Харченко Игорь Павлович, зав. кафедрой «Метрологии, стандартизации и сертификации» Санкт- Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, д.т.н., проф. Харченко Игорь Павлович, зав. кафедрой «Метрологии, стандартизации и сертификации» Санкт- Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, д.т.н., проф.
Проблемы радиомониторинга и требования к квалификации специалистов по регулированию использования РЧС И.П. Харченко
Удовлетворение заявок на качество связи Национальные стандарты, регламенты, положения Координация частот и регистрация присвоений Центр, принимающий решения Инспектирование радиоустановок Планирование и распределение спектра Техническая экспертиза регулирования спектра Лицензирование и присвоение частот Мониторинг использования спектра (радиоконтроль) Международные стандарты, регламенты, положения 3
Источники получения информации о реальном использовании РЧС Натурные испытания Испытания при поиске помех Контроль параметров при вводе в эксплуатацию РЭС и ВЧУ Инспекционный плановый и внеплановый контроль РЭС и ВЧУ Радиоконтроль Исходные информационные и программные средства для осуществления регулирования РЧС: - регистрационная база данных; - директивы международных и европейских организаций; - регламенты радиосвязи, постановления, законы; - утверждённые методики расчетов ЧТР, ЭМС и т.д. - БД, алгоритмы программы. Основные органы, подготавливающие решения: - Главный радиочастотный центр. - Радиочастотные центры Федеральных округов. Основные органы, принимающие решения: - Государственная Комиссия по радиочастотам - Федеральное агентство связи - Россвязьнадзор Объекты регулирования: Радиочастотный ресурс, радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства. 4
Инструментарий: учётно-регистрационная база частотных присвоений, РЭС и ВЧУ; программные средства расчета частотно- территориальных планов, зон обслуживания, помех, расчёта ЭМС РЭС; источники информации о реальном использовании РЧС, включающие радиомониторинг, измерения по тракту, проведение испытаний и т.д.; аналитический центр, обеспечивающий обработку информации. 5
Учётно-регистрационная база ЧП, РЭС, ВЧУ: отсутствие единой программной основы БД; недостаточная полнота и достоверность содержания. 6
Программные средства расчёта ЧТП, зон обслуживания и помех, расчёта ЭМС РЭС: недостаточный объём исходных данных; недостоверность исходных данных; не проводится верификация моделей ЭМС; приближённость описания ряда эффектов; нет возможности нахождения «потенциально- опасных ситуаций» с т. з. ЭМС. 7
Источники информации о реальном использовании РЧС: нерешённые вопросы по содержанию и объёму инструментальных оценок и измерений; отсутствие рекомендаций по измерению, наблюдению и др. процедурам радиоконтроля; отсутствие отработанной технологии радиоконтроля; отсутствие обоснованных требований к аппаратуре радиоконтроля. 8
Аналитический центр принятия решений: отсутствие автоматизированных информационных средств; недостаточный профессиональный уровень специалистов. 9
«Способность каждого государства в полной мере использовать ресурс спектра существенно зависит от специалистов по управлению использованием спектра». Справочник по управлению использованием спектра на национальном уровне, МСЭ, Бюро радиосвязи, Женева, 1995 г. 10
От специалистов в области регулирования использования РЧС требуются: знания нормативно-правовой документации международного, национального и ведомственного уровня, современных телекоммуникационных технологий и систем; знания общетехнических и специальных вопросов, связанных с измерениями, пеленгацией и т.д.; умение моделировать и обрабатывать результаты наблюдений. 11
Правовые аспекты управления: применяемые законы, закон «О связи»; постановления правительства; основные положения руководящих органов (Мининформсвязи, Россвязи, Связьнадзора, ГКРЧ); нормативные документы, стандарты, методики. 12
Организационные и общие вопросы регулирования использования спектра: структура, функции и общие процедуры регулирования; структура, функции и процедуры национальных организаций, относящихся к управлению использования частот и радиоконтролю; структура, функции и процедуры деятельности соответствующих международных и региональных организаций. 13
Базовая теория радиосвязи: радиослужбы, радиосистемы и их применение; распространение электромагнитных волн; антенная техника; радиоприемники и их характеристики; методы модуляции; принципы преобразований Фурье; фильтрация и экранирование. 14
Процедуры измерений: особенности измерений в области регулирования радиочастотного спектра; измерение параметров сигналов по электромагнитному полю; радиопеленгация, качество триангуляции; опознавание станций; регистрация, анализ, декодирование. 15
Практические вопросы: формы предоставления отчетов об использовании спектра; процедуры опознавания источников помех; процедуры контроля различных радиослужб; слуховая идентификация сигналов. 16
Лабораторные занятия: работа на стационарных, мобильных и носимых станциях радиоконтроля различных производителей; работа с программным обеспечением различного типа (базами данных, сетевыми вариантами управления станциями радиоконтроля, математическими моделями частотно-территориального планирования, методиками оценки ЭМС, программными средствами сбора и обработки результатов измерений); работа с измерительными приборами. 17
Обучение «обучающих» путем: стажировки в зарубежных университетах повышения квалификации; приглашения иностранных специалистов в качестве преподавателей; проведения научных работ. 18
Спасибо за внимание. 1.А.А.Гоголь, И.П.Харченко «Подготовка специалистов в области регулирования использования РЧС»; Электросвязь 3, А.А.Гоголь, И.П.Харченко «Востребованность результатов и нормативное обеспечение радиоконтроля»; Электросвязь 3, 2006