обучения Опыт других стран Реформа системы образования России Концепция профильного обучения

XIX век – реальные и классические гимназии «Основные принципы единой трудовой школы 1918 г.» 1932 г – унификация школ Конец 50-х гг – производственная практика в старших классах гг – специализированные школы с углубленным изучением ряда предметов (классы, факультативы) С конца 80-х гг - реформы общего среднего образования – профильные классы и классы, спрофилированные на вуз г – Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

приказ Минобразования России от В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены среди целей перехода к профильному обучению – создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования

Опыт других стран Франция, Италия, Испания, Дания и др. Занятия осуществляются в соответствии с планами и программами для данного профиля обучения. Факультативы и предметы по выбору играют вспомогательную роль. США Самостоятельный выбор учащимися элективных курсов в дополнение к небольшому количеству обязательных дисциплин.

Роль учебных дисциплин в профильном обучении -базовые образовательные – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения; -профильные образовательные – курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения; -элективные – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%.

Элективные курсы Учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам Расширяют возможности базовых и профильных курсов Учитываются познавательные интересы учащихся, возможности педагогов и условия материально- технической оснащенности школы В отличие от факультативов, учащийся обязан выбрать и посетить несколько ЭК По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника

Типы элективных курсов 1. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. 2. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. 3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Предметные курсы 1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно. 2) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

Предметные курсы 3) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами из области информатики могут служить: «Информационные системы и модели», «Информационные основы управления», «Сетевые технологии. Создание и размещение сайтов» 4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Примеры таких курсов; «Компьютерное делопроизводство», «Дизайн в полиграфии»

Предметные курсы 5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Как делаются открытия», «Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерное моделирование», «Компьютерная графика» 6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). 7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

Межпредметные элективные курсы интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов могут быть: «Компьютерная обработка коммерческой информации», «Информационные технологии в экономике», «Информационные технологии в праве и юриспруденции» В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию: быть компенсирующим курсом быть обобщающим курсом

Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам. Примеры таких курсов, из числа победителей 2-го этапа конкурса, проводимого НФПК в 2003 году: «Психология человека и человеческого общества», «Эффективное поведение в конфликте», «Условия успешной коммуникации», «Искусство анализа художественного текста», «Информационная культура и сетевой этикет школьника», «Основы журналистского мастерства», «Основы дизайна» и др.

Алгоритм проектирования элективного курса по информатике (Богомолова Е. В.) 1. Познакомиться с классом (состав класса, психолого- педагогические характеристики учащихся, профиль класса, направление профориентации и т. д.), для которого будет проектироваться элективный курс по информатике. 2. В соответствии с направленностью класса и характеристиками учащихся, а также собственными знаниями и интересами в области информатики составить список возможных курсов.

Проектирование элективного курса по информатике 3. Провести анкетирование учащихся (профессиональные интересы, интересы в области информатики, предпочтительный выбор элективного курса из предложенного списка и т. д.). 4. На основе анализа анкет учащихся определить тематику элективного курса (или нескольких курсов в зависимости от возможностей школы), цели его изучения.

Проектирование элективного курса по информатике 5. Выбрать программную среду, с использованием которой будет организован курс. 6. Отобрать материал для содержания курса.

Проектирование элективного курса по информатике 7. Создать методические документы, моделирующие педагогическую систему обучения курсу (название курса, цели его преподавания, содержание обучения и воспитания, описание дидактических процессов и организационных форм обучения). 8. Подготовить учебно-методический комплект (УМК) для сопровождения курса (тематическое и поурочное планирование, программная поддержка курса, демонстрационный материал, банк заданий для учащихся и т. д.).

Проектирование элективного курса по информатике 9. Наметить возможные индивидуальные траектории обучения для каждого учащегося. 10. В процессе преподавания корректировать методическую систему, УМК и индивидуальные траектории обучения учащихся.

Алгоритм конструирования программы ЭК (Воронина Г.А.) Определение названия курса с учетом его типологии Отбор содержания в зависимости от поставленных задач и профиля класса Построение логической структуры курса Выявление соотношения основного и дополнительного учебного материала Выбор формы организации учебного процесса и отчетности учащихся

Физико-математический8 ч / нед на два года обучения Информационно- технологический 8 ч / нед на два года обучения Индустриально- технологический 2 ч / нед на два года обучения Физико-химический Химико-биологический Биолого-географический Агротехнологический Социально-экономический2 ч / нед на два года обучения Социально-гуманитарный Филологический Художественно-эстетический Оборонно-спортивный Универсальный2 ч / нед на два года обучения

Основные этапы алгоритма создания программы ЭК 1. Выбор возрастной категории учащихся: 10 кл или 11 кл

Основные этапы алгоритма создания программы ЭК 2. Определение типа курса в соответствии с его целями позволит сформулировать наименование программы. (Цели курса записываются в пояснительной записке)

Цели профильного ЭК Углубление или расширение рамок одного или нескольких профильных предметов Повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ Приобретение практико-ориентированных знаний и умений как в границах учебного предмета, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях

Основные этапы алгоритма создания программы ЭК 3. Вид элективного курса и его ведущий компонент (научные знания, способы деятельности, эмоционально- ценностные отношения, опыт творчества) играют решающую роль в отборе учебного материала. Ведущий компонент позволяет выявить наиболее значимые из формирующихся знаний, умений, отношений

Группы учебных предметов согласно типологии И.К.Журавлева и Л.Я.Зориной Учебные предметы с ведущим компонентом научные знания, или основы наук (физика, география, биология, история, обществоведение, естествознание, право и т.д.) УП с ведущим компонентом способы деятельности (родной язык, иностранный язык, математика, технология, информатика, химия, черчение и т.д.)

Группы учебных предметов согласно типологии И.К.Журавлева и Л.Я.Зориной УП с ведущим компонентом эмоционально-ценностные отношения (музыка, изобразительное искусство, МХК, литература)

Основные этапы алгоритма создания программы ЭК 4. Выделение приоритетных задач в зависимости от профильной направленности позволяет сформулировать основные содержательные блоки. Задачи раскрываются в пояснительной записке, а содержательные блоки должны быть включены в основной текст.

Основные этапы алгоритма создания программы ЭК 5. Определение логической структуры курса отражено в последовательности изучаемых тем и может составить основу тематического планирования

Структура ЭК Линейное построение предполагает постоянное продвижение в одном направлении. Существует явная взаимосвязь элементов содержания, выстроенных в единую цепь (характерны для курсов повышающих уровень изучения предмета) Концентрическая структура – ЭК где предусматривается усвоение учебного материала на разных уровнях сложности Блочно модульная – предполагает использование равноценных блоков или модулей, имеющих заданную внутреннюю структуру, количество модулей зависит от целей и типологии курса Целевая структура – основное содержание курса относится не к одной учебной дисциплине, а к различным областям знаний и отбирается в зависимости от цели, которая должна быть достигнута в ходе учебного процесса.

Основные этапы алгоритма создания программы ЭК 6. Объем и роль вспомогательных знаний конкретизируют основное содержание и определяют общие требования к результатам (Логические, методологические, философские, историко-научные, межпредметные, оценочные,…)

Основные этапы алгоритма создания программы ЭК 7. Выбор форм организации учебного процесса отражен в тематическом планировании Учебное время, отводимое на ЭК в профильном обучении, включает часы на проведение учебных практик, создание проектов, на исследовательскую деятельность Дистанционное обучение через Интернет Лекция, семинар, практикум, ролевые игры, дискуссионный клуб, экскурсии

Основные этапы алгоритма создания программы ЭК 8. Отбор наиболее значимых способов действий школьников с учебным материалом, он влияет на планируемые образовательные результаты и формы отчетности по элективным курсам. Способы действий зависят от тематики ЭК и интересов учащихся конкретного профиля

Способы действий Если ведущий компонент – способы деятельности – предусматривается формирование умений и навыков (решение задач, практикумы) В ЭК гуманитарной направленности наиболее часто предлагаются учебные действия, ориентированные на работу с научной и справочной литературой. (Составить развернутый план, приготовить сообщение)

Способы действий В ЭК естественно-математической направленности в большей степени применимо составление схем, таблиц, решение задач, построение графиков, работа с объектами живой природы

Формы отчетности Общественный опрос, собеседование, семинары-обсуждения, зачетные мероприятия, участие в круглых столах и ролевых играх, защита практических работ и проектов, участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах или конференциях, оформление портфолио, творческие работы

Часто задаваемые вопросы Журнал? Оценивание? Запись в аттестат? Можно ли проводить авторский курс? Какие курсы рекомендованы на уч.г.? Где взять материалы ЭК? Какие требования к ЭК? Будет ли в этом году конкурс элективных курсов? Где обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов? Где обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов?

Часто задаваемые вопросы Журнал -Если есть пустые страницы в общем журнале или -Заводится отдельный журнал для элективных курсов (рекомендуется) -Записывается название элективного курса -Отмечается посещение -Выставляются оценки

Часто задаваемые вопросы Оценивание -Система оценивания достижений учащихся прописывается в положении об элективных курсах, принятом в общеобразовательном учреждении -Профильные элективные курсы оцениваются по пятибалльной системе. -В ходе курса пополняется портфолио учащегося. -Положение о портфолио Сайт edu.seun.ru

Часто задаваемые вопросы Запись в аттестат -в аттестат об окончании школы заносятся элективные курсы длительностью не менее 35 часов

Часто задаваемые вопросы Можно ли проводить авторский курс? -НЕТ -Используются только профильные элективные курсы, перечисленные в списке рекомендованных на уч.г.

Часто задаваемые вопросы Какие курсы рекомендованы на уч.г.? -Приказ МО 635 от г. «Об учебно-методическом сопровождении регионального базисного учебного плана 2004 г.» В рассылке кафедры информатики

Часто задаваемые вопросы Где взять материалы ЭК? -Региональный центр по эксперименту введения предпрофильной подготовки и профильного обучения -Авторы -Портал edu.seun.ru -Методическая служба компании БИНОМ PiL- курсы Microsoft metodist.lbz.ru/about_pil.html

Часто задаваемые вопросы Какие требования к ЭК? -На территории Саратовской области продолжительность профильного элективного курса: часов -критерии оценки программ элективных курсов.

Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями. Критерии оценки программ элективных курсов

Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.) Критерии оценки программ элективных курсов

Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы. Критерии оценки программ элективных курсов

Часто задаваемые вопросы Будет ли в этом году проводиться конкурс элективных курсов? -с март-апрель – конкурс авторских программ -положение о конкурсе – на портале edu.seun.ru -январь 2009 г. центр по эксперименту проводит семинар по правилам составления авторских программ элективных курсов -ваши предложения могут быть учтены в списке элективных курсов, рекомендованных на следующий учебный год Обсуждение ЭК на страницах ВМО учителей информатики на Wiki

Часто задаваемые вопросы Где обсуждаются вопросы организации и проведения элективных курсов? it-n.ru