ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ В УНИВЕРСИТЕТЕ А.А. Шехонин – проректор, Санкт-Петербургский национальный исследовательский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.
Advertisements

Балльно- рейтинговая система Оценивания результатов обучения студентов СПбГУ ИТМО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Формирование и оценивание компетенций выпускников в образовательных программах на основе ФГОС ВПО А.А. Шехонин, проректор НИУ ИТМО Санкт-Петербургский.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Балльно-рейтинговая система в высшем профессиональном образовании Проректор по учебно-методической работе ГОУ ВПО «МГОСГИ» Г.Н. Легостаев ГОУ ВПО «МГОСГИ»
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Применение БРС контроля успеваемости студентов (Дисциплина «Аналитическая химия») Корсун Л.Н. кафедра общей и аналитической химии.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.
Учебно-методический совет г. Н.В. ЮШИНА, начальник отдела управления качества образования.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Особенности и изменения государственной аккредитации вузов Круглый стол РГПУ им. А.И. Герцена А.А. Шехонин, проректор НИУ ИТМО Санкт-Петербургский.
Балльно-рейтинговая система как фактор повышения качества преподавания социологии в ТувГУ Хурума Ю.К. Кызыл, 2011 г.
Модель системы оценки достижений обучающихся. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 24) Обеспечение функционирования системы.
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Транксрипт:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ В УНИВЕРСИТЕТЕ А.А. Шехонин – проректор, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики НИУ ИТМО НИУ ИТМО

«ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИЙВЫПУСКНИКА ВУЗА «ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КОМПЕТЕНЦИИ НАВЫКИ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (психофизические особенности, мотивация, установки и др. УМЕНИЯ ЗНАНИЯ

Визуализация взаимосвязи характеристик обучающегося

Проблемы формирования и оценивания компетенций Латентность; многофункциональность; надпредметность; связанность с уровнем способностей обучаемых; отсроченный характер проявления компетенций; при интерпретации оценок уровня освоения компетенций необходимо принимать во внимание многие факторы.

Этапы формирования и оценивания компетенций в учебном процессе 1. Разработка компетентностной модели выпускника вуза на основе ФГОС ВПО 2. Описание компетенций выпускника в форме измеряемых признаков их проявления (результаты обучения, личностные качества) 3. Создание оценочной шкалы результатов обучения, фондов оценочных средств и технологий их применения

Формирование и оценивание результатов обучения и компетенций в вузе КМВ вуза Укрупнение Кластеризация компетенций ООП ПОРТФОЛИОРО ВКР ИГА Защита ВКР ГосэкзаменДИПЛОМ Портфолио компетенций Тарификатор Дескрипторы РО З У Лк Кластеры компетенций Руководитель, Рецензент ФГОС ВПО

Рамочный характер компетенций выпускника по ФГОС ВПО - по структуре два крупных класса – общекультурные и профессиональные, большое число до компетенций (есть в ФГОС до компетенций) - неоднозначность и сжатость формулировок - слабая дифференциация и операционализация по уровням освоения и образования - неадекватность связи требований к результатам обучения по циклам дисциплин и разделам ООП с компетенциями выпускника просто дублируют их или носят явно содержательный характер образования

Построение КМВ по профилю ООП вуза - дополнить задачи профессиональной деятельности ФГОС ВПО за счет разработки вузовской части задач с учетом профиля подготовки бакалавра или специализации магистра - разработать совокупность компетенций для вузовской части структуры ООП с учетом профиля подготовки бакалавра (магистра) - объединить компетенции базовой и вузовской частей ООП и структурировать их по группам (кластерам) - операционализация компетенций в форме признаков их проявления на уровне умений и профессионально ориентированных действий - построить компетентностную модель подготовки бакалавра (магистра) для реализации ООП и ИГА.

Образовательная программа вуза – основа освоения и оценивания результатов обучения и ккомпетенций

Кластеризация компетенций выпускника для ИГА Укрупненная компетенция Компетенция К1 Компетенция К3 Компетенция К2 Компетенция К1,1 Компетенция К1,2 Компетенция К1,3 Кластер компетенций (3- 5 компетенций)

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ООП (дисциплин) (умения, профессионально ориентированные действия) Компетенция Умения, действия УД1 Умения, действия УД3 Умения, действия УД2 Умения, действия УД1,1 Умения, действия УД1,2 Умения, действия УД1,3

Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП в соответствии с ФГОС ВПО КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Знания Умения Владения Знания Умения Владения Знания Умения Владения Уровень дисциплин (модулей) Знания Умения Владения З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Уровень учебных циклов З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей)

Описание наблюдаемых признаков проявления компетенций выпускника для разработки ООП каково содержание и сущностные характеристики проявления каждой компетенции выпускника до уровня цикла, дисциплины (модуля) ООП; на каких уровнях, с помощью каких результатов обучения и оценочных шкал студент должен продемонстрировать владение компетенцией; как (с помощью какого содержания, объема в з.е., образовательных технологий и т.п.) можно формировать компетенции на основе реализации дисциплин ООП.

Оценивание компетенции на основе компонентов (результатов обучения) ее наблюдаемых признаков проявления в учебном процессе Создать таксономическую таблицу (тарификатор) описания уровней освоения – знаний, умений и личностных качествСоздать таксономическую таблицу (тарификатор) описания уровней освоения – знаний, умений и личностных качеств Задать диагностируемый уровень освоения компетенции с использованием таблицыЗадать диагностируемый уровень освоения компетенции с использованием таблицы Разработать оценочный инструментарий (фонд оценочных средств) для определения результатов обученияРазработать оценочный инструментарий (фонд оценочных средств) для определения результатов обучения

Технологии достижения результата обучения по ФГОС СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (самостоятельно устанавливается, актуальность, направленность, широта, глубина) РО: ЗНАНИЯ УМЕНИЯ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА Технологиипреподавания Технологии (средства) оценивания К О М П Е Т Е Н Ц И И (проявления- наборы учебных заданий) Технологииобучения

Основные требования к формированию результатов обучения в вузе (дисциплина – ООП) - описывать приобретаемые знания, умения и навыки на соответствующих уровнях подготовки (в компетентностном формате); - согласованы с формируемыми компетенциями выпускника (наблюдаемыми их признаками проявления); - соотнесены с трудоемкостью освоения дисциплины; - согласованы с технологиями преподавания, обучения и оценивания; в соответствии с установленными критериями оценивания (пороговый уровень) и критериями выставления оценок (отметок); - подлежать оцениванию – в соответствии с установленными критериями оценивания (пороговый уровень) и критериями выставления оценок (отметок); - периодически пересматриваться;

Основные требования к системе оценивания результатов обучения в вузе Объективность - Объективность – адекватность соответствия установленных результатов обучения (РО) на соответствующих уровнях оценочным средствам и технологиям; Прозрачность - Прозрачность – доступность РО всем заинтересованным участникам учебного процесса (включая родителей студентов), а также необходимость наличия экспертной оценки средств и технологий контроля; Оперативность - Оперативность – получение требуемых объемов РО в требуемые сроки; Эффективность - Эффективность – персональный охват РО всего контингента обучающихся (массовость) в установленный период; Сопоставимость - Сопоставимость - соответствие РО в формате требований ФГОС ВПО по направления подготовки (специальностям) квалификациям для обеспечения мобильности обучающихся (выпускников).

Требования к компетентностно- ориентированным измерителям 1.Отражать динамику изменений РО как компонентов компетенций, способность к обучаемости 2.Выявлять активность обучающихся в освоении РО 3.Обеспечивать взаимосвязь технологий обучения и оценивания РО 4.Воспроизводить при контроле РО условия квазипрофессиональной деятельности с обеспечением управления и коррекции учебного процесса.

Модели оценивания результатов обучения (текущая и промежуточная аттестация) 1. Традиционная модель (знаниевая) 2. Балльно-рейтинговая система (БаРС)

Контроль результатов обучения (знаний) студентов по ГОС ВПО

Оценка качества освоения ООП в ФГОС ВПО (раздел 8 ФГОС ВПО) - вуз обязан обеспечивать гарантию качества подготовки, - вуз обязан обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе ……разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников……. - включает - текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация выпускников - включает - текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация выпускников - формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно - формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до обучающихся в течении первого месяца обучения …….. - для аттестации персональных и поэтапных достижений обучающихся создаются фонды оценочных средств, - для аттестации персональных и поэтапных достижений обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты, контрольные работы и методы контроля для оценивания знаний, умений и уровня приобретенных компетенций ………. - вузом должны быть созданы условия контроля студентов приближенные к условиям их будущей профессиональной деятельности……… - вузом должны быть созданы условия контроля студентов приближенные к условиям их будущей профессиональной деятельности……… Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая – 1 июня 2012 г.

ФГОС ВПО. Кредитно-модульная организация учебного процесса

Линейный учебный процесс

Балльно-рейтинговая система оценивания Для эффективного управления учебным процессом и регулярного оценивания его качества в НИУ ИТМО в 2008 году введена БаРС оценивания результатов обучения. Информационное сопровождение БАРС реализуется на основе системы дистанционного обучения – СДО ИТМО Academic NT ( университета. Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая -1 июня 2012 г.

Основные задачи БаРС -Упорядочивание, объективность, прозрачность и развитие средств и технологий оценивания РО; -Постоянное улучшение (коррекция, управление) процесса обучения; -Ритмичная работа студента; -Повышение мотивации и стимулирование студента; -Доступность РО для всех заинтересованных лиц, включая родителей; -Вовлечение вуза в Болонский процесс, построение результатоориентированной, компетентностной и студентоцентрированной системы ВО

Модели оценивания результатов обучения 3. Балльно-рейтинговая система 3. Балльно-рейтинговая система (БаРС) с 2008 г. НИУ ИТМО Текущий контроль успеваемости Промежуточная аттестация Оценивание дисциплины (модуля) в семестре Результаты обучения ЗУН и ЛК 9 неделя 100 бал. 60 бал. Р 2 6 – 10 Р 1 6 – Экзамен 17 неделя N max N min

Соотношение оценок и баллов ОценкаСумма баллов отлично, (А)от 91 до 100 хорошо, (B – очень хорошо)от 85 до 90 хорошо, (C – хорошо)от 75 до 84 удовлетворительно, (D)от 67 до 74 удовлетворительно, (E –посредственно)от 60 до 66 неудовлетворительно, (F)меньше 60 зачтено (при недифференцированной оценке) больше или равна 60

Формирование и оценивание РО (ЗУН и ЛК) по дисциплине (модулю) t Трудоемкость, час. РО ЗУН баллы ЗУН – обученность по дисциплине обучаемость студента, характеризует элемент формирования компетенции (личностные характеристики – ответственность, дисциплинированность и др.)

Структура управления образовательным процессом Аттестация итоговая Аттестация Результат образования Квант результата Ректорат Деканат Преподаватель (куратор) Система AcademicNT Родители Работодатели Модуль 1 Т Р У Д О Е М К О С ТЬ Модуль 2 Текущая Международная научная конференция NIT-QM Турция мая 2010 г.

Система дистанционного обучения AcademicNT Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ N Сертификат соответствия системы добровольной сертификации информационно- коммуникационных технологий в образовании (системы ИНКОМТЕХСЕРТ) от г. N РОСС RU.04ИК.П00016 Диплом 10-го юбилейного всероссийского форума "Образовательная среда-2008« - победитель в номинации "Корпоративные системы дистанционного обучения" Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая-1 июня 2012 г.

Система дистанционного обучения НИУ ИТМОAcademicNT ( Система дистанционного обучения НИУ ИТМО AcademicNT ( Система обеспечивает выполнение следующих функций: - предоставление доступа к учебно-методическим материалам, хранящимся в базе данных системы; - обеспечение автоматического контроля знаний обучающихся; - ведение мониторинга учебного процесса; - ведение портфолио обучаемых; - администрирование учебного процесса; Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая - 1 июня 2012 г.

Критериально-ориентированный подход оценивания в БаРС позволяет: - выявить освоенные и не освоенные знания, умения, навыки и компетенции, - построить индивидуальную образовательную траекторию каждого студента и повысить индивидуализацию учебного процесса; - ранжировать тестируемых по проценту выполнения и построить рейтинговые шкалы; - разбить испытуемых на несколько групп с помощью нескольких критериальных баллов и привести развернутый анализ не освоенных разделов содержания и компетенций.

КРИТЕРИИ качества учебного процесса Критерий 1. В каждой точке текущего контроля не менее чем у 90% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должна быть выставлена аттестация отличная от нуля баллов. Критерий 2. В каждой точке текущего контроля не менее чем у 80% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должно быть набрано число баллов, которое превосходит пороговый минимум данной точки. Критерий 3. По рубежной аттестации не менее чем у 80% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должно быть набрано число баллов, которое превосходит пороговый минимум накопленных баллов по всему модулю и не менее чем у 10% контингента студентов по дисциплине набрано 90 и более баллов от установленного их максимума. Критерий 4. Не более чем у 5% контингента студентов по дисциплине результаты контроля вносятся преподавателями в электронный журнал с опозданием срока не более 2-х дней.

Управление качеством УП. Интерпретация БаРС. Набор баллов.

Фиксирование результатов образования

Календарный график учебного процесса 1 модуль2 модуль итоговая аттестация 1-9 недели 9 неделя - рубежная аттестация недели 17 неделя - рубежная аттестация 9 недель8 недель3 недели 1 модуль2 модульпраздники итоговая аттестация каникулы Осенний семестр9 недель8 недель1 неделя3 недели2 недели Весенний семестр9 недель8 недель1 неделя3 недели8 недель Международная научная конференция NIT-QM Турция мая 2010 г.

Баллы 1 модуль2 модуль дисциплина текущий контроль в т.ч. за личностные качества рубежная аттестация итого текущий контроль в т.ч. за личностные качества рубежная аттестация итого всего за модули итоговая аттестация итого Дисциплина - i мах min Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая-1 июня 2012 г.

Зачетыиоценки Зачеты и оценки Студенты, выполнившие все виды запланированных учебных занятий и набравшие в ходе текущей и рубежной аттестации по дисциплине: дисциплина набранная сумма баллов Зачет Диффер. зачет допуск к итоговой аттестации Автоматическое выставление оценки без итоговой аттестации дисциплина - i от 40 до 48нетданет от 48 до 59да нет от 60 до 66да да (3) от 66 до 80да да ("3" или "4") Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая-1 июня 2012 г.

Планирования результатов обучения студентов 3 курса по дисциплине "Прикладная оптика" в 5 семестре Модуль 1Модуль 2 Промежу- точная аттестация по дисциплине Текущий контроль по точкам Рубежный контроль Текущий контроль по точкам Рубежный контроль [min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max Теоретический материал : Посещение лекций Сдача тестов в ЦДО * Сдача тестов в срок 0.6 Практические занятия: Контрольные работы * Выполнение домашнего задания * Сдача домашнего задания в срок 0.4 Работа на занятии Промежуточная аттестация 1220 Сдача тестов в ЦДО Письменный экзамен Балловая стоимость одной точки Накопление баллов Итого: Сдача тестов в срок Посещение лекций Сдача домашнего задания в срок Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая – 1июня 2012 г.

Электронный конспект (презентации) Международная научная конференция NIT-QM Турция мая 2010 г.

Компетентностные тесты

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая – 1 июня 2012 г.

Тестовые задания

Виртуальные лаборатории

Виртуальная лаборатория по теоретической механике Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая – 1 июня 2012 г.

Расчетно-графическая работа

Мониторинг учебного процесса

Результаты оценивания студентов по дисциплинам: история, физика, информатика М

Результаты аттестации в СДО по отечественной истории (Императорская Россия)

Результаты аттестации в СДО по информатике (системы счисления)

Рейтинг студентов 1 курса Рейтинг студентов 1 курса (все дисциплины весеннего семестра 2010/2011 уч. г.) 17 % неудовл. 14 % отл. 33 % хор. 36 % удов.

Трудности разработки и внедрения БаРС -Трудоемкость разработки фондов оценочных средств по этапам контроля (электронные, печатные); -Затраты на проведение контроля РО; -Анализ результатов и сопровождение БаРС в СДО.

Методологические проблемы БаРС -Нормирование знаний, умений, навыков и личностных качеств (ЗУН и ЛК) обучающихся в баллах как проявления компетенций (особенно порогово-минимальных их значений); -Несоответствие оценочных средств (тестов, домашних заданий, КР и др.) и требований к уровню подготовки на основе знаний, умений и навыков; -Несовершенство обработки полученных результатов обучения (педагогическая метрология); - Низкий уровень системы мер для повышения мотивации обучения и преподавания для реализации БАРС

Вопросы? Спасибо за внимание