МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа Как преодолеть трудности в обучении чтению Иванова Л.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование навыков чтения у младших школьников с использованием ИКТ Учитель начальных классов ГОУ ЦО 1296 Григорьева Лидия Алексеевна.
Advertisements

Трудности при обучении чтению и методы их преодоления Подготовила: Молокова Ирина Викторовна учитель начальных классов МБОУ лицея 4 г. Славянска на Кубани.
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
НАВЫК ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ – ЭТО НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ОБОГАЩЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА, ЕГО.
Консультация по теме: « Формирование навыка чтения у младших школьников» «Чтение- вот лучшее учение!» А.С. Пушкин «Люди перестают мыслить, когда перестают.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Чтение Чтение. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А.Сухомлинский.
- это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого.
Учитель – логопед Мантурова Ольга Владимировна 2013 год.
Пути совершенствования навыков беглого и осознанного чтения младших школьников Учитель МАОУ «СОШ 25» г. Перми Черепанова Л. В.
ЧТЕНИЕ. Чтение как сложная функциональная система.
Материал подготовила: Ерёменко Людмила Владимировна. учитель начальных классов МОУ СОШ с.Катенино Варненского района Челябинской области.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Учитель начальных классов МОУ-СОШ 33 Силаева Н.А..
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника собрание - тренинг для родителей.
Учимся читать Как помочь ребёнку научиться правильно читать.
Когда ребенок, читая вслух, будет произносить слова не так, как они пишутся, а так, как они говорятся, это и будет означать, что он научился читать бегло.
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей, одно из важнейших средств формирования личности.
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Транксрипт:

МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа Как преодолеть трудности в обучении чтению Иванова Л.М.

Что такое чтение? это то, чему обучают младших школьников, посредством чего воспитывают и развивают с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов Следовательно, навык чтения определяет эффективность обучения и по другим предметам.

Навык чтения: Способ чтения Темп, скорость чтения Выразительность Осознанность и понимание Правильность

Способы чтения: Непродуктивные -побуквенное чтение, -отрывистое слоговое. Продуктивные -плавное слоговое чтение, -плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, -чтение целыми словами и группами слов.

пэ - а пэ – а па - па

- ап - ам

Послоговой способ чтения- очень медленный темп чтения, пауза между слогами -многоэтапность процесса слогослияния- это: -произнесение соответствующего звука; -удержание его в памяти; - слияние его с другим звуком

Чтение словосочетаний Правильное прочтение, понимание прочитанного, осмысление лексической связи слов. Задания: -дописать окончание, опираясь на второе слово. Хмур… небо, весел… песня, пожелтел… листья.

Причины медленного чтения. 1.Природный темп деятельности. Это скорость, с которой работают психические процессы; память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени.

Работоспособность Ее можно назвать выносливостью. Это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно, не снижая темпа, выполнять заданную работу.

МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел дочитать. Затем следует повторное чтение текста, и снова ребенок отмечает. Можно повторять несколько раз. МОЛНИЯ Чередование комфортного режима с чтением в максимально быстром темпе. ( по команде «Молния») БУКСИР Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь успеть за вами. Если ребенок не успевает снизьте скорость.

2. РЕГРЕССИИ Это вторая причина медленного чтения. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания или он постоянно прочитывает несколько слов два – три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, здесь присутствуют регрессии. Причины регрессии. 1.Привычка 2.Кажущиеся трудности текста. 3.Отсутствие внимания.

Избавление регрессий. Для этого используется чтение с карточкой(2х3),которой ребёнок закрывает уже прочитанные слова.

3.Антиципации Это когда ребенок, увидев начало слова, не дочитывает его до конца, а угадывает и часто не впопад. Здесь присутствует смысловая догадка. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Читатели со стажем используют этот прием. Чтобы определить, владеет ли ваш ребенок приемом антиципации и использует ли ее при чтении, предложите ему следующий текст. Родился зай... в лесу и всего боял.... Треснет где – ни... сучок, вспорх... пти..., упадет с дере... ком снега – у зайчи... душа в пят.... Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год, а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя Нико... я не бою...! – крик... он на весь лес. – Вот не бою... нисколь..., и все тут!

Зафиксируйте время, которое потратит ребенок на чтение текста. Отметьте это для себя. Понаблюдайте, как долго ребенок думает над окончанием слова. Затем предложите слова прочитать, без пропусков. Опять заметьте время. Этот же текст написан с окончаниями (2 текста) Сравните время. Если разрыв не превышает 15 – 20 сек., значит, при чтении ребенок пользуется приемом антиципации. Он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется много времени на обдумывание окончаний.

Упражнения для выявления приема антиципации. 1)Восстановление деформированного текста, предварительно прочитанного; 2)Чтение предложений,у которых пропущены окончания отдельных слов из известных детям произведений. 3)Восстановление слов на основе заданных комбинаций согласных. Например, к-н кино, океан, конь, окно… 4)Дописывание пропущенного слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях. Например: «Сделал дело,…» 5)Восстановление диалога.

4. Артикуляция. Недостаточная артикуляция малая подвижность речевого аппарата. Для работы над артикуляцией используют упражнения с рифмой и ритмом. АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ З-С-Ж Ш-Ж-С С-Ч-Щ С-Ж-З-Ш Б-Д-П-Т Г-Ж-К-Ш Чистоговорки Жа – жа – жа – есть иголки у ежа. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ры – ры – ры – летают комары.

5.Малое поле зрения. Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний. ФИКСАЦИИ – (остановка) СМЕНА ТОЧЕК ФИКСАЦИИ – (движение) Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. «Числовая пирамида» Посмотри в центр первой строки, не отводя взгляда, скажи, какие цифры находятся слева и справа.

Взгляд ребенка зафиксирован в центре

Упражнения на увеличение поля зрения Попросите ребенка сначала прочитать первое слово в словосочетании, а потом, не переводя взора, второе. Взгляд остается неподвижным, ребенок читает второе слово боковым зрением. Работа по буквенным и числовым таблицам ЕМТАОИ ЮГШРХВ БЙЗЭЁУ ФБЯЧДЛ КЦСНЩЖ ЛИМАПА ОКОНА КАУМОН Работа по табли- цам слогов и слов

6. Уровень организации внимания. Умение сосредоточится, сконцентрироваться.

7. Память Различают четыре типа памяти зрительная слуховая моторная смешанная

Правильность чтения в том, что ученик не допускает: -замены, -пропуски, -перестановки, -добавления, -искажения, -повтор букв, слогов, слов, -ошибочного ударения в словах, -ошибки в окончаниях.

Смысловая сторона чтения- это совокупное понимание читающим: -значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле, -содержания каждого предложения, -содержания и смысла отдельных частей текста, -основного смысла всего содержания текста.

Восприятие текста Восприятие- это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Два этапа восприятия текста: первичное восприятие; его обработка.

Упражнения на тренировку восприятия. вол\мол мул вол волк столб болт тол вол вот мак\мог мал смак мак бак лак мак рак мак гак Каркас карась карат карать карниз карниз Катер кратер катет катет катион каток

Упражнения на сокращение времени фиксаций Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой. Назвать предмет, слово, словосочетание,пок азанное за минимальную единицу времени.

Если ребёнок не хочет читать используйте: книги с яркими иллюстрациями, режим щадящего чтения, совместное построчное прочтение текста, подбор текста к иллюстрации, минутное чтение, чтение на ночь.