Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Примерная основная образовательная программа «Прикладная филология» Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., Великий Новгород Алексей Андреевич.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
Сопоставление ФГОС, ПООП и вузовской ООП Родионова С.Е. к.ф.н., доц. филологический факультет филологический факультет.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Учебно-методическая секция О разработке магистерских программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального.
Транксрипт:

Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» XXI Пленум Совета по филологии октября 2009 г., г. Новгород

Схема реализации ФГОС-3: ФГОС -3 Примерная основная образовательная программа, единая для всех профилей подготовки ( разрабатывается УМО ) Вузовская основная образовательная программа по конкретному профилю подготовки ( разрабатывается вузом / факультетом )

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Компетентностная модель филолога – современная концепция филологического образования : филолог - специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов ( включая и устные, и виртуальные ) - то есть обученный созданию, интерпретации ( анализ языковой и литературной информации ), трансформации ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование ) и распространению ( осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной ) различных типов текстов ( устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Объекты профессиональной деятельности : 1. языки ( отечественные и иностранные ) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах ; 2. художественная литература ( отечественная и зарубежная ) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах ; 3. различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных ( включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов ); 4. устная и письменная коммуникация.

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Виды профессиональной деятельности: 1.научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях; 2.педагогическая в системе среднего общего и среднего профессионального образования; 3.прикладная (переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ; в области языковой и социокультурной коммуникации и других сферах социально-гуманитарной деятельности; 4.проектная деятельность в образовательных и культурно- просветительских учреждениях, литературных и литературно- художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно- организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; 5.организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профили в рамках направления « Филология » 1. Отечественная филология ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур ). 2. Зарубежная филология ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур ). 3. Преподавание филологических дисциплин ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур ). 4. Прикладная филология ( с указанием основного языка / языков ).

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профиль « Отечественная филология ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур )». Данный профиль предполагает получение фундаментального классического филологического образования на базе русского и / или иных языков народов Российской Федерации. Изучение обширного комплекса лингвистических, литературоведческих и культурологических дисциплин готовит выпускника к исследовательской деятельности с преимущественным продолжением обучения в магистратуре и аспирантуре ; к литературно - критической деятельности и работе по сохранению и пропаганде государственного языка / языков РФ.

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профиль « Зарубежная филология ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур )». Данный профиль обеспечивает фундаментальное изучение основного иностранного языка / языков в теоретическом, прикладном и коммуникативном аспектах, а также литературы и культуры стран основного языка / языков. Профиль готовит к исследовательской и переводческой деятельности ( устный, письменный, последовательный и т. п. перевод различных типов текстов ), к работе в области межкультурной коммуникации.

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профиль « Преподавание филологических дисциплин ( с указанием основного языка / языков и литературы / литератур )». Данный профиль предназначен для подготовки преподавателей основного языка / языков и соответствующей литературы, а также иных филологических дисциплин в учреждениях среднего общего и среднего профессионального образования. В рамках данного профиля изучение фундаментальных лингвистических и литературоведческих дисциплин сопровождается освоением психолого - педагогического цикла, методик преподавания филологических дисциплин (включая преподавание русского языка как иностранного ) и прохождением педагогической практики.

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Профиль « Прикладная филология ( с указанием основного языка / языков )». Данный профиль предусматривает подготовку выпускников для работы в области коммуникации, рекламы, связей с общественностью, издательской деятельности, в СМИ, учреждениях культуры и управления. Профиль обеспечивает приобретение профессиональных навыков многоаспектной работы с различными типами текстов ( создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально - деловых, научных и т. п. текстов ) и осуществления языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации, в том числе в сфере информационных технологий.

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть История Философия Иностранный язык Менеджмент Экономика Вариативная часть (50%), в т. ч. дисциплины по выбору обучающихся ( не менее 30% вариативной части )

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплины зач. ед. Б.2. Общепрофессиональный цикл Базовая часть Безопасность жизнедеятельности Информатика Основы филологии Введение в языкознание Введение в литературоведение Введение в теорию коммуникации Классические / древние языки

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Б.3. Профессиональный цикл Базовая часть Введение в спецфилологию Основной язык / языки ( теоретический курс ) История основного языка / языков История мировой литературы Практикумы

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Модуль 1. Отечественная филология История русской / родной литературы Стилистика и культура речи основного языка / языков Устное народное творчество История литературной критики Модули вариативны ( осваивается только один из четырех в зависимости от профиля подготовки )

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Модуль 2. Зарубежная филология Практический курс основного языка / языков Основы межкультурной коммуникации Теория перевода Современный русский язык и культура речи Модули вариативны ( осваивается только один из четырех в зависимости от профиля подготовки )

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Модуль 3. Преподавание филологических дисциплин История русской / родной / зарубежной литературы Методика преподавания языка / языков Методика преподавания литературы Педагогика и психология Модули вариативны ( осваивается только один из четырех в зависимости от профиля подготовки )

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Модуль 4. Прикладная филология История русской / родной / зарубежной литературы Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации Основы филологической работы с текстом ( создание / редактирование / перевод ) Модули вариативны ( осваивается только один из четырех в зависимости от профиля подготовки )

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) Дисциплинызач. ед. Б.4. Физическая культура 2 Б.5. Учебная и производственная практики Б.6. Итоговая государственная аттестация 12 Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

Основные характеристики ФГОС-3 по направлению «Филология» (бакалавриат) 7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ( выдержка ) общая недельная нагрузка – 54 часа, аудиторная – не более 27 часов ; обязательно использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий ( компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов ) в сочетании с внеаудиторной работой ; удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах – не менее 20%; занятия лекционного типа – не более 40 % аудиторных занятий ; ученые степени или ученые звания должны иметь не менее 60% преподавателей ; к образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Определение ООП: Статья 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I « Об образовании » Статья 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие духовно - нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Определение ООП: Макет Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ( редакция ), п.7.1 ООП подготовки бакалавра включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Структура ООП 1. Общие положения Цель ( миссия ) ООП Срок освоения ООП бакалавриата Трудоемкость ООП бакалавриата Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Структура ООП 3. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП Годовой календарный учебный график Учебный план Рабочие программы учебных курсов Программы учебной и производственной практик. 5. Ресурсное обеспечение ООП ( Кадровое обеспечение ) Учебно - методическое и информационное обеспечение Материально - техническое обеспечение.

Структура ООП 6. Нормативно - методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП. (6.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Тесты по дисциплинам учебного планаВопросы и задания для контрольных работ по дисциплинам учебного плана. Вопросы для проведения коллоквиумов по дисциплинам учебного плана. Темы рефератов по дисциплинам учебного плана. Вопросы к зачетам и экзаменам по дисциплинам учебного плана ) Требования к итоговой государственной аттестации выпускников Требования к выпускной квалификационной работе Примерная тематика ВКР Требования к итоговому государственному экзамену Программа итогового государственного экзамена.

Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС -3 по направлению подготовки « Филология » Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС -3 по направлению подготовки « Филология » XXI Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., г. Новгород