Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды в РФ Ховавко И.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ездить нельзя платить или интернализация внешних эффектов автотранспорта Ховавко И.Ю.
Advertisements

Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
Экономический раздел. Содержание 1.Анализ экономической ситуации «с» проектом и «без» проекта 2.Исходные предпосылки для проведения экономического анализа.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Экологическая составляющая маркетинга. В Российском обществе растет озабоченность ухудшением состояния окружающей среды.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Проблемы и перспективы природоохранного регулирования деятельности водоканалов Яшечкин Сергей Викторович Генеральный директор ОАО «Евразийский»
1 Сборник «Принципы и инструменты для повышения БДД на российских дорогах общего пользования» Елена Сваткова директор ООО «АвтоДорожный Консалтинг»
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИИ 1 Кирюшин Петр Алексеевич Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Бобылев.
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Современные аспекты безопасности и оценки вреда в транспортном страховании Юрий Важник, к.т.н. Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент – современная система управления природопользованием и охраной природных ресурсов. Эта система: -направлена.
Сочи, октябрь 2009г.1 Доклад на тему: «О текущей ситуации по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в.
Транксрипт:

Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды в РФ Ховавко И.Ю.

2 Эколого-экономическое регулирование – комплекс мер (правовых, административных и экономических), определяющих систему правил ведения различных видов антропогенной деятельности, устанавливаемых по экологическим и социальным соображениям, и санкций за их несоблюдение. «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года»: важность развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды для достижения экологически ориентированного роста экономики. Эффективность регулирования можно оценить на основе полноты интернализации внешних экологических эффектов. Целью работы является оценка полноты интернализации внешних экологических эффектов в системах экологического регулирования в РФ

3 Анализ охватывает экономические последствия воздействия на окружающую среду производственной деятельности и передвижения легкового автомобильного транспорта. Автотранспорт занимает второе место среди источников выбросов в атмосферу (47,3% всех выбросов в атмосферу), причем ВЭ легкового автотранспорта составляют 2/3. В совокупности эти сферы обеспечивают: 84% всех выбросов в атмосферу, 80% сбросов в водоемы, 97% общего количества образования отходов. Внешние эффекты от загрязнения окружающей среды оцениваются в РФ в 12% ВВП.

4 Цель работы - оценка полноты интернализации внешних экологических эффектов в системах экологического регулирования в РФ Задачи исследования: Анализ теоретических основ интернализации внешних эффектов Обобщение инструментария экологического регулирования Исследование нормативно – правовой базы экологического регулирования в РФ Обоснование направлений модернизации системы экологического регулирования хозяйственной деятельности в РФ Оценка системы экологического регулирования автотранспорта в РФ и обоснование путей ее совершенство- вания Обоснование подхода к согласованию интересов в процессе интернализации внешних эффектов

5 1. Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды - административный подход; - рыночный подход; - институциональный подход Экологический аудит, оценка воздействия на окружающую среду и процедуры оценки экологических и социальных рисков при кредитовании позволяют выявить и оценить неинтернализованные, но потенциально интернализируемые ВЭ. Основные рыночные инструменты: 1. Налоги Пигу 2. Система торгуемых разрешений 3. Плата за пользование По результатам систематизации инструментов экологического регулирования и анализа их свойств (с применением SWOT-анализа) дана оценки возможности применения отдельных инструментов интернализации внешних эффектов в РФ.

6 2. Исследование нормативно-правовой базы экологического регулирования в РФ Подходы к количественной оценке ущерба от загрязнения во многих российских нормативно-правовых и нормативно-методических документах близки (а в некоторых документах тождественны) пониманию внешних эффектов от загрязнения как некомпенсируемых издержек третьих лиц. Правомерно оценивать эффективность экологического регулирования на основе полноты интернализации экономического ущерба от загрязнения окружающей среды

7 3. Институциональный анализ системы экологического регулирования производственной деятельности Ежегодные расходы предприятий на получение разрешений составляют около 30 млрд. рублей в год. А) лимиты приближены к фактическому загрязнению; Б) увеличение доли платежей за с/лим. выбросы (рост с 19% в 2003 г. до 42% в 2008 г.); В) по расчетам Рюминой Е. удельные затраты на охрану водных ресурсов в стоимости продукции в 2006 году по отраслям промышленности остались практически на уровне затрат 1972 года (!). Низкий координационный эффект платы: предприятия предпочитают платить, а не снижать выбросы Производственно- хозяйственное нормирование - административный барьер

8 Распределительный эффект платы. Поступления в консолидированный бюджет от платежей за загрязнение составляют менее 0,2% и имеют тенденцию к снижению. Около 25-30% всех природоохранных затрат составляют расходы бюджетов разных уровней, которые значительно превосходят поступающие платежи за загрязнение (в годах превышение составляло от 38 до 61%). То есть общество за счет общих налогов оплачивает доступ к ассимиляционному потенциалу загрязнителей. Отрицательный прямой распределительный эффект. ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (собственные средства) ВЫБРОСЫ ПЛАТА КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ CОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Иски в рамках гражд. отв-ти ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ

9 Косвенный распределительный эффект Косвенный распределительный эффект выражается в переложении издержек и выгод в виде ущерба от загрязнения и выгод от доступа к ассимиляционному потенциалу. В качестве групп стейкхолдеров рассмотрены: а) предприятия - источники экстерналий, б) реципиенты загрязнения (коммунальное хозяйство, лесное хозяйство и население), в) органы государственной власти всех уровней, г) контролирующие организации; д) консалтинговый бизнес.

10 Крупный бизнес Природоемкость ВВП (воздух) (кг/тыс.руб.) 0,950,760,620,49 Природоемкость ВВП (вода) (куб.м/тыс.руб) 0,820,60,50,3 Природоемкость ВВП (кг/тыс.руб.) (отходы) 0,140,130,120,09 Российские компании обратили внимание на экологические аспекты своей деятельности только под влиянием мирового финансового рынка.

11 Группы, получающие выгоды и несущие издержки при различных вариантах экологического регулирования Примечание: 3 - значительные, 2 - умеренные, 1 - небольшие. Существующий механизмСнижение (-)/увеличение (+) выгод при реализации следующих мероприятий ВыгодыИздержкиОтмена лимитов Повышение нормативов платы Переход к НДТ 1.1.Крупный бизнес , Мелкий и средний бизнес 2,31, , Коммунальное хозяйство 0 2,3, но их можно переложить на потребителя Зависит от способа формирования тарифов на услуги коммунального хозяйства 2.2 Лесное хозяйство 01,2 Существующая система индифферентна к долгосрочным целям сохранения лесов 2.2. Население 02, 3 В зависимости от воздействия мероприятий на состояние основного производства 3.1. Органы власти разных уровней Контролирующие организации Консалтинговый бизнес

12 Плата за загрязнение как институциональная ловушка Нет групп, заинтересованных в реформировании системы и готовых отстаивать свою позицию. Плата за загрязнение превратилась в институциональную ловушку, неэффективную устойчивую норму, имеющую самоподдерживающий характер. Cтратегии выхода из институциональной ловушки: –Не следует одномоментно отменять временные нормативы выбросов. Необходима разработка реалистичных планов поэтапного перехода на нормативы ПДВ/ПДС, выполнение которых должно жестко контролироваться; –Соблюдение принципа «платит загрязнитель» требует возврата к системе экологических фондов (так называемых «окрашенных налогов).

13 4. Внешние эффекты автотранспорта и особенности их интернализации Базовый доступ Паратранзит (только богатые имеют машины) Ранняя моторизация Высокая моторизация (ограниченный общественный транспорт) Стадия высокого качества жизни (общ. трансп, велос, пешех) Осознание высоких социальных и экологических последствий бесконтрольной автомобилизации

14 Внешние издержки автотранспорта влияние на землепользование неоплаченная часть издержек на парковку дорожные пробки загрязнение воздуха стоимость земли внешние инфраструктурные издержки загрязнение воды регулирование дорожного движения эффект барьера шумовое загрязнение разнообразие транспорта отходы Структура издержек среднего автомобиля (цены 2007) % 35% Внутр. Фикс Внутр. перем Экстер Направления интернализации ВЭ автотранспорта: 1.Снижение внешних экологических эффектов путем сокращения уровня воздействия отдельных автотранспортных средств; 2.Управление спросом на передвижение на личном транспорте путем изменения принципов ценообразования на поездки на автомобиле Издержки около 3 руб на авт-км

15 Регулирование экологического воздействия автомобильного транспорта Экологическое воздействие Система «Автомобиль-Топливо» Совершенствование качества топлива Государственное регулирование Экологические стандарты на выбросы АТС Регулирование топливного рынка: экологическое налогообложение, контроль розничного рынка. спрос Конструкция автомобиля

16 К инструментам управления спросом относятся транспортные налоги: 1)на автомобили: - дополнительный налог при покупке автомобиля, - транспортный налог; 2) на хранение автомобиля (плата за парковки); 3) на автомобильные топлива 4) на перемещение на автомобиле: - плата за проезд по дорогам, где наблюдаются заторы (congestion pricing), - плата за движение по дорогам в определенном районе (area licensing), - плата за въезд в город (cordon pricing); - плата за разрешение пользоваться дорожной сетью в течение определенного времени (vignettes schemes); - электронные системы оплаты в зависимости от места движения и пройденного расстояния (еlectronic road pricing) Задача всех транспортных налогов – заставить владельцев автомобилей полностью оплачивать издержки, которые несет общество от передвижения автотранспорта.

17 Выводы на основе изучения зарубежного опыта 1)Не следует путать мобильность населения и мобильность личных транспортных средств. 2)Транспортная политика в крупных городах должна строиться не на прогнозе возможного количества автомобилей у населения в будущем, а на управлении процессами автомобилизации.

18 Оценка внешних эффектов автотранспорта в Москве 1) Ущерб от загрязнения воздуха автотранспортом составляет в среднем по России 45 коп/авт-км. (можно рассматривать как нижний предел оценки для г. Москвы) (2000 г.); 2) Экологический ущерб плюс некоторая часть социального ущерба (ДТП) – 1,9 руб/авт.- км (2005 г.); 3) Полный экономический ущерб (экологический ущерб, ущерб от ДТП, потери времен в пробках) составляет около 3,7 руб/авт.-км (2007г.); 4) Российские оценки ущерба от автотранспорта достаточно хорошо сопоставимы с западными (около 3 рублей на авт.-км). Нижняя оценка ВЭ от одного легкового автомобиля составляет 3 рубля на автомобиле-км иди около 30 тыс. рублей в год.

19 Регулирование автотранспорта в РФ 1Нормирование выбросов АТСТребования регламента по выбросам автотранспорта 2.Нормирование качества топливаТребования регламента по качеству топлив 3Плата за выбросы передвижных источников Применяется по отношению к АТС, состоящим на балансе предприятий 4Акциз на покупку автоПри мощности свыше 150 л.с. 5Транспортный налогДифференцирован в зависимости от мощности авто (различается по регионам) 6Акциз на нефтепродуктыС 2011 г руб/т на АИ-95 (остальное выше) 7Акциз в цене топлива1 рубль/литр топлива с 2011 года идет в дорожный фонд 8Платные дорогиПо данным Росавтодора, на 1 января 2010 года в России было 432,2 км платных дорог 9Ответственность за качество продаваемого топлива. Штрафы, привязанные к МРОТ 1010Стратегия раскрытия информации Публикации «черного» списка АЗС Нижняя оценка ВЭ в Москве - 3 руб/авт-км (или около 30 тысяч в год). Из них водитель в Москве оплачивает менее четверти или (0,62 руб/авт-км).

20 Ранжировка вариантов транспортной политики «автомобилистов» и «специалистов» АвтомобилистыВес фактора СпециалистыВес фактора 8. Строительство новых дорог и развязок в Москве и области 0,992Развитие метро (включая область)0, Массовое строительство коммерческих парковок 0,856. Развитие сети перехватывающих парковок 0,89 4. Улучшение работы общественного транспорта 0,844. Улучшение работы общественного транспорта 0, Наведение порядка со знаками, запрещающими (разрешающими) парковку 0,83. Развитие скоростного трамвая и железнодорожного сообщения (в Москве и области) 0,77 6. Развитие сети перехватывающих парковок 0,768. Строительство новых дорог и развязок в Москве и области 0,73 9. Интеллектуальные транспортные системы 0,737. Снижение платы за общественный транспорт 0,65 2. Развитие метро (включая область)0,79. Интеллектуальные транспортные системы 0,59 1. Выделенная полоса для общественного транспорта 0,6722. Система отслеживания нарушений правил парковки автомобилями. 0, Электронные системы оплаты проезда0,6218. Электронные системы оплаты проезда 0, Система отслеживания нарушений правил парковки автомобилями. 0,5319. Массовое строительство коммерческих парковок 0,5

21 Некоторые выводы из опроса: Развитие общественного транспорта. Специалисты указывают, что в настоящее время поездка на работу (туда и обратно до 30 км) на автомобиле оказывается дешевле поездки на общественном транспорте с пересадкой. Результат опроса в группе «автомобилистов» показывает исключительно высокий уровень согласия, который можно назвать «согласованным эгоизмом». Автомобилисты хотят новых дорог, парковок, интеллектуальные транспортные системы, при этом они не готовы оплачивать внешние издержки. Наименьший рейтинг в обеих группах экспертов получили варианты транспортных платежей, что отражает неготовность общества к принятию этих вариантов транспортной политики (видимо, как по техническим, экономическим, так и по психологическим причинам). Для трудно структурируемой задачи на основе анализа субъективных мнений экспертов получена упорядоченная оценка вариантов интернализации ВЭ автотранспорта в Москве.

22 Выводы: 1.Предложен подход к анализу систем экологического регулирования, основанный на оценке полноты интернализации внешних эффектов; 2. По результатам изучения инструментов экологического регулирования и анализа их свойств в целом подтвержден высокий потенциал их применения в РФ; 3. Показано, что для оценки внешних эффектов правомерно использовать количественные значения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 4. Низкая интернализация внешних экологических эффектов производственной деятельности в РФ определяется: а) недостатками существующего правового и нормативно-методического обеспечения; б) конструкцией самого механизма экологического регулирования; в) отсутствием мотивации изменения ситуации. Показано, что реформирование механизма платежей сводится к поиску выхода из институциональной ловушки. 5. Применение теории экстерналий к автомобильному транспорту позволило получить оценки внешних эффектов автотранспорта в крупных городах РФ и оценить современный уровень их интернализации; 6. Предложен метод согласования интересов различных групп в процессе интернализации внешних эффектов автотранспорта, проводимый на прединвестиционной стадии.

23 Спасибо за внимание!