1 Сопровождение выбора подростками профиля обучения в старшей школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Актуальные проблемы профессиональной ориентации школьников в профильном обучении г. Москва, ноябрь 2007 г.
Advertisements

- способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом - оказание.
Дроздов С.Ю. Зам.директора по УВР ЦО 429 «Соколиная гора» Дроздов С.Ю. Зам.директора по УВР ЦО 429 «Соколиная гора»
1 «Ресурсы профильного обучения в формировании образовательно- профессионального маршрута школьников»
Оригинальное решение цветовой гаммы в схемах и таблицах.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Цели и задачи предпрофильной подготовки и профильного обучения © Кафедра управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2009.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Эксперимент: предпрофильная подготовка и профильное обучение.
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы в рамках предпрофильного и профильного обучения»
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Предпрофильная подготовка Цели, содержание, организация Л.В. Балахчи.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
«Человек не ценится теперь как носитель знаний, важно, чтобы он был деятель» В.В.Путин.
Этапы профориентации. Первый этап - пассивно- поисковый Этап первичного профессионального выбора – для учащихся 1-7 классов. Этап первичного профессионального.
Профориентация. Цели и задачи. Задачи: Изучение и развитие интересов и склонностей каждого школьника. Знакомить с рынком труда. Знакомить с правилами.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
Анализ психологического сопровождения предпрофильной подготовки Учащихся 9 классов школ 98, 85.
Транксрипт:

1 Сопровождение выбора подростками профиля обучения в старшей школе

2 «Нам нужны грамотные исполнители, умеющие заимствовать и воспроизводить лучшие решения» «Нам нужны грамотные исполнители, умеющие заимствовать и воспроизводить лучшие решения» Я.И.Кузьминов Я.И.Кузьминов «Школа должна вести за собой общество, а не наоборот» В.В.Давыдов

3 Школа как помощник подростку в ситуации образовательно-профессионального выбора Участие в формировании гражданского запроса на согласование кадровой и образовательной политики Социальное партнерство школ с субъектами рынка труда и профессионального образования Обновление технологий педагогической помощи подростку в выборе направления продолжения образования: 1) их нормативно-правовое и ресурсное обеспечение, 2) разработка принципиально новых инструментов помощи в конструировании послешкольного маршрута, базирующихся на информационных технологиях Использование для поддержки выбора направления образования позитивного потенциала нововведений, связанных с профилизацией старшей школы, предупреждение их возможного негативного влияния

4 При проектировании и обновлении содержания, форм и и методов педагогической поддержки выбора направления образования необходимо учитывать: Изменения требований к будущему участнику трудовых и социальных отношений Социально экономические последствия деформации профессионального образования Социально экономические последствия деформации профессионального образования

5 Соотношение выпуска и потребностей без учета конкретной квалификации (2005 г.) Выпуск системы образования Выпуск системы образования 45% - ВПО 45% - ВПО 15% - СПО 15% - СПО 30% - НПО 30% - НПО 10% - без определенной квалификации 10% - без определенной квалификации Потребность рынка труда Потребность рынка труда 30% - ВПО 30% - ВПО 25% - СПО 25% - СПО 35% - НПО 35% - НПО 10% - неквалифицирован ные работники 10% - неквалифицирован ные работники

6 Соотношение выпуска и потребностей без учета конкретной квалификации в 2010 г. (инерционный сценарий) Выпуск системы образования Выпуск системы образования 60% - ВПО 60% - ВПО 13% - СПО 13% - СПО 18% - НПО 18% - НПО 9% - без определенной квалификации 9% - без определенной квалификации Потребность рынка труда Потребность рынка труда 35% - ВПО 35% - ВПО 30% - СПО 30% - СПО 27% - НПО 27% - НПО 8% - неквалифицирован ные работники 8% - неквалифицирован ные работники

7 Образование и рынок труда (в процентах к числу работающих респондентов) Соответствие полученной специальности выполняемой работе Достаточность полученного образования

8 Мотивация к получению высшего образования Для чего, на Ваш взгляд, прежде всего, нужно высшее образование? Для того, чтобы… (в процентах к числу опрошенных) больше зарабатывать больше знать, получить специальные знания занять более высокое положение в обществе заниматься интересной работой получить общее развитие, жить более богатой духовной жизнью пользоваться уважением окружающих так принято избежать службы в армии провести молодые годы в свое удовольствие не считаю нужным получать высшее образование затрудняюсь ответить

9 До 30% ресурсов в системе образования направляется на реализацию программ, цели которых не достигаются: менее 20% выпускников школ, изучавших иностранный язык с 5-го класса, осваивает его на разговорном уровнеменее 20% выпускников школ, изучавших иностранный язык с 5-го класса, осваивает его на разговорном уровне более 50% учащихся классов практически игнорируют предметы, не связанные в выбранным ими профилем профессиональной подготовкиболее 50% учащихся классов практически игнорируют предметы, не связанные в выбранным ими профилем профессиональной подготовки обязательное полное среднее общее образование в ПУ и техникумах в 50-60% случаях сводится к профанацииобязательное полное среднее общее образование в ПУ и техникумах в 50-60% случаях сводится к профанации 40% выпускников ПУ не получает минимально необходимой на рынке профессиональной квалификации40% выпускников ПУ не получает минимально необходимой на рынке профессиональной квалификации более 50% выпускников ВУЗов не использует в работе узкопрофессиональные компетенции (получило так называемое «общее высшее образование»)более 50% выпускников ВУЗов не использует в работе узкопрофессиональные компетенции (получило так называемое «общее высшее образование»)

10 Сопровождение выбора подростками профиля обучения в старшей школе Социально- адаптационное направление Социально- адаптационное направление Обладание профориентационно значимыми компетентностями Обладание профориентационно значимыми компетентностями Ценностно-смысловое направление Готовность быть субъектом выбора

11 Профориентационно значимые компетентности и готовность быть субъектом выбора испытывать потребность в самостоятельном выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;испытывать потребность в самостоятельном выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения; ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели;ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели; приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов;приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов; противостоять внешним манипулятивным воздействиям;противостоять внешним манипулятивным воздействиям; владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда;владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда; запрашивать необходимую помощь специалистовзапрашивать необходимую помощь специалистов

12 Ограничители свободы выбора Недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования Недостаток информации о потребностях местного и регионального рынка труда в выпускниках учреждений профессионального образования Недостаточная успеваемость, неготовность к преодолению экзаменационного барьера Недостаточная готовность к обучению в учреждении профессионального образования (неумение слушать лекции, работать с большими объемами учебной информации, выполнять и защищать проектные работы и т.д.) Недостаточная готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее Невозможность в процессе обучения в школе оценить свою готовность к обучению в учреждении профессионального образования Невозможность получить качественную консультацию специалиста в области профессиональной ориентации (информационную, психологическую, диагностическую, тренинговую помощь)

13 Ограничители свободы выбора Невозможность обсуждения проблемы выбора профессии в школе с учителями и сверстниками Трудности, возникающие при разговоре с родителями на эту тему Территориальная удалённость желаемого места продолжения образования Ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям организма Особенности местного и регионального рынка труда Недостаточный или заведомо низкий уровень подготовки в учреждениях профессионального образования Невозможность оплатить обучение в желаемом учреждении профессионального образования Необходимость давать взятку при поступлении в учреждение профессионального образования Семейные и другие жизненные обстоятельства

14 Профессиональная ориентация Профильная ориентация ХОЧУМОГУНАДО Кем быть? Каким быть? Зачем осваивать профессию? ХОЧУМОГУ Что изучать? Как изучать? Где изучать? Зачем изучать?

15 Структура предпрофильной подготовки (100 часов) Профильная ориентация (20-30 часов) Элективные курсы (60-70 часов) Информационная работа (10-20 часов)

16 Средства профильной ориентации на различных этапах предпрофильной подготовки ХОЧУ Презентация «образовательной карты» территории, диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников «на входе» Диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников «на выходе», работа с таблицей принятия решений, рефлексивное осмысление результатов МОГУ Обучение способам принятия решений, анализ ограничителей свободы выбора, «пробы выбора профиля обучения»

17 ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Весовой коэффи циент Факторы выбора1 вариант: школа, непрофильный, «общеобразова тельный» класс 2 вариант: школа, «социально- экономичес кий профиль» 3 вариант: N-ский колледж, специальност ь «Банковское дело» Территориальная близость места учебы 1Х1=13Х1=32Х1=2 Х 2Наличие шанса продолжить обучение в определенном учебном заведении 2Х2=43Х2=61Х2=2 Х 3 Мнение родителей1Х3=32Х3=63Х3=9 Х 4Успеваемость по определенным предметам 2Х4=83Х4=121Х4=4 ИТОГО:

18 Профориентационно значимый позитивный потенциал нововведений, связанных с введением предпрофильной подготовки Культивирование права на собственное содержание образования – первичный опыт принятия ответственности за выбор Культивирование права на собственное содержание образования – первичный опыт принятия ответственности за выбор Компетентностно ориентированные педагогические технологии Компетентностно ориентированные педагогические технологии Элективные курсы как последовательность проб Элективные курсы как последовательность проб Профориентационная интерпретация портфеля достижений Профориентационная интерпретация портфеля достижений Взаимодействие с социокультурным и профессионально-производственным окружением Взаимодействие с социокультурным и профессионально-производственным окружением

19

20 Алгоритм принятия решения о выборе направления продолжения образования

21 Элективные ориентационные курсы

22 Профильно- и профессионально- ориентационный курс: как активизировать самоопределение подростка Логическая аргументация Эмоциональное воздействие (яркость, спорность, биографии) Интрига игрового взаимодействия Противопоставление «ценностно-смыслового» и «прагматически-компетентностного» Приемы: «незавершенность действия» и «вторая жизнь проекта»

23 КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ Ценности Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования Цели Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения Информированность Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для продолжения образования Опыт Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании

24 Инновационный характер профильного и профессионально- ориентационного курса обеспечивается Ориентацией на новые образовательные результаты (новое качество образования); Ориентацией на новые образовательные результаты (новое качество образования); Принципиальным изменением содержания, форм работы учителя и ученика (процессов учения и обучения); Принципиальным изменением содержания, форм работы учителя и ученика (процессов учения и обучения); Изменением характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Изменением характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.

25 Выход