"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в образовательных учреждениях России" © Горелова Ю.Н., Силкина Л.В., 2012.
Advertisements

"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России"
"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления" © А.С. Прутченков.
Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях Амурского района.
Тема педсовета : « Ученическое самоуправление в современной школе » Отдельный человек слаб, Как покинутый Робинзон, Лишь в сообществе с другими Он сможет.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где её нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру.»
Актуализация деятельности ученического самоуправления 2010 г.
Модели школьного ученического самоуправления.. 1. Административная: Формально-правовое самоуправление. В основе- законодательные и локальные акты. Участники.
«Самоуправление как необходимое средство развития и саморазвития воспитанника» ПЕДСОВЕТ.
Участники МГМ В МГМ могут принять участие целые коллективы, включая общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские и.
Детские (молодежные) общественные организации как партнеры Совета обучающихся © А.С. Прутченков.
Государственно- общественное управление образованием: основные понятия, проблемы и перспективы.
Государственно-общественное управление образованием "Возможные риски и вероятные ошибки организации и функционирования моделей государственно- общественного.
Игровая технология школьного ученического самоуправления в условиях крупного общеобразовательного учреждения "Демократическая республика" © А.С. Прутченков,
Методология и нормативное сопровождение ученического самоуправления Кораблёва М.В., методист МЦОО Августовское совещание заместителей директоров ОУ по.
Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
Развитие форм государственно – общественного самоуправления в 2006 – 2007 учебном году.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Общественное управление ДОУ как ресурс развития образования Прикладной проект Подготовила заведующий МКДОУ детский сад 26 Ломкова Ирина Сергеевна.
Транксрипт:

"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России"

Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.

Классификация ошибок и затруднений 1. Связанные с пониманием сути ученического самоуправления 2. Связанные с качеством модели самоуправления 5. Связанные с педагогическими стереотипами 3. Связанные с функционированием ученического самоуправления 4. Связанные с отношением к ученическому самоуправлению

1-п. Смешение организационных форм детской активности: а) самоуправление детской общественной организации; б) школьное ученическое самоуправление. 2-п. Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательного учреждения. 3-п. Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в "День дублера". 4-п. Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся. Первая группа. "Ошибки, связанные с пониманием сути ученического самоуправления"

5-п. Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети". 6-п. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД). 7-п. Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру. 1. Ошибки, связанные с пониманием сути ученического самоуправления (продолжение)

Ошибка 1-п. "Смешение организационных форм детской активности: самоуправления детской общественной организации и школьного ученического самоуправления". Рекомендации: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов; - Подписать соглашение о партнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе. Причины: – Слабое знание Законов и нормативных актов; – Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций. Школьное ученическое самоуправление Самоуправление детской общественной организации

Ошибка 2-п. "Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы". Рекомендации: - Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии. Причины: – Не способность или не желание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы подсистему ученического самоуправления. Модель школьного ученического самоуправления Модель воспитательной системы общеобразовательного учреждения

Ошибка 3-п. "Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в "День дублера". Рекомендации: - Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления. Причины: – Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело; - Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело. Постоянно действующая модель ученического самоуправления Разовая игровая модель "День дублера"

Ошибка 4-п. "Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся". Рекомендации: - Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления; - Сделать более простым и "доступным" путь вхождения состав этих органов. Причины: – Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления. Постоянный актив ученического самоуправления Весь коллектив учащихся данной школы

Ошибка 5-п. "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети". Ошибка 5-п. "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети". Рекомендации: - Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции. Причины: – Стремление "заигрывать" с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.

Ошибка 6-п. "Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)". Рекомендации: - Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления. Причины: – "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления; - "Расширительное" толкование потенциала КДТ.

Ошибка 7-п. "Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру". Ошибка 7-п. "Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру". Рекомендации: - Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ. Причины: – Излишнее стремление использовать "карательные" функции ученического самоуправления в "воспитательных целях".

1-м. Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления. 2-м. Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев. 3-м. Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления. Вторая группа. "Ошибки и затруднения, связанные с качеством модели ученического самоуправления" 4-м. Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс - республика". 5-м. Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.

Рекомендации: - Получить квалифицированную консультацию у специалистов; - Провести коллективный "мозговой штурм" для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления. Ошибка 1-м. "Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления". Причины: – Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательном учреждении; - Отсутствие навыков целеполагания.

Рекомендации: - Использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности. Ошибка 2-м. "Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев". Причины: – Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления; - Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.

Рекомендации: - Внимательно изучить соответствующую нормативную базу; - Получить квалифицированную консультацию у специалиста. Ошибка 3-м. "Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления". Причины: – Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.

Рекомендации: - Вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления на уровне класса по типу местного самоуправления; - Использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления. Ошибка 4-м. "Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс - республика". Причины: – Стремление соответствовать "моде"на использование государственной символики.

Рекомендации: - Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям и старшеклассникам. Ошибка 5-м. "Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления". Причины: – Стремление соответствовать задаваемым научно- методическим "стандартам"; - Желание иметь научное руководство, чтобы быть "не хуже других".

1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления. 2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления. 3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов. 5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени. 4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д. Третья группа. "Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления"

Ошибка 1-ф. "Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления". Причины: – Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления. Рекомендации: - Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства; - Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения; - Разработать и принять дополнительные локальные акты.

Ошибка 2-ф. "Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления". Причины: – Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки "преемников". Рекомендации: - Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений" ; - Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.

Ошибка 3-ф. "Слабая методическая подготовка педагогов". Причины: – Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности; - Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике. Рекомендации: - Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению; - Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.

Ошибка 4-ф. "Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.". Причины: – Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.; - Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления. Рекомендации: - Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления.

Ошибка 5-ф. "Отсутствие или недостаток специально отведенного времени". Причины: – Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется". Рекомендации: - Составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления.

1-о. Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета школы. 2-о. Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления. 3-о. Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых. Четвертая группа. "Ошибки, связанные с отношением к ученическому самоуправлению" 4-о. Практическое игнорирование возможностей родительской общественности. 5-о. Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах школы.

Рекомендации: - Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители; - Проведение совместно подготовленных мероприятий. Ошибка 1-о. "Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета". Причины: – Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.

Рекомендации: - Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным. Ошибка 2-о. "Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления". Причины: – Четко выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.

Рекомендации: - Понять необходимость позиции "консультанта" и "помощника" и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления. Ошибка 3-о. "Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых". Причины: – Ложно понимаемое представление о необходимости "максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления".

Рекомендации: - Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления; - Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления. Ошибка 4-о. "Практическое игнорирование возможностей родительской общественности". Причины: – Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления.

Рекомендации: - Найти потенциальных партнеров, в том числи и детские общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия. Ошибка 5-о. "Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах школы". Причины: – Стремление "уйти" от внешних проблем, которые могут "помешать" благополучной жизни органов ученического самоуправления.

1-с. Формализация внедрения ученического самоуправления. 2-с. Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению. 3-с. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность. Пятая группа. "Ошибки и затруднения, связанные с педагогическими стереотипами" 4-с. Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов. 5-с. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления. 6-с. Включение педагогов в состав детских органов самоуправления.

Ошибка 1-с. "Формализация внедрения ученического самоуправления". Причины: – Стремление "отчитаться" о том, что в школе, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление. Рекомендации: - Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления; - Создавать благоприятные условия для "естественного" выращивания той или иной модели ученического самоуправления.

Ошибка 2-с. "Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению". Причины: – Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе "ребенок- взрослый". Рекомендации: - Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.

Ошибка 3-с. "Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность". Причины: – Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников. Рекомендации: - Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.

Ошибка 4-с. "Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов". Причины: – Восприятие ученического самоуправления как "исполнительного органа власти педагогов". Рекомендации: - Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.

Ошибка 5-с. "Использование формальных выборов органов ученического самоуправления". Причины: – Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения. Рекомендации: - Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса до всего общеобразовательного учреждения.

Ошибка 6-с. "Включение педагогов в состав детских органов самоуправления". Причины: – Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления. Рекомендации: - Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов.

Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образовательных систем АПК и ПРО МО РФ, дирекция образовательных программ МООДиМ "Новая цивилизация", Новикова Т.Г., доцент, кандидат педагогических наук, зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ПРО МО РФ, Калиш И.В., кандидат педагогических наук, советник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации.