« Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор проекта: Фомина Анна Александровна учитель начальных классов МС(К)ОУ общеобразовательной школы VIIIвида г.Мичуринска.
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.» Ш. Амонашвили
Актуальность. Игра является одним из средств формирования психологических образований, необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти, воображения. В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности. Посредством игровой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут». Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Цель проекта: Развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи. Теоретическое обоснование: В основу проекта легли идеи авторов: Л. С. Выготского, А.Р.Маллера, Н.Б. Лурье, А.Адлера
Задачи проекта: Развитие психических процессов; Формирование приёмов связной устной и письменной речи: списывание, выполнение коррекционно-развивающих упражнений и заданий; письмо под диктовку; письмо изложения, сочинения. Увеличение объёма внимания и памяти; Развитие любознательности, самостоятельности(расширение словарного запаса); Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться прочных знаний по русскому языку? Вопрос учебной темы: Обучение учащихся посредством коррекционно- развивающих игр на уроке. Учебные предметы: Коррекционно-развивающие и познавательные игры по русскому языку, стихотворные упражнения, загадки, игра- путешествия, игра-сказка, игра-занятие, игра-развлечение; схемы, карточки.
Целевые группы(руководитель проекта и участники). Участники:учащиеся 8,9 классов, родители учащихся и учителя
Гипотеза: Если у ребёнка не будут сформированы психические процессы такие, как память, внимание, мышление, воображение, устная и письменная речь, то невозможно успешное обучение ребёнка в школе.
Проблемные вопросы: Какова роль игры в обучении русскому языку ; Какой материал способствует коррекции и развитию познавательных процессов; Как повысить интерес обучающихся к урокам русского языка; Как могут повлиять коррекционные занятия на результат работы по активизации познавательной деятельности обучающихся.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТИ Организа ция проекта родители Учителя- предмет ники психолог
Методы исследования: Текущие устные опросы; Тестирование; Наблюдение; Самостоятельная работа; Диктант.
Ход исследования: Изготовление дидактического материала; Подготовка к игре; Ход игры; Результаты игры.
Процесс обучения:
Процесс обучения и воспитания
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ-(сентябрь) ОСНОВНОЙ-(октябрь-апрель) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ-(май)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП п / п Подготовител ьный этап Кто отвечаетСроки выполнения 1.1. Донести до участников проекта важность данной проблемы. учителя3-4 неделя сентября 2.2. Подобрать методическую, научно- популярную и педагогическу ю литературу, иллюстративн ый материал по данной теме. Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября 3 Провести обследование на начало реализации проекта. Учитель Фомина А.А. 1-2 неделя сентября
4Подобрать и подготовить материал, пособия и атрибуты для игровой деятельности. Учитель Фомина А.А. 1-2 неделя сентября 5Обсудить с родителями обучающегося вопросы, связанные с проведением проекта. Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября 6Составить список необходимого оборудования (цифровой фотоаппарат, видеокамера, DVD-плеер) Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября
ОСНОВНОЙ ЭТАП п / п Основной этапКто отвечает Сроки выполнения 1 Ознакомление обучающихся с развивающими и познавательными играми по русскому языку (адаптация- налаживание взаимодействия между учителем и обучающимся) учителяОктябрь- апрель 2 Провести наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью обучающихся во время урока (включение объекта в процесс САМО) Учитель ФоминаА. А. Октябрь- апрель 3 Апробация элементов + возможно коррекция Учитель ФоминаА. А. Октябрь- апрель
4 Просмотреть и провести анализ проведенного анкетирования для использования полученных данных в дальнейшей работе учителя Октябрь - апрель 5 Сфотографировать обучающихся во время работы над проектом Учитель Фомина А. А. и родител и Октябрь - апрель 6 Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы обучающихся, опросы родителей) учителя Октябрь - апрель 7 Оценка по результатам учебной работы Админи страция школы, учителя май
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП п / п Заключительный этапКто отвечает Сроки выпол нения 1 Организовать презентацию итогов проекта для обсуждения педагогическим коллективом Администр ация, учителя 1-2 неделя мая 2 Наградить участников проекта грамотами («За активное участие в игре», «За активную помощь в реализации проекта» и т.д.) Администр ация, учителя 1-2 неделя мая 3 Анализ и оценка эффективности технологии. Учитель ФоминаА. А. 1-2 неделя мая
4 Предварительная оценка Учитель ФоминаА. А. 3-4 неделя мая 5 Адаптация к изменениям Учитель ФоминаА. А. 3-4 неделя мая 6 Окончательный анализ Учитель ФоминаА. А. 3-4 неделя мая
Уровень качества знаний в 8,9 классах (на начало учебного года) до начала реализации проекта. класс Уровень качества знаний высокий средний ниже среднего низкий
Уровень качества знаний в 8,9 классе (на конец учебного года) на конец реализации проекта. класс Уровень качества знаний высокий средний ниже среднего низкий
Результаты исследования: При обучении детей русскому языку посредством игровой коррекционно-развивающей деятельности происходит формирование высших психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, связной устной и письменной речи. Многообразие и широкий спектр развивающих, коррекционных и познавательных игр по русскому языку помогают учащимся адаптироваться к современным реалиям жизни.
Выводы: Коррекционные приёмы обучения русскому языку направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся; Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной. Применение коррекционно-развивающих игр и заданий по русскому языку расширяет словарный запас обучающихся, воспитывает любовь к окружающему миру и подготавливает их к будущей жизни.
Информационные источники: И.А.Липина «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка». Начальная школа, 7,1999. Е.П.Плешакова «Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, 3-4 классы». Волгоград, 2006г. И. Н.Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Издательство «Владос», Москва,1995г. Л.Н. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития 3, 2005г. Е.С. Унковская «Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида» Дефектология, 4,2009г. А.А.Мелик-Пашаев, А.А.Адаскина «Методики исследования и проблемы диагностики художественно- творческого развития детей» Дефектология, 5,2009г. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» Москва, 1989г. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва, 1991г. Сайт «Министерство образования и науки РФ» Сайт «Управление образования и науки по Тамбовской области» Сайт «Тамбовский институт повышения квалификации работников образования».