Инновационные перспективы преподавания валеологического компонента в структуре базовых клинических дисциплин Реализация мероприятий, направленных на формирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Advertisements

Центр здоровья Курортного района: Функции, структура, организация работы (на основании приказа Минздравсоцразвития 597н). Руководитель Центра Здоровья.
Диспансеризация взрослого населения: 3 слагаемых успеха Андриянова Ольга Викторовна, к.м.н. Свердловский областной центр медицинской профилактики.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Организация деятельности Центра здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Профилактическая медицина Автор к.м.н. Васильева Л.Э.
Здоровое сердце Якутска. Ежегодно от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирает – 1 млн 300 тысяч человек В РС (Я) от сердечно-сосудистых заболеваний.
Усиление профилактической направленности здравоохранения Формирование у населения культуры здоровья; Формирование у населения культуры здоровья; Повышение.
Терапевтическое обучение пациентов в подготовке медицинских сестер – организаторов здравоохранения Петров А.В., ассистент каф.эндокринологии и терапии.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Разработка программ формирования здорового образа жизни для школ.
Курс Валеологии Специальность: Стоматология Направление: врач стоматолог общей практики Основы здорового образа жизни Количество: 36часов.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
Что такое «Школа инсульта» и кому она нужна?. Основные цели занятий в школе для больных инсультом, и их родственников. 2.1.Повышение информированности.
Развитие профилактического направления медицинской помощи Снижение заболеваемости: Гепатитом В до 3 случаев на 100 тыс. человек Краснухой до 10 случаев.
Факторы, влияющие на здоровье Известно, что здоровье в основном зависит от образа жизни человека, от тех привычек, которые он имеет.
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года 597н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового.
Научно-обоснованная профилактика хронических неинфекционных заболеваний Москва, сентября, 2003 Paul Z. Siegel.
Транксрипт:

Инновационные перспективы преподавания валеологического компонента в структуре базовых клинических дисциплин Реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Перспективы, затрагивающие базовые жизненные установки людей. Горбань В.В., Бурба Л.В., Корольчук И.С., Филипченко Е.М., Тлехас М.М. Кубанский государственный медицинский университет, кафедра поликлинической терапии с курсом «Общая врачебная практика (семейная медицина)» ФПК ППС

Россия, обладающая огромным природным и воспроизводимым потенциалом, подошла к тому, что количественные и качественные показатели ее человеческого капитала приближаются к границе, когда не может быть обеспечено собственное развитие и воспроизводство; А значит развития экономики, освоения территориальных, природных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ (65,3 года) МУЖЧИНЫ - 58,9 года (134 место в мире) ЖЕНЩИНЫ - 72,3 года (100 место в мире) Из ежегодно умирающих 800 тыс. человек. население страны, 600 тыс. человек умирают в трудоспособном возрасте. Из ежегодно умирающих 800 тыс. человек. население страны, 600 тыс. человек умирают в трудоспособном возрасте. По расходам на здравоохранение Россия занимает 75-е место в мире, По расходам на здравоохранение Россия занимает 75-е место в мире, по показателям здоровья населения – 127-епо показателям здоровья населения – 127-е Россия, обладающая огромным природным и воспроизводимым потенциалом, подошла к тому, что количественные и качественные показатели ее человеческого капитала приближаются к границе, когда не может быть обеспечено собственное развитие и воспроизводство; А значит развития экономики, освоения территориальных, природных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ (65,3 года) МУЖЧИНЫ - 58,9 года (134 место в мире) ЖЕНЩИНЫ - 72,3 года (100 место в мире) Из ежегодно умирающих 800 тыс. человек. население страны, 600 тыс. человек умирают в трудоспособном возрасте. По расходам на здравоохранение Россия занимает 75-е место в мире, по показателям здоровья населения – 127-е Происходившие в последнее время в нашей стране социально-экономические процессы привели к ухудшению качества жизни и здоровья населения; кризисной демографической ситуации, граничащей с катастрофой;

Целиком и полностью поддерживая «концепцию постоянного совершенствования медицинской помощи населению» крайне необходим новый подход - «концепции воспроизводства здоровья населения и развития человеческого капитала страны». «Сегодня надо больше учить качеству жизни и здоровью и оздоравливать, а не только лечить болезни». чем больше денег будет вкладываться в пропаганду здоровья и оздоровительную отрасль, тем больше будет здоровых. ( По данным Американской Медицинской Ассоциации вредное воздействие лекарств является четвертой ведущей причиной смертности в Америке).

Базовой национальной инновацией, позволяющей улучшить качество жизни и здоровье населения, является стратегия государственной системы обеспечения здоровья населения Российской Федерации. - одним из основных направлений работы является: Создание нового института системы образования –службы сохранения, укрепления здоровья и профилактики социальных заболеваний (наркомании, алкоголизма, табакокурения и СПИДа) в образовательных учреждениях и обязательное преподавание предмета «Качество жизни и здоровье». Пропаганда и обучение населения технологиям качества жизни и здоровья. сохранение индивидуального здоровья граждан и формирование у них здорового образа жизни

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голикова РОССИЯ 2009 Кафедра поликлинической терапии с 2002 года готовит врачей общей практики (семейных врачей), которые находясь на передовых позициях амбулаторной помощи, призваны стать проводниками идей профилактической медицины, исключительная важность которой определена в постановлениях Правительства РФ (2007; 2008; 2009гг.).

Именно врач общей практики должен стать валеологом, призванным изменить образ жизни человека, что, к сожалению, невозможно сделать одномоментно. Процесс модификации состоит из преодоления ряда своеобразных «ступеней», последовательность которых можно определить след. образом: рациональное питание, двигательная активность, отказ от курения, злоупотребления алкоголем, экология жилища и рабочего места, психогигиеническая гармония в семье, наркомании, предупреждение ИППП, раннее выявление онкологических заболеваний и туберкулеза. Такое направление в работе врача залог успеха в модификации половины потенциала здоровья человека.

Неоднозначность понимания сущности валеологии… Есть основания полагать, что валеология - наука не только о здоровье здоровых; формирование здоровья необходимо и людям, имеющим хронические болезни и аномалии развития, и инвалидам. В ином плане - отрицается медицинский характер этого предмета.

На кафедре разработана программа ТУ «Формирование здорового образа жизни» продолжительностью 72 часа, включающая все ранее перечисленные разделы, А также – вторичную профилактику ССЗ, гастроэнтерологической патологии, болезней почек, остеопороза, заболеваний, связанных с нарушением углеводного и пуринового обмена. С 2010 года внесены дополнения в программу переподготовки специалистов. Из 864 часов первичной переподготовки 36 - посвящены проблемам формирования здорового образа жизни.

Программа предназначена для: врачей амбулаторного звена здравоохранения, «Центров здоровья», преподавателей ВУЗов, поскольку рассматриваемые проблемы являются наиболее актуальными в студенческой аудитории. Введен дополнительный элективный курс для студентов по этой же тематике продолжительностью 30 часов. Такой электив является хорошим подспорьем не только в расширении кругозора и повышении уровня знаний студентов, но и в формировании здорового образа жизни в студенческой среде, а также позволит вынести основные идеи профилактики на более обширную молодежную аудиторию.

Без знания сущности человека, научные изыскания в области проблемы «образ жизни и здоровье» неизбежно будут сводиться к полезным рекомендациям, с которыми фактически никто и не спорит (хотя бы потому, что они были известны еще древним), но которых, не все и не всегда придерживаются.

ЗНАТЬ подструктура представлений (это фактически любая информация, которую человек может усвоить, воспроизвести, и в достоверности которой он не сомневается). ХОТЕТЬ подструктура субъективного отношения (представления – эта та усвоенная информация о мире, которая используется человеком для понимания и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире УМЕТЬ подструктура стратегий и технологий Психологические особенности преподавания вопросов здоровья

12 Мотивациия к ЗОЖ формируется под влиянием как внутренних импульсов (реализация генетической программы здоровья), так и внешних (социально-экономических условий, культуры и традиции семьи и общества). Сильная мотивация ЗОЖ может быть допустима только в справедливом обществе при высокой нравственной культуре и при наличии систем передачи молодежи социального опыта и принципов формирования осознанного поведения в области сохранения и укрепления здоровья

4 подхода к программам обучения здоровью Комплексные программы Программы, раскрывающие отдельные вопросы здоровья Отдельные мероприятия Интеграция вопросов здоровья в различные предметы

ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ 1 ЛЕКЦИЯ 2 Семинарское занятие 3 Самоподготовка 4 Формы контроля – тестирование, зачет Мультимедиа в качестве продвинутых более совершенных ТСО: 1.Презентации в MS Power Point (модели, таблицы, иллюстративные материалы и др.) 2.Видеофильмы 3.Электронные учебники 4.Компьютерные обучающие программы в т.ч. зарубежные, адаптированные к специфике России.

Наглядная модель лечения избыточного веса тела и ожирения Индивидуально Избыточный вес Лечение ( > Расход Ккал)(

Единственный предотвратимый кризис здоровья для всех Единственный предотвратимый кризис здоровья для всех Убивает приблизительно 5 млн. людей в год Убивает приблизительно 5 млн. людей в год Единственный предотвратимый кризис здоровья для всех Единственный предотвратимый кризис здоровья для всех Убивает приблизительно 5 млн. людей в год Убивает приблизительно 5 млн. людей в год Курение и общественное здоровье

Почему роль медиков так важна? Отношения между врачом и пациентом, да и обществом в целом, носят уникальный характер и обладают огромной силой воздействия, поэтому некурящий врач является хорошим примером для подражания. Например, в США 70% курильщиков посещают своего врача по меньшей мере раз в год. Медики оказывают потенциально огромное влияние на состояние общественного здоровья: так например, если только 10% врачей кратко упомянут о необходимости отказа от курения, и только 5% пациентов последуют их совету, количество некурящего населения в Российской Федерации ежегодно возрастёт на Х миллионов и на более чем на Х миллионов каждое десятилетие.

Переход от vademecum к vadetecum – т.е. от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»

На кафедре поликлинической терапии осуществлено интегрирование обучения ЗОЖ в образовательный процесс. Студенты 6 курса в «Центре здоровья» под руководством преподавателя осваивают методики обследования для выявления факторов риска заболеваний, включая: психофизиологическое тестирование, антропометрию и определение индекса массы тела. скрининговые исследования глюкозы и холестерина крови, импедансметрию, определение лодыжечно-плечевого индекса, пульсоксиметрию, определение СО карбоксианализатором, методики реабилитационных программ у пациентов при наличии факторов риска.

Этапы процесса: Стадия конструирования систем. Этап декомпозиции Овладеть теоретическими навыками Овладеть практическими навыками в «Центре Здоровья» Применить практические навыки

преподаватель «пациент» Обучающийся студент теория практика Подготовка материла для семинара, создание тестов Подготовка практического занятия Обучение техники на обследования пациентов в «Центре здоровья» Самостоятельная работа под руководством преподавателя Анализ приобретенных. умений 1.Проведение семинара (тестирование исходных знаний) 2.Теоретическая подготовка техник обследования пациентов в «Центре здоровья» 3.Проверка приобретенных знаний, тестирование, решение ситуационных задач

преподаватель «пациент центра здоровья» Обучающийся студент Обратная связь Обратная связь : 1.Посредством сбора данных результатов тестирования пациентов 2.С помощью опросника студентов Анализ результатов Анализ эффективности проведенного занятия

Единственными субъективными критериями успешного проведения процесса обучения в Центре здоровья являются: добросовестное отношение преподавателей и четкая организация Одними из основных функций первичного амбулаторно – поликлинического звена здравоохранения должны стать пропаганда и консультирование по вопросам ЗОЖ, которые предприняты на кафедре поликлинической терапии с курсом общей врачебной практики (семейной медицины) ФПК и ППС.