учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ165 г.Казани Галямовой О.Е. Презентация урока развития речи с НРК в 8 классе «Описание памятника А.С.Пушкину.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение-описание «Памятник А.С.Пушкину в Казани» Презентацию выполнила: учитель высшей квалификационной категории Соловцова Ольга Сергеевна МАОУ «Лицей.
Advertisements

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности Описание памятника А.С. Пушкину в Москве Изобрази ты в нём.
С Сочинение публицистического характера. Описание архитектурного памятника своей местности Подготовила учитель русского языка и литературы Волошина Ирина.
Памятник А.С. Пушкину в Москве. (Подготовка к сочинению-описанию памятника)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Александр Сергеевич.
Описание памятника архитектуры Описание памятников А.С.Пушкину (подготовка к сочинению) Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 28 Вершкова Н.В.
«Памятники А.С. Пушкину в Оренбуржье» Выполнила: Пенина Екатерина ученица 10 А класса Руководитель: Галеева Н.И. учитель русского языка и литературы высшей.
1 Крейнович З. Ю., учитель русского языка и литературы Лингвистической гимназии 23 г. Владимира Урок подготовки к сочинению- описанию памятника (по учебнику.
Памятники войны Подготовили учащиеся 8 «а» класса МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов пгт Санчурск учебный год.
Урок обучения написанию сочинения-описания памятника Учитель Кирякова М. В. Гимназия 513.
Двадцать седьмое января. Сочинение. Одна из достопримечательностей нашего города.
Александр Сергеевич Пушкин ( ) Кипренский Орест Адамович, 1827.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Описание местности Урок русского языка в 8 классе.
Презентация к уроку развития речи в 8 классе «Описание памятника. Подготовка к сочинению» Букина О. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия.
В презентации использованы творческие работы Ирины КОЛМОГОРЦЕВОЙ художника-графика, члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств Республики.
Портрет - заимствованное а Петровскую эпоху из французского языка – «нарисованное, выставленное» Портрет – это изображение в живописи, рисунке, гравюре,
История создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
История создания произведения «Капитанская дочка» А.С.Пушкин.
Подготовка к сочинению – описанию памятника А.С.Пушкину (скульптор А.М. Опекушин). Урок развития речи в 8 классе.
Транксрипт:

учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ165 г.Казани Галямовой О.Е. Презентация урока развития речи с НРК в 8 классе «Описание памятника А.С.Пушкину в Казани» «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

1) познавательная – познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры, с историей создания памятника А.С.Пушкину в Казани, напомнить о пребывании поэта в нашем городе в 1833 г.(этот материал знаком по «Истории создания «Капитанской дочки»). 4) воспитательная 4) воспитательная – воспитывать бережное отношение к памятникам культуры. Работа рассчитана на 3 часа: 1ч.- экскурсия, 2ч.- обсуждение и написание Цели урока: 2) обучающая 2) обучающая – учить составлять текст-описание скульптуры, писать сочинение соответствующего жанра. 3) развивающая 3) развивающая – развивать речь.

3. Индивидуальные задания для самостоятельного подготовленных докладов, сообщений по теме (об истории создания, об авторском коллективе, о творческом замысле). Подготовка к сочинению : 1.Возможно включение в уроки русского языка упражнений, свободных диктантов или небольших изложений, дающих информацию о скульптурном произведении, о конкретном памятнике. 1.Возможно включение в уроки русского языка упражнений, свободных диктантов или небольших изложений, дающих информацию о скульптурном произведении, о конкретном памятнике. 2. развертывание экспозиции по теме в кабинете. Собирание материалов в альбом: иллюстраций, открыток, вырезок из газет и журналов. 4. Организация экскурсии к памятнику. Детальное знакомство с ним.

Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения. В беседе следует обратить внимание на следующее: памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент). Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями. Возможные вопросы-задания во время экскурсии: 1) Общий вид памятника. Как он вписывается в пространство местности: площади, улицы? 2) Вид на памятник с разных точек обзора: прямо, сбоку, сзади. Детали памятника. 3) Пьедестал. Надпись на нем. Из какого материала выполнены скульптура и пьедестал? 4) Впечатление, производимое памятником. ЭКСКУРСИЯ

Имя Пушкина с 1899г. носит одна из центральных улиц Казани. На ней, в полукружии здания Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля, установлен памятник великому поэту (скульптор Н.К. Вентцель). Монумент был открыт в 1956 году, примерно на этом же месте до начала 30-ых годов ХХ века находился памятник Г.Р.Державину – нашему земляку, поэту, учителю Пушкина, варварски снесенный. Символично то, что в другом полукружии театра стоит бронзовая фигура Габдуллы Тукая. Произведения обоих поэтов не сходят со сцены театра. Здесь ежегодно почитатели лирики Александра Сергеевича собираются 6 июня в день его рождения, говорят о литературе, возлагают цветы. Здесь звучат стихи, открываются новые поэтические имена. Это ли не лучшая дань памяти потомков писателю, который вот уже более полутора века тому назад нашел в нашем городе и новые краски для своих произведений, и искреннее расположение людей, почитавших за счастье личное общение с ним. Ход урока: 1) Оргмомент Вступительное слово учителя о памятниках А.С.Пушкину в Москве и Санкт-Петербурге. Показ иллюстраций. Вспомнить материал упражнения 253с.119 учебника о скульпторах этих монументов. 2)Актуализация знаний. Исторический комментарий о пребывании поэта в Казани. А.С.Пушкин посетил наш край в сентябре 1833г. Он писал «Историю Пугачева» и решил осмотреть места сражений, побеседовать с очевидцами событий Крестьянской войны. В Казань Пушкин приехал в 12-м часу ночи 5 сентября, пробыл здесь 2 суток и 7 часов, виделся со своим другом Е.Боратынским, познакомился с К.Фуксом и его супругой. Посещение Казани помогло Александру Сергеевичу во многом взглянуть на факты и события по-другому, переосмыслить их. Казанские впечатления нашли отражение и в повести «Капитанская дочка». В Казани к Пушкину всегда относились с большим уважением и трепетной любовью. Дни, проведенные им в нашем городе, как бы приблизили этого титана духа к нашей повседневной жизни, связали дыхание таких разных эпох. Огромную притягательную силу пушкинского слова, влияние его таланта на собственное творчество отметил в свое время еще Г.Тукай: Если Лермонтов и Пушкин Каждый солнце в небесах. Я луною светлой буду, Их лучи в моих стихах.

Ключевые слова и фразы к сочинению: во весь рост, руки сложены на груди, прислонившись, нога чуть выдвинута вперед, спокойная поза, выражение лица серьезно, взгляд задумчив и устремлен прямо на зрителя, губы плотно сжаты; одет во фрак, плащ с одного плеча ниспадает мягкими складками и др. Дидактический материал Карточка, на которой – иллюстрация памятника, словарные и ключевые слова. Словарная работа: Н.К. Вентцель, пьедестал (от франц. Piede - нога), постамент, скульптор, ваятель, художник, статуя, монумент, памятник (кому?) Пушкину, портрет (кого?) Пушкина.

Составление и обсуждение плана сочинения 3) Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении (описание): А) общий вид, постамент, из какого материал сделан, цвет, форм пьедестала; Б) фигура Пушкина, одежда, поза, лицо, взгляд, выражение чувств, мыслей; В) детали (книга). План 1) Вступление. Чем обусловлено установление памятника Пушкину в Казани. Историческая справка. Написание сочинения на черновик. Продолжение работы дома или в классе, если позволяет время. 2) Местонахождение монумента, скульптор, дата открытия. Как фигура поэта вписывается в городской, театральный ансамбль города. 4) Впечатление от произведения Н.К.Вентцеля. Значение памятника.

Результаты Лучшие сочинения Памятник А.С. Пушкину в Казани Сочинение Малановой Н. В нашем городе много памятников. Все они посвящены либо выдающимся людям, либо историческим событиям. Нас интересует памятник А.С. Пушкину. Мы все знаем, что в 1833 году, в сентябре месяце, А.С. Пушкин несколько дней провел в Казани. Великого поэта интересовала личность Емельяна Пугачева, который после ареста в 1772 году содержался в казанском каземате, затем бежал, прятался на окраинах города и продолжал свою бунтарскую деятельность. Пушкин встречался с людьми, которые рассказывали ему о Пугачеву по воспоминаниям своих родителей, близких, бывших участников Крестьянской войны. Здесь же состоялась встреча Пушкина с Баратынским, своим другом и другом многих декабристов. Визит Александра Сергеевича был встречен Казанской интеллигенцией с большой радостью. В то время Казань занимала третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству печатных изданий. В честь столетия со дня рождения Пушкина, жители Казани хотели назвать его именем известную нам площадь Тукая, но назвали только улицу. В 1956 году у театра оперы и балета имени Муссы Джалиля был установлен памятник Пушкина. Скульптором является Н.К. Вентцель. К сожалению, подробной информации о нем не имеется. Хочу рассказать подробнее о самом памятнике. В боковой стене театра имеется ниша. Там на гранитном постаменте возвышается бронзовый Пушкин. Поэт запечатлен в полный рост. Он стоит прислонившись к чему-то. Его правая нога выдвинута чуть вперед, голова наклонена, руки сложены на груди. Он словно смотрит сверху на нас. Его взгляд задумчив, может даже мечтателен. Выражение лица серьезно и сосредоточенно. Пушкин одет во фрак, с одного плеча небрежно ниспадает складками плащ. Справа от поэта на подставке лежит книга. От фигуры Пушкина веет спокойствием и уверенностью. Когда я стояла рядом с монументом, и все время чувствовала, что мне что-то не хватает. И уже позже я поняла, что мне не хватало булыжной мостовой, карет на улицах, мужчин в высоких цилиндрах и женщин в длинных пышных платьях. Я бы очень хотела оказаться в том времени и послушать стихи А.С. Пушкина в исполнении автора.

Одна из центральных улиц нашего города названа в честь великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. На ней расположен театр оперы и балета им. М. Джалиля, около которого поставлена скульптура в память о недолгом пребывании А. С. Пушкина в Казани. Памятник, на мой взгляд, удачно вписывается в городской ансамбль, полукружие театра словно образует нишу, создает камерную атмосферу, защищает статую от неблагоприятного воздействия ветров, дождя, снега. Напротив стоят старинные жилые дома, проходит транспорт, и люди невольно обращают внимание на скульптуру. Поэт приезжал в город в 1833 году. Он встретился здесь со своим другом Е. Баратынским и познакомился с краеведом Карлом Фуксом, который помог ему в сборе документов о пугачевском восстании. Эта информация понадобилась для создания «Истории Пугачева». Как я уже писала, памятник поставлен неслучайно около театра, ведь произведения Пушкина не сходят со сцены. Автор скульптуры - Н.К. Вентцель, установили памятник в 1956 году практически на том самом месте, где до 30-ых гг. ХХ века находился (затем варварски снесенный) монумент Г.Р.Державину, поэту, нашему земляку и учителю Александра Сергеевича. Бронзовая фигура стоит на пьедестале, отделанном мрамором, а внизу скромно написано: А. С. Пушкин Скорее всего, поэт изображён в последние годы жизни – зрелым, будто пытающимся разрешить противоречия судьбы, напряженно о чем-то размышляющим. Быть может, о книге, которая лежит рядом. Он прислонился к чему-то, поза спокойная, руки сложены на груди, правая нога чуть выдвинута вперёд. Взгляд Пушкина устремлён прямо на зрителя, губы плотно сжаты, лицо сосредоточенное, задумчивое, кажется, даже суровое. Одет поэт во фрак, на шее повязан платок, плащ мягкими складками спускается с плеч. Горожанам этот памятник дорог, он является не только символом памяти о приезде Пушкина в Казань, но воплощает мысли, чаяния поэта о том, что его творчество будет нужно людям во все времена, что его не забудут. К подножию памятника люди кладут свежие цветы, в день рождения Пушкина здесь звучат стихи. Скульптура Вентцеля мне понравилась тем, что проста и величественна одновременно. Можно долго стоять возле нее, вспоминать знакомые стихотворные строки, размышлять о короткой и такой блестящей жизни поэта, гордиться тем, что он побывал в нашем городе. Сочинение Ахметвалиевой Г.

Скульптор этого монумента –ваятель Вентцель. Одна нога выдвинута вперед, а вторая скрылась во фраке. Если бы не было здесь памятника, ходить здесь было бы скучно… Его монумент выглядит настолько живым, что, кажется, сейчас заговорит. Но он молчал… Монумент окружает площадь Свободы. Он стоял с гордо вытянутой шеей. Пушкин одет в плащ, длинные сапоги, а остальные вещи не видно из-за плаща. Сзади памятника стоит стена театра. Нарочно не придумаешь Улыбнемся вместе

Методлитература: Р. Бикбулатов. Казань: знаменитые люди. – Казань, издательство «Заман», 2003 С. Бархударов. Учебник русского языка. – Москва, «Просвещение», 2000 Г.Р.Старовойтова «Уроки русского языка 7 класс». – Москва, «Просвещение», 1989