Социально-психологические проблемы выпускников учреждений для детей-сирот ШУЛЬГА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА – ДОКТОР ПСИХОЛ. НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАВ. КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Advertisements

СЕМЬЯ Г.В., доктор психологических наук, директор Межрегионального института профессиональных компетенций СФГА международный эксперт Конкурс воспитателей.
Постинтернатное сопровождение выпускников ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Захаровский детский дом»
Повышение самооценки у младших школьников как одна из форм профилактики бродяжничества Составила: учитель начальных классов МБОУ средняя общеобразовательная.
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
г. 70 ч. 7,6% г г г. 62 ч. 9,33% 45 ч. 8,11% 48 ч. 11,79%
Презентация к уроку на тему: Социальные презентации
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Парамзина Лариса Николаевна, Парамзина Лариса Николаевна, директор Деятельность Попечительского совета в социализации воспитанников и выпускников КГБОУ.
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 2013 год.
Социально-трудовая адаптация воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проект «Семь-Я» Нина Ивановна Положенцева, руководитель проекта, главный врач БУЗ ВО «Специализированный дом ребенка 2»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Семьи для подростков группы риска. Старшие дети сироты и выпускники интернатных учреждений в различных формах патроната.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Возможности факультета психологии МГОУ в оказании помощи психологическим службам МО Шульга Татьяна Ивановна – д. пс.н., профессор, зав. кафедрой социальной.
Дети группы риска : теоретический аспект проблемы.
Проект Республиканского центра сопровождения детей - выпускников интернатных учреждений и детских домов " Милосердие " Выполнили : Зарипова Р., Закирова.
Транксрипт:

Социально-психологические проблемы выпускников учреждений для детей-сирот ШУЛЬГА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА – ДОКТОР ПСИХОЛ. НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАВ. КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЭКСПЕРТ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ЖЕНЩИН ГОСДУМЫ РФ

1 группа дети-сироты, от которых отказались родители в роддоме и поэтому самыми близкими и родными для них являются сотрудники детского дома. При этом они быстрее получают собственное жилье, но затрудняются в решении многих проблем, так как у них нет близкого человека, к которому они могут обратиться за помощью. С данной группой выпускников должна быть особая работа по постинтернатной адаптации.

2 группа дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых закреплено жилье у кровных родителей или у родственников. Они возвращаются на свое закрепленное жилье, где их чаще всего никто не ждет. Поэтому проблемы данной группы выпускников имеют свою специфику, процесс их постинтернатной адаптации строится особо.

3 группа дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых нет закрепленного жилья или они ждут его, тогда они начинают жить в общежитии. Постинтернатная адаптации происходит у них особо и требует помощи со стороны специалистов разных ведомств.

4 группа дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые возвращаются из мест лишения свободы. Такие выпускники требуют особого внимания и помощи со стороны специалистов.

Изменение контингента воспитанников ВЫЯВЛЕНИЕ: 60% после 7 лет; в регионах до 40% старшие подростки (социально и педагогически запущенные) СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО: переданы на семейные формы маленькие и здоровые. Результат : около 70% детей старше 10 лет Выбытие: возврат в кровную семью, достижение 18 лет, смерть и др. причины

Особенности детского контингента в условиях деинституционализации Основной контингент – старшие подростки с умеренной и высокой тяжестью психологической травмы и девиацией поведения; Наличие криминального прошлого (условные судимости, срок пребывания в специальных исправительных учреждениях) Многие становятся сиротами в учреждении

ФАКТОРЫ, оказывающие влияние на изменения в системе учреждений для детей-сирот Демографический: материнский капитал, многодетность Политический: ускорение процесса деинституционализации («территория без сирот»= волевое закрытие учреждений) Генетический фактор и здоровье: ослабленное здоровье, дети-инвалиды (в среднем 13%; в регионах до 30%) Конфессиональный фактор Этнический фактор Миграционный фактор (приток мигрантов в Россию; отток благополучных семей из дальних регионов) Геополитический фактор (последствия военных действий; разрушенная или недостаточная инфраструктура)

Конфессиональный фактор Различные конфессиональные организации для детей- сирот (проблема законодательства) Примеры:Ковалевский детский дом (Костромская обл.); религиозный патронат (Владимирская обл.) Воспитательный ресурс православия, особенно может быть востребован для различных сложных категорий детей с девиантным и делинквентным поведением Дети православных родителей, по разного рода причинам, оставшиеся без попечения родителей Малочисленность детей-сирот в учреждениях Северного Кавказа (основная религия – ислам)

Этнический фактор Небольшой процент детей передается на семейные формы. Пример. Чукотский АО: 30% - мнс; в детских домах до 80%. Отношение родителей - родители не навещают своих детей; - стараются «вытолкнуть» в город; В учреждениях: Недостаток национальных кадров (национальная культура) Отсутствует работа по формированию этнического самосознания, этнической самоидентичности

Последствия развития семейных форм устройства детей-сирот Изменение контингента воспитанников в детских домах – изменение воспитательной работы Выполнение учреждением «вынужденных» функций, связанных с изменением социума и «негативных» последствий семейного устройства

Факторы риска неуспешности адаптации выпускников в постинтернатный период Социально-психологический статус выпускника Отсутствие опыта самостоятельного проживания и ухода за собой (социально- бытовые навыки) Социальная незащищенность (жилье, учеба, работа и пр.) Неготовность общества принять выпускника как достойного члена общества Отсутствие поддержки (близкие взрослые, наставники и пр.)

Результаты воспитания в учреждениях интернатного типа Иждивенчество Непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности Сниженный уровень собственной активности Завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, Рентные установки Рецептивные ориентации Повышенный уровень виктимности Низкий уровень квалификации Неготовность жить одному Как результат - готовность к ассоциальным и делинквентным формам поведения

Особыми группами «риска» социализации в постинтернатный период оказываются молодые одинокие матери из числа выпускниц интернатных учреждений (не хватает материальной поддержки, часто - отсутствие жилья, не умеют обращаться с младенцами, и пр.); вышедшие из мест заключения свободы или выпускники закрытых исправительных учреждений (отсутствие программ ресоциализации и социальной адаптации; проблемы с регистрацией, трудоустройством; часто переводят в другие колонии и не сообщают в органы опеки – в результате следы выпускника «теряются» и пр.); выпускники коррекционных учреждений.

Модель развития малой группы (Е. Мабри) 4 фазы 1. латентная – ознакомления, 2. адаптационная – соотнесение возможностей членов группы с требованиями и соподчинение, 3.интегративная –объединение общих усилий, координация индивидуальной и групповой стратегии, 4. достижение требуемого решения.

Эмоциональная динамика группообразования (И.П.Волков) 1.фаза первичного восприятия и опознания, 2. фаза сближения, формирование оценки и самооценки, рефлексивных отношений, установка на совместное действие, 3. фаза совместного действия –принятие межличностных ролей и определение статуса в общении, 4. фаза сцепления, укрепление чувства общности «МЫ».

Групповая социализация Аффективные, когнитивные и поведенческие изменния Результат обоюдного влияния индивида и группы на протяжении «временного пространства» взаимодействия. Процессы: оценивание, принятие обязательств и ролевое перемещение.

Механизмы групповой динамики 1. разрешение внутригрупповых противоречий ( столкновение противоречивых тенденций, рассогласование, дестабилизация отношений, конфликт, отсутствие выработки «культурных» критериев оценки действий группы)

«Идеосинкразический кредит» 1.поведение лидера при соотношении нормативного поведения и величины статуса индивида в группе (лидер привносит в жизнь группы новшества, ему позволено отклонение от групповых норм, чем больше он внес идей, тем более ему позволено (разрешение и одобрение девиантного поведения)

Психологический обмен 1. Ценностный обмен (семья, дети, признание, авторитет) (действия, адресованные отдельным членам группы или группе) (феномен социального проникновения!!!) (феномен социальной эксклюзии)!!

Кризисы выпускников 1.Система как основа рассмотрения кризиса и кризисной ситуации 2.Знание природы кризиса (начало, середина, конец), 3. При кризисе или кризисной ситуации человек легко принимает любую помощь, 4.Кризис может стать возможностью для приспособления или дальнейшего роста, 5. Знать способы оказания помощи на разных этапах кризиса.

Этапы кризиса 1. начало –без присутствия взрослых (подрался, напился, неадекватно реагирует на сверстников), 2. середина кризиса –нарастание негативного поведения, потеря контроля над собой, вызывающее поведение и т.д. 3 выход из кризиса- а)предложенный взрослым (ничего для себя не берет), б) самостоятельный выход из кризиса с помощью определенного самим человеком способа разрешения (подучает жизненный опыт, осознает последствия, берет на себя ответственность)

2