1 Леонид Богданов Федеральный бюджет: от казначейского исполнения к финансовому менеджменту Москва, 2004 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА: РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.
Advertisements

1 Открытие, ведение лицевых счетов и организация проведения кассовых выплат казенных, бюджетных и автономных учреждений Муртазина Роза Ильевна, заместитель.
Обсуждение вопросов, возникающих при кассовом обслуживании юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (за исключением бюджетных и автономных.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Лекция III Нестеренко Татьяна Геннадьевна – Руководитель Казначейства России Тема: Предпосылки и основные Направления бюджетной реформы в Российской Федерации.
КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Докладчик: консультант Федерального казначейства Е.В. Мухтиярова.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 7 октября 2009 год Перспективы казначейского исполнения местных бюджетов в 2010 году.
Саратов 2013 БЮДЖЕТНОЕ СОБРАНИЕ Порядок осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральных бюджетных учреждений.
Учет бюджетных обязательств получателей средств бюджета Республики Башкортостан Реализация приказа Министерства финансов Республики Башкортостан от
Кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации органами Федерального казначейства с 1 января 2014 года Начальник Отдела.
Актуальные вопросы кассового обслуживания автономных и бюджетных учреждений финансовым органом 1.
Актуальные вопросы кассового обслуживания автономных и бюджетных учреждений финансовым органом 1.
Правовые основы кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов 1 БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ТЕМА: Казначейское сопровождение Заместитель начальника отдела обслуживания силовых ведомств УФК по Самарской области Александрова А.Е год.
0 Проект приказа Федерального казначейства «О Порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и порядке осуществления.
Министерство финансов Республики Татарстан Критерии сравнения Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение.
Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Просалова Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент «БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
Зам.руководителя Казначейства России Л.А Лопина ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА.
О Порядке санкционирования расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в.
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
Транксрипт:

1 Леонид Богданов Федеральный бюджет: от казначейского исполнения к финансовому менеджменту Москва, 2004 г.

2 План презентации Можно ли говорить о финансовом менеджменте применительно к государству? Цели, институты и инструменты финансового менеджмента Банковская система исполнения бюджета Казначейская система исполнения бюджета От казначейского исполнения к финансовому менеджменту Проблемы финансового менеджмента и бюджетная реформа: Бюджетный учёт и отчётность Экономить или зарабатывать Границы бюджета: внебюджетные средства и субсидиарная ответственность

3 Цели финансового менеджмента в государстве Стандартные цели финансового менеджмента Контроль над доходами и расходами бюджета! Прозрачность финансовых потоков ! Эффективность, результативность использования средств! Прибыль/Капитализация? Управление рисками! Специфические для государства цели финансового менеджмента Уточнение границ бюджета/общественных финансов !

4 Институты финансового менеджмента в государстве Организации: Финансовые органы Органы финансового контроля и аудита Банковская система Саморегулирующиеся организации Правовая база: Обязательная к исполнению: Бюджетный, Налоговый кодексы и иные Кодексы, законы и НПА Рекомендуемая: Кодекс лучшей практики

5 Варианты организации системы финансового менеджмента в государстве Банковская система исполнения бюджета Казначейская система исполнения бюджета

6 Банковская система исполнения бюджетов Банковская система исполнения федерального бюджета доминировала в России до середины 90 - х годов, а на уровне субъектов РФ и муниципалитетов преобладает до сих пор. Отличительные черты банковской системы исполнения бюджета: Доходные счета бюджета и счета бюджетных учреждений (БУ) открыты в коммерческих банках Бюджетное финансирование перечисляется по цепочке:на счета главных распорядителей/распорядителей/БУ Авансовое финансирование Бюджетные учреждения самостоятельны в заключении договоров Финансовый контроль осуществляется после окончания отчетного периода

7 Основные недостатки банковской системы исполнения бюджета Недоступность оперативной информации о доходах и расходах бюджета Вероятность утраты бюджетных средств в проблемных банках Удлинение пробега и величины остатков бюджетных средств на счетах Отсутствие механизмов контроля за правомерностью и целевым характером расходов (следствие – расхищение/нецелевое использование бюджетных средств) Отсутствие механизмов контроля за возникновением бюджетных обязательств, т.е. за договорами (следствие – рост кредиторской задолженности бюджета)

8 Казначейское исполнение федерального бюджета Система федерального казначейства (ФК) начала создаваться с 1992 г. В настоящий момент ФК состоит из Главного управления (ГУФК - департамент Минфина РФ), 89 управлений ФК по субъектам Федерации и более 2 тыс. органов ФК на местах. Счета ФК открыты в учреждениях Центробанка (ОПЕРУ, требование Бюджетного кодекса), а также в Сбербанке, ВЭБе, комбанках. На финансирование через лицевые счета переведены порядка 50 тыс. бюджетополучателей (практически 100% – кроме отдельных частей Минобороны, бюджетных учреждений Татарстана, Башкирии и Чечни).

9 Главные функции Федерального Казначейства: Исполнение федерального бюджета по доходам, контроль за соблюдением бюджетного законодательства (прежде всего закона «О федеральном бюджете») - зачисление доходов на единый счет федерального бюджета, распределение доходов между бюджетами разных уровней и учет поступивших доходов Исполнение федерального бюджета по расходам и контроль за правильностью расходов Оптимальное управление средствами на счетах ФК

10 Отличительные черты казначейской системы Доходные и распределительные счета бюджета открыты в учреждениях Банка России Осуществляется переход к Единому счету федерального бюджета Лицевые счета БУ открыты на счетах органов федерального казначейства в учреждениях Банка России Бюджетное финансирование перечисляется на лицевые счета БУ Бюджетное финансирование осуществляется по факту поставки товара, оказания услуги и т.д. Самостоятельность бюджетных учреждений в заключении договоров ограничена лимитом бюджетных обязательств. Осуществляется предварительный (на стадии заключения договора), текущий (в момент платежа) и последующий финансовый контроль

11 Основные преимущества казначейской системы исполнения бюджета: Доступность оперативной информации о доходах и расходах бюджета Сохранность бюджетных средств Минимизация пробега бюджетных средств Минимизация величины остатков бюджетных средств на счетах Наличие механизмов контроля за правомерностью и целевым характером расходов Наличие механизмов контроля за возникновением бюджетных обязательств, т.е. за договорами

12 Некоторые недостатки казначейской системы исполнения бюджета: Ограничение самостоятельности бюджетных учреждений в расходовании средств (усложненная процедура переброски ассигнований между статьями) Р азрыв процессов финансирования и кассового исполнения, приводящий к росту остатков на счетах

13 Исполнение федерального бюджета по доходам Д остоверный и оперативный учет поступления доходов на едином счете ФК. В настоящий момент функции единого счета реально выполняют порядка дюжины счетов (счет ГУФК в ЦБ и банках – агентах). О перативное информирование Правительства РФ о наличии средств на счете ГУФК. До недавних пор это происходило с регулярностью 3 – 5 дней в силу технической отсталости ФК, сейчас - ежедневно. Р аспределение регулирующих налогов, установленных законом «О федеральном бюджете». Счета органов ФК: – для учета доходов, которые подлежат распределению по уровням бюджетной системы; для учета доходов, зачисляемых в федеральный бюджет (от налогоплательщиков или со счета 40101).

14 Расщепление доходов между бюджетами разных уровней Налоги, по которым установлены нормативы, зачисляются на основании консолидированной карточки налогоплательщика. Ранее - переплата в бюджет субъекта Федерации (часто товарными зачетами). Аналогично с акцизами на водку и этиловый спирт. В 1999 г. Федеральный бюджет потерял таким образом 18 млрд руб. Налоги, которые зачисляются по ставкам, – уплачиваются налогоплательщиками самостоятельно отдельными платежками в бюджеты разных уровней. Если налог регулирующий – то на регулирующий счет (Подоходный, Земельный налоги) Несовершенство системы обмена информацией между ФК и Налоговой службой

15 Казначейское исполнение федерального бюджета по расходам доведение бюджетной росписи (ассигнований) до распорядителей бюджетных средств (министерства) и бюджетных учреждений санкционирование расходов: доведение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на год с поквартальной разбивкой, принятие бюджетных обязательств (заключение договоров) бюджетными учреждениями и проверка/санкционирование бюджетных обязательств по объемам и срокам – предварительный контроль ФК финансирование расходов (разрешение на проведение расходов и осуществление платежей от имени бюджетного учреждения) – текущий контроль ФК; последующий контроль ФК.

16 Цели финансового менеджмента на новом этапе: Организация учета и совершенствование отчетности ! Максимизация прибыли ? Профицит: Стабилизационный фонд Рост капитализации ? Управление денежными потоками/ средствами на счетах ФК: - максимизация доходов?/ сокращение налоговой задолженности!/вытеснение неденежных суррогатов! - отсрочка расходов?/равномерность расходов! - минимизация остатков?

17 Неравномерность финансирования/Остатки Расходы федерального бюджета финансируются неравномерно: на декабрь приходится до 18% годовых расходов ($ 3 млрд.). Причины: - поступление доходов в конце года - отмена заключительных оборотов с 1 января 2000 г. лимиты бюджетных обязательств доводятся министерствами до бюджетных учреждений только весной. финансирование производится только под заключенный договор с подрядчиком, а правила проведения госзакупок устанавливают, что на проведение тендера отводится 45 дней дополнительные доходы: уточнение бюджета и увеличение ассигнований в конце года.

18 Кассовое обслуживание исполнения региональных бюджетов Семь высокодотационных регионов из 31 (Закон о бюджете) все еще не перешли полностью на казначейское обслуживание. Это республики Бурятия, Саха и Северная Осетия, Амурская, Ивановская, Магаданская области и Таймырский автономный округ.

19 Уточнение границ бюджета/общественных финансов Разграничение доходов, расходов и полномочий между уровнями бюджетной системы Реформирование бюджетной системы и внедрение единых стандартов для всех ведомств. Реестр бюджетных учреждений. Консолидация в бюджет внебюджетных и целевых фондов! Консолидация в бюджет внебюджетных средств бюджетных учреждений!? Консолидация в бюджет средств государственных унитарных предприятий (ГУПов)?

20 Внебюджетные средства Внебюджетные счета БУ, перевели с 1999 г. в ФК: организации, имеющие статус и устав бюджетных учреждений, которые никогда не получали финансирования от министерства, в ведении которого находятся (Вневедомственная охрана). Источники финансирования: аренда и платные услуги, кредиты. Субсидиарная ответственность собственника, в данном случае - федерального бюджета. Совместное финансирование в законе о бюджете 2002 г. написано, что сельхозучреждения федерального значения, находящиеся в ведении Минсельхозпрода (а это федеральная собственность), финансируются по зарплате из федерального бюджета, а их другие расходы - из бюджета субъектов.

21 Субсидиарная ответственность За 2001 г. Минфин получил исков на 44 млрд руб исков прошло по силовым министерствам и ведомствам на сумму 14,2 млрд руб. Иски гасятся в рамках тех ассигнований, которые предусмотрены в бюджете для этих министерств.