Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края Правительство Хабаровского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поддержка развития инновационных территориальных кластеров в Российской Федерации Довгий Владимир Иванович Заместитель генерального директора ОАО «МАЦ»
Advertisements

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Технологические инновации – основа развития экономики Удмуртской Республики М.А. Плетнев, руководитель Центра стратегических инициатив и развития ИжГТУ.
Потенциал создания территорий инновационного развития в российских регионах: стартовые условия, перспективы, региональная политика Иван Огнев директор.
Роль инжиниринговых компаний в инвестиционном процессе СМП.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
Инновационный кластер (Определение МЭР) Под инновационным территориальным кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий.
1 МероприятияРезультат Цикл мероприятий по созданию ТП: - подписание соглашений о сотрудничестве с участниками технологической платформы; - утверждение.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Самара, 17 ноября 2011 г. О развитии территориальных кластеров Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Транксрипт:

Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края Правительство Хабаровского края

Функции кластера: - аккумулирование компетенций (за счет рекрутинга высокотехнологичного бизнеса и трансфера знаний); - выращивание компетенций (развитие вузов и нии как источников знаний и проч.); - расширение присутствия и числа глобальных компаний с компетенциями, относящимися к базовому ядру кластера; - коммуникация между специалистами и руководством для трансфера технологий между компаниями; - коммуникация между производственными центрами Хабаровского края и макрорегиона; - создание совершенной логистики для целей кластера; - бенчмаркинг и трансфер лучшего опыта; - продвижение продукции участников кластера на рынки Азии Цель создания кластера – создание ведущего центра по реинжинирингу машиностроительных отраслей и секторов по выпуску сложной высокотехнологичной продукции в Российской Федерации Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края 2

Сильные стороныСлабые стороны 1.Наличие сильных промышленных предприятий; 2.Образовательная база в области машиностроения; 3.Транспортно-логистический хаб (ОЭЗ в порте Ванино, удобное географическое положение, представленность различных транспортных узлов); 4.Приближенность к азиатским рынкам; 5.Опыт межотраслевой кооперации различных отраслей машиностроения; 6.Наличие инфраструктуры и земельных участков; 7.Выстроенные отношения с институтами развития; 8.Потенциал для развития нового сектора, в том числе нефтегазохимии, способного стать дополнительной опорой кластера и экономики региона в целом. 1.Недостаточное агломеративное развитие территории; 2.Удаленность Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска друг от друга; 3.Неполные компетенции, специализация преимущественно на процессинге; 4.Малое число исследовательских институтов; 5.Крупные предприятия – являются подразделениями крупных холдингов, но не самостоятельными предприятиями 6.Нет третьего крупного игрока рынка, который способен стать третьей опорой кластера 7.Логистический потенциал не использован в полной мере; 8.Темпы прироста ниже, чем темпы прироста конкурентов, в том числе ближайших соседей; 9.Технологическое отставание от ведущих компаний рынка по части параметров, в том числе дефицит компетенций в радиомикроэлектронике, материалах, цифровому инжинирингу и проч. 10.Небольшой опыт привлечения крупных инвесторов за последние 10 лет На ровне с сильными сторонами и высоким потенциалом развития Хабаровский край имеет недостатки развития базовых отраслей и различных инфраструктур Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края 3

ВозможностиРиски и угрозы 1.Стать самым значимым центром машиностроения на ДВ России и в АТР; 2.Стать центром привлечения высокотехнологичных производств из Китая, Кореи и Японии и других стран АТР; 3.Стать крупнейшим логистическим узлом, обслуживающим промышленность макрорегиона 4.Возможность достроить технологические цепочки; 5.Возможность осуществить модернизацию системы исследований и подготовки кадров; 6.Возможность сформировать значимый центр инноваций в АТР 7.Возможность стать плацдармом для проникновения на азиатские рынки Китая, Кореи, Японии, Индии 8.Возможность стать лучшим кадровым центром страны и АТР в машиностроении 1.Остаться в зоне процессинга, риск получить сырьевую специализацию; 2.Не выдержать конкуренцию с растущим Китаем; 3.Стать зоной размещения не высокотехнологичных азиатских, а торговых, сервисных и т.п. компаний Китая и других стран АТР; 4.Риски деградации инновационного, технологического и исследовательского модуля; 5.Относительно небольшой человеческий потенциал по сравнению с соседними рынками; 6.Риски роста напряженности на рынке труда; 7.Риски, что основные компании не договорятся Наличие рисков и угроз дальнейшего развития машиностроительных секторов Хабаровского края создает запрос на разработку программы развития отраслей на стратегическую инициативу и кооперацию усилий в рамках кластера Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края 4

5 1. На первоначальном этапе запуска работы кластера необходимо осуществить выделение базовых компетенций и возможностей территории Вопросы, стоящие перед кластером: 1.Определить компетенции 2.Выявить дефицитные и значимые компетенции 3.Осуществить рекрутинг дефицитных компетенций Для решения этих вопросов необходимо (проекты): 1.Аудит промышленных предприятий 2.Дорожные карты для базовых отраслей 3.Бенчмаркинг и межународные программы обмена опытом в управлении технологическим развитием 4.Сессия стратегического планирования 5.Центр компетенций и библиотеки знаний ОАК, ОСК, Газохимия (потенциал) Технологическая цепочка машиностроения Хабаровского края КомпетенцииНаправление 1Направление 2Направление 3 Компетенция 1 /// Компетенция 2 /// Компетенция n /// Трансфер технологий Выращивание комптенций

Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края 6 2. Следующим шагом в развитии кластера станет выстраивание зон применения имеющихся технологий / компетенций 1. Расширение зоны применения за счет синтеза технологий различных отраслей. 2. Реинжиниринг базовых отраслей: - диверсификация компетенций (исследования, инжиниринг, технологии); - диверсификация продукта (расширение ассортимента); - межотраслевой трансфер технологий. Для этого необходимо: 1.Привлечение новых высокотехнологичных отраслей (нефтегазохимия, металлообработка и др.). 2.Создание системы трансфера технологий (центр трансфера технологий). 3.Запуск организационного обучения -конференции поставщиков в базовых отраслях; -программы обмена опытом между базовыми секторами и во внешнем контуре

Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края 7 3. Для реорганизации отраслей и комплексного развития кластера необходим запуск кадровых программ в кластере Кадровая программа как способ получения новых компетенций Система управления талантами: - сети (международные исследовательские сети) - мероприятия (инжененрный форум, форумы в газохимии, логистики и проч.) - программы по выстраиванию карьерных линий Социальная среда: - жилищные программы для молодых и ценных специалистов - проекты в городской среде - развитие публичных и социальных сервисов (соц. обеспечение, science кафе, брифинги, мероприятия и т.д.) Система рекрутинга компетенций: - stick innovations (удержание инноваций на территории) - привлечение преподавательского состава (из других отраслей) - data центр - центр кадровых компетенций 1 2 3

Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края 8 4. Важным блоком проектирования кластера является реализация инфраструктурных проектов на территории функционирования кластера. Создание новой инфраструктуры для нового машиностроения. 1. Создание технопарка с перспективой расширения до сетевого индустриального парка 2. Развитие инфраструктуры логистики: -большая логистика (порты, авиахаб, жд инфраструктура); -специализированная логистика (судостроение, авиастроение, совместные кооперационные проекты в машиностроение - Китай) 3. Городская среда: - проект Технополиса - проекты развития городской среды - инфраструктура для развития малого бизнеса - новые публичные пространства - развитие инженерной инфраструктуры (smart-технологии, энергоэффективность и др.)

Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края 9 План реализации кластерных проектов Разработка концепции технопарка СМР и запуск деятельности технопарка Коммуникационные мероприятия (инженерный форум, конференции поставщиков, проектные семинары) Кадровые программы Технологический аудит, Формирование списка компетенций Дорожные карты отраслей Бенчмаркинг и международная программа кластера Регламенты коммуникации внутри кластера Центр прототипирования, Бизнес Инкубаторы Проекты городской среды Технополис (строительные работы) Создание органов управления кластером (секретариат), проектный офис, Совет кластера, управляющая компания

Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края 10 Перечень проектов кластера: Первоочередные проектыПерспективные проекты 1.Технопарк 2.Центр кадровых компетенций и моделирования 3.Развитие университетских инфраструктур 4.Конференция поставщиков 5.Серия регулярных семинаров по промдизайну 6.Инженерный форум 7.Исследовательская программа кластера 8.Программы развития логистики 9.Проектирование международных исследовательских сетей 1.Технополис 2.Металлосервисный центр 3.Центр новых конструкционных материалов 4.Центр промышленного дизайна 5.Индустриальный парк 6.Центр быстрого прототипирования 7.Газохимический форум 8.Глобальная исследовательская сеть 9.Венчурный и грантовый фонд 10.Парк поставщиков

СферыПроблемыЦелиПроекты Ресурсы с 2012 по 2016 гг. (млрд руб) Образовательна я 1) Нехватка материально-технической базы для совершенствования имеющегося образовательного потенциала; 2) Дефицит программ дополнительного обучения, повышения квалификации; 3) Слабая связь образовательных учреждений и предприятий; 1) Создание материально технической базы для совершенствования инновационного потенциала в образовании; 2) Создание новых программ дополнительного обучения и повышения квалификации; 3) Создание площадок для обмена опытом, таких как инженерный форум Развитие университетской инфраструктуры 3,877 Инженерный форум0,06 Центр промышленного дизайна0,08 Обеспечение доступа к ведущим базам Scopus, SCI и т.д. 1,22 Исследовательск ая 1) Малое число исследовательских институтов; 2)Технологическое отставание от ведущих компаний рынка по части параметров, в том числе дефицит компетенций в радиомикроэлектронике, материалах, цифровому инжинирингу и проч.; 3) Недостаток исследовательских подразделений в ключевых компаниях; 1) Стать центром привлечения высокотехнологичных производств из Китая, Кореи и Японии и других стран АТР; 2) Достроить технологические цепочки; 3) Создать среду благоприятную для развития и трансфера инноваций Технопарк КнАГТУ1 Технопарк в г. Хабаровске2 Центр кадровых компетенций и моделирования 0,1 Проектирование международных исследовательских сетей 0,07 Технополис12,988 Центр новых конструкционных материалов 0,1 Глобальная исследовательская сеть0,07 Создание суперкомпьютерного центра 0,6 Инфраструктурн ая 1) Недостаточное агломеративное развитие территории; 2) Удаленность Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска друг от друга; 3) Логистический потенциал не использован в полной мере; 4) Дефицит инфраструктуры для развития потенциала кластера 1) Создание транспортно-логистического хаба; 2) Создание инфраструктуры достаточной для развития потенциала кластера; 3) Агломеративное развитие территорий, в том числе; 4) Развитие транспортных взаимосвязей Хабаровска и Комсомольска- на-Амуре. Программы развития логистики, в т.ч разработка псд. 0,42 Реконструкция аэропорта в г. Хабаровске 11,41 Развитие портовой зоны Хабаровского края 4,665 Развитие логистики (строительство дорог и тоннелей) Хабаровск- Комсомольск-Советская гавань 34,22 Развитие ПОЭЗ Советская гавань3,743 Производственн ая 1) неполные компетенции, специализация преимущественно на процессинге; 2) Риски отставания инновационного, технологического и исследовательского модуля; 3) Слабые конкурентные преимущества по сравнению с близлежащими странами; 4) Низкая производительность труда на предприятиях 1) Расширение компетенций за счет привлечения новых игроков в регион, а также расширения внешних и внутренних связей; 2) Реинжиниринг структуры отраслей; 3) Увеличение конкурентоспособности за счет тесной работы промышленности, исследовательского и образовательного модулей; 4) Увеличение производительности труда за счет технологического совершенствования производственных процессов Конференция поставщиков0,015 Технологический аудит, формирование списка компетенций 0,06 Кадровые программы0,09 Металлосервисный центр0,08 Индустриальный парк4 Газохимический форум0,06 Парк поставщиков3 Всего: 84 Проблемы-цели-основные проекты- ресурсы инновационного кластера Хабаровского края ( гг.)

Наименование показателяВеличина в годуВеличина в 2020 году Инновационная активность организаций (%)11,123,1 Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн.руб.) Число используемых объектов интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, базы данных, программы для ЭВМ) (ед.) Количество организаций входящих в кластер (ед.)6585 Объем продукции, работ, услуг, организаций, входящих в кластер (млн.руб.) Объем продукции, работ, услуг, организаций, входящих в кластер, поставленный на мировые рынки (млн. руб.) Объем нанотехнологической продукции (млн.руб)341,95000 Количество резидентов краевого технопарка (ед.)-110 Объемы производства продукции (работ, услуг) организациями, размещенными краевом технопарке (млн.руб.) -61 Количество инновационных разработок и продукции, представленных на Российских и международных выставках, ярмарках, салонах (ед.) Число используемых передовых производственных технологий, (ед.) Количество выданных патентов (ед.) Количество инновационной продукции, представленной на международных мероприятиях (ед) Количество специалистов, повысивших квалификацию в крупнейших инновационных российских и зарубежных центрах (чел.) 6150 Количество сотрудников, повысивших квалификацию за счет участия в семинарах Реальные и целевые показатели развития кластера ( гг.)