С.-П., Леонтьевские чтения, октябрь 2007 г. Татьяна Малева Оксана Синявская Вновь кризис пенсионной системы?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Предложения РСПП по развитию пенсионной системы.
Advertisements

Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы Автор: учащийся 10 «Б» класса МОУ «СОШ 32 с углубленным изучением английского языка» г. Озерска.
1 Круглый стол «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» 18 марта 2011 г. Реформа досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Все о пенсии для учебы и жизни. Ведение персонифицированного учета; формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений; Администрирование страховых.
Можно ли поднять пенсии до 40% заработной платы? Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва 11 октября 2007 г. Конференция «Развитие.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЯМОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА МАГИСТРАТУРА, 1 КУРС, ГИМУ,
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года РОССИЯ 2012 ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ: РАВНЫЕ ПРАВА, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
Детская бедность в России 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы 21 века» Москва, 8-9 декабря 2005 г. Независимый Институт Социальной Политики.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения выросли в 2004 году на 8,4%, в том числе реальная заработная плата на 10,9%, реальный размер пенсии.
12/8/20131 ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В БОЛГАРИИ Йордан Христосков Руководитель Национального института социального обеспечения.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
Финансы и кредит Тема 6. Внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды Пенсионный фонд России; Фонд социального страхования; Фонд обязательного.
Оксана Филиппенкова Накопительная часть трудовой пенсии.
О развитии пенсионной системы в Российской Федерации
Транксрипт:

С.-П., Леонтьевские чтения, октябрь 2007 г. Татьяна Малева Оксана Синявская Вновь кризис пенсионной системы?

2 Есть ли в пенсионной системе кризис? Задолженность по выплате пенсий полностью погашена Пенсии выплачиваются регулярно индексируются на величину больше инфляции Собираемость ЕСН и пенсионных взносов выросла по сравнению с 1990-ми гг.

3 Бедность традиционных групп пенсионеров Тип домохозяйства Уровень бедности (денежные доходы на душу) Уровень бедности (располагаем ые ресурсы) Дефицит доходов (по распо- лагаемым ресурсам) Всего 49,026,028,8 Одинокий пенсионер пенс. возраста34,48,117,3 Д/х пенсионеров пенс. возраста25,26,612,8 Д/х пенсионеров, включая не достигших пенс. возраста 51,325,723,8 Д/х пенсионеров и не-пенсионеров, в которых есть лица пенс. возраста 52,931,426,8 Д/х пенсионеров и не-пенсионеров без лиц пенс. возраста 60,036,430,9 Д/х не-пенсионеров57,233,631,1

4 Динамика уровня пенсий по старости

5 Динамика показателей доходов, заработной платы и пенсий в гг Реальные денежные доходы Реальная зарплата без учета скрытой оплаты Реальная зарплата с учетом скрытой оплаты Реальные пенсии

6 Бюджет ПФР – дефицитный, доля бюджетных денег в пенсионной системе растет

7 Структура пенсий по старости

8 Кого касается кризис в пенсионной системе? Реальная зависимость экономического положения населения от ПФР О б следование НИСП 2004 г.: объем выборки респондентов

9 Спустя 5 лет после начала реформы знают о ней единицы Обследования НИСП 2007 г. «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» ( респ.) Индекс потребительских настроений (2 011 респ.) Население 1967 г.р. и моложе

10 Причины дестабилизации ситуации в пенсионной сфере Специфические – гг.: Снижение ставки ЕСН максимальный тариф в ПФ РФ – 20% вместо 28% регрессивная шкала Опережающая индексация пенсий – ответ на монетизацию льгот и выборы Март 2005 г. – базовая часть пенсии на 36% Октябрь 2007 г. – базовая часть пенсии на 40% Цель к 2008 г. – удвоение номинального размера пенсии / социальная пенсия на уровне прожиточного минимума пенсионера Общие – связанные с реформой: Расширение накопительной составляющей 3-6% зарплаты застрахованных, рожденных после1966 г. – 40-50% общего числа

11 Пенсионная реформа: что хотели и что получили ? ЦелиРезультаты Заявленные в программных документах Правительства, прямые Усиление страховых принципов в пенсионном обеспечении Реформа в принципе заложила страховые механизмы в пенсионной системе. Однако после 2005 г. доля страховой части в общем размере трудовой пенсии имеет тенденцию к сокращению, в то время как базовой – к росту, что означает возврат к системе социального обеспечения и снижению дифференциации размера пенсий в зависимости от трудового вклада Обеспечение достойного уровня пенсий в реальном выражении В настоящее время система обеспечивает размер средней пенсии на уровне 110% от ПМП. В среднесрочной перспективе это соотношение не удастся поднять выше полутора прожиточных минимумов пенсионера. Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы, в том числе посредством: Система сохраняет высокие риски дефицитности при различных экономических и политических сценариях. Среднесрочный прогноз показывает высокую вероятность хронического дефицита ПФ, начиная с 2005 г. Cнижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов Абсолютно большая часть системы строится на принципе солидарности поколений. Регулярные выплаты накопительной части пенсии начнутся в 2022 г. Базовая и страховая часть пенсионной системы по-прежнему сохраняют прямую высокую зависимость от демографических факторов. Реформирование пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда Законопроект «Об обязательных профессиональных пенсионных системах» до сих пор не принят, реформа отложена, что противоречит действующему закону «О трудовых пенсиях» Заявленные в программных документах Правительства, косвенные Вовлечение сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование, включая пенсионное Обязательный накопительный элемент адресован ограниченной по численности группе населения и реализация данной цели по существу отложена до 2022 г. Охват населения дополнительным пенсионным обеспечением остается низким: общее количество участников НПФ составило в 2004 г. 5,5 млн. чел. (6,1% населения трудоспособных возрастов; 8,3% занятого населения), а получателей негосударственных пенсий – 0,5 млн. чел. (1,3% всех пенсионеров). При этом НПФ работают преимущественно с организациями-работодателями, а не с физическими лицами.

12 Имплицитно подразумеваемые, косвенные Увеличение объема долгосрочного кредитования в экономике через создание благоприятных условий для деятельности частных институциональных инвесторов Подавляющая часть средств аккумулируется в государственной управляющей компании (ВЭБ) и размещена в государственных обязательствах. НПФ продолжают оставаться слабыми игроками на рынке обязательных пенсионных накоплений. Добровольное пенсионное обеспечение по-прежнему охватывает незначительную часть населения и составляет очень небольшую часть доходов пенсионеров Легализация трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда Введение новой пенсионной системы вместе со снижением подоходного налога не сократили, а реструктурировали неформальный сектор на рынке труда. Значительная часть доходов по-прежнему носят теневой и неформальный характер. Снижение налогового бремени на работодателя Данная цель реализована. Вместе с тем на работодателя будут возложены новые большие объемы ответственности в случае развития профессиональных пенсионных систем, необходимость в которых резко возрастает. Повышение заинтересованности работника в уплате отчислений в пенсионную систему и Интерес населения к участию в пенсионной системе остается крайне низким: по итогам 2004 г. 95,3% всех средств обязательных пенсионных накоплений находилось в государственной управляющей компании (ВЭБ), средства в управление которой передаются «по умолчанию». Обеспечение прозрачности пенсионной системы Сохранена высокая степень монополизма ПФ, который продолжает оставаться единственным экономическим субъектом при выполнении целого ряда функций. Рынок обязательных пенсионных накоплений отличается высокой степенью концентрации, основным игроком на котором остается государственная управляющая компания – ВЭБ. Правовой статус ПФ и ВЭБ до сих пор не определен. Увеличивается доля бюджетного финансирования пенсионной системы, источники которого не вполне понятны Всеобщий охват населения пенсионной системой Реально сегодня система исключает (или откладывает вступление) большие группы (молодежь) из участия в системе пенсионного страхования Обеспечение независимости пенсионной системы от влияния политических факторов В 2005 г. система продемонстрировала высокую степень зависимости от текущей экономической и политической конъюнктуры. Доля бюджетного финансирования пенсионной системы растет. Пенсионная реформа: что хотели и что получили ?

13 Что делать? Пути решения проблем в пенсионной сфере В краткосрочной перспективе Источники покрытия текущего дефицита и увеличения доходов пенсионеров: средства Стабилизационного фонда / Фонда будущих поколений доходы от приватизации госсобственности В долгосрочной перспективе Оптимизация расходов ПФР Повышение фактического пенсионного возраста Усиление страховых принципов Развитие дополнительного пенсионного обеспечения – отраслевого, корпоративного и личного

14 Как повышать пенсионный возраст? Реформирование досрочных пенсий Выравнивание общеустановленного пенсионного возраста мужчин и женщин Адресат – молодые поколения занятых «Мягкие» схемы повышения

15 Что нужно для усиления страховых принципов? Проблемы: Население: отсутствие информации, опыта Население: в чьей собственности накопления? Работодатели: сохранение неформального сектора Рынки: могут не выдержать, если накопления будут увеличиваться очень быстро Действия: усовершенствовать то, что есть, и снимать препятствия для будущего развития Просвещение населения Решение вопроса о собственности Обязательный выбор в накопительной системе

16 Есть ли выход? Необходимое условие - восстановить доверие населения к институтам пенсионного обеспечения а) регулярная выплата пенсии нынешним пенсионерам, размер которой должен увеличиваться б) объяснение правил игры и недопустимость отказа от них в одностороннем порядке (пример – пересмотр возрастных границ участников накопительной системы в 2005 г.)

17 Знают ли граждане об инициативе Президента России ? Обследование НИСП - июль 2007 г. (объем выборки 2011 респондентов)

18 В случае принятия новых предложений по пенсионным накопительным счетам...

19 Причины, по которым люди не готовы делать пенсионные отчисления * Вопрос предусматривал возможность нескольких вариантов ответа, поэтому сумма превышает 100%

20 Информированность о новых предложениях и готовность к добровольным накоплениям

21 Количество добровольных "пунктов экономии" в пользу пенсионных накоплений

22 Накопление сбережений 18,5% Покупка предметов домашнего обихода 19,2% Накапливали бы деньги на пенсионном счете, уменьшив расходы на… 10,9 %

23 Накапливали бы деньги на пенсионном счете, уменьшив расходы на… (по типу поселения)

24 Накапливали бы деньги на пенсионном счете, уменьшив расходы на… (по доходным группам)

25 Средний размер суммы, которую смогли бы перечислить в 2007 году, рублей Какую сумму смогли бы перечислить на персональный счет…

26 Среди занятых трудоспособных возрастов… Число участников программы дополнительных пенсионных накоплений в первый год реализации программы - от 0,5 млн. до 1,5 млн. чел. Размер софинансирования со стороны государства – от 2,25 до 6,75 млрд. руб.