Вехи образовательной политики Минобрнауки России октябрь, 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О ходе реализации основных задач приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО)
Advertisements

1 Первоочередные задачи на 2007/2008 учебный год Минобрнауки России сентябрь, 2007.
Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования.
1 НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ По результатам реализации региональных комплексных проектов модернизации образования Организация-оператор Институт проблем образовательной.
Институциональное оформление компетентностного подхода Реморенко Игорь Михайлович МГПУ, ректор Март
1 О ходе реализации основных задач приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) февраля, Москва.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Введение новой системы оплаты труда года В рамках комплексного проекта модернизации образования семинар.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
ФЦПРО как инструмент развития образования (проект ФЦПРО на гг.)
1 Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Основные стратегические направления развития региональной системы образования.
О задачах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году.
Комплексный проект модернизации образования Республики Бурятия О новых экономических механизмах в образовательной сфере Республики Бурятия заместитель.
Апробация и внедрение технологии публичных докладов о состоянии системы образования на региональном, муниципальном, окружном и школьном уровнях Н.П. Лыжина,
Организация работ по реализации поручения о модернизации системы общего образования и повышении заработной платы учителей г. Южно-Сахалинск, 29 апреля.
Кирий Н.В., доцент кафедры педагогики БелГУ, май 2007.
Презентация Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на годы г. Улан-Удэ 2007г. Фильм.
НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА Министерство образования и науки Самарской области.
Транксрипт:

Вехи образовательной политики Минобрнауки России октябрь, 2007

20 лет назад: вечные проблемы школы «С педагогической стороны реформа идет неоправданно медленно. Причин много, но можно назвать главные: в большинстве своем не изменилось качество работы учителей; не коснулась реформа учащихся; управление, руководство и контроль снизу доверху остались прежними» Волгоградская правда «Учитель будущего – это учитель-методолог, работающий на междисциплинарном уровне. Даже углубляясь в специализацию, он не уходит от целостности, видит внутренние и внешние связи всех остальных частей» Ленинское знамя, г. Москва «…педагоги-новаторы талантливы. Но талант, как известно, тиражировать невозможно, поэтому от методов новаторов надо брать только то, что приемлемо для каждого учителя в отдельности» Горьковская правда «…углубление знаний учащихся, создание компьютерных классов, дальнейшее совершенствование трудового воспитания, связь с предприятиями, производительный труд школьников, развитие самоуправления» Ленинское знамя

20 лет назад: проблемы управления «Начетнический подход к изучению материала приводит к пассивности и формальному отношению школьников к учебе. Несмотря на то, что старшеклассникам свойственно обостренное самолюбие, стремление к самоанализу, самооценке, самоутверждению, в наших школах деятельность их продолжает оставаться чрезмерно регламентированной, заорганизованной, отмечается слепое, нетворческое следование рекомендациям, применение их без учета конкретных условий» Тюменская правда «Предлагаю четко обозначить минимум обязательной документации школы. И оговорить меры наказания для руководителей отделов и инспекторов, требующих дополнительную информацию и отчетность» Полярная правда» г. Мурманск «Школа, учитель утратили право на единоличный «патент» на непреложность педагогических знаний. Сегодня жизнь школы, процессы, которые в ней происходят, отношение учителей к своему делу, их взаимоотношения с родителями и трудовыми коллективами, школьное самоуправление – эти и многие другие проблемы становятся предметом самого пристального внимания широкой общественности» Магаданская правда «Лечить нужно не нарыв, требуется менять всю кровь, ту, что течет в жилах сегодняшней школы – застойную и посиневшую. Единственный донор – это общество; ну а общество – это мы с вами, хорошие и плохие, умные и глупые, активные и пассивные» Знамя октября», г. Заозерный

20 лет назад: роль партии «Вот в чем должен помочь городской комитет партии: привлечь к реформе внимание и деятельность депутатов, женсоветов, ветеранов, шефствующих предприятий, которые занимались бы не только организацией трудовой деятельности, но и свободного времени учащихся» Красноярский рабочий «На партийном собрании обсуждались многие проблемы – и об укреплении материальной базы, и об организации трудового воспитания, и об учебе шестилеток, и об ученическом самоуправлении. А вот разговор о том, что сделал каждый коммунист для реализации реформы, какова его жизненная позиция, высок ли в коллективе авторитет первичной партийной организации, был как бы отодвинут на второй план» Советская Мордовия г. Саранск «Сегодня как никогда остро стоит вопрос о конкретном решении задач. Сегодня задача каждого – не ждать указаний, а браться самому за решение вопроса и решать. Хочешь обеспечить перестройку – иди на риск» Тувинская газета

Лето-зима 2004 года Действуем как прогрессоры – строим правильную картинку и убеждаем в ее правильности. Оформляем сделанное, утверждаем на заседании Правительства Российской Федерации

Институциональные изменения: что получилось? - увеличить объемы бюджетного финансирования; - приступить к формированию основ государственно- общественной системы управления; - расширить академические свободы образовательных учреждений профессионального образования; - апробировать различные механизмы обеспечения доступности высшего и среднего профессионального образования; -развернуть проведение широкого круга экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введению новых организационно-экономических механизмов развития данной сферы; -отдельная линия – эксперимент по ЕГЭ.

Институциональные изменения: что не получилось? - приведение в действие независимой от органов управления государственно- общественной системы аттестации и контроля качества образования; - введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании; - создание системы государственного образовательного кредитования; - развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования; - установление минимальной ставки оплаты педагогических работников на уровне не ниже прожиточного минимума; - отказ от единой тарифной сетки и переход на отраслевую систему оплаты труда работников образования; - создание отраслевой пенсионной системы работников образования; -предоставление отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам-педагогам на время их работы в учреждениях общего и начального профессионального образования, детских домах и интернатах; -реформирование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; - перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики.

Предлагаемые изменения 3456 начальная основная 1112 профильная 12 предшкольн. - 25% БУП общ. призыв труд. армия национальные тестовые системы (ЕГЭ, …) общий акад техн Бак. МВА иссл инж Маг. практика PhDHD Ассоц олимпиады изменение ОПФ БУАУГ(М)АНО финансы НПФГВС Кредит новый институт упр. кадров, попечит. советы непрерывное проф. образование

Зима-весна 2005 года Мучительный поиск источников и принципов реализации, убеждаем всех, пытаемся менять действующие механизмы финансирования образования

Программы развития ФПРО 2005 РЕОИС 2005 Федеральная программа развития образования 2006 – 2010 Участие регионов на конкурсной основе, Информатизация и ПК во всех проектах …

Программы развития ФОИВ (институциональное оформление экспер. деятельности) Федеральные проекты по приоритетам Статус «Участник эксперимента» Инициативные проекты, лишь «в логике» приоритетов Статус «Федеральная площадка» ФИРО – анализ и доводка регуляторов Совет по экспериментальн ой деятельности

Структурирование сети высшего образования Общенациональные университеты Системообразующие базовые вузы р р р.

Характер реализации альтернатив 2. Вариант: Создание гражданских институтов выбора альтернатив на региональном, муниципальной и школьном уровне: -Советы на уровне школ; -Объединения попечителей на муниципальном и региональном уровне; -Просвещение общества (телепередачи, шоу и пр.). 1. Вариант: Случайный выбор той или иной альтернативы в зависимости от усилий лоббистов.

Система мероприятий по развитию образования ( ) Высшая школа бакалавриат магистратура модули кредиты обр. технологии мех. финансир. новые ОПФ ИСУП «Операторы» единых госэкзаменов ЕГЭ 2 ЕГЭ 3 Распространение опыта / Внедрение / Введение Общ.-проф. организации аккредитация рейтинги сертификация Интегрир. модель фин. (НПФ, ГВС, Об. кредиты) Новые ОПФ Общ.-проф. организации (отбор) ЕГЭ 2: маг. ЕГЭ 3: асп. ЕГЭ 11 + ЕГЭ 9 Работодатели и НПО Общее образование в НПО Стандарты общего образования Профильное обучение (корректир.) «Предшкола» Учреждение ПО, ориент. на соврем. рынок труда Повышение кач-ва и доступн. общего образ. Министерство/Агентство/Службы) ИСУ Федеральная сеть центров оценки качества (создание мат.-тех. инфраструктуры) ИСУ «отрасли» Общенац. университеты (отбор) Системообр. вузы (отбор) Стандарты магистратуры Стандарты бакалавриата Стандарты НПО и СПО Проф.-квал. структура Общенац. сист. оценки качества Модели ИСУ вуза Обр. технологии Кред.-мод. структура Сертифик. квалификац

Лето-осень 2005 года Возможно появятся дополнительные русурсы – не знаем сколько, но знаем, что на что-то очень важное

Что хотим летом 2005 года? –Стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования –Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи, лучших учителей –Развитие системы профессиональной подготовки в армии –Создание новых университетов и двух бизнес-школ –R-standart и всемирный образовательный форум в Москве –Система сертификации квалификации в профобразовании, в техникумы без экзаменов –5-ти дневка

Приоритетный национальный проект «Образование» –Стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования –Информатизация образования –Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи –Развитие системы профобразованиия в армии –Создание новых университетов и двух бизнес-школ –Дополнительное вознаграждение за классное руководство –Поощрение лучших учителей

Холодная зима года «Война началась» - так региональные руководители оценивали начало реализации национального проекта

Оригинальное примерное распределение квот по ФО ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА Всего школьников ( млн. чел. ) Квоты учителям Квоты школам ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 3, СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ 1, ЮЖНЫЙ 2, ПРИВОЛЖСКИЙ 3, УРАЛЬСКИЙ 1, СИБИРСКИЙ 2, ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ 0, ИТОГО 16,

Оргсхема конкурсной поддержки школ, учителей Экспертные институты Ассоц. экспертов Профсоюз Попечители Выпускники Работодатели Молодежные организации Родители и т.д. Оператор Совет Оцененные заявки 3аявка 1 – 5,3 Заявка 2 – 7,8 … Заявка L – 6,5 Критерии Участия Отбора заявитель1 заявитель3 заявитель2 заявительN Квота 1 2 … K K+1 … N Федеральный мониторинг Семинары в Федеральных округах

янв.06 фев.06 мар.06 апр.06 май.06 июн.06 июл.06 авг.06 сен.06 окт.06 ноя.06 дек.07 янв.07 Нормативные правовые актыОсновные мероприятияОсновные участники Постановление Правительства РФ (внесение) Постановление Правительства РФ (подписание) Приказ МОН РФ Соглашение субъектов РФ с Рособразованием Нормативные правовые акты субъектов РФ Документы субъектов РФ, утверждающие списки победителей Органи- зация взаимо- действия с граж- данскими институ- тами МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ Широкое информиро- вание о проведении конкурсаМОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ Органы исполнительной власти субъектов РФ, региональная конкурсная комиссия, профессиональное сообщество, СМИ РКК, гражданские экспертные институты РКК, Совет, СМИ Рособразование, Рособрнадзор, органы исполнительной власти субъектов РФ Создание конкурсных комиссий Выделение субъектам РФ средств для победивших учреждений и финансирование субъектами РФ инновационных образователь- ных программ Формирование ранжированного списка победителей Сбор заявок претендентов Техническая экспертиза по критериям участия Экспертиза по критериям отбора Широкое информи- рование о ходе и результа- тах конкурса Отбор школ – логика движения Приказ МОН РФ, утверждающий список победителей Реали- зация побе- дившими учрежде- ниями иннова- ционных образова- тельных программ Побе- див- шие уч- реж- дения Органи- зация взаимо- действия с граж- данскими институ- тами

Весна, Лето, Осень 2006 года Научились проектно взаимодействовать – переходим к созданию региональных комплексных проектов модернизации образования

Поручения Президента РФ 20 мая: разработать нормативные правовые механизмы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации российского образования 15 августа: через развитие материально-технической базы и организационной инфраструктуры оказать поддержку регионам, разрабатывающим и внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, направленную на повышение доходов учителей. Для реализации данной задачи определить источники и порядок финансирования, провести конкурсы среди субъектов Российской Федерации

Направления, входящие в комплекс –нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений –новая система оплаты труда –создание системы оценки качества образования –гражданское участие в управлении образованием –индивидуализация обучения –развитие материальной базы и информатизация –развитие сети образовательных учреждений –ресурсные центры начального и среднего профобразования –развитие системы повышения квалификации –новые организационно-правовые формы, равные условия финансирования –обновление структуры управления образованием

Организационная схема конкурсной поддержки регионов Критерии Задела Намерен. Эксперты Квота 1 2 … K K+1 … N Рособразов регион1 регион3 регион2 регионN Оцененные проекты Проект 1 – 5,3 Проект 2 – 7,8 … Проект L – 6,5 Проекты Министер

Расчет размера субсидии S i – объем субсидии, не более 400 млн. K – количество победителей F – объем средств на поддержку K регионов в федеральном бюджете n г, n c – количество городских и сельских школьников УБО – расчетный уровень бюджетной обеспеченности

Теплая Зима годов Все пишут региональные комплексные проекты модернизации образования, осваивают новые модели финансирования

Схема доведения средств до образовательного учреждения (ОУ) по подушевому нормативу М.Б. i – местный бюджет i-го муниципального образования N - норматив г/с – город/село K i – численность школьников в МО k i – численность школьников в ОУ i – коммунальные расходы Региональный бюджет («Образование»: учебные расходы + зарплата) М.Б. 2 М.Б. 1 K 1 ×N г/с + 1 k 1 ×N г/с × δ 1 ОУ 2 ОУ 1 Адаптация i 0 i 1 k 2 ×N г/с × δ 2 Ω1Ω1 Ω2Ω2 K 2 ×N г/с Приложение 2

Субвенция муниципальному бюджету Фонд стимулирования руководителей ФОТ образовательного учреждения Базовая часть ФОТ ФОТауп+увп+моп ФОТпп Общая часть ФОТпп Специальная часть ФОТпп Стимулирующая часть ФОТ Ранее действовавшие выплаты (заслуги) Поощрительные выплаты Учебные расходы 5%85%10% 60-70%30-40% 30% 70% 30% 70% Механизм формирования и структура фонда оплаты труда (ФОТ) образовательного учреждения Приложение 3 Ст – стоимость образовательной услуги; к – количество учащихся (1 – 11 классы); у – годовое количество учебных часов

Лето 2007 года От национальных проектов начинают появляться первые результаты

Соотношение региональных и федеральных расходов в среднем по регионам УФО

Эффекты от поддержки лидеров - вузы Образовательный процесс: –Обновление образовательных программ, активные формы обучения, вовлеченность в исследования (28%) –Приток молодых кадров (24%) –Улучшилась производственная практика (19%) –Повысили квалификацию (18%) Уровень управления: –Обновилась структура управления (50%) –Обеспечена более тесная связь с рынком труда (37%), но этот показатель слабо сравним с неподержанными вузами, снижение мотивации –Обновлено оборудование и библиотечный фонд (32%)

Состояние образования В каком состоянии находится («удовлетворительно» и «хорошо»)? Сельское хозяйство ЖильеОбразова- ние Здраво- охранение 15%18%51%37% Как изменяется положение («улучшается» – годовая динамика)? 7,6-11,6%7,9-11,1%13-18,4%12,6-15,8%

Организационная схема управления ПНПО Рособр- надзор Министерство Рособра- зование ДОП ДЭФ ДУД ДМП вузы регионы Министр Заместитель Министра Оператор 1 Оператор 2 Инфо Р НУ/БШ Р Авт/Об Р И.вузы Р МП Р Шк/Уч Р МРГ УУО УДМ УЭФ УБУО

Осень 2007 года Результаты есть. Продолжаем ли мы направления проектной работы? Или, научившись проектировать, строим новую образовательную модель?

13 сентября состоялся Совет

Новое качество образования Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать

Стандарты Нам нужна современная система образовательных стандартов. Таких, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способности их эффективно применять … к разработке таких стандартов нужно привлечь лучших учителей и руководителей инновационных образовательных учреждений Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики

Зарплатные механизмы … мы должны обеспечить конкурентную заработную плату учителей. При этом – учитывать не только объем, но и качество преподавательской работы … школе отдаются деньги, которые ей положены на год, и руководство школы само оптимизирует расходы и численность преподавательского состава …рассчитываем обеспечить и более существенный рост заработной платы, прежде всего за счет внедрения новых принципов, основанных на оценке качества преподавания

ЕГЭ и новая сеть В Чувашии не в десять – в сто раз увеличилось количество детей из сельских школ, поступающих в приличные вузы страны! Представляете! Это результат сочетания и единого государственного экзамена, и наличия этих образовательных центров.… в целом для страны эффект есть

Модель образования Плотная работа всех уровней власти, профессионального сообщества в рамках национального проекта показала значительный потенциал нашего отечественного образования. И сейчас в рамках развития национального проекта важно поддержать наметившиеся позитивные тенденции. С учетом этого мы могли бы подготовить общую модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, заложить модель развития образования на ближайшие десятилетия