Актуальные вопросы аттестации педагогических работников Вострякова О. В., заведующая отделом научно-методического сопровождения оценки качества образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Министерство образования и науки РФ Приказ от
Advertisements

О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ.
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений Управление образования администрации муниципального образования Красноармейский район.
Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений отдел по управлению государственной службой.
П ОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Муниципальное учреждение «Старооскольский центр оценки качества образования»
Характеристики основных изменений в правилах аттестации работников ОУ.
Перспективы развития региональной модели аттестации педагогических кадров Новгородова Валентина Витальевна Новгородова Валентина Витальевна.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МБДОУ детский сад «Чебурашка» п. Плесецк.
О РГАНИЗАЦИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Перспективы развития региональной модели аттестации педагогических кадров Отдел сопровождения аттестационных процессов Отдел сопровождения аттестационных.
Аттестация педагогических работников. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 марта 2010 г. N 209 О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ.
О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Приказ N 209 от 24 марта 2010 г.
Аттестация профессиональная рефлексия учителя немецкого языка в соответствии с нормативно- правовой базой Презентация подготовлена Учителем немецкого языка.
LOGO 1-е занятие Основы экспертной деятельности при аттестации педагогических работников.
LOGO МОУ СОШ 1 Порядок аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников.
Новые подходы к аттестации педагогических кадров Городской центр развития образования.
Аттестация педагогических работников Проф. МПГУ Волобуева Л.М.
Н ОВЫЙ ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209.
Аттестация учителей ИЯ Махмурян Каринэ Степановна, Д.п.н., проф., зав.каф.ИЯ МИОО.
Транксрипт:

Актуальные вопросы аттестации педагогических работников Вострякова О. В., заведующая отделом научно-методического сопровождения оценки качества образования Центра оценки качества образования ИРОСТ Вострякова О. В., заведующая отделом научно-методического сопровождения оценки качества образования Центра оценки качества образования ИРОСТ

История аттестации педагогических работников

Аттестация (от лат. Attestation – свидетельство) как управленческое явление возникла в теории и практике педагогики сравнительно недавно, ей предшествовало другое управленческое явление – инспектирование Аттестация (от лат. Attestation – свидетельство) как управленческое явление возникла в теории и практике педагогики сравнительно недавно, ей предшествовало другое управленческое явление – инспектирование

В 1937 году было предложено проведение массовой аттестации всех специалистов, работающих в должности учителя. В 1937 году было предложено проведение массовой аттестации всех специалистов, работающих в должности учителя. Цель аттестации – установление соответствия работника званию учителя. Цель аттестации – установление соответствия работника званию учителя. По итогам работы учителя делились на три группы: По итогам работы учителя делились на три группы: 1) получившие персональное звание учителя; 2) допущенные к педагогической работе при условии получения соответствующего образования в установленные комиссией сроки; 3) отстраненные от работы в школе вследствие профессиональной непригодности

С 1975 года процедура аттестации в российских школах возобновилась и регламентировалась «Положением об аттестации учителей общеобразовательных школ», разработанным и утвержденным Министерством просвещения СССР. С 1975 года процедура аттестации в российских школах возобновилась и регламентировалась «Положением об аттестации учителей общеобразовательных школ», разработанным и утвержденным Министерством просвещения СССР. В нём были определены цели аттестации: «...дальнейший рост идейно-теоретического уровня, деловой квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагогических кадров, а также распространение передового педагогического опыта, дальнейшее повышение уровня всей работы общеобразовательной школы» В нём были определены цели аттестации: «...дальнейший рост идейно-теоретического уровня, деловой квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагогических кадров, а также распространение передового педагогического опыта, дальнейшее повышение уровня всей работы общеобразовательной школы»

Прохождение аттестации учителями было обязательным один раз в пять лет; результат её – присвоение звания «старший учитель» и «учитель-методист». Прохождение аттестации учителями было обязательным один раз в пять лет; результат её – присвоение звания «старший учитель» и «учитель-методист». Объектами измерений, которые проводились администрацией школы, являлись результаты и процесс труда, личность работника Объектами измерений, которые проводились администрацией школы, являлись результаты и процесс труда, личность работника

В 1992 году появилась так называемая категориальная аттестация. Нормативной основой аттестации стали: В 1992 году появилась так называемая категориальная аттестация. Нормативной основой аттестации стали: - Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ; - квалификационные характеристики, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие критерии квалификационных категорий (разрядов) и определяющие их количество. Задачами категориальной аттестации, определенными в Положении, являлось «стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда» Задачами категориальной аттестации, определенными в Положении, являлось «стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда»

Не отличается от предыдущего, но является уточненным, дополненным вариантом Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования России от 26 июня 2000г (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2000г., регистрационный 2322). Не отличается от предыдущего, но является уточненным, дополненным вариантом Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования России от 26 июня 2000г (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2000г., регистрационный 2322).

С 1 января 2011 года вступил в действие новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённый приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. 209 (зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 г., регистрационный 16999) С 1 января 2011 года вступил в действие новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённый приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. 209 (зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 г., регистрационный 16999)

Основаниями для принятия порядка аттестации послужили: - утверждение новых квалификационных характеристик должностей работников образования (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. 761н); - переход на новую систему оплаты труда в рамках комплексных проектов модернизации образования, учитывающую результаты и качество работы учителя; - необходимость привести процедуру аттестации в соответствии с законом РФ «Об образовании», согласно которому проведение аттестации педагогических кадров относится к полномочиям субъекта РФ, в то время как действующее Положение об аттестации позволяло делать это на муниципальном и школьном уровнях

Нормативно-правовой базой по аттестации педагогических работников являются следующие документы: на федеральном уровне : на федеральном уровне : Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённые Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённые Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений – письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г /46. Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений – письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г /46. на региональном уровне: Методика оценки профессиональной деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений. Методика оценки профессиональной деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.

В новый порядок аттестации педагогических кадров по сравнению с Положением об аттестации педагогических и руководящих работников внесены следующие ключевые изменения: - аттестация проводится как на подтверждение соответствия занимаемой должности, так и на присвоение квалификационной категории. - аттестация проводится как на подтверждение соответствия занимаемой должности, так и на присвоение квалификационной категории. При этом аттестация на подтверждение занимаемой должности проводится один раз в пять лет по представлению работодателя и является обязательной для любого педагога, а аттестация на присвоение квалификационной категории – по личному заявлению работника и является добровольной; При этом аттестация на подтверждение занимаемой должности проводится один раз в пять лет по представлению работодателя и является обязательной для любого педагога, а аттестация на присвоение квалификационной категории – по личному заявлению работника и является добровольной;

- квалификационных категорий две: первая и высшая; - аттестацию проводит региональная аттестационная комиссия; - данный порядок не применяется в отношении руководящих работников; - заявления на аттестацию и представления руководителей могут подаваться в аттестационную комиссию в течение всего календарного года. Это позволит работникам выбрать наиболее удобное для себя время прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории;

- чётко прописаны последствия признания работника несоответствующим занимаемой должности. В этом случае работодатель (руководитель ОУ) должен направить его на курсы повышения квалификации (если подобная рекомендация содержится в решении аттестационной комиссии), либо предложить другую имеющуюся работу. Трудовой договор с работником может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в т. ч. Вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). - чётко прописаны последствия признания работника несоответствующим занимаемой должности. В этом случае работодатель (руководитель ОУ) должен направить его на курсы повышения квалификации (если подобная рекомендация содержится в решении аттестационной комиссии), либо предложить другую имеющуюся работу. Трудовой договор с работником может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в т. ч. Вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Данный порядок аттестации вступил в силу с 1 января 2011 г. При этом присвоенные ранее квалификационные категории действуют до истечения их срока Данный порядок аттестации вступил в силу с 1 января 2011 г. При этом присвоенные ранее квалификационные категории действуют до истечения их срока

Сравнительный анализ «Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденного Приказом Минобразования России от 24 марта 2010 г. 209 и Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. 1908

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 26 июня 2000г. 1908) Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 24 марта 2010 г. 209) 1.Структура документа 1. Общие положения. 2. Организация и сроки проведения аттестации. 3. Аттестационная комиссия, ее состав и регламент работы. 4. Реализация решений аттестационной комиссии. Приложение 1 (форма заявления). Приложение 2 (форма аттестационного листа). I. Общие положения. II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы. III. Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)

2. Категория работников Педагогические и руководящие работники, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий Педагогические работники 3. Типы образовательных учреждений Государственные и муниципальные образовательные учреждения независимо от ведомственной принадлежности Государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы.

4. Цель аттестации Определение соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемых к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

5. Основные задачи аттестации 1.Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников. 2. Обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда. 1.Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий. 2. Повышение эффективности и качества педагогического труда. 3. Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников. 4. Учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений*. 5. Определение необходимости повышения квалификации педагогических работников. 6. Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников. *Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373, раздел Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (п. 23), уровень квалификации педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории.

6. Принципы аттестации Добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников. Обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию. Открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам. Коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

7. Квалификационное категорирование Вторая, первая и высшая квалификационные категории для педагогических работников; первая и высшая квалификационные категории для руководящих работников. Первая и высшая квалификационные категории, либо подтверждение соответствия занимаемой должности – в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий.

8. Критерии квалификационных категорий Не принимал ись Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - имеют установленную первую квалификационную категорию; - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; -имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учётом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; -Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания

9. Условия (ограничения) в прохождении аттестации Не установлены. Работник вправе пройти аттестацию на любую квалификационную категорию независимо от стажа, наличия квалификационной категории, социального положения, иных обстоятельств Аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности не подлежат: - педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; - беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация на высшую квалификационную категорию возможна не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории. Иные ограничения при аттестации на категории не установлены.

10. Основание аттестации Заявление работника (для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию). Представление иных документов не требуется. Для руководящих работников – представление вышестоящего руководителя (при аттестации на первую категорию). Представление должно содержать всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его возможностей управления данным образовательным учреждением, структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности. Аттестуемый должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации, срок проведения которой определяется соответствующим органом управления образованием. Заявление (представление) подается в соответствующую аттестационную комиссию. Заявление работника для прохождения аттестации на квалификационную категорию. Заявление о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи. Представление работодателя – для аттестации с целью подтверждения соответствия работника занимаемой должности. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций. С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.

11. Сроки и график аттестации Подача заявления осуществляется с 15 апреля по 30 июня ежегодно, аттестация работников проводится с 1 октября по 30 апреля. Продолжительность аттестации работника – до двух месяцев. О персональных сроках аттестации работник предупреждается не позднее чем за две недели до начала аттестации. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации на соответствие занимаемой должности письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала. Сроки проведения аттестации (на квалификационную категорию) для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий. Продолжительность аттестации работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

12. Формы и процедуры аттестации На федеральном уровне не утверждались. Основу аттестации на соответствие занимаемой должности составляют проводимые в письменной форме квалификационные испытания по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности. Формы и процедуры аттестации на квалификационную категорию новым порядком аттестации не установлены (следовательно, будут устанавливаться комиссиями непосредственно) 13. Анализ результатов профессиональной деятельности Может осуществляться аттестационными комиссиями непосредственно либо экспертными группами, образуемыми при аттестационных комиссиях Осуществляется экспертными группами аттестационной комиссии.

14. Создание аттестационных комиссий Аттестационная комиссия образовательного учреждения – для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию. Муниципальная аттестационная комиссия, создаваемая муниципальным органом управления образованием для аттестации педагогических и руководящих работников МОУ на первую квалификационную категорию. Главная аттестационная комиссия, создаваемая органом управления образованием субъекта РФ для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников подведомственных образовательных учреждений – на первую квалификационную категорию. Центральные аттестационные комиссии, создаваемые федеральными органами управления образованием для аттестации педагогических и руководящих работников подведомственных ОУ на высшую и первую квалификационные категории. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений - аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся.

15. Состав аттестационной комиссии Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. Председателем аттестационной комиссии является руководитель (или заместитель руководителя) органа управления образованием или образовательного учреждения, создающего аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб. В ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель). Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.

16. Правомочность заседания аттестационной комиссии Решение принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Решение принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

17. Право аттестуемого работника участвовать в заседании аттестационной комиссии. Оглашение решения. Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается ему сразу после голосования. При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует. Работник имеет право лично присутствовать при его аттестации, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Решение принимается в отсутствие аттестуемого работника. Работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

18. Содержание решения аттестационной комиссии По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения: а) соответствует заявленной квалификационной категории; б) не соответствует заявленной квалификационной категории; в) соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель»; г) не соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель». По результатам аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: а) соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); б) не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника). По результатам аттестации на квалификационную категорию аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

19. Оформление решения аттестационной комиссии Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарём и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение заносится в аттестационный лист установленной формы, подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой – выдается ему на руки. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника. В аттестационный лист в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации. Форма аттестационного листа новым Порядком аттестации не установлена.

20. Реализация решений аттестационной комиссии Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

21. Обжалование решения аттестационной комиссии Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством РФ о труде. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ.

22. Гарантии работнику при прохождении аттестации В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные Положением. Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могутпройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию. За работниками, признанными по результатам аттестации несоответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. Квалификационная категория сохраняется при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия. В случае признания работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ

23. Срок действия квалификационной категории Пять лет, без возможности продления или приостановления срока Пять лет, без возможности продления или приостановления срока. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет. 24. Финансовое обеспечение Аттестация осуществляется за счет средств соответствующего органа управления образованием и образовательного учреждения, предусматриваемых на эти цели, которые могут включать и средства на оплату труда работников, привлекаемых к проведению аттестации. Не оговаривается.

Сравнение Положения «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 2000 года с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 2010 года позволяет сделать выводы: Наметилась тенденция представления процедуры аттестации педагогических кадров как инструмента кадровой политики, где педагогические кадры – ресурс, обеспечивающий требуемое качество образования. Соответственно, к кадрам как ресурсному обеспечению предъявляются определённые требования. Наметилась тенденция представления процедуры аттестации педагогических кадров как инструмента кадровой политики, где педагогические кадры – ресурс, обеспечивающий требуемое качество образования. Соответственно, к кадрам как ресурсному обеспечению предъявляются определённые требования.

Произошла трансформация цели аттестации. Если по положению 2000 предполагалось определение соответствия уровня профессиональной компетенции требованиям к квалификации, то Порядок-2010 предполагает уже две составляющие: Произошла трансформация цели аттестации. Если по положению 2000 предполагалось определение соответствия уровня профессиональной компетенции требованиям к квалификации, то Порядок-2010 предполагает уже две составляющие: определение соответствия уровня квалификации требованиям квалификационных категорий; определение соответствия уровня квалификации требованиям квалификационных категорий; определение соответствия занимаемой должности и уровня профессиональной деятельности. определение соответствия занимаемой должности и уровня профессиональной деятельности.

Решаемые в ходе проведения аттестации задачи по Положению в большей степени направлены на развитие личности и повышение благосостоянию педагога. Решаемые в ходе проведения аттестации задачи по Положению в большей степени направлены на развитие личности и повышение благосостоянию педагога. Порядок-2010 направлен на реализацию требований к ресурсному обеспечению современного качества образования, в том числе педагогического: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации, методологической культуры, личностного профессионального роста, использования современных педагогических технологий педагогическими работниками; повышение эффективности качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда. Порядок-2010 направлен на реализацию требований к ресурсному обеспечению современного качества образования, в том числе педагогического: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации, методологической культуры, личностного профессионального роста, использования современных педагогических технологий педагогическими работниками; повышение эффективности качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда.

В Порядке-2010 чётко определяются единые требования к педагогическим работникам, претендующим на присвоение первой квалификационной категории и дополнительные требования к установлению высшей квалификационной категории что, в свою очередь, обеспечивает выполнение п. 34 Порядка- 2010: «Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока её действия» (табл. 2). В Порядке-2010 чётко определяются единые требования к педагогическим работникам, претендующим на присвоение первой квалификационной категории и дополнительные требования к установлению высшей квалификационной категории что, в свою очередь, обеспечивает выполнение п. 34 Порядка- 2010: «Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока её действия» (табл. 2).

Устанавливается для присвоения первой квалификационной категории Необходимо представить дополнительно (к перечисленным требованиям для присвоения первой квалификационной категории) для присвоения высшей квалификационной категории Предварительно должно быть установлено соответствие уровня профессиональной деятельности занимаемой должности, по которой аттестуется педагогический работник. Основанием служит Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593). Имеют установленную первую категорию.

Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности. Ведут инновационную деятельность, осваивают новые образовательные технологии. Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания. Активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Есть положительные результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.