Код приобщения к чтению: ретро- и нео- форматы Галактионова Т.Г. д.п.н., проф. РГПУ им.А.И.Герцена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Advertisements

Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Тема МО: «Организация воспитательных и досуговых занятий в школе – интернате»
Свободное чтение в школе Взгляд антрополога. Педагогика vs антропология: путь к мечте или ценность человеческой жизни.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
Объект исследования – чтение как феномен духовной жизни Предмет исследования – существующие в общественном сознании модели ценностного отношения к чтению,
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Верность простым истинам: духовно-нравственные ценности на уроках литературы МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ.
«Формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у обучающихся в контексте новых нормативных документов» ( закон «Об образовании» принят Государственной.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Чудина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Дмитриевщинской ООШ 2010г. Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания.
СЕМИНАР «Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе» Лотова Т.П. Зав. кафедрой НШ МОУ гимназии 23.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Модель внеурочной деятельности в начальной школе Куртова Оксана Ярославовна зам. директора по УВР.
«Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» А.С. Пушкин. Формирование и развитие интереса к чтению.
Теория и практика воспитания. Тема: Сущность, цели, задачи, особенности воспитательного процесса Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью.
«Культурно-образовательный досуг как форма воспитания студентов» Выполнил: Давыдов Артур.
Транксрипт:

Код приобщения к чтению: ретро- и нео- форматы Галактионова Т.Г. д.п.н., проф. РГПУ им.А.И.Герцена

«Нет сомнения в том, что чтение является очень чутким, надежным, и в определенном смысле, даже универсальным показателем состояния общества в целом. Поэтому, изучая чтение, мы как бы ощущаем атмосферу, слышим тональность, настрой духовной жизни общества и наоборот, анализируя общественные процессы мы тем самым рисуем фон, на котором разворачивается драматургия чтения» С.Н.Плотников, социолог культуры 20 века.

Коды и модели приобщения к чтению 16 – 21 вв. отражали особенности социокультурных условий; строились на соответствующих ценностных основаниях; решали задачи, сообразные социальной ситуации.

Модель «Послушничество» ориентированная на воспитание богопослушного человека, сохранение и развитие религиозной духовной традиции, мощное церковное влияние. 16 век– впервые в обществе стало формироваться представление о необходимости литературы, адресованной детям: Азбука Ивана Федорова, «Наука по чтению и разумению письма словенского» Лаврентия Зизания

Модель «Наставничество» направленная на образовательное чтение для общественной пользы 17 – начало 18 в.: вытеснение «почитания книжного», характерного для средневековой Руси – светским, образовательным чтением. В период Петровских реформ: руководящей целью становится чтение для общественной пользы.

Модель «Развлечение» связанная с реализацией гедонистической функции чтения Правление Елизаветы – середина 18 века ознаменовано усилением ориентации на французскую литературу. Лояльное отношение к легкому чтению

Модель «Просвещение и наставление» воспитание образованного, нравственного человека путем овладения содержанием культурно и социально значимых текстов Конец 18 века - эпоха Екатерины II, происходит развитие массового женского чтения и, как следствие, стимулирование чтение детей.

Модель «Подготовка к реальной жизни» Первая половина 19 века ( В.Г.Белинский, А.И.Герцен). Стремление сделать из ребенка реалистически мыслящего гражданина Заявление о вреде, который наносят «фантастические бредни», сентиментальные повести и сказки, делают из детей мечтателей, сочинителей и книжников.

«Гуманистическая модель чтения в свободном воспитании» С середины 19 века, в эпоху Александра II, получили развитие гуманистические взгляды на воспитание. В работах Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, Л.Н.Толстого отстаивались идеи свободного воспитания. Многие крупные издания активно издают хорошую детскую литературу.

Модель «Агитация» Вторая половина 19 - начала 20 века Консервативно- охранительная книги как инструмент поддержания благонамеренности, воспитания патриотизма и религиозной нравственности Революционно- демократическая воспитанием оппозиционно настроенных членов общества чтение как способ развития революционных идей

Модель «Руководство» традиционно ориентированная на передачу опыта от старших к младшим с помощью содержания социально одобряемой литературы

Модель «Руководство чтением». Первые годы советской власти более половины населения страны неграмотно; чтение - инструмент идеологической борьбы; читающий ребенок - потенциальный ресурс социального переустройства «большевистская концепция» и вредные буржуазные книги

Модель «Руководство чтением». 30-е годы 20 века «Жажда чтения у советских людей с трудом поддается вообще представлению. Газеты, журналы, книги – все это проглатывается, ни в малейшей степени не утоляя этой жажды» Л.Фейхтвангер, выдающийся немецкий писатель и драматург., Москва 1937 г. Продолжаются массовые репрессии в литературной среде. Престиж идеологически «правильного писателя» поднят на небывалую высоту, он говорит от имени власти. Уважительное отношение к чтению со стороны взрослого населения положительно влияет на приобщение к чтению школьников. Код приобщения: «Романтика социалистического созидания»

Модель «Руководство чтением» 40-е годы 20 века В годы войны доминирующим мотивом в приобщении школьников к чтению является идея патриотизма и национального единения.

Модель «Руководство чтением» 50-е годы 20 века Ужесточаются «запреты» на чтение. Сокращается число издаваемых книг. За рубежом раздаются первые тревожные голоса по поводу прогнозируемой проблемы кризиса чтения в связи с интенсивным развитием теле и видео индустрии.

Модель «Руководство чтением». Период «Оттепели» середина 50-х - 60-е годы 20 века либерализация духовной жизни взрыв интереса к поэзии – А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский Всплеск читательского внимания к литературным журналам. преследования за чтение «запрещенной, идейно порочной литературы». чтение продолжает быть в числе наиболее престижных, массовых, досуговых занятий. В библиотеке наряду с термином «руководство чтением», стали появляться такие, как «помощь читателю», «обслуживание читателей».

Модель «Руководство чтением». 70-е годы 20 века цель воспитания - «новый советский человек», носитель коммунистического сознания рост книжного дефицита, активизацией «черного книжного рынка» акция: «Книги – в обмен на макулатуру». изменилось представление о сущности руководства – оно стало рассматриваться как воспитание навыков сознательного, вдумчивого, целенаправленного чтения

Модель «Анархия» отрицающая системное педагогическое влияние, ориентирующая на свободу выбора, регулируемую читательской модой, рекламой и ограниченную возможностями книжного рынка.

Модель «Анархия». 80 – 90 годы 20 века 1985 год – начало «перестройки» и объявлением «гласности». Невиданный взлет интереса к чтению, «читательский бум», Через чтение люди обретали утраченную уверенность, самоуважение. Чтение стало фактором активного общения, коммуникации. Ситуация оказалась неустойчивой.

Приобщение к чтению. 21 век. модель «Диалог» учитывает потребности и интересы ребенка, помогает ему осваивать разнообразные способы чтения, анализировать и понимать прочитанное, решать разного уровня проблемы, а также гармонично развиваться и свободно ориентироваться в окружающем мире.

Феномен многообразия Многоголосье Полифония Множественность Эклектика синергетика

Чтение и Global Positioning System Глобальная система определения координат (GPS – навигатор) «Нерв ноль» (cranial nerve zero), или терминальный нерв.

Модель «Диалог». Код удовольствия и познания, развлечения и обучения.

Edutainment education+entertainment (образование+развлечение) это новый способ обмена знаниями: лекции, семинары, мастер-классы, которые могут посетить все желающие. Площадкой для такого события может стать любое пространство: бар или клуб, галерея, студия, офис, кафе, лекторий, парк. Это новый образ жизни это полезный досуг. Может использоваться как новый маркетинговый инструмент. Это – нео-формат приобщения к чтению

Чтение с увлечением Развлечение Увлечение Влечение - стремление к удовлетворению какой- либо потребности живого организма Потребность Необходимость Норма

«Юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно» М.Жванецкий «Что такое юмор»

К чтению приобщились. Зачем?