Инновационный процесс как технология качественного образования Педсовет 28 марта 2011 года Презентация подготовлена зам. директора по УВР Зайцевой Ю.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Advertisements

Эксперимент (от лат.experimentum проба, опыт) метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
ПОРТФОЛИО КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ (материалы для дня открытых дверей ГОУ СОШ 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева)
Актуальной задачей современного этапа развития высшей школы является оценка базовых и профессиональных компетенций студентов и их развитие. Мы ориентируемся.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Портфолио учителя Захарова Наталья Петровна, руководитель методического объединения учителей ИЗО, технологии, черчения и художественной школы, руководитель.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Нормативно-правовая база инновационного проекта Инновационный образовательный проект «Использование инновационных технологий на уроках биологии как средство.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Программа повышения качества образования в БМАОУ « Лицей 7» Августовский педагогический совет
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

Инновационный процесс как технология качественного образования Педсовет 28 марта 2011 года Презентация подготовлена зам. директора по УВР Зайцевой Ю.В. ГОУ школа 326

Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. (И. С. Якиманская)

Сущность работы по введению инновации и организации педагогического эксперимента Материалы к Педагогическому совету

Цель: обеспечить оптимальный режим ведения инновационной деятельности школы в соответствии с Программой развития Задачи: Представить положительный опыт ведения инновационной деятельности в школе; Актулизировать теоретические знания о технологии ведения инновационной и экспериментальной деятельности; Смотивировать педагогов на работу в условиях инноваций.

Глоссарий

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ - явление саморазвития, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошее отношение с другими людьми и так далее. Реализуется через хорошее отношение с другими людьми, т.е. творческое отношение к себе, создание образа своего «Я»; через самопознание, т.е. самоанализ, самооценку и т. д.; через самопобуждение и самореализацию, т.е. программирование своей деятельности. Словарь методических терминов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это особый вид предписания к педагогической деятельности, гарантирующий воспроизводство результатов обучения вне зависимости от индивидуальности педагога. Педагогической технологией задаются требования к исходному, промежуточному и конечному состоянию обучаемого, средства и процедуры педагогического воздействия на каждом этапе учебного процесса. Краткий словарь употребляемых терминов в методических рекомендациях «Как создать эффективную методическую службу».

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр. Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.

Работать интересно может каждый. Инновации - путь к самосовершенствованию, путь к повышению качества образования

Проблемный вопрос: Быть ли Мастером? Мотивы, побуждающие учителя начать инновацию, эксперимент, очень разные, решившись на него, каждый должен действовать профессионально, быть Мастером своего дела. Как известно, любой мастер при изготовлении своего изделия, использует инструмент. И чем сложнее процесс изготовления, чем тоньше и изящнее изделие, тем более точный и сложный инструмент понадобится Мастеру. Это относится и к программе эксперимента.

Инновация Принципиально новое образование, новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, тип учебного заведения или управление образованием

Метод педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования Эксперимент

Педагогический эксперимент Эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной работе технологий, методов, приемов, нового содержания и т.п.

дидактические процессы дидактические процессы организационные формы содержание обучения и воспитания содержание обучения и воспитания цели обучения и воспитания цели обучения и воспитания учащиеся Социальный заказ

Учитель просто обязан знать и чувствовать суть того экспериментального действия, которое он собирается осуществить, что он хочет сделать в классе, какие результаты он ожидает, какие опасности его могут ожидать и т.п. Тема инновации, эксперимента должна отвечать логике общешкольного исследования по реализации задуманного проекта Одновременно в школе может вестись несколько экспериментов, но это не должно отражаться на тщательности их проработки.

Схема работы рабочей группы педагогов-исследователей в режиме изучения проблемы Мозговой штурм Мозговой штурм Выработка плана деятельности на основе синтеза идей Всестороннее изучение проблемы Разработка процесса обучения Разработка экспериментальных методик и материалов Рабочая группа

Педагогическая цель Личностные изменения в субъектах образования… Положительные приращения в личности учащегося… Например: Развивать творческие, креативные способности учащихся и педагогов, их исследовательские умения и навыки, информационную культуру для повышения качества знаний и успешной адаптации к жизни.

Цель всякой инновации, педагогического эксперимента - это создание чего-либо нового в образовательной деятельности Разработать и апробировать… Выявить организационно-педагогические, организационно-методические и психолого- педагогические условия достижения нового качества образования Например: Разработать образовательную программу, учебные программы, учебный график, методические рекомендации по использованию новых информационных технологий в УВП

Часть объекта, свойства, отношения, функции, выделяемые в данном эксперименте Границы исследования и изменения практики, область педагогического пространства Объект экспериментаПредмет эксперимента Для осуществления исследовательской деятельности педагогу необходимо выбрать ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ эксперимента

Пример объектов инноваций, экспериментирования Процесс совершенствования структуры и содержания общего образованияПроцесс совершенствования структуры и содержания общего образования Модернизация содержания образования и его структурыМодернизация содержания образования и его структуры Учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие креативных, исследовательских способностей и навыков учащихся и педагоговУчебно-воспитательный процесс, направленный на развитие креативных, исследовательских способностей и навыков учащихся и педагогов

Пример направлений и предметов инновации, экспериментирования Разработка модели перехода на индивидуальные траектории обучения подростков (в профильном, коррекционном обучении, для одаренных детей и пр.) Частичное обновление содержания образования за счет введения учебных модулей с социально и личностно значимым учебным материалом, а также путем реализации интегративных подходов Разработка модели проектного обучения в школе как средства реализации интегративного подхода Проектирование авторской рабочей программы по конкретному предмету (согласование целей, ценностей, определение желаемого результата, выбор оптимального варианта учебного плана, учебных программ, технологий, программ дополнительного образования) Использование дополнительного учебного времени для развития активных деятельностных форм обучения (напр. за счет внеурочной деятельности) Система контроля и самоконтроля, оценки знаний учащихся Создание условий для выбора учащимися пространств для собственной пробы сил и экспериментирования в учебной деятельности

Наличие гипотезы Ориентация на получение нового знания, включающего в себя выделение факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности Использование языка науки для описания экспериментальной деятельности Разработка программы инновации, эксперимента Создание инновационных, экспериментальных разработок Обеспечение достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента Признаки инновации, эксперимента

вторым шагом - самоопределенческий третьим шагом - проектировочный, связанный с разработкой программы эксперимента первым шагом является мотивационный, четвертым шагом - аналитический, связанный с рефлексией уже осуществленной экспериментальной деятельности Шаги инновации, эксперимента

п/п Этапы Функция Обобщающий Практический Подготовительный Диагностическая, проектировочная, организационная Контрольно- коррекционная Деятельностная ВнедренческийСоциализации Этапы и функции педагогической инновации

сформулирована обоснованная гипотеза и определены методы исследования проведена необходимая идентификация организационной проблемы, привлечены теории и модели, помогающие понять эту проблему, то все это окажется бесполезным без эффективного планирования и применения соответствующей схемы эксперимента Если исследователем были выполнены все предыдущие этапы:

Шаги проведения эксперимента предусматривают: Работы по ресурсному обеспечению эксперимента (кадровому, информационному, материально – техническому, финансовому) Количество экспериментируемых Способы отбора экспериментируемых Управление и контроль

Цель и задачи инновации, эксперимента Характеристика участвующих в инновации Описание материалов, используемых для инновации, эксперимента Описание методики проведения Описание дополнительных переменных Методика наблюдения за ходом инновации, эксперимента Методика обработки результатов Методика интерпретации получаемых результатов Место и время проведения инновации, эксперимента и его объем

Уровень подготовленности Мотивация Способности, интересы, наклонности Возраст, пол, состояние здоровья Физическое состояние Социальная среда Дополнительные переменные (личность учащегося)

Профессиональное мастерство Педагогический такт Личные качества Психическое состояние Возраст Состояние здоровья Отношение к исследуемому вопросу Дополнительные переменные (личность учителя)

Содержание и объем изучаемого материала Продолжительность рабочего дня Обеспеченность учебного процесса Социальная среда Региональная специфика Дополнительные переменные (факторы учебного процесса)

Метод это инструмент, способствующий прогрессу в научном познании. Сформированность научных методов является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. При этом метод должен быть определен и заложен в гипотезу на уровне ee формирования.

Методы наблюдения Методы опроса Экспериментальные методы Эмпирические Теоретические Анализ и синтез Анкетирование Интервьюирование Социометрический опрос Специальные методы, обусловленные конкретными условиями организационной деятельности

Критерий результативности Критерий результативности – качественный или количественный, (т.е. порядковый) показатель, на основании которого можно оценить результат. Критерий обычно выражается через показатели.

-комплексность - возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого явления, процесса -комплексность - возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого явления, процесса -диагностичность возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять -диагностичность возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять -достоверность достаточность для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов -достоверность достаточность для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов Признаки показателей

- сформированности эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности, мышления, коммуникации… - обученности, - воспитанности (сформированности личностных качеств, проявляющихся в действии, деятельности, поступке), - развития личности (приобретение потенциала саморазвития, самообразования, самореализации, творческих способностей, креативного мышления…), Педагогические: Разновидности критериев по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия:

Критерии оценки результативности инновации, эксперимента достижение планируемых результатов обучения всеми или большинством учащихся, соответствующих современным социальным требованиям ; -1- расширение практико- ориентированных знаний; -2- уровень сформированности общеучебных умений учащихся при одновременном сокращении объема обязательного для изучения материала; -3- соответствие уровня подготовки школьников потребностям профессиональной школы ; -4- создание условий для разработки и реализации образовательных программ, учитывающих особенности социокультурной среды; -5- применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся; -6- рациональное использование учебного времени школьников. -7-

-числового шкалирования по оценке уровней изменений в состоянии объекта воздействия: -балловые: трех, пяти, десяти- балльные; -балловые: трех, пяти, десяти- балльные; -бинарные: «да» -«нет», -или «0»-«1»; -бинарные: «да» -«нет», -или «0»-«1»; -словесные: -а) «владеет свободно», «владеет недостаточно», не владеет»; -б) ………….; -а) «владеет свободно», «владеет недостаточно», не владеет»; -б) ………….; Разновидности критериев

Критерий количества (дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности). по делению на качественные и количественные типы изменений в состоянии объекта воздействия: Критерий факта (позволяет ответить, на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов экспериментальной деятельности). Разновидности критериев

Листы наблюдений интервью тесты Контрольные вопросы Педагогические разработки Видеозаписи Стенограммы уроков 33 Анкеты Диагностический инструментарий

Контроль за проведением эксперимента Выбор количественных и качественных параметров Выбор этапов контроля Выбор диагностируемых целей по всем направлениям Выбор диагностируемых целей по всем направлениям Выделение критериев оценки результатов Мониторинг результатов инновации, эксперимента

Педагог - экспериментатор, стремящийся получить запланированный результат своей деятельности, должен владеть своеобразным инструментом проектирования и анализа педагогических действий набором специальных профессиональных понятий. До начала работы необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебный процесс. По завершении определенного этапа деятельности необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, аналитической справки о результатах, доклада, заметки, статьи и т.д.

Хочешь сделать ребенка лучше? Хочешь повысить качество образования? Хочешь идти в ногу со временем? Хочешь жить интересно? ВКЮЧАЙСЯ В РАБОТУ ШКОЛЫ!

Электронное портфолио учителя Взгляд в будущее

Единое информационное пространство школы, района, города, страны!!!!!! Направления деятельности педагогов Осознание учителем информационно-коммуникативных технологий как части своей общей информационной культуры Использование информационных ресурсов сети Internet в организации познавательной деятельности школьников на уроках Дистанционное образование, повышение квалификации Создание интернет уроков, интегрированных уроков Формирование и широкое использование медиатеки Участие в ИКТ – конкурсах и конференциях как способ повышения собственной педагогической компетентности Публикация собственных разработок уроков. Педагогических методик по использованию интерактивных и сетевых технологий на сайте гимназии и других интернет -порталах Распространение опыта работы (проведение теоретических и практических семинаров по внедрению в практику работы учителя информационно- коммуникационных технологий, презентаций мультимедийных продуктов созданных сотрудниками гимназии и имеющихся в методической копилке)

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документамипортфолио Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности. Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Электронное портфолио – это web базированный сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности. Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования. Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности. Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые обеспечивали бы «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактулизации личности. Одним из таких средств может стать электронное портфолио учителя. Важное место в деятельности каждого педагога занимает рефлексия – умение обдумывать собственный опыт, это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы. Правильно построенная работа с портфолио, не только фиксирует достигнутые педагогом результаты, но и поддерживает учителей в их продвижении вперед. Интернет- технологии XX век XXI век

Можно на narod.ru или ucoz.ru Есть ли общепринятая модель портфолио? НЕТ Портфолио каждого учителя индивидуально. Спектр деятельности современного педагога очень широк и собрать все материалы воедино очень сложно. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель. Содержание сайта полностью зависит от Вашего трудолюбия и знаний! Чем больше блоков, вы включите в свой сайт, чем интересней информация, тем больше будет посетителей на вашем сайте

Главная страница О себе (информация о вашей педагогической деятельности, награды, грамоты, звания, курсы повышения квалификации и т.п.) Из опыта работы (рекомендации и материалы, доступные для скачивания) Научно-методическая деятельность Советы родителям (статьи, рекомендации) Внеклассная работа Интересный и познавательный раздел для учащихся Фотогаллерея Дистанционное обучение (интернет-платформы) И многое другое по вашему пожеланию Рекомендуемые блоки

Для создания информативного сайта надо много времени и творчества. Нельзя забывать о дизайне. 1 этап. Создание сайта – портфолио достижений 2 этап. Наполнение сайта материалами из собственной методической копилки 3 этап. Создание развернутого сайта со ссылками на лучшие образовательные ресурсы сети интернет, предварительно выбрав тематические материалы для учащихся 4 этап. Педагогическое проектирование материалов для дистанционных образовательных технологий (лекции, интерактивные тесты, задания, примеры) с использованием средств разработки курсов дистанционного обучения ( WebTutor,Redclass,TopClass, оболочка Moodle и других)

Можно ссылки давать на материалы в сети интернет, размещенные другими учителями

Для такой страницы надо много часов провести в поисковых системах

Хороший информативный сайт

Дистанционное обучение для учеников

Лучший сайт 2010 года

Аттестация учителей Пермского края

Обратите внимание учителя из других регионов!

Заключение Портфолио, лежащее в бумажной папке или в папке на компьютере не представляет никакой ценности ни для вас ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима. В руках учителя появились новые инструменты для самореализации и повышения качества образования. Это реальность!