ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ЧЕТВЕРТОГО НАПРАВЛЕНИЯ КПМО Е.Е. Сартакова, к. ист.н., доцент, зав. лабораторией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года.
Advertisements

О региональной специфике деятельности сельских школ по реализации ФГОС Сартакова Е.Е.
Положительные и негативные тенденции развития образовательных учреждений РФ дошкольного, общего и дополнительного образования
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Приоритеты образовательной политики в Московской области Запалацкая Вероника Станиславовна, зав. отделом стратегии развития образования и информационных.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
1 сентября 2014 года: 100 % учащихся 1-4 классов - 37,7 % от общего числа учащихся 1 сентября 2015 года: 100 % учащихся 5 классов – 9 % от общего числа.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Программа развития МОУ СОШ 12 г.Вичуга 2011 – 2015 гг Е.В. Котаев, директор МОУ СОШ 12 города Вичуги И.В. Лаврентичева, заместитель директора по УВР МОУ.
Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок.
Транксрипт:

ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ЧЕТВЕРТОГО НАПРАВЛЕНИЯ КПМО Е.Е. Сартакова, к. ист.н., доцент, зав. лабораторией ТОИПКРО

Необходимость модернизации образования вызвана и возрастающей конкуренцией национальных образовательных систем, являющейся ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Это обуславливало необходимость проведения проблемно-ориентированного анализа развития данных систем, концептуального обоснования модернизации РОС и МОС, определения условий их инновационного развития с целью повышения качества, доступности, эффективности педагогического процесса: перехода на нормативное финансирование, ведения государственного контроля за качеством общего образования, развития содержания образования, внедрения инновационных педагогических технологий и др.

Изучение практики деятельности местных образовательных систем к 2000 г. показало, что существующие МОС не удовлетворяли потребности современного общества и российского государства: при формировании равенства возможностей к получению общего образования принцип доступности не удовлетворял в полном объеме запросов на вариативные образовательные программы, в том числе инклюзивные, углубленные, развивающие, специальные; принцип качества образования регулировал формирование знаньевого, но не компетентностного компонента содержания образования; принцип эффективности обусловливался только экономическими показателями, не был направлен на формирование сбалансированности всего спектра образовательных услуг, обеспечивающих высокое качестве обучения и воспитания школьников.

Таким образом, перед РОС к 2000 г. стояло множество задач: концептуальное обоснование выдвинутых Министерством образования идей качества, доступности, эффективности; разработка стратегических направлений и этапов их реализации; обоснование механизмов и технологий реализации идей доступности, качества, эффективности с учетом гео- территориальных, социально-экономических, инфраструктурных и иных особенностей региона; создание условий для реализации ведущих идей модернизации МОС и РОС в целом.

В первую очередь необходимо выделить общие историко-педагогические тенденции развития МОС и РОС в целом для РФ: -инвариантные, характерные для государств Западной Европы, Северной Америки и России: 1.выделение РОС и МОС в качестве основного элемента функционирования и развития систем образования России и Запада в процессе их конвергенции; 2.соответствие моделей РОС и МОС социально- экономическому, политическому развитию региона и государства в целом; 3.социальная направленность реформирования РОС и МОС в условиях постиндустриального мира; 4.полисубъектность управления процессом развития РОС и МОС;

-вариативные, свойственные только для РФ: направленность на формирование единого образовательного пространства; 1.инициатива модернизаций со стороны властных структур (так называемая модернизация «сверху»), но с опорой на некоторые (в XVIII – нач. XIX вв.) или мощные (XIX–XX вв.) педагогические инициативы «снизу»; 2.все большая степень регионализации образования (по сравнению с предыдущими); попытки подкрепления теоретико-методологическим, технологическим, диагностическим обеспечением со стороны власти при недостаточном использовании научных разработок; 3.низкая степень готовности модернизаций на первом этапе, особенно в области ресурсного обеспечения (кадры, финансы, материально- техническая база);

В процессе модернизации РОС РФ (на примере Томской области) можно выделить довольно условно ряд этапов: гг.-концептуальное обоснование идей модернизации системы образования; 2001–2004 гг.– демократизация управления образовательными системами, реструктуризация сети сельских ОУ, эксперимент по отработке структуры и содержания общего среднего образования, информатизации, разработка и реализация модели государственного контроля за качеством образования (ЕГЭ), массовое повышение квалификации педагогов и менеджеров. 2004–2007 гг.- внедрение профильного обучения в ОУ Томской области; переход на НПФ, модернизация МКШ гг.- КПМО, реализующийся по пяти направлениям в рамках НСОТ и НПФ.

Первая тенденция: идеи модернизации МОС и РОС в целом дополнялись и изменялись в течение всего периода с 1998 до 2010 г., при этом зачастую их концептуальное обоснование осуществлялось при использовании практических наработок отдельных регионов

В национальной доктрине образования РФ было выдвинуто 28 задач, в том числе: Государство в сфере образования обязано обеспечить: - реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества; - сохранение и развитие единого образовательного пространства России; - всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов; - ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи; - создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования; - нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников; - доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе; - качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности; - доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%; - интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

В Концепции модернизации российского образования уже более четко были сформулированы ряд положений: 1. обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; 2. достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; 3. формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; 4. повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; 5. развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

В 2000 г. в рамках обоснования идеи доступности было отмечено следующее: бесплатность полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования. использование государственных гарантий обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы; создание условий, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических); бесплатное пользование учащимися фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек. осуществление специальных мер по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации. обеспечение медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства детей с ограниченными возможностями здоровья создание специальных условий для обучения детей с асоциальным поведением: создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ; создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы; рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа; расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;

Идея качества была представлена следующими тезисами: пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (решение о переходе на летнее школьное образование будет принято по итогам эксперимента не ранее годов); разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ; более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;

отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка; предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы; создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии; обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды ( гг.)" развитие дистанционного образования и др.; разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей; создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения; обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования; создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.

Однако РОС и их составляющие МОС РФ обладают определенной спецификой, определяющиеся следующими параметрами: малочисленность сельских МОС в виду низкой плотности расселения; низкая степень концентрации ОУ (в большинстве регионов РФ) при условиях малой заселенности и больших расстояний между поселениями; низкая степень развитости муниципальных образовательных сетей (как общих, так и профильных) в большинстве регионов РФ в виду недостаточности социальной инфраструктуры; безальтернативность ОУ в предоставлении образовательных услуг; недостаточный уровень предоставления образовательных услуг в области инклюзивного, специального образования; недостаточный уровень качества образовательных услуг, предоставляемых «периферийными» ОУ, том числе отдаленным (ОСШ), малокомплектными (МКШ), малочисленными (МЧШ) школами; инвариантность спектра образовательных программ (в том числе и дополнительного образования) сельских образовательных учреждений; слабая степень «адаптации» сельских МОС к НПФ в виду высокой стоимости обучающихся; неадекватность высокого уровня затрат на общее и дополнительное образование уровню его качества (особенно в МЧШ, МКШ, ОСШ).

Вторая тенденция: эволюция идей модернизации и, соответственно, возрастающие требования к РОС и МОС в течение всего периода структурных изменений привела к тому, что их результат и значимость слабо осознается субъектами инновационных процессов и тем более гражданами РФ.

Третья тенденция: в виду постоянной эволюции идей модернизации в области качества и доступности темпы структурных изменений, которые задаются «сверху» не всегда способствуют и их качественному концептуальному обоснованию, и даже их реализации.

Четвертая тенденция: темпы модернизационных процессов и их масштабность зачастую способствуют формированию противоречий между отдельными направлениями структурных изменений

Каковы же тенденции реализации 4 направления КПМО: 1. идет процесс реализации программ развития сетей МОС, в ходе которого формируются вариативные авторские модели сетевого взаимодействия. 2. начат процесс проектирования и реализации школьных и сетевых образовательных программ (особенно активно в Асиновском, Зырянском, Первомайском, Шегарском, Парабельском, Каргасокском, Колпашевском районах ТО). 3. созданы условия для реализации перехода на ФГОС второго поколения (у трети педагогов сформирована психолого-педагогическая готовность к реализации компететностно-ориентированного ГОС ОО). 4. формируется областной банк основных и дополнительных образовательных программ, центры по их реализации (ЦПК и др.). 5. функционирует сетевая модель реализации проекта «Одаренные дети», в процессе координации которого создан ряд авторских технологий развития детской одаренности. 6. разработан и реализуется авторский проект инклюзивного образования. 7. в процессе модернизации МКШ реализована авторская (томская) технология структурных изменений данного вида ОУ. 8. в настоящее время формируется проект интерактивного профильного обучения для МКШ, МЧШ, ОСШ ТО.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!