СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль Центра Научных Инноваций НАНА в инновационном развитии экономики Азербайджана Директор Центра Научных Инноваций Национальной Академии Наук Азербайджана.
Advertisements

1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Кафедра бухгалтерского учета, анализа.
Направление подготовки «Финансы и кредит» Магистерская программа Стратегические финансы.
Соискатель – Шахназарян К.В. Научный руководитель – кандидат юридических наук Семенюк Д.П.
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
Новый закон об образовании. Глава 2. Система образования.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
О долгосрочной целевой программе «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на годы» Заместитель министра экономики.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Задачи подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации Г.В. Панкина Ректор Академии стандартизации, метрологии и сертификации.
Тбилиси, апреля 2012 г. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ Тбилиси, апреля 2012 г. Евгений Сесицкий, Беларусь.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Закон Республики Узбекистан об образовании (принят 29 августа 1997г.) Определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра региональной экономики и предпринимательства Кафедра региональной экономики.
Разработка и реализация образовательных программ в сетевой форме Начальник организационно- методического отдела УМУ Э.В. Цыбикова.
Транксрипт:

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА ВОИС ПО ОБУЧЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Консультант ВОИС: Доктор юридических наук, профессор, Ректор ФГБОУ ВПО РГАИС Близнец И.А. Стамбул 2012

СОДЕРЖАНИЕ Результаты сравнительного анализа существующих практик по обучению интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. (на базе представленных анкет) Результаты сравнительного анализа существующих практик по обучению интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Рекомендации в области политики формирования инструмента ВОИС по обучению интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Рекомендации в области политики формирования инструмента ВОИС по обучению интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Политика сотрудничества по реализации инструмента ВОИС по обучению вопросам интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Политика сотрудничества по реализации инструмента ВОИС по обучению вопросам интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Информация по деятельности РГАИС КонтактыКонтакты

ПЕРЕЧЕНЬ СТРАН, ПРЕДСТАВИВШИХ АНКЕТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Болгария ( Bulgaria ) Венгрия ( Hungary ) Грузия ( Georgia ) Латвия ( Latvia ) Литва ( Lithuania ) Черногория ( Montenegro ) Россия ( Russian Federation ) Румыния ( Romania ) Словакия ( Slovak Republic ) Таджикистан ( the Republic of Tajikistan ) Турция ( Turkey ) Узбекистан ( Uzbekistan) Чешская республика(Czech Republic) Мальта (Malta) Казахстан (Kazakhstan) Молдова (Moldova) Польша (Poland) Беларусь (Belarus) Украина (Ukraine)

РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК ПО ОБУЧЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, К КОМПЕТЕНЦИИ КОТОРЫХ ОТНОСЯТСЯ ВОПРОСЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. В каждой стране число органов, к компетенции которых относятся вопросы в сфере интеллектуальной собственности, разнится. В исследуемых странах имеется система управления интеллектуальной собственности. В одних странах эта система создана на государственном уровне, в других лишь на корпоративном уровне и уровне отдельных предприятий. Как правило, основной (или одной из основных) задачей государственной системы управления интеллектуальной собственностью является законодательное регулирование отношений, связанных с интеллектуальной собственностью. Наряду с законодательным регулированием государство также осуществляет во многих странах информационную поддержку в сфере интеллектуальной собственности.

НАЛИЧИЕ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Проведенный сравнительный анализ показал, что почти во всех странах, кроме Латвии и Черногории, реализуются обучающие специализированные программы по интеллектуальной собственности. Основными направлениями этих программ являются правовые аспекты охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. Они приспособлены для различных (специализированных) аудиторий. Однако, не во всех странах имеются обучающие программы по интеллектуальной собственности, одобренные государственным органом.

НАЛИЧИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Анализ представленных анкет показал, что в разных странах по-разному походят к организации обучения вопросам интеллектуальной собственности. В одних стран патентные ведомства по интеллектуальной собственности имеют в своей структуре учебные подразделения. Это – учебные центры, отделы, институты и даже академии. В других странах ведомство, в компетенцию которого входят какие-либо вопросы интеллектуальной собственности, самостоятельно обучает своих государственных служащих. В некоторых странах вообще нет специальных организаций или университетов, имеющих специальные программы по интеллектуальной собственности, в том числе для государственных служащих.

НАЛИЧИЕ ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ВОПРОСАМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Наряду с общей подготовкой государственных служащих почти во всех исследуемых странах осуществляется их обучение и вопросам интеллектуальной собственности (кроме Латвии, где обучение проводится только с новыми кадрами в Патентном ведомстве, Таджикистана). Обучение вопросам интеллектуальной собственности осуществляется в основном государственным органом, в котором работают служащие. Кроме этого, в таких странах как Венгрия, Грузия, Черногория, Россия, Турция, Узбекистан обучение данным вопросам осуществляют и специализированные институты (университеты) и учебные центры. В большинстве странах с переходной экономикой период, в течение которого реализуются программы обучения государственных служащих, невелик. Хотя, безусловно, имеются страны, в которых такое обучение ведется давно. Например, в России этот период составляет 40 лет.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Как показал анализ анкет, на настоящий момент нет системного понимания и методических рекомендаций в части обеспечения учебного процесса в сфере интеллектуальной собственности соответствующими учебными материалами. Отсутствие практических занятий при обучении государственных служащих не способствует успешности обучения и формированию профессиональных компетенций.

ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Практически все представители исследуемых стран сошлись на мнении о необходимости включения в обучение государственных служащих следующей информации: содержание международных соглашений и международных актов рекомендательного характера в области ИС; право зарубежных стран в области ИС; информацию в отношении существующей правоприменительной практики ( в том числе судебной) в области ИС. НАЛИЧИЕ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ (СПОСОБОВ) ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ» (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ) Только четвертая часть участников анкетирования ответила утвердительно на вопрос о наличии той или иной методики преподавания оценки прав интеллектуальной собственности.

РЕКОМЕНДАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ РЕКОМЕНДАЦИИ содержание программ формы их реализации и методы обучения материалы, сопровождающие обучение преподаватели политики сотрудничест ва по реализации инструмента ВОИС все категорий слушателей, в том числе государственных служащих государственные служащие ведомств, в значительной степени занятые в инновационных процессах руководителей разного уровня предприятий и организаций, в которых могут создаваться и использоваться созданные объекты интеллектуальной собственности.

ЦЕЛИ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ОБЩИЕ ЦЕЛИ показать значение права промышленной собственности и авторского права в развитии национальной экономики дать представление о месте законодательства о промышленной собственности, авторскому и смежных правах в системе национального законодательства познакомить обучающихся с системой международных договоров в области интеллектуальной собственности, их значением для правового регулирования познакомить обучающихся с различными объектами интеллектуальной собственности, их правовым режимом, порядком и условиями предоставления этим объектам правовой охраны, обычными и исключительными условиями их использования; охарактеризовать систему национальных государственных органов, занимающихся вопросами промышленной собственности; дать информацию о том, что тексты законодательных актов о интеллектуальной собственности размещены на сайтах национального патентного ведомства и ВОИС обратить внимание обучающихся на то, что в настоящее время особое внимание уделяется использованию объектов промышленной собственности и авторского права на малых и средних предприятиях РАСШИРЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММ для государственных служащих учет социально-экономических факторов возможных изъятий и ограничений

ПРИМЕРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ «Патентно-информационные исследования» «Патентная экспертиза» «Оценка объектов интеллектуальной собственности» «Экономика и управление интеллектуальной собственностью» «Бухгалтерский учет интеллектуальной собственности» «Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности» «Правовая охрана объектов авторских и смежных прав»

ИЗЪЯТИЯ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ИСКЛЮЧЕНИЯ ПРИ ВЫДАЧЕ ПАТЕНТОВ Причины ограничений: Стоимостная основа. Некоторые ограничения для проведения экспериментов. Ограничения, которые учитывают другие интересы (свобода торговли, конкуренция, транспорт, обучение и т.д.). Причины введения исключений: дают однозначное и абсолютное понимание того, на что патенты не могут быть выданы и поэтому заинтересованные лица могут не беспокоиться на предмет появления исключительных прав с вытекающими последствиями; патентное ведомство тоже может не беспокоиться по поводу принимаемых им решений. Опасности ограничений: при рассмотрении патентных споров пользователь оказывается в ущемленном положении; многие юрисдикции имеют интерпретации исключений, причем очень узкие; ограничения могут обходиться во многих ситуациях, если изобретение было создано в рамках частного заказа; изъятия из охраны всегда категоричны, ограничения могут быть по-разному применены; изъятия должны быть совершенно понятны, бывает трудно определить – это открытие или изобретение, это компьютерная программа или нет?

ПРОГРАММЫ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Программы должны учитывать: уровень руководителя, принимающего стратегические решения уровень сотрудника подразделения, занимающегося вопросами интеллектуальной собственности уровень руководителя подразделения, занимающегося вопросами интеллектуальной собственности экономические вопросы лицензирования экономические преимущества данного механизма коммерциализации перед другими способами использования объектов интеллектуальной собственности, проблемы принудительного лицензирования. Особенностью программ является смешение акцента с вопросов права на вопросы экономики интеллектуальной собственности.

Особое внимание уделяется вопросам: понимание роли научных исследований и разработок в создании наукоемкой, конкурентоспособной продукции; усвоение необходимости регулирования сферы создания интеллектуального продукта со стороны государства; усвоение основ патентоведческой деятельности,методов проведения патентно- информационных исследований, основ патентной экспертизы; понимание роли интеллектуальной собственности в становлении бизнеса и экономического роста страны; усвоение сущности категории интеллектуальной собственности как корпоративного актива; формирование у слушателей понятия об экономике интеллектуальной собственности как основы обеспечения коммерческой деятельности предприятий; понимание необходимости создания интегрированной системы управления сферой интеллектуальной собственности в компаниях (корпорациях); этапы капитализации интеллектуальной собственности высокотехнологического бизнеса; порядок осуществления оценки объектов интеллектуальной собственности, подходы и методы их стоимостной оценки, национальные и международные стандарты оценки объектов интеллектуальной собственности; использование прав на объекты интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов, учет нематериальных активов в соответствии с национальными и международными стандартами. ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ Формами реализации обучающих программ могут быть курсы повышения квалификации (среднесрочные и краткосрочные), курсы профессиональной переподготовки ( 1-2 года), семинары и конференции. Занятия могут проводиться в учебных заведениях и на предприятиях – в утренние или вечерние часы. В некоторых случаях весьма целесообразно использовать по отдельным темам дистанционную форму обучения.

ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСОВ Цель преподавания любого курса должна заключаться в следующем: усвоение теоретической базы, а также приобретение практических навыков посредством активных методов обучения. Данная цель реализуется путем решения следующих задач: применение активных методов обучения, направленных на максимальное вовлечение всех слушателей в учебный процесс; рассмотрение и анализ практических проблемных ситуаций, связанных с решением профессиональных задач, в процессе овладения и закрепления знаний; вовлечение слушателей в учебно-исследовательскую работу с целью повышения эффективности обучения; организация работы по самооценке процесса и результата собственной деятельности слушателя для решения конкретной задачи, максимально приближенной к реальным условиям; максимальна практическая направленность изучения дисциплины, основанная на использовании примеров из национальной и международной практики; осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности знаний слушателей, учет и оценка результатов путем проведения зачетов, экзаменов, написания курсовых работ.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Лекции Семинарские занятия : развернутая беседа обсуждение докладов Тренинг : деловая игра кейсы В РГАИС качестве учебно- методического приема в освоении курса следует рекомендовать внимательно отслеживать публикации в "Российской газете" законодательных и других нормативно-правовых документов, а также в электронных базах данных «Гарант», «Консультант Плюс» и иных. Следует также не оставлять без внимания проблемные и критические статьи, публикуемые в специальных научных журналах: "Государство и право", «Инновации», "Интеллектуальная собственность", "Патенты и лицензии«, «Копирайт». Изучение этих материалов в дополнение к курсу лекций поможет выработать у студентов критический подход к анализу теоретического и практического знания. В качестве преподавателей целесообразно использовать и преподавателей учебного заведения, и практикующих специалистов (государственные служащие патентного ведомства, антимонопольного органа, таможни, полиции, судей, патентоведы, оценщики, эксперты).

РЕКОМЕНДАЦИИ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИАЛОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В качестве таких материалов могут использоваться самые разнообразные материалы, как на бумажных, так и на электронных носителях. Необходима разработка учебников, учебно-методических пособий, рабочих тетрадей для слушателей. Весьма эффективны слайды. На занятиях, посвященных изучению признаков незаконных действий в отношении охраняемых объектов, особый интерес проявляется к образцам контрафактной продукции. На практических занятиях могут использоваться «игровые» заявки на изобретения, товарные знаки и т.п., лицензионные договоры, договоры между работником и работодателем. В РГАИС реализуемые учебные программы основываются на результатах научных исследований, проводимых в Академии. Учебные программы для всех слушателей сопровождаются учебниками, учебными, учебно-методическими пособиями и научной литературой, которые также являются результатом научной деятельности преподавателей. Среди таких пособий: рекомендации по повышению эффективности защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами; методические рекомендации по применению положений четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации; научно-методические рекомендации по определению интеллектуальной преемственности результатов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

ПОЛИТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТА ВОИС ПО ОБУЧЕНИЮ ВОПРОСАМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Страны, реализующие инструмент ВОИС по обучению вопросам интеллектуальной собственности, по мнению эксперта ВОИС, должны придерживаться политики сотрудничества в сфере образования путем: взаимной помощи в разработке учебных программ, учебных пособий, практикумов; взаимной помощи в развитии форм и средств обучения; обмена преподавателями; стажировок по изучению опыта организации обучения специалистов в сфере интеллектуальной собственности; обмена документами и обучающими материалами; проведения совместных методологических и научно-практических семинаров на актуальные темы, в том числе по: методикам преподавания учебных дисциплин в области права, экономики и управления интеллектуальной собственностью; использованию в обучении программного обеспечения; формированию профессиональных компетенций специалистов в сфере интеллектуальной собственности

Деятельность РГАИС как образовательного и научно-исследовательского центра 19 мая 2011 года в г. Минске (Республика Беларусь) было принято Решение Совета глав правительств СНГ о придании ФГБОУ ВПО РГАИС статуса Базовой организации государств участников Содружества Независимых Государств по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности. Сотрудничество ВОИС и РГАИС по направлениям: (1) продвижение преподавания и подготовка специалистов в сфере интеллектуальной собственности; (2) сотрудничество в рамках Всемирной сети высших учебных заведений путем организации симпозиумов, семинаров, рабочих групп и других обучающих программ; (3) реализация Университетской инициативы ВОИС, направленной на повышение информированности о стратегической роли системы интеллектуальной собственности в технических образовательных учреждениях; (4) организация Летних школ ВОИС в Российской Федерации; (5) сотрудничество в сфере дистанционного обучения. При этом курс дистанционного обучения DL 101 R включен в дипломную программу РГАИС, выпускникам одновременно с дипломом о высшем образовании будет выдаваться свидетельство от имени Всемирной академии ВОИС и РГАИС; (6) возможность реализации создания на базе РГАИС учебного центра по интеллектуальной собственности, ориентированного на обучение и укрепление кадрового потенциала; (7) обмен учебными материалами и педагогической информацией, исследовательскими документами, книгами и периодическими изданиями; (8) обмен студентами и экспертами в сфере интеллектуальной собственности.

Специальные образовательные программы РГАИС для представителей ведомств, а также представителей других государственных организаций и предприятий бизнеса Программы I уровня - общие сведения о системе правовой охраны, защиты и управления интеллектуальной собственностью. Форма обучения - дистанционная Программы II уровня - специальные вопросы интеллектуальной собственности. Форма обучения - дистанционная Программы III уровня - профессиональная переподготовка по программам «Интеллектуальная собственность. Патентоведение», «Патентовед». Форма обучения - заочная Программы IV уровня - дополнительные программы по актуальным вопросам в сфере интеллектуальной собственности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ КОНТАКТЫ Близнец Иван Анатольевич www. rgiis.ru