Leontief Centre МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Advertisements

Результаты социологического опроса, проведенного в целях изучения общественного мнения о ФЦП «Электронная Россия» НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
«Работа за границей» (результаты исследования). Параметры исследования Период проведения: – Метод сбора информации: онлайн-опрос География:
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Использование Информационных Коммуникационных Технологий в МАЛОМ БИЗНЕСЕ.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.

19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
18 сентября 2013 года. В качестве участников конференции 18 сентября на сайте ГИПП (gipp.ru) зарегистрировались 112 человек. Из них на вопросы анкеты.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
И ССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГ О МНЕНИЯ О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕНН ОМ ЭКЗАМЕНЕ.
Прототип задания В3 Площади фигур. Задание 1 Задание 2.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Транксрипт:

Leontief Centre МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Leontief Centre В ноябре-декабре 2004 г. в Санкт- Петербурге был проведен анкетный опрос малых и средних предприятий по международной методике бенчмаркингового исследования, которое в 2004 г. охватило 8000 предприятий из 11 стран с развитой рыночной экономикой: Великобритания, Германия, Франция, Италия, Швеция, Ирландия, США., Канада, Австралия, Южная Корея и Япония Инициатором международного исследования выступает правительство Великобритании, которое с 1997 г. использует его результаты как основной инструмент для адаптации и внедрения ИКТ малыми бизнесами Великобритании на основе их позиционирования относительно стран-лидеров. МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Leontief Centre БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ИКТ

Leontief Centre Оба опроса проведены по единой методике, кроме того, они сопоставимы по времени проведения. Вместе с тем при проведении сравнений был принят ряд допущений, сознательно не учитывались следующие аспекты: 1.Разное территориальное распределение выборки: международные опросы проводились по всей территории той или иной страны, а опрос предпринимателей СПб - в крупнейшем городе, второй столице России. 2.Различие между российскими стандартами классификации предприятий по видам деятельности и международными. 3. Различие между критериями отнесения предприятий к категории «средних» в России и Европе. СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ IBS 2004

Leontief Centre 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ: ЧИСЛО ОПРОШЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В Санкт-Петербурге в опросе приняли участие 207 предприятий, из них: 138 относятся к категории малых, 69 – средних предприятий. IBS МСП: 2716 МСП – Великобритания 500 МСП в каждой из 10 стран

Leontief Centre 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ: ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ Классификация предприятий-участников опроса в Санкт-Петербурге и международного бенчмаркингового исследования по численности занятых совпадают полностью. микропредприятия - 0 – 9 человек; (23,2% - СПб) малые предприятия – 10 – 49 человек; (43,9% - СПб) средние предприятия – 50 – 249 человек; (22,7% - СПб) крупные предприятия – 250 и более человек. (10,2% - СПб)

Leontief Centre Классификация 207 предприятий Санкт-Петербурга, принявших участие в опросе, по отраслевой принадлежности соответствует российским стандартам и отраслевой структуре сектора малого и среднего бизнеса. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ: ОТРАСЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Leontief Centre Респондентами данного опроса в Санкт-Петербурге в основном были представители компаний, занимающие верхние позиции в их управленческой структуре (77%), а также специалисты, в том числе в области информационно- коммуникационных технологий. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ: РЕСПОНДЕНТЫ

Leontief Centre близок к нижним значениям международного уровня по наличию доступа в Интернет, веб- сайтов и LAN; существенно отстает от нижних значений международного уровня по использованию WAN; практически не использует целый ряд прогрессивных ИКТ, распространенных в странах-участницах международного исследования; в основном использует простейшие способы Интернет-связи (выделенная линия и Dial-up), применение которых в других странах сокращается. 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: Международные сравнения показали, что средний и малый бизнес СПб:

Leontief Centre 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ОБЩИЙ ОБЗОР

Leontief Centre Первая группа - широко распространенные ИКТ, которыми пользуются более половины опрошенных предприятий, – это Интернет, вэб-сайты, внешняя электронная почта, внутренняя компьютерная сеть (LAN). Вторая группа – это умеренно распространенные технологии, ими пользуются от 10 до 50 % опрошенных (внутренняя электронная почта). Третья группа - пока слабо используемые технологии (до 10% участников опроса) - Интранет, многофункциональная сеть (WAN), электронный обмен документами (EDI), телефонный робот, портал, Экстранет, удаленный/ мобильный терминал, беспроводной LAN, автоматизированное управление процессом. Четвертая группа - ИКТ, фактически не используемые малыми и средними предприятиями Петербурга. К ним относятся видео конференции, удаленный/ синхронизированный/ мобильный терминал, беспроводной спутниковый WAN. 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ОБЩИЙ ОБЗОР

Leontief Centre 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ИНТЕРНЕТ По данным международного бенчмаркингового исследования около 95% малых и средних предприятий в странах-участницах опроса имеют доступ в Интернет. В Санкт-Петербурге этот показатель несколько ниже: он составляет 87%, кроме того, получить его в ближайшее время планируют еще 8%.

Leontief Centre Dial-up не использовали в Южной Корее и Ирландии. В других странах-участницах опроса этот тип выхода в Интернет использовали от 3% (Япония) до 26% предпринимателей (Ирландия). Санкт-Петербург по широте распространения этого отмирающего способа Интернет-связи (34,8%) имеет самый высокий процент. xDSL используют от 18% предпринимателей (Ирландия) до 42% (Япония). По использованию этого способа связи предприниматели Санкт-Петербурга существенно отстают от международного уровня (всего 6,1%) и заняли бы последнее место, причем с большим отрывом. 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ИНТЕРНЕТ

Leontief Centre ISDN используют от 4% предпринимателей (Франция) до 29% (Германия). Санкт-Петербург по данному способу Интернет-связи немного превышает уровень Франции. Беспроводная широкополосная сеть не используется в Японии, Южной Корее, Франции, Италии и Германии. В Других странах-участницах международного исследования этот способ используют от 1% предпринимателей (Австралии и Швеция) до 3% (США и Канада). Малые и средние предприниматели Санкт-Петербурга (1,1%) могли бы занять предпоследнее место перед Швецией и Австралией. 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ИНТЕРНЕТ

Leontief Centre Скорость больше 10MБ использовали от 3% предпринимателей (Франция) до 62% (Япония). По данной позиции Санкт-Петербург занял бы 6 место место после Италии и Великобритании (5,5%). 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ИНТЕРНЕТ По данным IBS в 2004 г. скорость доступа в Интернет от 2MБ до 10MБ использовали от 9% предпринимателей (Франция) до 41% (Германия). Санкт-Петербург по данной позиции занимает в этом ряду последнее место (8,8%).

Leontief Centre Более половины предприятий (55%) в Санкт- Петербурге, принявших участие в опросе, имеют собственные сайты в Интернете и более четверти предприятий (28%) собираются их создать в будущем. 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ИНТЕРНЕТ: веб-сайт По данным международного бенчмаркингового исследования в странах-участницах опроса вэб-сайты имеют от 55 до 85% бизнесов. Наличие веб-сайтов на малых и средних предприятиях Санкт-Петербурга соответствует нижнему уровню стран-участниц международного исследования.

Leontief Centre Подавляющее большинство участников опроса в Санкт-Петербурге уже имеют (77%) или хотят в ближайшем времени иметь возможность пользоваться внешней электронной почтой (16%) Уже сейчас среди обследованных предприятий число пользователей электронной почтой лишь не намного отстает от числа пользователей Интернет. 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ИНТЕРНЕТ: внешняя электронная почта

Leontief Centre В Санкт-Петербурге внутреннюю электронную почту имеют 33,3% опрошенных предпринимателей, LAN – 54,1% и WAN – 8,7%. По данным международного бенчмаркингового исследования в 2004 году LAN использовали примерно от 55% (Италия) до 85% предпринимателей (Ирландия). СПБ по данной позиции занимает в данном ряду последнее место. WAN использовали от 20% (Италия) до 60% предпринимателей (Швеция). По данной позиции малые и средние предприниматели Санкт-Петербурга отстают весьма существенно. 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ИНТЕРНЕТ: Внутренняя электронная почта, LAN, WAN

Leontief Centre 2. ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: Интранет Внутренние вэб-сайты имеют только 9% участников опроса Санкт-Петербурга. Эта технология также находит большее применение у средних предприятий, чем у малых (19% и 4%, соответственно). Используется в основном для внутреннего обмена документами и решения организационных вопросов.

Leontief Centre 3. РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЙ С КЛИЕНТАМИ В РЕЖИМЕ ONLINE 1. Операции, доступные клиентам online Самой распространенной операцией, которую клиенты МСП Санкт-Петербурга могут выполнить online, является заказ товаров и услуг (53%). Более трети участников опроса предоставляют своим клиентам возможность запросить online дополнительную информацию, пятая часть - контролировать выполнение заказа. Оплачивать заказы online могут клиенты только 8% предприятия. Возможности электронных магазинов используют тоже только 8% респондентов. По данным IBS в 2004 г. возможность заказать товар online предоставляли своим покупателям от 22% предпринимателей (Франция) до 54% (Швеция). Санкт-Петербург по данной позиции (53%) находится немного ниже уровня Швеции.

Leontief Centre 2.3. Барьеры, препятствующие распространению заказов online, % В Санкт-Петербурге эти причины назвали 32,0 и 15,5% респондентов. Указали, что клиенты предпочитают иные каналы 10% участников международного опроса и 13,4% - в Санкт-Петербурге. Таким образом, факторы, препятствующие заказам online примерно одинаковы. 3. РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЙ С КЛИЕНТАМИ В РЕЖИМЕ ONLINE: ЗАКАЗ ТОВАРОВ ONLINE По данным IBS 38% респондентов в странах- участницах считают, что заказ online не подходит для их продукта и 17% не имеют технологий для этого.

Leontief Centre 3.1. Возможность для клиентов оплатить online Только 8% участников опроса в Санкт-Петербурге предоставляют своим клиентам возможность производить оплату online. По IBS в 2004 г. возможность оплатить online предоставляли своим покупателям от 7% предпринимателей (Франция) до 37% (Швеция). Санкт-Петербург по данной позиции находится на предпоследнем месте (8%). 3. РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЙ С КЛИЕНТАМИ В РЕЖИМЕ ONLINE: ОПЛАТА КЛИЕНТАМИ ONLINE

Leontief Centre 3.2. Доля продаж с оплатой online По IBS в 2004 г. средний процент продаж online по странам-участницам опроса составил 19%. При этом доля продаж online колебалась от 9% (Франция) до 29% (Южная Корея). 3. РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЙ С КЛИЕНТАМИ В РЕЖИМЕ ONLINE: ОПЛАТА КЛИЕНТАМИ ONLINE Что касается 16 предприятий Санкт-Петербурга (8% участников опроса), которые используют оплату online, то и у них доля таких продаж, как правило, невелика (до 25% от общего объема). Полный или почти полный объем продаж с оплатой online имеют только 2 предприятия.

Leontief Centre Наличие оплаты online В настоящее время только 8% предприятий Санкт- Петербурга для оплаты своих заказов у поставщиков используют режим online. По данным IBS в 2004 г. количество бизнесов, оплачивающих online в странах-участницах опроса составило от 13% (Франция) до 65% (Швеция). Предприниматели СПб существенно отстают от международного уровня. 4. РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОСТАВЩИКАМИ В РЕЖИМЕ ONLINE: ОПЛАТА РЕСПОНДЕНТАМИ ЗАКАЗОВ ONLINE

Leontief Centre 5. ИКТ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ФИРМ Наличие ИКТ, обслуживающих внутренние процессы Следует признать, что малые и средние предприятия Санкт-Петербурга пока слабо используют возможности ИКТ для выполнения внутренних функций. Пять основных технологий, предназначенных для этих целей, используются весьма незначительным числом участников опроса - от 1% до 6%

Leontief Centre По данным IBS в 2004 г. обладали интегрированными локальными сетями от 19% предпринимателей (Италия) до 47% (Япония). Санкт-Петербург по данной позиции отстает от международного уровня – 15%. 5. ИКТ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ФИРМ Интеграция ИКТ, обслуживающих внутреннюю среду фирмы Доля компаний в Санкт-Петербурге, обладающих локальными сетями (LAN), широкомасштабными региональными сетями (WAN) и Интранет, составляет 72%. Наиболее распространенной технологией являются локальные сети, ими пользуются 54% предприятий. Интеграция этих внутренних систем с целью взаимодействия и обмена информацией осуществляется в настоящее время у 15% предприятий данной группы. Еще 31% респондентов собираются заняться подобной интеграцией. Почти треть участников опроса не смогла ответить на вопрос о планах по интеграции внутрикорпоративных систем.

Leontief Centre 5.3. Отношение персонала к новым ИКТ По данным IBS с энтузиазмом принимают новые ИКТ от 2% сотрудников опрошенных фирм (Германия) до 24% (Ирландия). На малых и средних предприятиях Санкт-Петербурга доля таких сотрудников – 3,8%, что позволило бы СПб занять место между Южной Кореей (3%) и Японией (4%). Полностью отрицают новые ИКТ от 0 (Германия, Южная Корея) до 3% работников (Италия). В СПб доля таких сотрудников 0,8%. 5. ИКТ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ФИРМ

Leontief Centre 5.4. Привлечение консультантов Почти половина предприятий малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, участвовавших в опросе (49%), считают необходимым дополнительное привлечение консультантов для общего руководства специалистами в области ИКТ при внедрении ими новых технологий. 5. ИКТ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ФИРМ

Leontief Centre По данным IBS в 2004 г. часто подсчитывали свои затраты на ИКТ от 8% предпринимателей (Япония) до 50% (Швеция). СПб по данной позиции находится на уровне Австралии (25%). Большинство участников опроса Санкт-Петербурга (46%) оценивают объемы издержек, связанных с внедрением новых технологий. Вместе с теми, кто пока не оценивает затраты на технологии, но собирается это делать, доля предприятий, соизмеряющих затраты, составляет 67%. Только четверть респондентов считают, что в подобных действиях нет необходимости 5. ИКТ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ФИРМ Оценивает ли компания затраты на технологии?

Leontief Centre 6. ФАКТОРЫ СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ Оценка факторов, способствующих внедрению ИКТ

Leontief Centre 6. ФАКТОРЫ СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ 6.3. Барьеры По данным IBS в сравнении с данными Санкт- Петербурга основными факторами, препятствующими внедрению ИКТ на малых и средних предприятиях обследованных стран, являются:

Leontief Centre По данным IBS доля малых и средних предпринимателей, считающих внедрение ИКТ «определенно важным направлением» колебалась от 41% (Италия) до 63 (Ирландия). Предприниматели СПб по данной позиции заняли бы последнее место (38%). Доля малых и средних предпринимателей, не считающих, что внедрение ИКТ «приносит пользу» колебалась от 13% (Италия) до 1 (Южная Корея). По данной позиции предприниматели СПб находятся на уровне Канады (7%) Отношение малых и средних предпринимателей СПб к ИКТ 6. ФАКТОРЫ СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ

Leontief Centre 7. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 7.1. Сравнение источников получения и обмена информацией в СПб и странах-участницах международного исследования, % Сравнение результатов опроса в СПб и странах-участницах международного исследования показывает, что местные органы власти и группы общения в Интернет примерно в равной степени являются источником информации для тех и других. В то же время в СПб почти в 2 раза ниже роль консультантов, в 2 и более раза ниже роль таких важных источников информации как правительственные организации по поддержке МСБ и банки.

Leontief Centre 7.2. Оценка качества консультационных услуг 7. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Как следует из результатов опроса Санкт- Петербурга, консультанты не относятся к числу основных источников информации для представителей малого и среднего бизнеса. Несмотря на это обстоятельство, 65% респондентов положительно оценивают качество предоставляемых в настоящее время консультационных услуг, но с преобладанием средней оценки (52%).

Leontief Centre 7.3. Оценка качества тренингов 7. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Если качество консультационных услуг не смог оценить каждый пятый представитель малого и среднего бизнеса, то применительно к тренингам это не смогли сделать 63% респондентов. Среди тех, кто смог оценить качество тренингов, преобладает «средняя» оценка – 21% (в группе малых предприятий – 20%, в группе средних – 23%).

Leontief Centre 7.4. Взаимодействие online с органами власти По данным IBS доля малых и средних предприятий, взаимодействующих в режиме online с правительственными органами, в 2004 г. составляла от 35% (Швеция) до 8% (Австрия). Малые и средние предприятия СПб по данной позиции находятся между Швецией и Канадой (24%). 7. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Из предприятий, участвовавших в опросе Санкт- Петербурга, используют ИКТ для взаимодействия online с властными органами 28%, при этом средние предприятия гораздо активнее малых: доля средних компаний, не взаимодействующих online с властью, составляет только 59%, а малых – 78%