Краткосрочное сценарное прогнозирование развития гражданского общества в России по методике, основанной на разработках метода анализа иерархий Томаса Саати.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Экспертное сценарное прогнозирование развития гражданского общества в России Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Зайцев Д.Г., Римский В.Л.
Advertisements

Рыночные отношения в газетах и социальных сетях как проблема конкуренции за аудитории Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ Круглый стол медиаэкспертов «Коллективный.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
СЕМИНАР «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ» 23 – 25 ноября 2012 года Санаторий-профилакторий «Дюжонок» (Билимбай)
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ Проблемы, точки роста и перспективы развития.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Федерация развития Малого и среднего бизнеса.
Граждане и власть в современной России: взаимоотношения и их отражение в СМИ Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ.
Приоритетные национальные проекты с позиций государства и граждан Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ III ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ « Научное,
Конгресс-выставка «Наш город – Твой дом» Киров, 05 декабря 2013 г. Докладчик: Булдакова Наталья Викторовна проректор Вятского социально-экономического.
Раскрытие основных понятий темы Описание уровней и виды форм общественного участия.
Систематизация норм осуществлена в соответствии с юридико-техническими канонами Укрупнение статей дает более полное представление о цели и результате правового.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Когнитивное Моделирование Проблем и Анализ Ситуаций.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
СТАНДАРТ информационной открытости государственных органов исполнительной власти Ставропольского края Комитет Ставропольского края по массовым коммуникациям.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ. ОГЛАВЛЕНИЕ Определения Почему так важно водное видение Этапы разработки водного видения Выводы.
1 Доклад о состоянии гражданского общества в РФ Общественная палата Российской Федерации 2008.
Проектирование © Александр Евгеньевич Новиков 2008
Транксрипт:

Краткосрочное сценарное прогнозирование развития гражданского общества в России по методике, основанной на разработках метода анализа иерархий Томаса Саати Владимир Римский Семинар «Полития» Москва, Российский общественно-политический центр, 30 апреля 2009 года

Методика прогнозирования

Решавшиеся методологические проблемы В обычно используемых методиках сценарного или программно-целевого прогнозирования экспертам предлагается тем или иным способом оценивать логически или семантически сформированные целостные сценарии развития гражданского общества. Недостатком таких методик является сильное влияние на результаты прогнозирования идеологических и культурных предпочтений экспертов. Применённая методика краткосрочного сценарного прогнозирования развития гражданского общества предоставила экспертам возможности сравнивать влияния на это развитие различных факторов, акторов и их целей, определяющих состояние гражданского общества. Интегрирование и содержательная интерпретация оценок экспертов проводилась не самими экспертами, а инициативной группой, что повысило уровень объективности итогового прогноза.

Цель экспертного прогнозирования Целью краткосрочного экспертного сценарного прогнозирования развития гражданского общества является оценка наиболее вероятного ближайшего будущего гражданского общества современной России, исходя из выявленных ресурсов, тенденций и характеристик его развития. Т.е. цель – формирование наиболее вероятного сценария развития гражданского общества в современной России на ближайшие 3-5 лет и описание основных характеристик этого сценария. В настоящей разработке этот период развития оценивается как краткосрочный.

Понимание сценария Сценарий развития, понимаемый как последовательность событий, при описании вариантов развития гражданского общества в России использовать затруднительно, потому что экспертам пришлось бы представлять много вариантов «развилок», т.е. событий, после которых развитие могло идти в разных направлениях. Поэтому под сценарием в настоящей разработке понимается процесс развития состояния гражданского общества от нынешнего до возможного через 3-5 лет.

Базовый методологический подход – метод анализа иерархий Т. Саати Принципы применённой методики экспертного прогнозирования были основаны на разработках метода анализа иерархий Томаса Саати, предназначением которого являются задачи прогнозирования развития сложных систем большой размерности и принятие управленческих решений на основе этих прогнозов. На основе метода анализа иерархий Томаса Саати с применением методологии генетического прогнозирования была разработана конкретная методика краткосрочного сценарного прогнозирования развития гражданского общества в современной России.

Доминантная иерархия Для проведения экспертного прогнозирования методом анализа иерархий была построена полная доминантная иерархия в смысле Т. Саати. Уровни этой доминантной иерархии содержали в порядке подчинённости сверху вниз: на верхнем уровне – фокус внимания – «Состояние гражданского общества»; на следующем уровне – факторы, определяющие состояние гражданского общества; на следующем уровне – акторы, способные повлиять на состояние гражданского общества; на следующем уровне – цели этих акторов; на самом нижнем уровне – четыре контрастные сценария развития гражданского общества. Эксперты оценивали влияния элементов каждого уровня на каждый элемент вышестоящего уровня. Для получения весов (вероятностей) контрастных сценариев вычислялись суперпозиции оценок каждого эксперта в отдельности по всем вышестоящим уровням этой иерархии.

Контрастные и обобщённый сценарий Каждый контрастный сценарий описывает желаемое и реально достижимое будущее гражданского общества современной России и представляет собой комплекс взаимосвязанных предположений о его состоянии в ближайшем будущем. Контрастные сценарии включают наиболее значимые тенденции развития гражданского общества, которые были выявлены в результате предварительного экспертного оценивания комплексов тенденций и факторов. Интеграция контрастных сценариев в единый сценарий с весами, определяющими их значимости или вероятности реализации, позволит сформировать наиболее вероятный сценарий развития гражданского общества. Этот последний сценарий в силу того, что он получен интегрированием контрастных сценариев, можно назвать обобщённым сценарием.

Факторы контрастных сценариев Экспертами были выделены следующие три фактора, наиболее значимых для развития гражданского общества России в краткосрочной перспективе: Уровень гражданской активности в обществе. Уровень воздействия государства на гражданское общество. Уровень поддержки государством организаций гражданского общества. В некоторых сценариях потребовалось добавить фактор зарубежного финансирования.

Контрастные сценарии Характеристики контрастных сценариев Контрастные сценарии ПартнёрскийГосударствен нический Конфронтаци онный Демократи ческий Уровень гражданской активности в обществе ВысокийНизкийВысокий только для активистов Высокий Уровень воздействия государства на гражданское общество Сильный Слабый Уровень поддержки государством организаций гражданского общества ВысокийВысокий для своих организаций Низкий Уровень зарубежного финансирования ЛюбойНизкий Высокий

Организация экспертного оценивания 1 этап - выбор базовой методики экспертного оценивания, подготовлены рабочее определение гражданского общества, предварительные списки характеристик текущего состояния гражданского общества современной России. 2 этап - 27 октября 2008 года в очной экспертной сессии был получен максимально полный набор этих характеристик. 3 этап - с 9 по 16 февраля 2009 года заочное экспертное оценивание их значимости. 4 этап - 25 марта 2009 года в течение 2 часов 8 экспертов очно заполнили анкету с доминантной иерархией. В течение недели ещё 8 экспертов заполнили ту же анкету. 5 этап - с 31 марта по 27 апреля обработка и отчёт.

Методика обработки экспертных данных Эксперты оценивали значимости элементов уровней доминантной иерархии в баллах от 0 до 100. Сначала проводилась нормализация оценок: определялись суммы экспертных баллов по каждому столбцу каждой таблицы, а затем все элементы каждого столбца делились на общие суммы элементов этого столбца. После этого последовательно по уровням доминантной иерархии сверху вниз по их подчинённости вычислялись для каждого элемента того или иного уровня этой иерархии его вес с учётом весов элементов предыдущего уровня этой иерархии.

Веса элементов иерархии Последовательно по уровням доминантной иерархии сверху вниз вычислялись: Веса факторов, как нормализованные балльные оценки каждого из них. Веса акторов как суммы нормализованных балльных оценок значимости акторов для реализации каждого из факторов, умноженные на веса соответствующих факторов. Веса целей акторов как суммы нормализованных балльных оценок значимости целей для каждого из акторов, умноженные на веса этих акторов. Веса контрастных сценариев краткосрочного развития гражданского общества как суммы нормализованных балльных оценок значимости каждого из этих сценариев для реализации каждой цели акторов, умноженные на веса их целей. Эти вычисления проводились для каждого эксперта в отдельности, а затем результаты на каждом уровне усреднялись.

Результаты прогнозирования

Средние веса (вероятности осуществления) контрастных сценариев Интервал возможных значений от 0 до 1. Контрастные сценарииСредние веса Партнёрский0,272 Демократический0,269 Конфронтационный0,231 Государственнический0,223

Прогноз изменений (начало) показателей развития гражданского общества России. Интервал возможных значений от -3 до 3. Показатели развития гражданского общества: Прогноз изменений Уровень гражданской политической культуры населения0,896 Уровень социально-политической активности граждан0,799 Численность организаций гражданского общества, независимых от органов власти 0,796 Уровень вовлечения организациями гражданского общества в свою деятельность граждан, не являющихся их членами 0,779 Доля общественных организаций, в деятельности которых проявляется гражданская активность 0,679 Численность членов организаций гражданского общества (зарегистрированных и незарегистрированных) 0,655 Уровень менеджмента организаций гражданского общества0,654 Уровень финансирования организаций гражданского общества частным бизнесом 0,574

Прогноз изменений (окончание) показателей развития гражданского общества России. Интервал возможных значений от -3 до 3. Показатели развития гражданского общества: Прогноз изменений Число реально работающих незарегистрированных общественных организаций 0,529 Состояние межсекторной коммуникации0,504 Уровень доверия в организациях гражданского общества (внутри организаций и между ними) 0,473 Уровень законодательного обеспечения создания и деятельности организаций гражданского общества 0,343 Уровень распространённости правового поведения граждан0,255 Уровень финансирования организаций гражданского общества из российских бюджетов всех уровней 0,242 Уровень участия организаций гражданского общества в принятии решений государственными органами 0,147 Уровень фрагментированности общества (социума)-0,002

Значимость факторов состояния гражданского общества России. Интервал возможных значений от 0 до 1. Факторы, определяющие состояние гражданского общества:Веса Традиции гражданского участия0,148 Контроль органов власти над деятельностью организаций гражданского общества 0,147 Состояние коммуникативной среды в обществе0,142 Уровень свободы предпринимательства0,123 Уровень допустимой политической конкуренции0,121 Законодательные условия деятельности организаций гражданского общества 0,110 Взаимодействие организаций гражданского общества с гражданами, не являющимися их членами 0,106 Финансирование развития и деятельности организаций гражданского общества 0,103

Значимость акторов, определяющих состояние гражданского общества России. Интервал возможных значений от 0 до 1. Акторы, определяющие состояние гражданского общества:Веса Органы исполнительной власти0,191 Органы законодательной власти0,122 Средства массовой информации (СМИ)0,114 Организации гражданского общества, занятые реализацией общественных интересов и ценностей 0,107 Правоохранительные органы (милиция, прокуратура, ФСБ)0,090 Суды0,072 Организации бизнеса, ориентированные на реализацию общезначимых целей ("социальные предприниматели") 0,068 Организации гражданского общества, занятые реализацией интересов и ценностей своих членов 0,064 Некоммерческие организации, реализующие экономические цели0,063 Неформальные общественные объединения0,060 Зарубежные организации (правительственные и неправительственные)0,050

Значимость целей акторов, определяющих состояние гражданского общества России. Интервал возможных значений от 0 до 1. Цели акторов, определяющих состояние гражданского общества:Веса Обеспечение государственного контроля деятельности граждан 0,160 Обеспечение руководящей роли государства в развитии организаций гражданского общества 0,148 Рост протестной активности граждан 0,095 Активизация государственной политики по масштабным преобразованиям и реформам 0,092 Гражданская активность в решении общественных проблем 0,084 Содействие формулированию и предъявлению требований к органам власти со стороны организаций граждан 0,083 Содействие коммуникации между различными социальными группами 0,072 Расширение сфер общественного самоуправления граждан 0,071 Проведение общенациональных дискуссий по стратегии развития страны 0,067 Профессионализация организаций гражданского общества 0,065 Развитие гражданского образования граждан, представителей органов власти и частного бизнеса 0,064

Выводы Уровни вероятностей осуществления каждого из контрастных сценариев невелики, мало отличаются от ¼. Следовательно, эксперты не имеют выраженных предпочтений в реализации того или иного контрастного сценария. Развитие гражданского общества может пойти по любому из контрастных сценариев примерно с равной вероятностью. Ближайшее будущее российского гражданского общества характеризуется небольшим повышением уровня основных показателей, и только уровень фрагментированности общества (социума) почти не изменится, даже скорее несколько снизится. Наиболее вероятным в краткосрочной перспективе представляется государственнический сценарий его развития, потому что именно этот сценарий реализуется в настоящий период. Но это не устойчивая закономерность. Изменения совокупности показателей состояния гражданского общества уже в ближайшем будущем могут привести как к продолжению развития гражданского общества по государственническому сценарию, так и к смене этого сценария на партнёрский, демократический или конфронтационный.

Благодарю за внимание! Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Тел./факс: (495) , Тел.: (495) , , , , и http: