1 Перечень муниципальных услуг: назначение и структура. Создание системы оценки потребности в предоставлении услуг 2009 г. Семинар « » « БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Эффективная система управления финансами. Новый метод планирования расходов, формирование государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) »
2 План презентации Понятие муниципальной услуги Перечень муниципальных услуг: назначение и структура Показатели, характеризующие объем предоставления услуги Создание системы оценки потребности в предоставлении услуг (планирование расходов бюджета в разрезе муниципальных услуг)
3 Основные инструменты повышения эффективности бюджетных расходов БОР Бюджетное планирование Реструктуризация бюджетной сети Осуществление перехода от финансирования по смете к финансированию выполнения государственного задания Смещение акцента на планирование потребности в государственных услугах О птимизация сети учреждений, предоставляющих услуги, снятие несвойственной функции обеспечения занятости. Выход из кризиса с эффективной сетью
4 Переход от финансирования затрат к финансированию результата Финансирование сети учреждений по смете Финансирование производства услуг Индексация расходов с учетом инфляции Финансирование в зависимости от количества и качества оказанных услуг (т.е. в зависимости от результата деятельности организации, предоставляющей услугу)
5 Для практической реализации мероприятия необходимо: Определить саму услугу Определить показатели результата деятельности учреждения, предоставляющего услугу количественные показатели ( стоимостные и натуральные) качественные показатели Определение результата необходимо: Для планирования расходов бюджета Для оценки качества фактически оказанных услуг Для расчета стоимости услуги
6 Цели повышение обоснованности решений органов исполнительной власти об объемах оказываемых услуг и их стоимости оценка эффективности расходов на оказание муниципальных услуг
7 Определение муниципальной услуги муниципальные услуги – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с муниципальным заданием органами органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами (Бюджетный кодекс – статья 6) бюджетные услуги – результат деятельности производителя услуги, финансируемой за счет бюджетных источников и предоставляемой потребителю на нерыночной основе (Программы реформирования региональных и муниципальных финансов)
8 Общее понятие услуги Услуги представляют собой результат разнородной деятельности производителя услуг по заказу потребителя услуг, который обычно приводит к изменению состояния потребителя услуг Признаки, отличающие услуги от товаров: услуги не могут принимать форму материального объекта момент производства услуги, как правило, совпадает с моментом ее реализации и потребления несохранность и непостоянство качества услуги
9 Проблемы разработки перечня услуг 1.Отсутствие в законодательстве четкого определения услуги (услуги коллективного и индивидуального пользования, государственные функции и услуги, простые и комплексные услуги) 2.Имеющиеся классификаторы услуг несовершенны (в медицине - излишне детализированы и ориентированы на производителя услуг, в образовании - укрупнены, в культуре - их вообще нет). Ни один из классификаторов не предназначен для целей планирования расходов бюджета
10 Имеющиеся классификаторы ОКУН (1993 г.) « Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р », утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от г. 34 « Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р », утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от ст Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от N 113 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ ) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от N 268 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги" (ОК СКМУ )
11 Схема бюджетного процесса Цели/задачи/полномочия/расходные обязательства/социальные гарантии Перечень услуг Определение потребности (натуральные/количественные показатели) Определение качества услуги (показатели качества) Оценка стоимости услуги Формирование государственного задания Отчет об исполнении государственного задания Бюджетные ограничения
12 Коллективного пользования (общественные блага) Индивидуального пользования -- неисключаемость (невозможность ограничения доступа потребления всеми членами общества одновременно) - неконкурентность (независимость количества потребляемого блага от количества потребителей) - пользование носит пассивный характер Потребляются исключительно индивидуумом Примеры коллективных услуг: правоохранительная деятельность, управление, сохранение культурного наследия (финансируются по смете, стандарты не разрабатываются) Примеры индивидуальных услуг: услуги образовательных учреждений, услуги лечебных учреждений, социальная защита населения, услуги библиотек (расчет стоимости на основе стандарта качества) Нерыночные услуги
13 Классификация услуг по функциональному назначению Услуги Материальные Социально-культурные Услуги по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг Услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя Примеры материальных услуг: жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного транспорта Примеры социально-культурных услуг: услуги культуры, образования, медицинские услуги, социальной защиты Государственный стандарт РФ «Услуги населению. Термины и определения». ГОСТ Р
14 Услуги индивидуального пользования Простые (неделимые услуги) Комплексные и сложные (совокупность простых услуг) Обучение по программе общего среднего образования Проживание в школе- интернате (содержание) Воспитание Питание Услуга общего среднего образования Примеры по отрасли образование Услуги индивидуального пользования (образование)
15 Полномочие – это официально предоставленное право на свершение определенных действий Функция – это деятельность (круг действий), обязанность, работа Услуга – это результат деятельности (измеримый)
16 Структура перечня Наименование услуги (комплексная/ простая услуга) Единица измерения услуги (единица измерения результата) Нормативный акт, предусматри- вающий предоставле- ние услуги Орган власти, ответственный за предоставление услуги/ поставщик услуги Категория или группа получателей 1.Услуги дополнительно го образования Численность учащихся/ выпускников датаУправление образования/ Музыкальная школа Дети от 5 до 16 лет 2.Услуги дошкольного образования Численность делей/ воспитаннико в датаУправление образования/ ДДУ Дети от 1.5 до 7 лет
17 Типичные ошибки при формировании перечня услуг Название услуги формулируется как процесс или вид деятельности– «участие в международной деятельности», «поддержка творческих коллективов» Название услуги формулируется слишком широко – «музейные услуги» Услуга формулируется как функция (цель, задача) органа исполнительной власти – обеспечение доступа граждан к дошкольному образованию Услуга формулируется как мероприятие – проведение праздника «День города»
18 Оценка потребности в бюджетных услугах в натуральном выражении ЦельЗадачаУслугаКонтингент потребителей услуги в годы, предшествующие плановому (или другой индикатор, характеризующий объем предоставления услуги) Контингент потребителей услуги в плановом году – П N П N-3 П N-2 П N-1 Цель 1Задача 1услуга 1 услуга 2
19 Оценка потребности в бюджетных услугах в денежном выражении Сумма стоимостей разных компонентов комплексной бюджетной услуги Д = ДNi ЦельЗадачаУслугаСтоимость бюджетной услуги в годы, предшествующие плановому Плановый год П N-3 П N-2 П N-1 Цель 1Задача 1услуга 1 услуга 2
20 Оценка потребности в услугах Наименов ание услуги год N-3*год N-2*год N-1 (отчетный)* год N (плановый)* Континге нт потребит елей Стоимо сть услуги Континге нт потребит елей Стоимо сть услуги Континге нт потребит елей Стоимос ть услуги Континге нт потребит елей Стоимос ть услуги * В таблице указываются конкретные годы, с учетом которых рассчитывается потребность в предоставлении бюджетных услуг
21 Наименование учреждения. Наименование услуги. Единица измерения услуги. Категории потребителей услуг. Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования 1. Услуга начального общего образования. Число воспитанников Проживающие на территории муниципального образования дети, достигшие школьного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний и отклонений в развитии 2. Услуга основного общего образования. Число воспитанников Проживающие на территории муниципального образования дети, имеющие начальное общее образование, не имеющие медицинских противопоказаний и отклонений в развитии 3. Услуга начального общего образования по программам, разработанным с учетом психофизического развития обучающихся (воспитанников) Число воспитанников Проживающие на территории муниципального образования дети школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 4. Услуга основного общего образования по программам, разработанным с учетом психофизического развития обучающихся (воспитанников) Число воспитанников Проживающие на территории муниципального образования дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие начальное общее образование 5. Услуга по проживанию воспитанников Число воспитанников Проживающие на территории муниципального образования дети школьного возраста, нуждающиеся в проживании в школе-интернате
22 Наименование учреждения. Наименование услуги. Единица измерения услуги. Категории потребителей услуг. Детский дом 1. Услуги по воспитанию и проживанию воспитанников в возрасте до 4 лет. Число воспитанников. Дети в возрасте до 4 лет из числа детей-сирот, детей, отобранных у родителей по решению суда; детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено 2. Услуги по воспитанию и проживанию воспитанников в возрасте 4-6 лет. Число воспитанников. Дети в возрасте 4-6 лет из числа детей-сирот, детей, отобранных у родителей по решению суда; детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено 3. Услуги по воспитанию и проживанию воспитанников школьного возраста. Число воспитанников. Дети школьного возраста из числа детей-сирот, детей, отобранных у родителей по решению суда; детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено
23 Примеры услуг и показателей объема услуг (образование) Услуги среднего (полного) общего образования Обучение – количество учащихся Проживание – численность учеников, постоянно проживающих в школе-интернате) Обеспечение путевками – численность учеников, получивших льготные путевки Предоставление среднего профессионального образования Обучение – численность учащихся очное, заочное, вечернее отделение Содержание - питание, обеспечение спецодеждой Обеспечение бесплатными проездными билетами