Роль межбюджетных отношений в социально-экономическом развитии субъектов РФ их муниципальных образований Фадейкина Наталья Васильевна, д-р экон. наук,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Заместитель председателя Контрольно - счётной палаты Пермского края Скорняков Юрий Павлович.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
1 Перспективы реализации реформ государственного управления в России в новых экономических условиях : преодоление недостатков реформ государственного управления.
Органы финансового контроля, их задачи и полномочия.
Транксрипт:

Роль межбюджетных отношений в социально-экономическом развитии субъектов РФ их муниципальных образований Фадейкина Наталья Васильевна, д-р экон. наук, профессор, ректор Сибирской академии финансов и банковского дела, руководитель представительства МОО «Гильдия финансистов» по Сибирскому Федеральному округу Международный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров (МИСБФМ) Сибирская академия финансов и банковского дела (САФБД) Заседание Координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по экономической политике, финансам и инвестициям в г. Красноярске (февраль 2011 г.)

Взаимосвязь решения о бюджете муниципального образования с другими финансовыми документами, предшествующими разработке бюджета Соглашение с Администрацией Алтайского края Индикативный план СЭР Среднесрочная программа СЭР Решение о бюджете городского округа (муниципального) района Комплексная программа СЭР на долгосрочный период Сценарные условия СЭР Программа СЭР Индикативный план СЭР Долгосрочный прогноз СЭР Закон «О бюджете Алтайского края» Планово-прогнозные документы Алтайского края Среднесрочный прогноз СЭР СЭР – социально-экономическое развитие 2

Результаты оценки решений представительных органов местного самоуправления «О бюджетном процессе в муниципальном образовании» Рекомендации: 1) текст всех решений о бюджетном процессе муниципальных образований необходимо привести в полное соответствие с действующей редакцией БК РФ; 2) включить в решение положения, раскрывающие процедуры рассмотрения и утверждения ведомственных и целевых программ в составе проекта бюджета, а также отчеты об их исполнении; 3) разработать отдельный нормативный правовой акт, посвященный регламентации и оценке эффективности реализации муниципальных целевых и ведомственных целевых программ. Положение о бюджетном процессе в Топчихинском районе Положение о бюджетном процессе в Мамонтовском районе Положение о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Кулундинский район Замечания: 1) используются некорректные формулировки: - исполнительные органы власти муниципального образования; - законодательные акты муниципального образования; - функциональная классификация расходов; 2) в ст. 9 в составе участников бюджетного процесса обозначена ревизионная комиссия, но далее по тексту больше упоминания о ней нет, в том числе в части финансового контроля, осуществляемого в рамках бюджетного процесса; 3) в ст. 15 четко не определены участники публичных слушаний; 4) другие. Замечания: 1) в ст. 9 следует внести в перечень участников бюджетного процесса главных распорядителей бюджетных средств и администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета; 2) в ст. 15 состав участников публичных слушаний не выделен; 3) в ст. 16 решения имеется единственное упоминание о Счетной палате Мамонтовского района (действительно ли этот орган существует?); 4другие. Замечания: 1) некоторые понятия и термины не соответствуют современной терминологии БК РФ: финансовый план, план развития муниципального сектора экономики, баланс финансовых ресурсов и др.; 2) предельный размер дефицита бюджета муниципального образования не соответствует требованиям действующей редакции ст. 92 БК РФ; 3) предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга не соответствует БК РФ (ст. 111) и др. 3

Таблица 1 – Сравнительный анализ распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами субъектов Сибирского Федерального округа и местными бюджетами в 2010 году, % Наименование субъекта Норматив зачисления НДФЛ в бюджет субъекта Норматив зачисления НДФЛ в местные бюджеты с учетом единого дополнительного норматива Дополнительный норматив отчислений НДФЛ в местные бюджеты вместо дотации (части дотации) Республика Алтай50 нет Алтайский край6040нет Республика Бурятия6040нет Республика Тыва7030нет Республика Хакасия дифференциров ан от 0 до 70,0 Забайкальский край7030нет Красноярский край7030нет Иркутская область7030нет Кемеровская область дифференциров ан от 5,36 до 43,32 Новосибирская область дифференциров ан от 0,44 до70,0 Омская область дифференциров ан от 23,2 до 70,0 Томская область дифференциров ан от 6,2213 до 70,0000 4

Таблица 2 – Итоговые показатели СКО по исследуемым муниципальным образованиям Алтайского края за 2008–2012 гг. Муниципальное образование Показатели СКО Годы 2008 (факт) 2009 (факт) 2010 (план) 2011 (план) 2012 (план) г. Заринск Сумма мест (баллов) Рейтинг53421 Кулундинский район Сумма мест (баллов) Рейтинг54321 Мамонтовский район Сумма мест (баллов) Рейтинг54231 Топчихинский район Сумма мест (баллов) Рейтинг

Эпюры показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края за гг. 6

Таблица 3 – Комплексная оценка социальной ответственности муниципальных образований в сфере труда и занятости по итогам 9 месяцев 2010 г. Муниципальное образование Охрана труда Социальное партнерств о Занятост ь населен ия Оплата труда Итоговый рейтинг Кулундинский район Мамонтовский район Топчихинский район г. Заринск

Нормативно-правовое регулирование процесса взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований с территориальными органами ФНС Указ Президента Российской Федерации от г. 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» ; «Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от г. 30; «Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от г. 725; «Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от г. 924; «Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от г

Сведения, предоставляемые налоговыми органами в порядке информационного обмена в соответствие с Постановлением 410 о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации; об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации; о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации; о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы местных бюджетов, финансовым органам субъектов Российской Федерации – в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям, финансовым органам местных администраций – по муниципальным образованиям (в том числе финансовым органам муниципальных районов – по поселениям); о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, финансовым органам субъектов Российской Федерации - в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям, финансовым органам местных администраций – по муниципальным образованиям (в том числе финансовым органам муниципальных районов – по поселениям). 9

Сведения, предоставляемые финансовыми органами субъектов Российской Федерации и финансовыми органами местных администраций в порядке информационного обмена в соответствие с Постановлением 410 об установленных в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления налоговых льготах по категориям налогоплательщиков; об административно-территориальном составе субъектов Российской Федерации с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и поселений, входящих в состав этих муниципальных образований, их адресов и кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно- территориального деления. 10

Предложения по формам и методам взаимодействия территориальных подразделений ФНС России и ОМСУ по вопросам развития предпринимательства в сельских поселениях и городах Создание рабочих групп, занимающихся разработкой единой налоговой политики в регионе и устранением технических проблем администрирования региональных и местных налогов, и аналогичных рабочих групп при администрациях районов и городов края; Регулярное проведение рабочих встреч совместно с комитетами по финансам, налоговой и кредитной политике, территориальными органами ФНС, Росреестром, Главным управлением внутренних дел, Федеральной миграционной службой, Управлением ЗАГС; Заключения соглашений о взаимодействии Межрайонных инспекций ФНС России и администраций муниципальных образований; Разработка и утверждение трехсторонних регламентов по организации взаимодействия налоговых органов, органов местного самоуправления и других органов исполнительной власти (Росреестр и др.); Проведение комиссий с участием представителей инспекций Федеральной налоговой службы и органов местного самоуправления по легализации объектов налогообложения с заслушиванием налогоплательщиков, отразивших убыточную деятельность в налоговой отчетности, уплативших минимальный налог при применении упрощенной системы налогообложения, а также у которых выявлены факты выплаты неучтенной заработной платы и другие признаки схем ухода от налогообложения; 11

Предложения по формам и методам взаимодействия территориаль- ных подразделений ФНС России и ОМСУ по вопросам развития предпринимательства в сельских поселениях и городах (продолж.) Предоставление в налоговые и правоохранительные органы сведений, полученных в ходе проведения мероприятий по выявлению лиц и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность без постановки на налоговый учет, и косвенно позволяющих сделать вывод об осуществлении данной деятельности; Предоставление информации по оказанию мер поддержки субъектам малого и среднего бизнеса за счет средств краевого и местных бюджетов в виде субсидирования части банковской процентной ставки и целевых программ по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса; Совместное проведение работы по установлению оптимальных значений корректирующих коэффициентов базовой доходности при утверждении представительными органами местного самоуправления нормативных правовых актов о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с целью объективной оценки налогового бремени налогоплательщиков; Разработка и реализация целевых программ по повышению эффективности взаимодействия территориальных органов ФНС, ОМСУ и других другими органами исполнительной власти с установлением целевых индикаторов, показателей оценки эффективности и результативности данных программ и проведением их систематического мониторинга; 12

Предложения по формам и методам взаимодействия территориаль- ных подразделений ФНС России и ОМСУ по вопросам развития предпринимательства в сельских поселениях и городах (окончание) Введение Налогового паспорта муниципального образования в субъектах федерации и привлечению к формированию его показателей и заполнению не только территориальные органы ФНС, но и других участников (финансовые органы муниципального района, Росреестр и др.); Включение в Налоговый паспорт муниципального образования сведений о налоговом потенциале и сведений реализации целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства с включением основных показателей эффективности и результативности их реализации; Разработка и реализация целевых программ инвентаризации земель и объектов недвижимости муниципальных образований; Продолжение работы с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований по совершенствованию форм статистической и налоговой отчетности в разрезе муниципальных образований по субъектам среднего и малого бизнеса, их составу, численности, видам деятельности, объемам поступлений налогов, условиям осуществления деятельности. 13

Формы поддержки СМиСП в Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом и Методическими рекомендациями по разработке программ поддержки предпринимательства МО МЭР РФ) 14

Профессиональные компетенции руководителя и специалистов муниципального образования по предмету исследования в разрезе функций различных групп муниципальных служащих ЗвеноНизовоеСреднееВысшее Должности работников СпециалистыРуководители структурных подразделений. Главные и ведущие специалисты Главы администраций, их заместители. Руководители крупных структурных подразделений с высокой степенью автономности Основной вид управления Оперативное управление Тактическое управление Стратегическое управление ФункцииВыполнение текущих задач. Контроль за выполнением решений руководства Трансформация решений руководства в задания подчиненным, координация их работы. Информационное обеспечение высшего звена Управление экономическими, политическими и социальными процессами на территории. Представительские функции 15

Основные квалификационные требования к муниципальным служащим Высшее звеноумение предвидеть и оценить ситуацию, а также перспективность того или иного дела, гибкость и адаптивность к изменениям внешней среды, обладание качествами лидера, новаторское мышление, владение инструментами стратегического и инновационного менеджмента, знания по общим, экономическим, специальным и конкретным муниципальным наукам, навыки консультирования, социально-психологические и другие навыки Среднее звенознание научных методов управления, общего менеджмента, специальных экономических и управленческих наук, владение практическими инструментами и методиками этих наук, знание социально-психологических методов управления, аналитические навыки Низовое звенознание конкретной сферы деятельности специалиста, методов подготовки и принятия управленческих решений, способов мотивации труда, психологии, умение ослаблять напряжение, в т. ч. вызванное решениями руководства 16

Профессиональные компетенции руководителя муниципального образования Под компетенциями понимаются знания, опыт в той или иной сфере, а также круг полномочий, предоставленных законом, уставом, нормативным правовым или иным актом конкретной организации и конкретному органу или должностному лицу Профессиональные компетенции руководителя муниципального образования определяются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов и правовыми актами муниципальных образований Вытекают из полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления основные определяются нормами Конституции РФ, Федеральных законов и Законов субъектов федерации, Кодексов РФ специальные определяются нормами иных Федеральных законов, законов субъектов РФ и отдельных нормативных правовых актов всех уровней ключевые компетенции в части бюджетного процессав части развития малого и среднего бизнеса 17

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства определенных Федеральным законом 209-ФЗ от «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления. 18

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства определенных Федеральным законом 131-ФЗ от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в поселениях; создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городских округах; 19

Полномочия органов местного самоуправления, опосредованно касающихся вопросов развития субъектов малого и среднего предпринимательства определенных Федеральным законом 131-ФЗ от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, муниципального района, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района, городского округа; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении, муниципальном районе, городском округе и др. 20

Возможная структура управления программами поддержки предпринимательства (на уровне муниципальных районов) 21

Возможная структура управления программами поддержки предпринимательства (на уровне муниципальных районов) (оконч.) 22

Обоснование необходимости включения субъектов малого и среднего предпринимательства в систему государственного (муниципального) заказа 23

Наличие законов о межбюджетных отношениях в субъектах РФ 24

Благодарю за внимание!