Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма» Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
Advertisements

Технология развития критического мышления Заседание ШМО естественно- математических дисциплин.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Севостьянова Ольга Викторовна. «Метод проектов» «Портфолио» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» «Дебаты» «Сообщество»
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо » на уроках русского языка и литературы.
Технологии компетентностно- ориентированного образования Учим размышлять.
МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа» Стаж педагогической работы 16 лет Усок Елена Викторовна Учитель начальных классов.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
Отчет о методической работе Михайловой Л.И. учителя химии и биологии ГБОУ школа-интернат 28.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Транксрипт:

Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма» Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.

Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, - оно является обязательным условием исследовательской деятельности; - критическое мышление требуется не только ученому; - критическое мышление требуется не только ученому; -необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет; -необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет; -осуществления гражданских прав; -критического восприятия рекламы; - формирования адекватной самооценки.

Сущность критического мышления отражена в пяти признаках, сформулированных Дэвидом Клустером. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Критическое мышление – это сложный мыслительный процесс, начинающийся с восприятия информации и заканчивающийся принятием продуманного независимого решения. Этот процесс представляет последовательность взаимосвязанных операций: получение информации постановка проблемы сравнение информации из различных источников выстраивание системы рассуждений принятие решения.

Сравнивая информацию из разных источников, человек с развитым критическим мышлением легко находит ошибки и несоответствия, сделанные им выводы основаны на фактах; Вместе с тем он открыт для новых идей; Вместе с тем он открыт для новых идей; сопоставив противоположные точки зрения, он выстраивает вспомогательные системы рассуждений; на этом основании вырабатывает свою позицию. на этом основании вырабатывает свою позицию. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания и становится осмысленным и становится осмысленным непрерывным и продуктивным. непрерывным и продуктивным.

Для формирования способности мыслить критически необходимо создание определенной учебной среды. Современные исследователи в области методов развития критического мышления как на Западе (Д.Халперн, Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер), так и в России (М.В.Кларин,И.О.Загашев, И.В.Муштавинский) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащегося и преподавателя.Эта технология дает возможность через использование комплекса стратегий сформировать у учащихся информационную и коммуникативную компетенции и создает базу для развития компетентности решения проблем. так и в России (М.В.Кларин,И.О.Загашев, И.В.Муштавинский) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащегося и преподавателя.Эта технология дает возможность через использование комплекса стратегий сформировать у учащихся информационную и коммуникативную компетенции и создает базу для развития компетентности решения проблем.

Базовая модель технологии, состоящая из трех фаз: фаза вызова (от учителя требуется организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом) фаза вызова (от учителя требуется организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом) Фаза реализации смысла (или осмысления – организация работы с информацией, осмысление, что именно понял и приобрел в процессе работы, содействие в переживании данного эффекта) Фаза рефлексии – « выстраивание»нового опыта, задает логику построения урока и способы сочетания стратегий - методических приемов, способствующих развитию критического мышления. Важно, чтобы они использовались систематически и целенаправленно.

Стратегия «Кластер» («Ассоциация») используется на стадии вызова с целью активизации имеющихся знаний. На доске или на листах бумаги записываем тему урока, затем учащиеся в течение 3- 5 минут пишут вокруг слова и фразы, которые ассоциируются для них с темой. Когда установленное время закончится, ученики объясняют возникшие у них идеи. В ходе обсуждения они могут сформировать из записанных слов ассоциативные ряды, отразить в кластере связи элементов. Выстраивание кластера создает базу для целеполагания как на отдельном уроке, так и для цикла уроков по теме. Выстраивание кластера создает базу для целеполагания как на отдельном уроке, так и для цикла уроков по теме.

Любовь

Вступление (начало разговора, разминка) Вступление (начало разговора, разминка) Основная часть (само действие, ради которого все собрались – чтение вслух с остановками, вопросы и ответы) Заключение ( рефлексия: итоговые размышления, подведения итогов) « Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой. Диалог с самим собой.

Перед чтением или прослушиванием художественного текста я предлагаю учащимся догадаться я предлагаю учащимся догадаться о его содержании по названию, иногда по иллюстрации.

Злая судьба

Верите ли вы в судьбу, в предначертанность жизненного пути каждого человека с самого рождения? Выберите один из афоризмов лучше отражающих вашим размышлениям по теме разговора. «Жизнь –это возможность. Воспользуйся ею. Жизнь-это вызов. Прими его. Жизнь это долина слёз. Преодолей всё. Жизнь это борьба. Стань борцом. Жизнь это удача. Ищи эти мгновение. Жизнь такая интересная – не растрать её. Это твоя жизнь. Завоюй её. (из философского завещания Матери Терезы)

Вся человеческая мудрость мудрость заключается в двух словах : словах : ждать и надеяться! ждать и надеяться! (Александр Дюма –отец, французский публицист)

«Каждый кузнец своей судьбы» Гай Юлий Цезарь, римский император и полководец

«Посейте поступок- пожнете привычку, посейте привычку- пожнете характер, посейте характер посейте характер пожнёте судьбу» Уильям Теккерей, английский писатель

Условия для подбора текста должен быть коротким должен быть коротким Сюжетным (остросюжетным): (в тексте должна быть интрига, которая чаще всего достигается использованием автора приема «Эффекта обманутого ожидания» Подходят тексты фантастические, детективные, детективные, с психологическим сюжетом. с психологическим сюжетом.

Приём «Древо предсказаний» вариант2 Вариант1 Вариант4 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится рассказ? 3.Как будут развиваться события после финала ? Вариант3

Благодарю за внимание! Учитель русского языка и литературы МОУ «ПССОШ» Кагамлык Галина Михайловна