«Методические материалы по реализации ФГОС по направлению «Социология»: подходы разработчиков стандартов» ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА М.Д. БЕРШАДСКАЯ Семинар НИУ ВШЭ из цикла.
Advertisements

Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
ВКР как способ оценивания компетенций по материалам опроса членов ГАК 2010 – 2012уч.г.г. Начальник отдела развития и контроля качества образования НИУ.
О ЗАДАЧАХ КОНСОРЦИМА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ФГОС ВПО А.Ю. ЧЕПУРЕНКО М.Д. БЕРШАДСКАЯ Выездной семинар НИУ ВШЭ «Разработка системы консультационно-методического.
1 Дисциплина «Финансы» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК2-16с к.э.н., доцент Растеряева.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института.
Практический опыт разработки ООП на основе ФГОС ВПО на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова Телешова Ирина Георгиевна зам.декана экономического.
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Транксрипт:

«Методические материалы по реализации ФГОС по направлению «Социология»: подходы разработчиков стандартов» ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИОЛОГИИ НИУ ВШЭ Межвузовская научная конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ» Москва, РУДН, 20 апреля 2012

Изменения с момента принятия стандарта второго поколения Сформировалась группа ведущих вузов по направлению «Социология»(опыт, кадры, методики) Изменения на рынке труда (прикладные аспекты, методы анализа данных, региональная специфика востребованных компетенций) Интернационализация: Болонский процесс 2

Принципиальные отличия новых образовательных стандартов 1.Введение зачетных единиц трудоемкости; 2. Переход к двухуровневой системе высшего образования; 2. Свобода вуза при формировании основных образовательных программ (большая гибкость с учетом потребностей локального рынка труда и ресурсных возможностей вуза); 3. Компетентно-ориентированный подход к результатам обучения: 3

Особенности методических материалов разработчиков стандарта Макет примерного учебного плана допускает варианты распределения зачетных единиц при суммарном количестве 60 единиц в год. Макеты учебных программ по дисциплинам содержат минимум требований к содержанию дисциплин. Компетентностно-ориентированные ПООП - компетенции как результат образования; - образовательные технологии как способ их формирования; - оценочные средства как инструмент проверки заявленных в ООП результатов образования 4

Компетентно-ориентированные примерные образовательные программы Матрица компетенций - для каждой компетенции, записанной в стандарте, указываются дисциплины и другие элементы учебного плана, в которых данная компетенция формируется Фонд оценочных средств формируется в соответствии с матрицей компетенций и минимумом требований к содержанию дисциплин «Универсальные» общекультурные компетенции как основа качественного образования – востребованность работодателем, актуальность формирования при освоении профессиональных дисциплин 5

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ По результатам опросов работодателей, выполненных Институтом маркетинговых исследований ГФК "Русь" под руководством Демидова А.М., наиболее важными признаны: способность к обучению в процессе работы, ответственное отношение к работе, навыки работы с компьютерами, внимательность и аккуратность в работе, грамотность, умение четко и ясно излагать свои мысли в письменном виде, общая эрудиция. Вторая по важности группа компетенций: умение интерпретировать числовые и графические данные, владение методами сбора информации, навыки поиска информации в Интернете, владение методами анализа данных, владение английским языком. Третья группа - собственно исследовательские компетенции: умение трансформировать задачи исследования в инструментарий, понимание и умение анализировать общественные процессы и социальные проблемы, навыки публичных выступлений, презентаций, ведения дискуссии. 6

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (Подготовка бакалавра) ОК-1 - способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; ОК-2 - умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; ОК-3 - готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; ОК-6 - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; ОК-7 - умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков; ОК-13 - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; ОК-14 - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях 7

ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕСКРИПТОРЫ (признаки освоения) 1 ОБОСНОВЫВАЕТ ПУТИ РЕШЕНИЯ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ НА ОСНОВЕ ОБОБЩЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ 2 ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИИ И ОБОСНОВЫВАЕТ ВЫВОДЫ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ И ВЫБОРА ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ 3 ДЕМОНСТРИРУЕТ СПОСОБНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОТБОР, ИНТЕРПРЕТАЦИЮ И ОЦЕНКУ ЗНАЧИМЫХ ДАННЫХ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ СУЖДЕНИЙ О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - ПРИМЕРЫ УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ

ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь УРОВЕНЬ Дескрипторы (признаки освоения) 1 Демонстрирует способность составлять рефераты по заданной теме 2 Владеет умением выявлять логические ошибки в изложении результатов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. 3 Демонстрирует способность оформлять тезисы по заданной теме, выступать с докладами с презентацией результатов

Дескрипторы уровней (признаки освоения) 1 Демонстрирует способность передавать коллегам собственное понимание, умение, опыт вырабатывать систему критериев при коллективной оценке выступлений, рефератов, отчетов 2 Демонстрирует способность кооперации с коллегами в организации дискуссий по актуальным вопросам в области изучения 3 Демонстрирует способность использовать собственные идеи и решения в совместной работе с коллегами. ОК-3 ГОТОВНОСТЬ К КООПЕРАЦИИ С КОЛЛЕГАМИ, К РАБОТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ.

Примеры уровней освоения Дескрипторы (признаки освоения) 1 Обосновывает включение в индивидуальный учебный план выборных дисциплин образовательной программы 2 Демонстрирует способность самостоятельного освоения учебного материала 3 Оценивает и использует результаты, сообщаемые на научных конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Примеры уровней освоения Дескрипторы уровней 1 Демонстрирует способность осмысления причин, тормозящих саморазвитие, и выбора путей их устранения 2 Демонстрирует способность оценивать свои достоинства и наметить пути их развития 3 Критически оценивает и корректирует свои рефераты, сообщения, выступления ОК-7 УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ

На основе информации в области изучения планируется разработка примерных тестовых заданий двух типов: задания, предполагающие оценку преподавателя, задания для самоконтроля и внешней проверки (от 5 до 10 тестов при объеме информации 3-4 стр.) На основе информации в области изучения планируется разработка примерных тестовых заданий двух типов: задания, предполагающие оценку преподавателя, задания для самоконтроля и внешней проверки (от 5 до 10 тестов при объеме информации 3-4 стр.)

Примерные методики тестирования ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляется: 1) формулировка проблемы, 2) информация объемом 2-3 стр., содержащая сведения, позволяющие выявить факторы, способствующие решению проблемы Требуется: 1) перечислить все сведения, имеющие непосредственное отношение к проблеме; 2) выделить наиболее значимые сведения (данные) для решения проблемы; 3) на основе предоставленной информации перечислить факторы, способствующие решению проблемы УРОВЕНЬ 1 Обосновывает пути решения четко определенной проблемы на основе обобщения предоставленной информации

Примерные методики тестирования ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляется информация объемом 3-4 стр. в области изучения Требуется: 1)представить логические связи между элементами информации, 2)определить недостающие данные для продолжения работ; 3)сформулировать цель дальнейших работ и обосновать пути ее достижения Уровень 2. Представляет логические связи между элементами информации и обосновывает выводы для постановки цели и выбора путей ее достижения

Примерные методики тестирования ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляются данные, относящиеся к области изучения, в виде 1)текстов – 3-4 стр., 2)таблиц, 3)графиков, гистограмм Требуется: 1)осуществить отбор значимых данных для определения направлений развития, используя все виды информации; 2)обосновать выводы на основе интерпретации и оценки отобранных данных; 3)сформулировать основные направления развития, вытекающие из предоставленных материалов Уровень 3. Демонстрирует способность осуществлять отбор, интерпретацию и оценку значимых данных в области изучения для вынесения суждений о направлениях развития

Примерные методики тестирования ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Уровень 2 (3курс). Владеет умением выявлять логические ошибки в изложении результатов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Испытуемому предоставляется информация объемом 3-4 стр. с логическими ошибками в изложении фактов (3-4 ошибки) и интерпретации результатов (2-3 ошибочных вывода из 6-7) Требуется: 1)перечислить допущенные ошибки в изложении фактов, 2)исправить ошибки в изложении фактов, 3) перечислить ошибочные выводы, 4)сформулировать правильные выводы Уровень 1 (1-2 курс). Демонстрирует способность составлять рефераты по заданной теме Портфолио Рефераты с оценкой содержания, логики построения и грамотности изложения Уровень 3 (4 курс). Демонстрирует способность оформлять тезисы по заданной теме, выступать с докладами с презентацией результатов Испытуемому предоставляется 1)информация объемом 5-6 стр., 2)четыре варианта тезисов по представленной информации, из них три варианта составлены некорректно Требуется: выбрать вариант тезисов, отражающий представленную информацию Портфолио : 1)Доклады (запись) с оценкой ; 2)Презентации с оценкой

Примерные методики тестирования ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе 1. Портфолио 1)Участие в коллективных обсуждениях рефератов (оценка); 2)Предложения по системе критериев при коллективной оценке рефератов 2. Испытуемому предоставляется перечень критериев оценки реферата, содержащий - значимые критерии, - критерии, не играющие существенной роли в оценке, - ошибочно выбранные критерии. Требуется: 1)удалить из перечня ошибочно выбранные критерии, 2)распределить оставшиеся критерии по степени важности 3. Испытуемому предоставляется 1)реферат объемом 3-4 стр., 2)две рецензии коллег на реферат Требуется: 1)выбрать рецензию с более объективной оценкой реферата, 2)перечислить критерии оценки, содержащиеся в выбранной рецензии 3)дополнить выбранную рецензию рассмотрением значимых критериев из второй рецензии, 4) рассмотреть дополнительные критерии, не отмеченные рецензентами Уровень 1. Демонстрирует способность передавать коллегам собственное понимание, умение, опыт вырабатывать систему критериев при коллективной оценке выступлений, рефератов, отчетов и т.п.

Примерные методики тестирования ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе 1. Испытуемому предоставляется 1)информация в области изучения объемом 3-4 стр. 2)перечень вопросов для обсуждения – 6-8 3)список коллег с указанием специализации (Иванов, Петров, Сидоров и т.д.) Требуется: 1)выбрать из перечня вопросов для обсуждения предоставленной информации три, наиболее актуальных вопроса, 2)представить связи обсуждаемых вопросов и определить порядок обсуждения (порядковый номер выбранных вопросов), 3)из списка коллег выделить модератора дискуссии по каждому вопросу 2. Портфолио 1) Участие в рабочей группе по определению актуальных вопросов групповых дискуссий (протоколы заседаний); 2) Участие в организации круглых столов (протоколы заседаний) Уровень 3. Демонстрирует способность кооперации с коллегами в организации дискуссий по актуальным вопросам в области изучения

Примерные методики тестирования ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе 1.Испытуемому предоставляется информация, содержащая конкретные задачи проекта, сведения о продолжительности работ по выполнению поставленных задач, перечень исполнителей, специализирующихся в соответствующих областях, форма для составления графика работ Требуется: 1)установить очередность выполнения задач (этапов работ), 2)определить исполнителей этапов, 3)составить график работ 2. Портфолио 1) Совместные проекты с графиком выполнения работ с указанием исполнителей; 2) Совместные доклады Уровень 3. Демонстрирует способность использовать собственные идеи и решения в совместной работе с коллегами.

Деятельность Консорциума вузов что сделано разработаны и утверждены ФГОС по социологии (бакалавр, магистр); разработаны примерные образовательные программы; методика оценивания общекультурных компетенций по уровням освоения с описанием признаков освоения (дескрипторов); подготовлена программа курсов повышения квалификации преподавателей по проблемам реализации ФГОС. что предстоит 2012 Пилотаж тестирования общекультурных и профессиональных компетенций; Проведение повышения квалификации по проблемам реализации ФГОС; Проведение повышения квалификации по формированию оценочных средств проведение серии обучающих семинаров по вопросам организации фонда оценочных средств вуза; переподготовка преподавателей; создание фонда оценочных средств для внешней проверки; разработка новых учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную работу студентов по освоению компетенций разработка новых учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную работу студентов по освоению компетенций 21

22 Учебная программа ФГОС и/или примерный учебный план ЭкономикаФГОС: Экономическая теория Анализ статистической информации в программе «Статистический пакет для социальных наук» (цикл ПООП не указан, трудоемкость 4 зач.ед.) ФГОС – две базовые дисциплины цикла Б2 (математического и естественнонаучного) с суммарной трудоемкостью 8 зач. ед.: Современные информационные технологии в социальных науках (трудоемкость по примерному учебному плану – 4 зач. ед.), Методы прикладной статистики для социологов (трудоемкость по примерному учебному плану – 4 зач. ед.), Современная социология XX-XXI веков: трудоемкость освоения – 5 зач. ед. ФГОС: Современные социологические теории Трудоемкость освоения по примерному учебному плану – 4 зач. ед. Примеры отклонений учебных программ ПООП МГУ от стандарта и примерного учебного плана Отклонения в наименованиях дисциплин

23 Социальная психология – «входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла" ФГОС: Социальная психология - базовая дисциплина профессионального цикла Экономическая социология – «относится к вариативной части ООП» (!!!) ФГОС: Экономическая социология – базовая дисциплина профессионального цикла (Б3.5) Политическая социология - дисциплина «относится к профессиональному циклу блока вариативных дисциплин учебного плана" ФГОС: Политическая социология – базовая дисциплина профессионального цикла Примеры отклонений учебных программ ПООП МГУ от стандарта и примерного учебного плана Отклонения в структуре ООП

Образовательные стандарты и ПООП подготовки бакалавров и магистров социологии размещены на порталах: БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !