Школы в сложных социальных контекстах: «тонущие» и «борющиеся» ИРО ГУ-ВШЭ И.Фрумин М.Пинская С.Косарецкий Т.Плахотнюк Москва 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Всемирный банк.
Advertisements

Прогноз результатов I этапа Программы развития образования.
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная Сурская средняя школа 2» Программа развития образовательного учреждения на гг.
Управление по результатам в системе образования ТМР Чеканова Оксана Яковлевна, заместитель директора Департамента образования Администрации ТМР.
«Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» Отчет о результатах участия ОУ в региональном.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 28 г. Ярославля Работа образовательного учреждения по улучшению качества знаний.
Пинская М.А., вед. научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, к.п.н. Исследование «10 школ» Учебный курс «Использование результатов оценки.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2013 ГОДУ 28 октября 2013 ГОДА 1.
Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года Высокие результаты учебных достижений обучающихся при.
Что такое эффективная школа Хабаровск Эффективная школа это: а) школа, которая показывает высокие образовательные результаты б) школа, которая эффективно.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Итоги методической подготовки педагогических работников ОУ города по проблеме введения ФГОС НОО (Воронова Т.А., зав. каф. педагогики ИвГУ)
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Об итогах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году в муниципальном образовании Пуровский район и автономном округе.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов 2010 года главный специалист отдела общего и дополнительного образования.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УМЁТСКОГО РАЙОНА В УЧЕБНОМ ГОДУ, ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОМ ГОДУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Школы в сложных социальных контекстах: «тонущие» и «борющиеся» ИРО ГУ-ВШЭ И.Фрумин М.Пинская С.Косарецкий Т.Плахотнюк Москва 2011 г.

База исследования В исследовании участвовали: 3 региона РФ 1500 школ Продолжительность работы: 2009 – 2010 г.г.

Комплекс данных Показатели, проанализированные в ходе статистического анализа (60 показателей): Финансирование Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Результаты деятельности ОУ Характеристики образовательного процесса. Информация, проанализированная в ходе диагностики школьного контекста: Управление Организация учебного процесса Преподавание Отношения с родителями, отношения в коллективе (школьный климат).

Динамика баллов ЕГЭ по русскому языку (в среднем по региону), гг.

Динамика баллов ЕГЭ по математике (в среднем по региону), гг.

Концентрация двоек ЕГЭ по русскому языку в школах, гг. (% двоек/%школ) 62% 64% 68%

Концентрация двоек ЕГЭ по математике в школах, гг. (% двоек/%школ) 61% 64%

Распределение результатов Типы школ Название кластера Выбросы 7%3%1% Низкая успеваемость 29%26%36% Проблемы с ЕГЭ 25%24%30% Успешные школы 21%18%17% Нет данных 18%29%16%

Профили кластеров Показатели Школы с проблемами успеваемости Школы с проблемами ЕГЭ Сильные школы Средний балл ЕГЭ по русскому языку Средний балл ЕГЭ по математике Доля сдавших ЕГЭ по русскому языку с неудовлетворительным результатом 0,5%1%0,1% Доля сдавших ЕГЭ по математике с неудовлетворительным результатом 1%2%0,3% Разница между максимальным и минимальным баллами ЕГЭ по русскому языку Разница между максимальным и минимальным баллами по ЕГЭ по математике Доля обучающихся на 4 и 5 в начальной школе 41%43%53% Доля обучающихся на 4 и 5 в основной школе 32%33%45% Доля обучающихся на 4 и 5 в средней школе 32% 47% Доля оставшихся на повторное обучение в начальной школе 0,7%0,3%0,1% Доля оставшихся на повторное обучение в основной школе 0,6%0,2%0,1% Доля выпускников основной школы, получивших аттестаты без троек 24%28%37% Доля выпускников средней школы, получивших аттестаты без троек 32%33%49%

Динамика результатов

Вызов проблемной школы: соразмерность задач и возможностей Контингент обучающихсяРесурсные ограничения и образовательные технологии

Основные стратегии эффективности Высокие ожидания и результаты, работа с данными Р. МарцаноП. Мортимор High reliability school Успешные практики США Высокие цели и эффективная обратная связь Высокие ожидания – вызов мышлению учеников Отставание – это катастрофа Большой объём данных Фокус на образовательных программах и стандартах

Основные стратегии эффективности Сотрудничество с родителями, позитивный климат, насыщенная среда Р. МарцаноП. МортиморШколы высокой надёжности Успешные практики США Включён- ность родителей и комьюнити Безопасная и упорядоченная среда Участие родителей в школьной жизни Позитивный климат Оборудование и оснащение, необходимые для высоких результатов Сотрудничество с комьюнити и родителями Культура сотрудничества и общего дела

Основные стратегии эффективности Лидерство и кооперация Р. МарцаноП. МортиморШколы высокой надёжности Успешные практики США Сильное лидерство, построенное на кооперации Сильное руководство и совместное планирование Иерархический менеджмент и коллегиальное принятие решений Культура сотрудничества педагогов и администрации

Основные стратегии эффективности В фокусе учение и преподавание Р. МарцаноП. Мортимор Highreliability school Успешные практики США Единственный путь улучшить результаты – это повысить качество преподавания Для повышения качества преподавания школы должны найти способ влиять на то, что происходит в классах. Mckinsey2007

Группа 2 Группа 1 Работа учителя на уроке: УПРАВЛЕНИЕ

Группа 1 Группа 2 Работа учителя на уроке: ПРЕПОДАВАНИЕ

Проблемы преподавания Относительно высокий уровень профессионального мастерства ( от 46 до 57 баллов) – 13 человек, Средний уровень (32-43 балла) - 23 человека. Наиболее дефицитные профессиональные умения: умение развивать критическое мышление учеников, формировать понимание явлений и процессов, поддерживать активность учеников, вести мониторинг достижений учеников и выстраивать обратную связь, отслеживать индивидуальный прогресс. Таким образом, практика преподавания не может позволить школам справиться с осложнённым контингентом.

Проблемы организации учебного процесса, школьной культуры Ограниченный выбор элективных курсов, дополнительных услуг. Отсутствие профилей и углублённых курсов. Неразвитая практика системы выявления и презентации достижений учащихся (конкурсы, проектная деятельность). Отсутствие дополнительной работы с сильными учениками. Школы устанавливают низкую планку ожиданий в отношении учебных результатов учащихся, смещают акцент с образовательных задач на задачи формальной социализации, функции присмотра и ухода за учениками.

Проблемы управления и организационной культуры Низкие ожидания, отсутствие стратегий. Слабое руководство: директор не занимает лидерской позиции, не сфокусирован на результатах работы педагогов, не готов предъявлять требования к персоналу. Дефицит квалифицированных кадров, ограниченные возможности их ротации. Изолированность педагогов, слабое развитие практики опытом между учителями, низкая мотивация к профессиональному развитию. В школах господствует культура низких ожиданий в отношении результатов деятельности школы, нет стимулов к развитию как педагогов, так и школы.

Проблемы взаимодействия с внешней средой Недостаточная внешняя активность школы, включенность в программы и проекты муниципального уровня (включая конкурсы и олимпиады) – «варимся в собственном соку». Низкий уровень вовлеченности родителей. Слабые связи с образовательными учреждениями (ДОУ, вузы), учреждениями социокультурной сферы. Низкие ожидания и отсутствие адресной поддержки со стороны учредителя. Внешняя среда не является источником ни стимулов, ни ресурсов для школ.

Характеристики успешных школ «Борющиеся» ОУ Число учеников % Неполных семей % Родите- лей с ВО % Много детных % Рабочих семей % Малообес- печенных % Учителей Высшей категории % Школа Школа Школа ,565150,538,8 Школа

Эффективные школы Стратегии заявляют высокие ожидания в отношении учеников и высокие требования к результатам; осуществляют тщательный мониторинг реализации образовательной программы и систематическую работу с данными; поддерживают учебную мотивацию школьников; поддерживают активный профессиональный обмен и развитие учителей; активно сотрудничают с окружением и родителями; создают насыщенную безопасную среду и позитивную культуру; реализуют кооперацию в управлении при сильном лидерстве директора.

Эффективные школы Результаты Средние баллы ЕГЭ выше средних по региону Высокий процент участников и призёров олимпиад и конкурсов высокого уровня Высокая социальная активность и позитивный имидж школы Образцы лучших практик – основа для программ school improvement

Программы улучшения результатов (перевода в эффективный режим работы) Разработаны и апробированы: макет программ инструментария проектирования и экспертизы программ, мониторинга реализации, анализа эффективности Программа интегрирует действия самой школы и инструменты поддержки со стороны муниципального (регионального) органа управления образованием

Основные блоки программы Освоение новых педагогических технологий, повышение качества преподавания Развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательного процесса и результатов Развитие управления и лидерства Обмен опытом внутри школы Повышение учебной мотивации учеников Развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом Развитие партнерства с учреждениями образования, социокультурной сферы В фокусе внимания - изменение преподавания и учебных результатов