Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Advertisements

Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Запчасть I (написание черновика) От конспекта источников к составлению плана аргументации. Запчасть II От Запчасти I - полной последовательности.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
Как писать «правильное» эссе? 2 При выборе темы следует подумать над следующими вопросами: Как эта тема связана с Вашей производственной деятельностью?
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Как подготовить научную статью? Санданова Мария Ринчиновна, к.филол.н., доцент Бурятский филиал МЭСИ.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Техники работы с источниками информации. Двойной дневник Выписки из текстаВопросы и комментарии 1.Цитата 2.Фраза 3.Ключевое понятие 4.….. 1.Что заставило.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Транксрипт:

Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка

План занятия Большое – это несколько раз маленькое. Как писать эссе (по Ружиэйро, В.Р. Мышление. 15 уроков для начинающих авторов. М., 2006) 2. Две взаимодополняющие друг друга стратегии выявления плана, по которому будет организован материал – «сверху» и «снизу». 3. Составление сводного конспекта и его трансформация в первую версию черновика 4. Работа с черновиком

2. Две взаимодополняющие друг друга стратегии выявления плана, по которому будет организован материал. 1.«Определение плана сверху» - от формулировки темы. Построение «рабочего указателя» (У. Эко). 2.«Определение плана снизу». Перерасположение корпуса всех сделанных в процессе работы с источником наблюдений в соответствии с (выявляемой в ходе этой перекомпоновки) структурой собственных исследовательских интересов.

3. Составление сводного конспекта и его трансформация в первую версию черновика Составление конспекта, включающего в себя: –Все сделанные и найденные наблюдения, –Зафиксированные с точным сохранением «голосов» и их контекстов (например, в этой презентации Эко будет выделяться курсивом, КБУ – подчеркиванием)(например, в этой презентации Эко будет выделяться курсивом, КБУ – подчеркиванием) –И расположенные в порядке, соответствующем логике будущего изложения проблемы. Переработка сводного конспекта в первую версию черновика, –включающую в себя уже только те материалы, которые понадобятся для развития Вашего аргумента –+ рабочие указания на то, какие связки придется дописать, и идеи – «доразвить» –+ (многочисленные) введения и заключения.

4. Работа с черновиком 1.Исправление логики повествования. 2.Определение и уточнение интонации и стилистики гуманитарного текста. 3.«Оснастка». Написание введений и заключений.

Предуведомление = идеология l Хотя «творчество», inventio(n) – непосредственный предмет лекции, сегодня будем говорить из перспективы, что его нет и быть не должно. Быть профессионалом, а не носителем экзистенции – в любом состоянии способным к производству текстов или к оказанию консультативной помощи. l Соответственно, идеальный тип работы: не страдать от «проблемы чистого листа» Перерабатывать запчасть одного уровня в запчасть другого: – линейные конспекты разных источников и литературы - в тематический сводный конспект с развернутой иерархией заголовков; –сводный конспект - в черновик, в котором расставлены связки и оговорки и т.д. l Должно ли быть «интересно»? Интересно – да, очень хорошо. Но не надо путать «интересно» с «легко», «само собой». Профессия - это уметь делать то, чего не умеют делать другие (если еще не умеете - создавать такое дело), а если будет еще и интересно - отлично.

Предуведомление – техническое. Ружиэйро В.Р. Мышление. 15 уроков для начинающих авторов. М., 2006 l Большое – это несколько раз маленькое. Советы, как писать эссе С. 49: «… жадность – в природе человека смертная казнь сдерживает преступность мы знаем себя лучше, чем знают нас другие…» l Для каждого из высказываний напишите краткий отзыв (1-2 предложения), формулирующий вашу позицию и объясняющий, почему вы придерживаетесь ее

Пошаговый метод создания эссе Планирование 1. Собрать идеи (например, методом «свободного изложения»: все записывать, не заботясь об оценке и форме). –Критически их оценить: 1. Имеет ли это смысл, если ответ твердый – то почему. Именно это нужно будет объяснить аудитории. – … вашей первой целью будет анализ идей... при этом нужно решить, являются ли они наиболее разумными реакциями на конкретную проблему или спорный вопрос. Исправьте идеи, в которых есть недостатки; где необходимо, полностью измените свою точку зрения». (С. 141) –Проверить на логику: Если под видом факта – не факт. 4. Если путаются два понятия или две идеи. 5. Если некий вывод представлен как единственно возможный... (С. 45) 2. Выбрать порядок. Варианты: от вывода к фактам, от причины к следствию, важности и т.п. 3. Выбрать введение и выводы. 4. Отметить идеи для поддержки и поддержать. (С. 401)

С чего начинается (дипломная / диссертационная) работа: соотношение темы, источников и проблем l Первый шаг: поиск некоего «Х» – соотношения между темой и источником. Так, чтобы исследование не было пересказом, и чтобы тема и источник были друг для друга достаточными. l Научный руководитель нужнее всего на этом этапе - знание о наличии каких-то источников и проблем, их соответствии Вашему уровню. За этим могут следовать: l «Правильное» концентрическое чтение источников и литературы. l Составление сводного файла всех мыслей, наблюдений и сопутствующих голосов с их четким разделением. l Перекомпоновка в наиболее выигрышном для аргументации порядке.

Советы от КБУ и Эко: l Только один «штамп»: начните с того, что интересует вас больше всего. l Не читайте наугад: начните со статей в общей энциклопедии, затем просмотрите статью в специализированной энциклопедии или специализированном словаре, а затем полистайте специализированные журналы. l Самый правильный подход (УЭ, С. 124): сперва 2-3 наиболее общих исследования, потом источник, потом критика, потом снова источник. l Удовлетворительную рабочую программу можно построить, переняв структуру одной из самых удачных критических статей из своей библиографии.

В каком порядке работать l Вся работа над дипломом, наукой или даже вообще: приходится работать в двух временных развертках. Есть линейная: выбираю – читаю – думаю – пишу - правлю. И есть циклическая: переопределяю тему под то, что получше; переделываю план работы и т.п; поняв пробоину, не просто правлю (если время есть), а что-то доисследую –Главная проблема – циклы надо контролировать.

Составление плана идет в двух направлениях – сверху и снизу. Сверху – известно, на какие пункты надо разбросать имеющийся материал; по каким вопросам надо этот материал найти и родить мысли. См Указатель – слайд 11. Снизу – располагаете свои наблюдения в самом выигрышном порядке для их презентации. При необходимости, если к этому подталкивают наблюдения, реорганизуете формулировки пунктов плана, их порядок и иерархию.

Советы от У. Эко l Начиная диплом, должны написать: заглавие, введение и содержание – то, что в конце работы пишется еще раз. l Сравнение с автострадой как примерным планом (может меняться, но есть). l Рабочему плану надо придать форму справочного указателя, и еще лучше, если за каждым названием будет следовать маленькое резюме. Таким образом выстроится и проспект для научного руководителя. l Указатель включает в себя: 1) постановка проблемы; 2) опыт предшественников; 3) наша гипотеза; 4) данные, которыми мы располагаем; 5) их анализ; 6) доказательство гипотезы; 7) выводы и перспективы продолжения. l Предисловие – развитие пунктов содержания. Это предисловие должно стать как бы рецензией на будущую работу. l Функция рабочего предисловия: помогает выстроить рабочие идеи в цепочку, и цепочка уже меняться не может, а если будет – то лишь ценой сознательной перетасовки пунктов плана. Поможет сдерживать тягу к отступлениям и укрощать случайные импульсы.

Пугалки от У. Эко l «Если введение никак не получается, значит, нет у вас четкого понимания, с чего следует начинать. А если вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем закончить У вас будет время отступить» l О бережном отношении к терминам: «Не можете дать определения термина – не употребляйте. Если речь об одном из главных терминов вашего диплома, а вы не можете дать ему определение – бросайте писать диплом. Вы ошиблись в выборе темы (или профессии)». –Или все-таки постарайтесь разобраться или выявить функциональное определение – то, из которого Вы исходите в своей работе.

Альтернативный вариант - составление сводного конспекта Скорее, не проблемно-ориентированный, а источниково-ориентированный подход. Скорее, не проблемно-ориентированный, а источниково-ориентированный подход. Читать свой источник – абсолютно разнуздав фантазию. Выписывать все, способное иметь значение Читать свой источник – абсолютно разнуздав фантазию. Выписывать все, способное иметь значение (по отношению к сформулированной теме). (по отношению к сформулированной теме). Компьютер – одно и то же наблюдение может пригодиться и встречаться множество раз. Компьютер – одно и то же наблюдение может пригодиться и встречаться множество раз. В других файлах – конспекты вторичной литературы. В других файлах – конспекты вторичной литературы.

Сводный конспект Характеристики-определения: Характеристики-определения: содержит все соображения и наблюдения, имеющие отношение к теме диплома; содержит все соображения и наблюдения, имеющие отношение к теме диплома; четко разграничивает голоса/форматы: источник, литература, собственные мысли, ненужное, план. четко разграничивает голоса/форматы: источник, литература, собственные мысли, ненужное, план.

Составление сводного файла и многоформатная разметка Различение источников, своего комментария и литературы форматом – чтобы потом каши не было. Режим исправлений. Различение источников, своего комментария и литературы форматом – чтобы потом каши не было. Режим исправлений. Самое главное в исследовании – история разногласий и вклад Вашего голоса. Тщательнейшим образом различать! (в том числе и голоса своего комментария: свои мысли и объяснения по поводу предмета, по поводу контекста высказываний источника, разговор с самим собой – например, о том, что еще остается сделать, и т.д.). Самое главное в исследовании – история разногласий и вклад Вашего голоса. Тщательнейшим образом различать! (в том числе и голоса своего комментария: свои мысли и объяснения по поводу предмета, по поводу контекста высказываний источника, разговор с самим собой – например, о том, что еще остается сделать, и т.д.). В сводном файле появляется еще один формат – ПЛАНА. В сводном файле появляется еще один формат – ПЛАНА.

От КБУ Возможно, самое главное: четко и недвусмысленно делайте различие между четырьмя видами записей: прямыми цитатами из источника, вашим пересказом источника, его обобщением (конспектированием) и вашими собственными размышлениями. На компьютере: пользуйтесь различными шрифтами или стилями; на бумаге: пользуйтесь заголовками, разноцветными листками бумаги или чернилами. Возможно, самое главное: четко и недвусмысленно делайте различие между четырьмя видами записей: прямыми цитатами из источника, вашим пересказом источника, его обобщением (конспектированием) и вашими собственными размышлениями. На компьютере: пользуйтесь различными шрифтами или стилями; на бумаге: пользуйтесь заголовками, разноцветными листками бумаги или чернилами.

Расположение в правильном порядке – техника чтения своего текста Жирный шрифт или заголовки Курсив Мелкий шрифт Подчеркивание АП, двойное подчеркивание Смысл сохранить, но потом переписать Потом перенести в соответствующее номеру место Важно (потом может остаться для скелета = оглавления) Потом уточнить (и перенести в файл уточнений «блохи») Перенести в подвал или убрать Перенести в файл «хвосты». Иногда становится файлом «заключение» / «рефлексия о проделанной работе» Разговор с самим собой («здесь будет нужен переход», «привести пример!»)

Расположение в правильном порядке – техника чтения своего текста Выделение цветом Выделение другим цветом Выделение цветом фона Выделение в режиме исправлений То, над чем надо еще подумать То, что не понравилось какому-то внешнему читателю То, что на лекции пойдет на доску При совместной работе или комментарий по отношению к написанному ранее

Все эти советы эффективны и в перспективе компьютерной замены, и потому, что достаточно полезно во время работы играться, отвлекаться на внешний вид файла

Составление первого, прикидочного плана Так, чтобы вошло все, что я нанаблюдал раньше не потерять ни одного соображения. Так, чтобы вошло все, что я нанаблюдал раньше не потерять ни одного соображения. Цель не в том, чтобы нагнать больше страниц, и не в том, чтобы все это попало в текст, потому что является великой истиной. Цель: выявить структуру и логику своих интересов. Группируя свои наблюдения и выписки – выясним: так вот на что я, оказывается, обращаю внимание. Группируя свои наблюдения и выписки – выясним: так вот на что я, оказывается, обращаю внимание. Второе – убирать повторы (пять примеров на демонстрацию одного тезиса) и придание строгости. Второе – убирать повторы (пять примеров на демонстрацию одного тезиса) и придание строгости. Третья цель: перераспределение материала. Расстановка логических операторов и связок. Т.е.: увидеть свой текст чужими глазами (будущего читателя). Третья цель: перераспределение материала. Расстановка логических операторов и связок. Т.е.: увидеть свой текст чужими глазами (будущего читателя).