Новая система технического регулирования и доступ на российский рынок. О работе национального органа по стандартизации по формированию системы технического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 19 Марта 2014 Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
Организационное заседание Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия 14 февраля 2013г.
Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
Сближение систем технического регулирования, стандартизации и сертификации ЕС и РФ Проект финансируется Европейским Союзом 1 Проект «Сближение систем технического.
Роль стандартизации в формировании нормативной базы Единого экономического пространства ЭЛЬКИН ГРИГОРИЙ ИОСИФОВИЧ Руководитель Федерального агентства по.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Управление качеством. Основные характеристики технического регламента
1 Реализация требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в рамках ТС, ЕврАзеС и ЕЭП Гончарова Ксения Игоревна.
«Об изменениях в законодательстве в области обязательного подтверждения соответствия товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» Доклад.
Техническое регулирование. Перспективы развития в интересах российского бизнеса Заместитель директора ВНИИНМАШ по научной работе ФИЛИППОВ Павел Васильевич.
7 февраля 2012, Москва МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Техническое регулирование в условиях Единого экономического пространства»
ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА 2008 ГОД САМКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ МОСКВА
1 2-ой Международный Форум «Технологии в машиностроении-2012» 29 июня 2012 года МАТЮШИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Вице-президент Некоммерческого партнёрства.
Глазко Татьяна Владимировна БелГИСС. Принципы : … приоритетное использование международных и межгосударственных стандартов … Стандартизация, как ключевой.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Г. Астана, 25 февраля 2011 г. А.Н.ЛОЦМАНОВ Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Стандартизация в Российской Федерации МЕЛЬКОВ Ю.О., ВНИИНМАШ, Директор.
Г. Астана, 25 февраля 2011 г. А.Н.ЛОЦМАНОВ Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
Транксрипт:

Новая система технического регулирования и доступ на российский рынок. О работе национального органа по стандартизации по формированию системы технического регулирования Российской Федерации Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г.И.Элькин

Стимулирование развития экономики и защита рынка – основные цели технического регулирования Повышение эффективности защиты рынка от опасной продукции Снижение административного и экономического давления на производителя Снижение технических барьеров в торговле Гармонизация технического законодательства Расширение возможностей производителей

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правительственная программа разработки технических регламентов 2005г.2006г.2007г.2008г.Итого: Программа разработки ТР (распоряжение от р) Программа разработки ТР (распоряжение от р с изм. от р) Программа разработки ТР (распоряжение от р)

Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» Утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. 609 Введена экологическая классификация транспортных средств Установлены нормы вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух с отработавшими газами и испарениями топлива, а также сроки введения этих норм Установлены основные требования к качеству моторного топлива для автомобильной техники и сроки введения этих требований Разработан на основе Правил ЕЭК ООН 24, 49, 83, 96 с учетом последних поправок Установлена процедура подтверждения соответствия требованиям технического регламента Предусматривает поэтапное введение экологических норм: Евро Евро Евро Евро5

Технические регламенты, внесенные (на стадии внесения) в Правительство РФ О безопасности машин и оборудования О безопасности низковольтного электрооборудования О безопасности химических производств О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам О безопасности продукции деревообработки

Технические регламенты, внесенные в Госдуму РФ в инициативном порядке «Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости» «О специальном техническом регламенте «Безопасность устройств для развлечений» «Об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств» «О водоотведении» «О водоснабжении» «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» «О специальном техническом регламенте о масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации» «О специальном техническом регламенте о парфюмерно- косметической продукции» «О специальном техническом регламенте о молоке, продуктах его переработки, их производстве и обороте» «О специальном техническом регламенте о соках и соковой продукции»

Иерархия регламентирующих документов (Россия) Федеральный закон (ФЗ) «О техническом регулировании» Технические регламенты (ТР) (общие и специальные) Постановления Правительства РФ Указы Президента РФ Федеральные законы Правила и методы исследований(испытаний) и измерений, необходимые для применения ТР, специально разработанные с соблюдением ст. 9 ФЗ и утвержденные Правительством РФ (Ст. 7 п.11 ФЗ) Национальные стандарты (Ст. 16, п. 9 ФЗ) Документы, обеспечивающие соблюдение требований ТР: Стандарты организации, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц (Ст. 17 ФЗ) Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требованиям к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (Ст. 7, п. 3 ФЗ)

Анализ ОЭСР и АТЭС условий применения международных стандартов для технического регулирования «Применение несоответствующих регламентов может привести к значительному росту издержек и неэффективности деятельности как отдельного сектора, так и всей экономики… Непосредственные результаты несоответствующего регулирования в конкретном секторе могут привести к увеличению расходов, более высоким ценам, неправильному распределению ресурсов, отсутствию новаторских предложений по совершенствованию продукции и неудовлетворительному качеству услуг»

10 Двухуровневая модель формирования требований к продукции Технический регламент Национальные стандарты доказательная база соответствия требованиям технического регламента Обобщенные (существенные) требования к объекту технического регулирования Конкретные требования к объекту технического регулирования Интересы государства Интересы бизнес- сообщества Двухуровневая модель задания требований к объекту

Рекомендации Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН относительно политики в области стандартизации (Рекомендация D ЕЭК ООН (UNESCO, UNECE TRADE/WP.6/2002/7 of г.) Правительствам стран – членов ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты … и поощрять более широкое применения метода «ссылки на стандарты», обращая внимание своих компетентных органов на преимущества данного метода и различные способы его применения. Преимущества: Способствует устранению барьеров в торговле и предотвращает их создание Упрощает и ускоряет законодательную деятельность Содействует упрощению процесса внесения изменений в технические условия с учетом научно-технического прогресса

САММИТ РОССИЯ – ЕС «Дорожная карта» по общему экономическому пространству (утверждена Президентом России В.В.Путиным и руководством ЕС (ЕК) 10 мая 2005 г. 1. Общие вопросы торгового и экономического сотрудничества 1.1. Диалог по вопросам регулирования в области промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия ) Цель: разработка гармонизированных и совместимых стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия… Этот диалог нацелен на развитие транспарентности регулирования, обмен информацией между регулирующими органами с целью содействия постепенному сближению соответствующего законодательства (включая техническое регулирование) и практики в четко установленных приоритетных секторах промышленности, представляющих наибольший взаимный интерес, которые предстоит определить совместно и, когда это возможно, на основе «Нового подхода».

Основные достоинства Нового подхода разработчикам и законодателям намного проще договариваться по существенным (общим) требованиям, чем по техническим деталям; использование существенных требований в технических регламентах (директивах) исключает возможность недобросовестного лоббирования в интересах отдельных групп; производители не ограничены одним решением для выполнения требований технических регламентов (директив), а могут выбрать свое собственное техническое решение, если оно отвечает уровню безопасности, который установлен в регламенте; технические регламенты (директивы) не требуют регулярного обновления в связи с техническими нововведениями и пересмотром международных требований к продукции.

ГАРМОНИЗИРОВАННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ (EN), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕЗУМПЦИЮ СООТВЕТСТВИЯ ДИРЕКТИВАМ ЕС (перечень опубликован в официальном журнале ЕК) НИЗКОВОЛЬТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (73/23/ЕЕС) ПРОСТЫЕ СОСУДЫ, РАБОТАЮЩИЕ ПОД ДАВЛЕНИЕМ (87/404/ЕЕС) ЭЛЕКТРОМАГНИТ- НАЯ СОВМЕСТИ- МОСТЬ (89/336/ЕЕС) МАШИННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (98/37/ЕС) ПОТЕНЦИАЛЬНО ВЗРЫВООПАС- НЫЕ АТМОСФЕРЫ (94/9/ЕС) ОБОРУДОВАНИЕ, РАБОТАЮЩЕЕ ПОД ДАВЛЕНИЕМ (97/23/ЕС)

Законодательство (документы) стран СНГ о техническом регулировании (двухуровневая модель) Закон республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» Закон Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» Закон республики Молдова «Об оценке соответствия продукции» Закон республики Казахстан «О техническом регулировании» Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли (подписано главами государств-членов СНГ в 2000 году) Рекомендации Евразийского Совета по стандартизации и метрологии и сертификации по применению ссылок на стандарты в документации и по указанию обозначений стандартов в маркировке (РМГ )

Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ (проект) Базируется на принципах «Соглашения по техническим барьерам в торговле» ВТО, «Новом» и «Глобальном» подходах к техническому регулированию в Европейском Союзе. В основу механизма гармонизации положена рекомендация «L» ЕЭК ООН «Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов» Одобрено на 23-м заседании МГС (2003 год, Армения) Одобрено на Экономическом Совете СНГ (июнь 2005 года, Москва)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ» Статья 11. Цели стандартизации Стандартизация осуществляется в целях: повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов. Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов 9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает… Перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Выписка из протокола заседания Правительства РФ от 13 апреля 2006 года 12 «О ходе работ в области технического регулирования» 2.…доработать комплекс мер по реализации ФЗ «О техническом регулировании» на 2006 год, предусмотрев при этом, в частности: - ускорение подготовки отраслевых систем технического регулирования и разработки в первую очередь общих технических регламентов; - расширение практики утверждения технических регламентов актами Правительства РФ; - совершенствование законодательства в сфере технического регулирования, в том числе в части установления обязательных требований к продукции и связанным с ними характеристик процессов производства, а также возможности разграничения требований, устанавливаемыми техническими регламентами, и требований других нормативных актов, на которые в техническом регламенте могут даваться ссылки; 4.…обеспечить применение единых принципов и подходов в соглашениях о гармонизации технических регламентов…в рамках СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС и т.д. 5.…обеспечить внесение в мае 2006 года в Правительство РФ проекта ФЗ о внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании»…

Структура фонда национальных стандартов стандарта Пищевая промышленность Основополагающие стандарты Метрология Методы контроля Химическая промышленность Машиностроение Металлургия Строительство Сельское хозяйство 12% 18%18% 11%11% 5%5% 5%5% 5%5% 24% 10%

Структура фонда национальных стандартов Безопасность2015 ст. Техническая и информационная совместимость, взаимозаменяемость 1716 ст. Единство методов контроля6276 ст. Качество и конкурентоспособность4157 ст. Услуги. Управление и организация504 ст. Экономия ресурсов141 ст.

% Франция, Великобритания, Германия 50% - 70% %30%35% 38% 35% Гармонизация национальных стандартов с международными стандартами

Обеспечение программы разработки технических регламентов стандартами (из программы стандартизации на 2006г. от их общего числа)

Предпосылки реформирования системы стандартизации Новые социально-экономические условия Изменения административной системы Интеграция России в международное экономическое пространство Реформа технического регулирования Проблемы существующей системы стандартизации

КОНЦЕПЦИЯ развития национальной системы стандартизации Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. 266-р 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации 2. Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции развития национальной системы стандартизации при проведении работ в области технического регулирования Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков

Материалы, использованные при разработке концепции Руководящие документы международной системы стандартизации ИСО по актуализации стратегии ИСО на г.г., по созданию и руководству национальным органом по стандартизации Национальные концепции (стратегии) стандартизации Германии, Франции, Великобритании, США Соглашения (меморандумы) между Правительствами Германии, Великобритании и национальными органами по стандартизации DIN и BSI (соответственно) Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов (Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО)

Положения Концепции развития национальной системы стандартизации Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов

Концепция развития национальной системы стандартизации Развитие правовых основ стандартизации 1 Функциональные и структурные преобразования системы 2 Реформирование экономики стандартизации 3 Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации 4 Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации 5

Участники работ по национальной стандартизации Общественный Совет Федеральный орган по техническому регулированию Национальный Орган по Стандартизации ФОИВ Координационные Советы Технические комитеты

Реализация Концепции – привлечение бизнеса к работам по стандартизации Март 2006 года - создан Межотраслевой совет по стандартизации в нефтегазовом комплексе В составе Совета представители органов государственной власти и более 50-ти ведущих нефтегазовых кампаний, ассоциаций и союзов производителей нефтегазового оборудования, трубной продукции и многих других организаций смежных отраслей, руководители соответствующих технических комитетов ИСО (ТК67) и СЕН (ТК12) Август 2006 года - создан Отраслевой совет по стандартизации агропромышленного комплекса

ПЕРСПЕКТИВНАЯ СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ ТК ХХ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ, ИС- ПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР ТК 463 МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ТК 260 ОБОРУДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОЕ И НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ ТК 261 МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТК 387 РАЗРАБОТКА НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ ТК 398 МОРСКАЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫЧА ТК ХХ ГАЗ И ПРОДУК- ТЫ ПЕРЕРА- БОТКИ ТК ХХ ТЕХНИКА, МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ПРИРОДНОГО ГАЗА ТК 440 ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР ТК 421 ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАБОТЫ В СКВАЖИНАХ ТК 309 ОБОРУДОВАНИЕ ГЕОЛОГОРАЗВЕ- ДОЧНОЕ ТК 52 ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ТК 139 СЖИЖЕННОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ ТОПЛИВО ТК 31 НЕФТЯНЫЕ ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Количество утверждаемых стандартов и изменений к ним

Экономический эффект стандартизации Треть ежегодного экономического роста Германии за годы (около 30 млрд. марок) относится к эффекту от применения стандартов Исследования, проведенные экспертами Германии, Австрии и Швейцарии показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от проведения стандартизации составляет около 1% валового внутреннего продукта (ВВП) По данным стран АТЭС эффективное применение мер технического нетарифного регулирования позволяет увеличить долю прибыли на 0,26% от ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает 0,14% Исследования Департамента торговли м промышленности Великобритании показали, что примерно 13% послевоенного роста производительности труда в Великобритании были достигнуты благодаря стандартам Опыт зарубежных кампаний показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу затрат от 20 до 40 единиц прибыли (ежегодные затраты на международную стандартизацию в Шелл – $ 8 млн., в ВР - $ 6 млн.)

Количество сертификатов соответствия, выданных в Системе сертификации ГОСТ Р в области обязательного подтверждения соответствия в годах.

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

В Системе ГОСТ Р аккредитовано: 1121 ОС и 2515 ИЛ 23 2 Singapore South Corea USA India China Hong Kong Australia - органы по сертификации (14 зарубежных) -Испытательные лаборатории (48 зарубежных) 73

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ, УЧАСТНИКОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ РОССИЯ СИСТЕМА МЭК ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ И СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРО- ОБОРУДОВАНИЯ (МЭКСЭ) СХЕМА МЭК ПО СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ВЗРЫВООПАСНЫХ СРЕД (МЭКЕх) СИСТЕМА МЭК ПО СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ (МЭКЭК)

Ленинский проспект, д.9, Москва, В-49, ГСП-1, тел: , факс: