Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010 – 11 учебном году в Красноярском крае Красноярск, 15 сентября 2011г.
Введение курса – системное изменение Согласованный план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса – Минобр РФ и МинНиОбр края (рабочая группа, краевое метод объединение) Соглашение о сотрудничестве Министерства образования и науки Красноярского края и Красноярской Епархии РПЦ Закон Красноярского края от «О внесении изменений в законы края, регулирующие вопросы в области краевого (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае», разработана система методических рекомендаций и локальных актов разработана и реализована каскадно-тьюторская схема повышения квалификации педагогов (1995 человек) - КК ИПКиППРО
Апробация курса ОРКСЭ в Сибирском и Дальневосточном ФО Субъекты Количество общеобразо вательных учреждений Количеств о учителей и тьюторов Количество учащихся 5 классов 2010г. Количество учащихся 4 классов, 2011г Всего школьнико в участников апробации Количество учащихся, сменивших модуль Камчатски й край Красноярск ий край Новосибир ская область Томская область Еврейская Автономна я область ИТОГО
2010\11 учебный год - площадки обсуждения краевой Гражданский Форум ( г.) - экспертная конференция «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание» с участием 300 учителей курса и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса, научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век» (10 – г.) - секция «Апробация курса ОРКСЭ» и круглый стол по апробации с участием 40 учителей курса и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса, XI Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения (11 – г.) - секция «Церковь и образование» и круглый стол «Церковь и образование: вызовы эпохи» с участием 170 учителей курса Краевой Методический Совет (25 – ) – видеоконференция и Форум на сайте ИПК – анализ итогов апробации, разработка методических рекомендаций
Инициативы Муниципальные конкурсы разработок уроков по курсу ОРКСЭ Сборники лучших разработок уроков по курсу ОРКСЭ модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» - КРАЕВОЙ ДИСК Сетевые сообщество учителей курса в муниципальном районе Опыт организации сетевого сообщества педагогов курса в условиях района, разделенного природными условиями (на разных берегах Енисея, в большой отдаленности) Зональный семинар- совещание по апробации курса Организация семинаров, конференций учителей курса – представление, обсуждение мастер-классов Педагогические практики студентов-религиоведов Красноярского госуд. пед.университета им.В.П.Астафьева Студенты получили возможность прохождения педагогической практики учебному курсу, который является содержанием их образования
Трудности апробации Организационные – часы в учебном плане Содержательные - Учебное пособие по светской этике слабое, не соответствует возрастным особенностям детей. Оценивание безотметочное. Научно-педагогические Как увидеть личностные, метапредметные результаты курса? Профессиональные - квалификация педагогов по проблематике духовно-нравственного воспитания Коммуникативные. Взаимодействие с родителями. Влияние школьного уклада, атмосферы. Отчуждение, безразличие некоторых руководителей ОУ и Управляющих советов, не подготовленных к новым задачам Социальная специфика (большой\малый город, отдаленные поселения\миграционные потоки \конфессиональная и т.д.)
Выбор модулей комплексного курса в 2009\2010 и в 2010\2011 учебных годах Наименование модулей курса ОРКСЭ 2009\10 Учебный год 2010\11 учебный год Основы православной культуры ,% ,% Основы исламской культуры 104 0,4% - Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур ,% ,% Основы светской этики ,% ,% Итого
8 Сотрудничество в формировании у подрастающего поколения не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека и общество. Борьба за возможность воспитания на этих началах есть борьба за будущее России.
9 99 Воспитательные идеалы в истории России Наша новая школа (с 2010 г.) - в ысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Постсоветский период (1991 – 2000 гг.) - свободная в самоопределении и развитии личность Советский период (1917 – 1991 гг.) - воспитание советского человека - строителя коммунизма Императорский период (XVIII в. – 1917 г.) - воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» Средневековая Русь - воспитание православного русского человека, укорененного в духовных традициях христианства
Ф.Козырев: Проблема светскости у нас прямо связана с возможностью или невозможностью преподавать религию в школе Секулярное решение (религиозное образование запрещается в школах) или антирелигиозность государства и государственных учреждений Различные формы сотрудничества между религиозными объединениями и государством, различные формы включения религиозного компонента в общеобразовательную программу Открытое образование, адресованное как верующим, так и неверующим, как представителям одной религии, так и представителям другой религии, осуществляется независимо от религиозных объединений, и исповедание веры со стороны учителя становится необязательным и не является критерием при приеме на работу, не предполагает мировоззренческого единства учащихся (Ниниан Смарт – обучение у религии)
Религиозное образование – три типа обучение в религии (катехизация и воцерковление и т.п.) профессиональное религиозное образование (духовное) – о религии религиозно-культурологическое образование (по целям и форме реализации светское, по мировоззренческим основаниями и содержанию – религиозное) – у религии 11
Методологическая культура учителя Эпистомологическая культура Религиозная терпимость, толерантность Видение основной проблемы педагогики – внутренней антиномии, противоречия образования. Что мы должны воспитывать?
Отношение учителей к религиозному образованию и духовно-нравственному воспитанию в школе Как Вы относитесь к тому, что религиозное образование и духовно- нравственное воспитание (ДНВ) определены государством в качестве задач школы? поддерживают ДНВ и признают актуальность 51% поддерживают, но считают, что условия для решения этих задач не достаточны 48% категорически против религиозного образования, считают, что это задачи конфессий 0,6% Должен ли учитель, преподающий основы религиозной культуры быть верующим человеком (воцерковленным в этой конфессии)?: да, так должно быть обязательно – 0,05%, это не обязательно – 50%, религиозные взгляды не важны, учитель ОРКСЭ может быть и гуманитарно образованным атеистом – 49,2%
Работа с родителями Как Вы относитесь к выбору модулей курса родителями и учащимися? это правильно, выбор должен быть - 81,5% выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который определит родительское собрание – 18,3% выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который определит администрация или педагогический совет- 0,5% Заинтересованность родителей для большинства родителей это важный курс – 49% в основном родители равнодушны ко всем темам курса – 18% отношение изменилось в лучшую сторону – 33% Оказывали ли Вы влияние по решение родителей о выборе модуля? 14%
2011 – 2012 уч.г. Осмысление курса Курс в подростковой и старшей школе? Хрестоматия (ТЕКСТЫ!) Учитель курса – школа (администрация, коллеги) – родители - общество Учителя курса как профессиональное сообщество