Брянский городской информационно-методический центр Лаборатория управления Методологические основы ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретико-методологические основы ФГОС Анна Викторовна Молокова, зав. кафедрой начального образования, научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
Advertisements

Сущность и виды универсальных учебных действий Учитель математики МБОУ «Дус-Дагская СОШ» Донгак М.А.
Универсальные учебные действия: технологии формирования (культурно- исторический, системно-деятельностный подход) Подготовила: к.п.н., доцент кафедры педагогики.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Круг обсуждаемых вопросов Особенности ФГОС второго поколения Новый взгляд на цели и результаты образования Что такое «эффективная школа»? Новые компетенции.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Педагогический совет Проблемы, средства и результаты формирования и развития предметных компетенций школьников.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Образовательные стандарты нового поколения ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ © Патрина Е.А., 2009 г.
1.Понятия «концепция», «парадигма», «педагогическая парадигма». Стратегии развития современной начальной школы. Цели и задачи развития современной начальной.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Основные отличительные особенности образовательных стандартов 2-го поколения.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Транксрипт:

Брянский городской информационно-методический центр Лаборатория управления Методологические основы ФГОС

Ожидаемый результат повышения квалификации - - это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования принятие идеологии ФГОС общего образования его ориентированности на образовательные результаты нового типа (введение метапредметных результатов) освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации и оценке достижений обучающихся овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС

Кадровое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации Примерные дополнительные профессиональные образовательные программы по вопросам введения ФГОС Подготовка тьюторов План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно- методические семинары) Обновление должностных инструкции работников учреждения

Основополагающий подход ФГОС Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин) Система Духовно-Нравственных ценностей, Система научных представлений о природе, обществе и человеке, Система УУД (универсальных учебных действий) и навыков учебной работы КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Появление в тематическом планировании раздела «Характеристика деятельности учащихся» с формулировкам: описывать, характеризовать, оценивать, анализировать, различать, группировать и т.д.

Методологические основы ФГОС 1.Личностно ориентированное развивающее образование (И.С.Якиманская, В.Д.Шадриков, В.И. Слободчиков) 2.Проблемно ориентированное развивающее образование (Л.В.Занков) 3.Смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А. Ямбург) 4.Контекстный подход (А.А. Вербицкий) 5.Компетентностный подход (знание в действии) (А.В. Хуторской)

1. Личностно ориентированное развивающее образование (В.Д. Шадриков. В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская) Способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития индивидуальных особенностей школьников Цель- развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля Опора на уникальный и неповторимый субъектный опыт каждого ученика, сложившийся в его реальной жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий Взаимодействие учителя и ученика строится по модели сбалансированных инициатив каждого как равноправных партнеров Переход от учебной ситуации через проблемную к образовательной. Замысел личностно ориентированного урока - раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание Цель урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников

1.Личностно ориентированное развивающее образование Особенности личностно ориентированного урока использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся стимулирование к высказываниям без боязни ошибиться использование дидактического материла, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для самовыражения ученика

2. Проблемно ориентированное развивающее обучение Основа технологии - способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов личностного развития учащихся, их интеллектуальных способностей Обучение способам самостоятельного постижения знаний Суть развивающего обучения - создание условий, при которых содержание, методы и формы организации обучения напрямую ориентированы на всестороннее развитие ребенка Идея развивающего обучения - опережающее развитие мышления, ведущее за собой умственное развитие ребенка в целом. Высокий уровень развития человека характеризует творческое мышление Цель развивающего обучения - развитие у обучаемых теоретического мышления как наиболее высокого уровня сознания

2. Проблемно ориентированное развивающее образование Принципы системы Л.В. Занкова Высокий уровень трудности обучения Ведущая роль теоретических знаний при ориентации на развитие эмпирического мышления Быстрый темп в изучении материала, направленный на высокую познавательную активность учащихся Осознание учащимися хода своих умственных действий в процессе обучения, обеспечивающий развивающий эффект Интенсификация обучения за счет включения эмоциональной сферы Особенности организации учебного процесса Гибкая структура урока Выстраивание процесса познания «от ученика» Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями Коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации объектов, выяснения закономерностей, Самостоятельное формулирование выводов Создание педагогической ситуации, требующей интенсивного общения

2. Проблемно ориентированное развивающее обучение (Д. Б. Эльконин - В.В. Давыдов) Цель - развитие теоретического мышления обучающихся Суть системы – овладение теоретическими знаниями в их философско- логическом понимании Основные принципы организации обучения: дедукция на основе содержательных обобщений содержательный анализ теоретическое содержание обобщения восхождение от абстрактного к конкретному содержательная рефлексия Особенности урока: коллективная мыследеятельность диалог дискуссия деловое общение детей проблемное изложение знаний учителем

2. Проблемно ориентированное развивающее обучение (Д. Б. Эльконин - В.В. Давыдов) Основные условия реализации учебной деятельности : 1.Учебная деятельность с целью формирования учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии 2.В процессе поиска и осмысления научного знания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения 3.Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого её решения

2. Проблемно ориентированное развивающее обучение Сравнение двух подходов к развивающему обучению Система Л.В. ЗанковаСистема Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова Используется в начальной школеИспользуется в массовой практике на первом этапе школьного обучения (1-6 классы), экспериментально вводится в 7-11 классах, в классах КРО, в системе высшего и последипломного образования Развитие эмпирического мышления Развитие теоретического мышления Высокий уровень трудностей для учащихся всего класса Уровень трудности индивидуален, его надо измерить Ведущая роль теоретических знаний Быстрый темп продвижения в изучении материала На изучение материала тратится столько времени, сколько потребуется для его осмысления на необходимом теоретическом уровне

3. Смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А. Ямбург) Цель образовательного процесса - многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных смыслов Отличительная особенность - направленность на формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности Способы, обеспечивающие формирование адекватных смыслов: становление активной жизненной позиции через познавательную активность развитие потребности в знаниях приоритет мышления над репродукцией заученного превращение учащихся из субъектов влияния учителя в субъектов личностного и профессионального самоопределения Обучение это не присвоение социокультурного опыта, а процесс развития личности Смыслообразующая деятельность учащихся обеспечивается созданием образовательных пространств разного уровня ( урок, исследовательская деятельность вне урока, дистанционное обучение) Обучение включает процессы смыслообразования, смыслопорождения, смыслотворчества

4. Контекстный подход (А.А. Вербицкий) Теория контекстного обучения изначально разрабатывалась применительно к профессиональному образованию Согласно контекстному подходу в образовании,процесс и содержание профессионального образования должны исходить из главной цели – подготовки высококвалифицированного специалиста. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности проблемности единства обучения и воспитания

4. Контекстный подход Культура - основа образовательного процесса, включающего пять уровней: 1.Мировое образовательное пространство 2.Образовательное пространство государства, заданное системой образовательных стандартов и программ обучения 3.Образовательное пространство средств массовой коммуникации 4.Собственно образовательная система определенного образовательного учреждения 5.Образовательное пространство семьи, задающее систему нравственных и моральных норм Основание: развитие общества и культуры опережает перестройку содержания и форм образования. Разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной деятельности учащихся (профессиональной и социальной) Разрешение данного противоречия – согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом

4. Контекстный подход Основная единица содержания образования- проблемная ситуация в единстве предметности и социальности Процесс обучения - усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося и приобретение духовно- нравственного опыта и социальной компетентности личности В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения (в трактовке А. А. Вербицкого методы контекстного обучения).

4. Компетентностный подход Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (Г.Селевко) Компетенция - способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт(обобщенное определение) Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере (А.Хуторской) Компетенция-готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (Стандарт общего образования) Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Цель - передача учащимся накопленных человечеством знаний, формирование умений и навыков. Содержание образования включает в себя ЗУНы: знания, умения, навыки, сгруппированные в учебные предметы на основании существующих областей научной и практической деятельности Цель - формирование компетентной личности, т.е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. Содержание образования в этом подходе отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. 4. Компетентностный подход

Образовательные компетенция 1) метапредметные компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов

4. Компетентностный подход Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны Ключевые компетенции отечественного образования 1.Ценностно-смысловые компетенции 2.Общекультурные компетенции. 3.Учебно-познавательные компетенции. 4.Информационные компетенции 5.Коммуникативные компетенции. 6.Социальные компетенции 7.Здоровьесберегающие компетенции 8.Компетенции личностного самосовершенствования …

4. Компетентностный подход Образовательные компетенции проявляются и проверяются только в процессе выполнения определенным образом составленного комплекса действий владеть, уметь, быть способным, знать, реализовывать, иметь представление, действовать, использовать, ориентироваться, применять и т.д.

Технологии деятельностного типа для формирования личностных и метапредметных результатов Проектная технология Технология поэтапного усвоения умственных действий (П.Я. Гальперин) Технологию деятельностного метода (ТДМ) (Л.Г. Петерсон) Проблемно-диалогическая технология Технология оценивания Технология правильного типа читательской деятельности Технологии сотрудничества (деятельностный подход к организации обучения) Интерактивные технологии Интегративные технологии (общий метод проектов)