Значение слова в контексте проблемы функциональной межполушарной асимметрии Анциперова М.В Научный руководитель - д.п.н., профессор Ахутина Т.В. Психологический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
Advertisements

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Новокузнецкий филиал Тема: Несформированность зрительного восприятия как одна причин школьной неуспеваемости у младших.
Критическое мышление математика в начальной школе.
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Асимметрия больших полушарий мозга и особенности развития способностей детей различающихся по латеральному профилю Исследовательская работа.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Как оформить структурно и стилистически научную статью Материалы первого модуля в рамках серии практико-ориентированных семинаров для преподавателей и.
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АССИМЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ДЕПРЕССИВНО-ТРЕВОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ Выполнила: Зарубина Ксения ученица 10 В класса МОУ «Гимназия.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Подготовка к ЕГЭ Выполнила учитель математики МОУ СОШ 43 МОУ СОШ 43 МАНОХИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ЗАДАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Богданова Н.Н., методист кафедры методики преподавания.
L/O/G/O Белорусский Государственный Университет, Минск.
Классификация и регрессия Доклад по курсу Интеллектуальный анализ данных Закирова А.Р. 1.
Транксрипт:

Значение слова в контексте проблемы функциональной межполушарной асимметрии Анциперова М.В Научный руководитель - д.п.н., профессор Ахутина Т.В. Психологический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, кафедра пато- и нейропсихологии 2009

Методология исследования В своем исследовании мы опираемся на представление Л.С. Выготского о значении слова: в значении слова можно выделить его предметную отнесенность и собственно значение. Предметная отнесенность и собственно значение слова обладают разными психологическими механизмами и их нарушение связано с нарушением различных факторов.

предметная отнесенность формирует наглядную связь слова и предмета, предполагает комплексную связь, по типу «фамильного сходства» собственно значение имеет системное (категориальное) строение, здесь возможны надэмпирические связи и действуют законы формальной логики.

Двойная репрезентация значения слов Вербальная система понятий домашнее млекопитающее животное из семейства, к которому относятся также тигр и лев) Образная система предметных значений кошка

Проблема Вопрос о вкладе левого и правого полушария в формирование и функционирование значения является достаточно сложным. Значение связывается преимущественно с функционированием левого полушария; исследования правополушарного вклада достаточно редки, они свидетельствуют о «грубой» семантике правого полушария.

Обоснование гипотезы Поскольку когда формируются предметные представления (довербальный этап освоения значения слова) доминируют правополушарные зрительные функции, а также в связи с выявленным правополушарным преимуществом в распознавании базовых понятий, мы предполагаем что правое полушарие вносит специфический вклад в формирование предметной отнесенности значения слова.

Гипотеза Гипотезой нашего исследования является предположение о преимущественном нарушении предметной отнесенности слова при относительной слабости правого полушария.

Методика Для анализа предметной отнесенности значения слова была проведена методика перцептивной классификации: континуальный ряд из 18 карточек со схематичным изображением 5 групп животных: кошки, лисы, волки, медведи, зайцы.

«кошки»

«лисы»

«волки»

«медведи»

«зайцы»

Процедура эксперимента 1. Вводный этап : классификация реалистичных изображений животных.

Процедура эксперимента 2. Свободная классификация карточек континуальной пробы с последующим называнием полученных категорий.

Процедура эксперимента 3. Классификация карточек континуальной пробы по предложенным основаниям.

Анализ проводился по следующим показателям: 1.Вводный этапвремя выполнения, продуктивность 2. Свободная классификация карточек континуальной пробы число групп, выделенных самостоятельно на 2 этапе (a), количество правильно собранных групп на 2 этапе (b), Наполненность категории: отношение показателей (a) / (b) 3.Классификац ия карточек по предложенным основаниям. число категориальных (карточка относится к «чужой» категории) и прекатегориальных ошибок (разбиение перцептивно однородных групп, которое ведет к сдвигу границы между группами)

Выборка человек (15 девочек и 15 мальчиков, среди них 28 правшей и 2 левшей) в возрасте 6-7 лет, посещающих детские сады 59 г.Москва и 22 г. Долгопрудный (группа нормы) 2. 6 детей с симптомами функциональной недостаточности правого и левого полушарий (2 девочки и 4 мальчика, все правши) в возрасте 6- 7 лет, посещавших ЦМПСС.

На основе анализа выполнения нейропсихологических проб было создано 3 суммарных индекса, отражающих состояние функций : 1) блока программирования, регуляции и контроля, 2) левополушарных функций, 3)правополушарных функций. После ранжирования детей по полученным индексам и сравнения рангов дети были разделены на три группы: 1)со слабостью передних отделов левого полушария (Лп), 2)со слабостью задних отделов левого полушария (Лз), 3)с правополушарной слабостью (П).

Показатели выполнения – выборка 1 ЛпЛзП t 1этапа t 2 этапа50,2554,7582,63 (1) Число самостоят. составл. групп 3,44,43,8 (2) Число правильных групп (2) / (1)0,650,670,59 Категориальные ошибки 44.66,75 Прекатегориальные ошибки 0,751,631,88

Показатели выполнения – выборка 2 ЛпПп t 1этапа 35,376 t 2 этапа (1) Число самостоят. составлен. Групп 3.73 (2) Число правильных групп 21 (2) / (1) 0,560,3 Категориальные ошибки Прекатегориальные ошибки 4,33 0,67 8,33 2,33

Корреляционный анализ ЛППП Категориальные ошибки Прекатегориальные ошибки Число групп

Результаты (1) Как в группе нормы, так и в группе патологии дети с правополушарной слабостью обнаружили наихудшие результаты: медленный темп выполнения, малое число самостоятельно выделенных категорий и их слабую наполненность, высокое число категориальных и прекатегориальных ошибок.

Результаты (2.1) Была выявлена специфика выполнения задания детьми с правополушарной слабостью : неоднородность категорий, проявляющаяся как на уровне (1) объединения нескольких перцептивно близких представителей (в норме) и перцептивно далеких (при патологии) (2)«слипания» верно собранных категорий (аналогично, перцептивно близких в норме и перцептивно далеких в патологии) в более крупные.

Результаты (2.2) Для детей с левополушарной слабостью, напротив, характерна большая дифференциированность категорий: (А) избыточная в норме (выделение до 3-х категорий с одним именем), (выборка 1) (Б) большее выделение групп в патологии (выборка 2). Полученные данные согласуются с современным взглядом на стратегии обоих полушарий в обработке информации: аналитической классификационной левого полушария и холистической структурной правого полушария.

Результаты (3.1) Эти результаты соответствуют данным о нарушении связей между словом и образом-представлением при задних формах афазии. Правополушарные нарушения, вероятно, взаимосвязаны с состоянием зрительно-перцептивных функций и могут быть описаны как нарушение связи между образом-представлением и денотатом. ЛППП неправильное называние верно собранной категории на этапе 2. неправильное соотнесение верно собранной категории и соответствующей ей карточки- основания на этапе 3 Характерные ошибки

Результаты (3.1) 1 2 Денотат Образ-представление Слово 3 Собственно значение (категориальное значение) Известно, что связь 3 нарушается при семантической афазии, а связь 2 нарушается при акустико-мнестической афазии. Мы предполагаем, что специфика изменения предметного значения при поражении правого полушария связана с изменением связи 1 (которая вместе со связью 2 реализует предметную отнесенность слова).

Результаты (4) Дети с относительной слабостью передних отделов левого полушария демонстрируют достаточно низкие результаты. Однако, несмотря на низкую продуктивность, наполненность категорий в этой группе является довольно высокой. Трудности этой группы рассматриваются как вторичные: вероятно, сама задача классификации является достаточно сложной и требует высокой произвольности, т.е. участия фактора программирования и контроля деятельности, усвоения и удержания инструкции.

Заключение В целом, можно утверждать, что гипотеза о специфическом вкладе правого полушария в формирование предметной отнесенности значения слова подтвердилась (конкретизованная как связь образа- представления и денотата). На модели патологии выявлена корреляционная связь между числом категориальных и прекатегориальных ошибок и тяжестью дефекта правополушарных функций. Важным результатом являются выявленное и согласованное с современным представлением межполушарные различие в стратегиях классификации: более дифференцирующее (учитывающее набор индивидивидуальных признаков) правое полушарие и менее дифференцирующее (категориальное) левое.