Философия Древнего Китая Т. Ю. Быстрова Екатеринбург 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значения времен года Времена года четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают: Календарные времена года в большинстве стран мира.
Advertisements

Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Выполнила: студентка 2 курса Факультета биологии и химии Группа АБ Дябина Ольга ДАОСИЗМ.
Философия Древнего Китая: Даосизм. Философские школы Др.Китая школа инь и ян, школа инь и ян, школа Конфуция, школа Конфуция, школа Моистов, школа Моистов,
Обособление определений Подготовила Салимова Г.Ф., учитель русского языка МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ»
Милосердие.. Что, такое милосердие? Милосердие - это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Автор: Татар О.В. учащиеся 2 класса Малоянисольская ООШ учебный год.
Рассказ об Осени: Раннюю осень называют «золотой» золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Замыкая круг Александрова У.В. МАОУ СОШ 32. Вот одна из тех историй, О которых люди спорят И не день, не два, а много лет. Началась она так просто, Не.
Доброе утро. С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание.
Как измерить красоту и гармонию? «В геометрии существует два сокровища: первое – теорема Пифагора, второе – золотое сечение. Первое можно сравнить с мерой.
Золотая осень. Презентация к занятию (окружающий мир, средняя группа)
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Ребята! Сегодня мы с вами пойдем в гости к красавице Осени. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над.
«Презентация: Мой край родной». Родная земля …Чародейка – весна, разбуди, Ты во мне задремавшие силы, В трех соснах ты меня заблуди Дай послушать ручей.
Воспитатель: Игнатенко Т.С.. Презентация «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» Программное содержание - Закрепить знания детей о ранней осени и первом осеннем месяце – сентябрь.
Антология стиха Стихи учеников 3 классов. ПОДРУЖКИ На полянке, на лужке, Да в красивом теремке, Жили-были три лягушки, Три веселые подружки. Днем гуляют,
«ОСЕННИЙ МАРАФОН» ИГРОВАЯ ПРОГРАММА Разработала: учитель начальных классов МОУ СОШ 47 Г. Барабинск, Новосибирская область Лукьянова Светлана Владимировна.
Транксрипт:

Философия Древнего Китая Т. Ю. Быстрова Екатеринбург 2011

Даосизм Читать: Лао-цзы. Даодэцзин. Торчинов Е. А. Даосизм

Даосизм Прокомментировать, используя таблицу о диалектике: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом» // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 2. Найти еще два фрагмента в книге о Дао, где диалектика ярко выражена. Вставить в презентацию. Подчеркнуть или прокомментировать их.

Даосизм Дао как субстанция. Выделить онтологический и гносеологический аспекты: «Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его» // Лао цзы. Додэцзин. Фрагмент 14.

Даосизм Дао как субстанция. Найти в тексте «Даодэцзин» еще два фрамента, в которых Дао характеризуется как субстанция и вставить их сюда:

Даосизм Дао как всеобщий закон: «Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе» // Лао-цзы. Даодэцзин. Фрагмент 25. Найти в тексте книги еще два фрагмента, характеризующие Дао как закон.

Даосизм. Единство человека и природы в японском искусстве (Хиросиге)

Даосизм Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. «Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет запор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, [но завязывает так прочно], что развязать невозможно» // Там же. Фрагмент 27.

Даосизм Дао как закон. Мир как процесс. Текучесть бытия: «Весною – рассвет. Все белее края гор, вот они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу. Летом – ночь. Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки. Если один-два светляка тускло мерцают в темноте, все равно это восхитительно. Даже во время дождя – необыкновенно красиво. Осенью – сумерки. Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор. Вороны, по три, по четыре, по две, спешат к своим гнездам, - какое грустное очарование! Но еще грустнее на душе, когда по небу вереницей тянутся дикие гуси, совсем маленькие с виду. Солнце зайдет, и все полно невыразимой печали: шум ветра, звон цикад... Зимою – раннее утро. Свежий снег, нечего и говорить, прекрасен, белый- белый иней тоже, но чудесно и морозное утро без снега. Торопливо зажигают огонь, вносят пылающие угли, -- так и чувствуешь зиму! К полудню холод отпускает, и огонь в круглой жаровне гаснет под слоем пепла, вот что плохо!» // Сей-Сенагон. Записки у изголовья.

Даосизм Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. Искусность Во всех своих действиях опытный человек не использует силу. Сила не требуется, если вы следуете принципу во всех своих действиях. Так, нанося противнику удар мечом, вы не используете физическую силу, каким бы тяжелым ни был ваш меч. (…) Когда во время полирования из дерева, бамбука или драгоценных камней вы нажимаете на них слишком сильно, отполировать их хорошо – невозможно // Такуан Сохо. Вечерние беседы в храме Токайдзи. СПб., С. 132–133.

Даосизм. Эстетика спонтанности

Даосизм. Гносеология спонтанности Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и Земля. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит дао. Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 23.

Даосизм. Гносеология спонтанности «Правильный ум не останавливается ни в одном месте. Это ум, который охватывает все тело и личность. Смущенный ум сосредоточивается в каком-либо одном месте и застывает в нем. Когда правильный ум застывает и оказывается в каком-то одном месте, его можно назвать смущенным умом. (…) Не оставаясь в одном месте, правильный ум подобен воде. Смущенный ум подобен льду, которым нельзя вымыть ноги или голову…» // Такуан Сохо. Письма мастера дзен мастеру фехтования. СПб., С. 48.

Даосизм. Гносеология спонтанности 1 Почему уму необходимо быть «подобным воде»? 2 Почему, сосредоточившись на одном, ум становится «смущенным»? 3 Почему мастеру фехтования важно знать о «правильном уме»?

Даосизм. Эстетика естественности (Парк университета Цзинан. Гуанчжоу, лето 2010)

Даосизм. Эстетика естественности и ее обыгрывание в рекламе

Даосизм. Эстетика естественности. Образ человека. Идеал красоты в японском искусстве (Утамаро)

Даосизм Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 47. Ответьте на вопросы: -из чего следует возможность познания мира, «не выходя со двора»? -почему естественное Дао можно видеть, «не выглядывая из окна»? -Почему не стоит «идти дальше» для познания?

Даосизм. Найдите все вышеперечисленные принципы на гравюре Хокусая

Даосизм Дао как пустота: «Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты» // Там же. Фрагмент 11.

Даосизм. Гносеология пустоты Дао как пустота: Придумайте или найдите фразу, показывающую познавательные возможности пустоты. Что должно являться пустым? Зачем необходима пустота в процессе познания?

Даосизм. Эстетика пустоты Не заметить пустоты Украсить вещь пустотой Впустить пустоту в картину, дав небытию равные права с бытием

Даосизм. Эстетика пустоты Незавершенность Басё: Желтый лист плывет. У какого берега, цикада, Вдруг проснешься ты? *** Сушатся мелкие окуньки На ветках ивы...Какая прохлада! Рыбачьи хижины на берегу. (

Даосизм. Эстетика пустоты Хокусаи

Даосизм. Эстетика пустоты

Даосизм. Эстетика пустоты Хокусаи

Даосизм. Эстетика пустоты. Влияние на западную эстетику. Арх. Дэвид Чипперфильд

Даосизм. Система ценностей Что и почему предпочтительнее с точки зрения даосского философа: -Аскетизм или мера; -Мера или достаток; -Обладание собственным знанием или следование Дао; -Тонкость чувств или точность разума; -Старое или новое; -Мастерство или креатив; -Полнота бытия или ее отсутствие; -Творчество или размышление?

Даосизм. Актуальность Где сегодня актуальны идеи даосизма и почему? -