Целевая программа развития « Радуга » Приоритетное осуществление экологического воспитания и здоровьясбережения воспитанников.
Цель: вывести ДОУ на новый этап развития путём создания инновационной комплексной системы взаимодействия с семьёй, обеспечивающей полноценное экологическое развитие ребёнка Задачи: Задачи: 1.Укрепить физическое и психологическое здоровье детей. 1.Укрепить физическое и психологическое здоровье детей. 2.Развить любознательность и познавательную активность детей. 2.Развить любознательность и познавательную активность детей. 3.Развить потребность в самореализации в разных видах деятельности. 3.Развить потребность в самореализации в разных видах деятельности. 4.Формировать у детей экологически осознанное отношение к природе. 4.Формировать у детей экологически осознанное отношение к природе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы Разработана необходимая организационная документация (приказ по ДОУ о создании творческой группы « Мудрый педагог »). Разработана необходимая организационная документация (приказ по ДОУ о создании творческой группы « Мудрый педагог »). Пополнена материально-техническая база: приобретена методическая литература (Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »… ); приобретены макеты, карты в экологическую зону…); фотообои, музыкальный центр - в комнату релаксации и т.д.; дидактические игры экологического содержания в уголки природы. Пополнена материально-техническая база: приобретена методическая литература (Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »… ); приобретены макеты, карты в экологическую зону…); фотообои, музыкальный центр - в комнату релаксации и т.д.; дидактические игры экологического содержания в уголки природы. Создан экологический совет по управлению процессом реализации Программы (воспитатели,заведующий,родители ). Создан экологический совет по управлению процессом реализации Программы (воспитатели,заведующий,родители ). Включены родители в опытно-экспериментальную работу. Включены родители в опытно-экспериментальную работу.
Мониторинг реализации Программы развития. 1 блок – диагностика результатов экологического образования дошкольников: количественная- позволяет оценить знания ребёнка(опрос,сочинения сказок, проблемные ситуации…); цель качественной диагностики- отметить изменения в поведении ребёнка и мотивации его поступков, активизации познавательного процесса; составление карт экологической воспитанности. 1 блок – диагностика результатов экологического образования дошкольников: количественная- позволяет оценить знания ребёнка(опрос,сочинения сказок, проблемные ситуации…); цель качественной диагностики- отметить изменения в поведении ребёнка и мотивации его поступков, активизации познавательного процесса; составление карт экологической воспитанности. 2 блок – анализ уровня эколого-педагогических знаний родителей (беседы, тесты, анкеты ). 2 блок – анализ уровня эколого-педагогических знаний родителей (беседы, тесты, анкеты ). 3 блок – анализ уровня профессиональной компетентности воспитателей (беседы, контроль…) 3 блок – анализ уровня профессиональной компетентности воспитателей (беседы, контроль…)
Освоение экологических знаний
Этапы реализации Программы 1.Подготовительный ( создан экологический совет по управлению процессом реализации Программы развития, адаптирована в педагогический процесс интегрированная программа « Край родной» Т.В.Соловьёвой, Т.А.Серебряковой ). 1.Подготовительный ( создан экологический совет по управлению процессом реализации Программы развития, адаптирована в педагогический процесс интегрированная программа « Край родной» Т.В.Соловьёвой, Т.А.Серебряковой ). 2.Основной ( отслеживание динамики развития каждого ребёнка с заполнением индивидуальных карт, проведение анализа педагогического мониторинга, выставка детского творчества, конкурсы, концерты…, анализ основного этапа. 2.Основной ( отслеживание динамики развития каждого ребёнка с заполнением индивидуальных карт, проведение анализа педагогического мониторинга, выставка детского творчества, конкурсы, концерты…, анализ основного этапа. 3.Завершающий ( подведение итога работы по Программе, соотношение результатов работы с поставленными целью и задачами, обобщение опыта, оформление пакета документов. 3.Завершающий ( подведение итога работы по Программе, соотношение результатов работы с поставленными целью и задачами, обобщение опыта, оформление пакета документов.
7 Основные методы работы Экскурсии (в парк, на луг…),наблюдения, игровая деятельность, практическая деятельность: труд в природе, опытническая деятельность, моделирование. Экскурсии (в парк, на луг…),наблюдения, игровая деятельность, практическая деятельность: труд в природе, опытническая деятельность, моделирование. Моделироване – средство перехода от наглядно- действенного, наглядно-образного познания к познанию схематическому: модели « Жизненные формы »,« Строение растений»,«Свойства песка »,« Способы ухода », « Парад планет », « Юный путешественник »… Моделироване – средство перехода от наглядно- действенного, наглядно-образного познания к познанию схематическому: модели « Жизненные формы »,« Строение растений»,«Свойства песка »,« Способы ухода », « Парад планет », « Юный путешественник »… Включение элементов психогимнастики в различные занятия в целях развития и коррекции эмоциональной сферы: Включение элементов психогимнастики в различные занятия в целях развития и коррекции эмоциональной сферы: - музыкотерапия; - музыкотерапия; - пальчиковая гимнастика; - пальчиковая гимнастика; динамические паузы на занятиях… динамические паузы на занятиях…
Формы организации образовательного процесса В ДОУ используются различные формы современной организации образовательного процесса: В ДОУ используются различные формы современной организации образовательного процесса: занятия по подгруппам; занятия по подгруппам; комплексные занятия; комплексные занятия; интегрированные занятия: интегрированные занятия: по изодеятельности; по изодеятельности; по развитию речи; по развитию речи; по математике; по математике; по физической культуре… по физической культуре…
Обогащение эколого- развивающей среды Создана экологическая зона в Учреждении (комнатные растения для всех возрастов, картины с климатическими зонами, модели: « Степь », « Пустыня », « Тундра », « Лес », « Джунгли », поделки из природного материала…) Создана экологическая зона в Учреждении (комнатные растения для всех возрастов, картины с климатическими зонами, модели: « Степь », « Пустыня », « Тундра », « Лес », « Джунгли », поделки из природного материала…) Оборудована « Русская изба », где педагоги импровизируют с детьми пословицы, поговорки, сказки на экологическую тему. Оборудована « Русская изба », где педагоги импровизируют с детьми пословицы, поговорки, сказки на экологическую тему. Функционирует в группах круглогодично огород на окне, позволяющий осуществлять детям поисковую деятельность. Функционирует в группах круглогодично огород на окне, позволяющий осуществлять детям поисковую деятельность. Оборудованы экспериментальные уголки: « Хочу всё знать» « Юный путешественник » и др., схемы-карты, объёмные макеты, дидактические игры природоведческого характера: «Зоологическое лото », « Гномы-огородники », « Лото- ассоциация », « Магнитная мозаика », сюжетные кубики… Оборудованы экспериментальные уголки: « Хочу всё знать» « Юный путешественник » и др., схемы-карты, объёмные макеты, дидактические игры природоведческого характера: «Зоологическое лото », « Гномы-огородники », « Лото- ассоциация », « Магнитная мозаика », сюжетные кубики…
Взаимодействие с семьёй Проект « Наша дружная семья » - в работе с семьёй педагоги придерживаются правила: только союз с родителями может дать положительный результат в развитии каждого ребёнка. Проект « Наша дружная семья » - в работе с семьёй педагоги придерживаются правила: только союз с родителями может дать положительный результат в развитии каждого ребёнка.
Партнёры по реализации Программы Учреждения образования - школа (взаимопосещения уроков и занятий, совместный труд ) Учреждения образования - школа (взаимопосещения уроков и занятий, совместный труд ) Учреждения культуры – СДК (совместное проведение праздников к Дню Победы, к Дню пожилых людей, участие в экологической акции Учреждения культуры – СДК (совместное проведение праздников к Дню Победы, к Дню пожилых людей, участие в экологической акции « Очистим парк » ). « Очистим парк » ). Учреждения культуры – библиотека (экскурсии, викторины, КВНы на эколого-оздоровительную тему). Учреждения культуры – библиотека (экскурсии, викторины, КВНы на эколого-оздоровительную тему). Учреждения здравоохранения ( беседы, собрания с родителями на тему « Сохраним своё здоровье ». Учреждения здравоохранения ( беседы, собрания с родителями на тему « Сохраним своё здоровье ».
Совместные праздники повышают рейтинг ДОУ в селе Экологический праздник « Осенняя ярморка » - яркий пример активного участия родителей в экологическом образовании своих детей и повышении своих эколого- педагогических знаний. Экологический праздник « Осенняя ярморка » - яркий пример активного участия родителей в экологическом образовании своих детей и повышении своих эколого- педагогических знаний.
Повышение профессиональной компетентности педагогов 1.Изучена и адаптирована в педагогический процесс интегрированная программа « Край родной» Т.А.Серебряковой, Т.В.Соловьёвой. 1.Изучена и адаптирована в педагогический процесс интегрированная программа « Край родной» Т.А.Серебряковой, Т.В.Соловьёвой. 2.Пройдена всеми педагогами в году курсовая подготовка: воспитателями на базе АГПИ им.А.П.Гайдара; заведующим – на базе ГОУ ДПО НИРО. 2.Пройдена всеми педагогами в году курсовая подготовка: воспитателями на базе АГПИ им.А.П.Гайдара; заведующим – на базе ГОУ ДПО НИРО. Воспитатель Козлова Г.С. аттестовалась в 2009 году на 1 квалификационную категорию. Воспитатель Козлова Г.С. аттестовалась в 2009 году на 1 квалификационную категорию. Воспитатель Милова Анна Ивановна защищается на 1 квалификационную категорию в текущем году. Воспитатель Милова Анна Ивановна защищается на 1 квалификационную категорию в текущем году. Заведующий Ермохина Галина Николаевна поступила в ВУЗ. Заведующий Ермохина Галина Николаевна поступила в ВУЗ.
Сохраняющиеся проблемы Низкая материально-техническая база. Низкая материально-техническая база. Недостаточное программно- методическое обеспечение. Недостаточное программно- методическое обеспечение. Недостаточная оснащённость пособиями и игрушками. Недостаточная оснащённость пособиями и игрушками. Отсутствие принтера. Отсутствие принтера. Отсутствие подключения к Интернет. Отсутствие подключения к Интернет.
Пути дальнейшего развития ДОУ Вовлечение всех родителей в эколого- образовательную и природоохранную деятельность детского сада. Вовлечение всех родителей в эколого- образовательную и природоохранную деятельность детского сада. Оборудование экологической тропы на участке детского сада. Оборудование экологической тропы на участке детского сада. Создание зимнего сада. Создание зимнего сада. Открытие в подсобном помещении Учреждения живого уголка. Открытие в подсобном помещении Учреждения живого уголка. Укрепление материально-технической базы за счёт привлечения добровольных пожертвований. Укрепление материально-технической базы за счёт привлечения добровольных пожертвований.