« Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Advertisements

Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Государственная бюджетная образовательное учреждение Краснодарского края ККИДППО. Проектная работа в рамках курсов повышения квалификации ГБС(К)ОУ VIII.
Автор проекта : Перькова Нина Александровна Воспитатель МДОУ д / с 7 « Солнышко » г. Ершов Саратовская область 2010 год.
Тема: «Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся». Автор проекта: С. Георгиева.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад» Гаврилова Тамара Александровна.
Тема проекта: «Дары леса» паспорт проекта: Тип данного проекта практико- ориентированный, групповой, открытый, краткосрочный. Цель проекта: воспитание.
Принципы реализации инновационных технологий на логопедических занятиях: Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Системный подход.
Гурович Евгения Геннадьевна зам. директора по УВР ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа 1 VIII вида »
Творческий проект На тему Путешествие в волшебный мир воды Выполнили воспитатели: Романова Л.Д. Худякова Н.В.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Подготовила: воспитатель 1 младшей группы Дудина Елена Николаевна. МДОУ «Старошайговский детский сад 2 комбинированного вида».
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Социально – педагогический проект Автор проекта: Жукова Ольга Егоровна, учитель начальных классов,
«Театральная весна» Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театральная весна» Выполнили: воспитатели.
Тема проекта: «Игра как средство адаптации» Творческое название проекта: «Мы играем, мы играем, быстро к саду привыкаем!» Автор: воспитатель Самойлова.
Муниципальное образовательное учреждение Набережная средняя общеобразовательная школа Каргатского района Новосибирской области Аналитический отчёт педагога-психолога.
Транксрипт:

« Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор проекта: Фомина Анна Александровна учитель начальных классов МС(К)ОУ общеобразовательной школы VIIIвида г.Мичуринска.

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.» Ш. Амонашвили

Актуальность. Игра является одним из средств формирования психологических образований, необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти, воображения. В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности. Посредством игровой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут». Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Цель проекта: Развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи. Теоретическое обоснование: В основу проекта легли идеи авторов: Л. С. Выготского, А.Р.Маллера, Н.Б. Лурье, А.Адлера

Задачи проекта: Развитие психических процессов; Формирование приёмов связной устной и письменной речи: списывание, выполнение коррекционно-развивающих упражнений и заданий; письмо под диктовку; письмо изложения, сочинения. Увеличение объёма внимания и памяти; Развитие любознательности, самостоятельности(расширение словарного запаса); Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться прочных знаний по русскому языку? Вопрос учебной темы: Обучение учащихся посредством коррекционно- развивающих игр на уроке. Учебные предметы: Коррекционно-развивающие и познавательные игры по русскому языку, стихотворные упражнения, загадки, игра- путешествия, игра-сказка, игра-занятие, игра-развлечение; схемы, карточки.

Целевые группы(руководитель проекта и участники). Участники:учащиеся 8,9 классов, родители учащихся и учителя

Гипотеза: Если у ребёнка не будут сформированы психические процессы такие, как память, внимание, мышление, воображение, устная и письменная речь, то невозможно успешное обучение ребёнка в школе.

Проблемные вопросы: Какова роль игры в обучении русскому языку ; Какой материал способствует коррекции и развитию познавательных процессов; Как повысить интерес обучающихся к урокам русского языка; Как могут повлиять коррекционные занятия на результат работы по активизации познавательной деятельности обучающихся.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТИ Организа ция проекта родители Учителя- предмет ники психолог

Методы исследования: Текущие устные опросы; Тестирование; Наблюдение; Самостоятельная работа; Диктант.

Ход исследования: Изготовление дидактического материала; Подготовка к игре; Ход игры; Результаты игры.

Процесс обучения:

Процесс обучения и воспитания

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ-(сентябрь) ОСНОВНОЙ-(октябрь-апрель) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ-(май)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП п / п Подготовител ьный этап Кто отвечаетСроки выполнения 1.1. Донести до участников проекта важность данной проблемы. учителя3-4 неделя сентября 2.2. Подобрать методическую, научно- популярную и педагогическу ю литературу, иллюстративн ый материал по данной теме. Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября 3 Провести обследование на начало реализации проекта. Учитель Фомина А.А. 1-2 неделя сентября

4Подобрать и подготовить материал, пособия и атрибуты для игровой деятельности. Учитель Фомина А.А. 1-2 неделя сентября 5Обсудить с родителями обучающегося вопросы, связанные с проведением проекта. Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября 6Составить список необходимого оборудования (цифровой фотоаппарат, видеокамера, DVD-плеер) Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября

ОСНОВНОЙ ЭТАП п / п Основной этапКто отвечает Сроки выполнения 1 Ознакомление обучающихся с развивающими и познавательными играми по русскому языку (адаптация- налаживание взаимодействия между учителем и обучающимся) учителяОктябрь- апрель 2 Провести наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью обучающихся во время урока (включение объекта в процесс САМО) Учитель ФоминаА. А. Октябрь- апрель 3 Апробация элементов + возможно коррекция Учитель ФоминаА. А. Октябрь- апрель

4 Просмотреть и провести анализ проведенного анкетирования для использования полученных данных в дальнейшей работе учителя Октябрь - апрель 5 Сфотографировать обучающихся во время работы над проектом Учитель Фомина А. А. и родител и Октябрь - апрель 6 Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы обучающихся, опросы родителей) учителя Октябрь - апрель 7 Оценка по результатам учебной работы Админи страция школы, учителя май

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП п / п Заключительный этапКто отвечает Сроки выпол нения 1 Организовать презентацию итогов проекта для обсуждения педагогическим коллективом Администр ация, учителя 1-2 неделя мая 2 Наградить участников проекта грамотами («За активное участие в игре», «За активную помощь в реализации проекта» и т.д.) Администр ация, учителя 1-2 неделя мая 3 Анализ и оценка эффективности технологии. Учитель ФоминаА. А. 1-2 неделя мая

4 Предварительная оценка Учитель ФоминаА. А. 3-4 неделя мая 5 Адаптация к изменениям Учитель ФоминаА. А. 3-4 неделя мая 6 Окончательный анализ Учитель ФоминаА. А. 3-4 неделя мая

Уровень качества знаний в 8,9 классах (на начало учебного года) до начала реализации проекта. класс Уровень качества знаний высокий средний ниже среднего низкий

Уровень качества знаний в 8,9 классе (на конец учебного года) на конец реализации проекта. класс Уровень качества знаний высокий средний ниже среднего низкий

Результаты исследования: При обучении детей русскому языку посредством игровой коррекционно-развивающей деятельности происходит формирование высших психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, связной устной и письменной речи. Многообразие и широкий спектр развивающих, коррекционных и познавательных игр по русскому языку помогают учащимся адаптироваться к современным реалиям жизни.

Выводы: Коррекционные приёмы обучения русскому языку направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся; Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной. Применение коррекционно-развивающих игр и заданий по русскому языку расширяет словарный запас обучающихся, воспитывает любовь к окружающему миру и подготавливает их к будущей жизни.

Информационные источники: И.А.Липина «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка». Начальная школа, 7,1999. Е.П.Плешакова «Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, 3-4 классы». Волгоград, 2006г. И. Н.Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Издательство «Владос», Москва,1995г. Л.Н. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития 3, 2005г. Е.С. Унковская «Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида» Дефектология, 4,2009г. А.А.Мелик-Пашаев, А.А.Адаскина «Методики исследования и проблемы диагностики художественно- творческого развития детей» Дефектология, 5,2009г. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» Москва, 1989г. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва, 1991г. Сайт «Министерство образования и науки РФ» Сайт «Управление образования и науки по Тамбовской области» Сайт «Тамбовский институт повышения квалификации работников образования».