1. Какие компетентности являются ключевыми? 2. Какие изменения следует внести в образовательный процесс, чтобы создать условия для формирования ключевых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
АО ИППК РО Компетентностный подход в образовании.
Компетенции и компетентостный подход. «… четыре столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Компетентность как новое качество образования Компетентностная основа инновационности образовательных технологий.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Компетентностный подход в формировании результата образования у учащихся с инвалидностью в условиях социальной и образовательной инклюзии Борисова Наталья.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Васильчук Ирина Алексеевна. Воспитатель высшей категории. «Прогимназия 108». Г. Улан –Удэ.
Транксрипт:

1. Какие компетентности являются ключевыми? 2. Какие изменения следует внести в образовательный процесс, чтобы создать условия для формирования ключевых компетентностей у учащихся?

«Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые» - (Иванов Д.А.).

«…общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Ключевые компетентности - Система универсальных знаний, умений и навыков; опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности Система универсальных знаний, умений и навыков; опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности Существуют различные подходы к определению набора ключевых компетентностей

Авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования» в список наиболее важных ключевых компетентностей включили: Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (роли гражданина, избирателя, потребителя); Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности. компетентность в бытовой сфере;

А.В. Хуторской Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Социально-трудовая компетенция Учебно-познавательная компетенция Коммуникативная компетенция Информационная компетенция Компетенция личностного самосовершенствования

Зимняя И.А. относящиеся к самому человеку как к личности, как к субъекту деятельности, общения относящиеся к деятельности человека относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы Ключевые компетентности

В проекте «Среднее образование для Европы» выделены следующие ключевые компетентности: КОММУНИКАТИВНЫЕ; ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ; КОГНИТИВНЫЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ;

Способность принимать ответственность; Участвовать в принятии групповых решений; Разрешать конфликты ненасильственно ; Участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов

Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования Коммуникативные компетентности – умение пользоваться системой Интернет

Обладание информационным ресурсом Критичное отношение к полученной информации ИНФОРМАЦИОННЫЕ компетентности Владение информационными технологиями

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе, толерантность. Принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков, религий.

Когнитивная компетентность Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Поработаем в группах! Сравните, пожалуйста, разные подходы к определению ключевых компетентностей. Сравните, пожалуйста, разные подходы к определению ключевых компетентностей. Что общего в подходах? Что общего в подходах? Чем они отличаются? Чем они отличаются? Какой из них возьмем за основу? Какой из них возьмем за основу?

Усвоение обучающимися социально- исторического опыта и собственное развитие личности (И.П. Подласый) …воспитание и обучение в интересах личности, общества и государства… (Закон «Об образовании») Развитие личности посредством научно организованного обучения и воспитания (В.Д. Симоненко)

Культурологическая Образование – это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры Когнитивная Образование рассматривается как познание на основе мышления Ведущие парадигмы образования (парадигма – это совокупность теоретических и методических предпосылок, которыми руководствуются в практике) Личностно- ориентированная Образование – воспитание личности в процессе субъект – субъектного взаимодействия Функциональная Образование – социокультурная технология, готовящая нужные обществу кадры

Традиционная модель образования Модели Образования (в рамках парадигм) Модели Образования (в рамках парадигм) Рационалистическая модель образования Феноменологическая модель образования Дистанционная модель образования Неинституциональная модель образования

Традиционная модель образования Это модель систематического академического образования как способа передачи универсальных элементов культуры из прошлого в настоящее. Система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация с жестким централизованным определением целей, содержания, контроля.

Во главу угла ставятся эффективные способы усвоения обучающимися знаний. Не предусматривается творчество, самостоятельность. Учащиеся получают адаптивный «поведенческий репертуар», действует по шаблону. «Натаскивание» на решение задач, выполнение тестов и др. Рационалистическая модель образования

В центре – личность обучающегося и его развитие как субъекта. Ориентирована на развитие внутреннего мира, межличностное общение, диалог, психолого-педагогическую поддержку в личностном росте. Феноменологическая модель образования

Неинституциональная модель образования Ориентируется на организацию образования вне социальных институтов: образование «на природе», «открытые школы», «открытые университеты», с помощью системы Интернет, «параллельные школы».

Дистанционная модель образования Особенности: индивидуальное общение обучающегося и обучаемого; использование тьюторов (консультантов, организаторов); самостоятельный поиск информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка; использование мультимедийных средств обучения

«…в целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании – формирующей (традиционной) и личностно- ориентированной (гуманистической)…» (Е.В. Бондаревская) «…в целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании – формирующей (традиционной) и личностно- ориентированной (гуманистической)…» (Е.В. Бондаревская)

Роль ЗУН ЦЕЛЬ традиционнаягуманистическая Формирование личности с заранее заданными свойствами Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры традиционнаягуманистическая Цель обученияСредство развития личности

обучаю щий Обучаю щийся традиционнаягуманистическая Объект процесса обучения и воспитания Субъект процесса обучения и воспитания традиционнаягуманистическая Источник и контролер знаний Координатор, консультант, помощник, менеджер

результ аты средства традиционнаягуманистическая монологДиалог, сотрудничество традиционнаягуманистическая Уровень обученности и социализированности Уровень личностного развития, учебная самостоятельность, самоопределение и самореализация

Вывод: Условия для формирования ключевых компетентностей могут быть созданы только в гуманистической парадигме образования (личностно - ориентированной) Обратимся к особенностям личностно ориентированного образовательного процесса:

Основными компонентами образовательного процесса являются цель, задачи, содержание, формы и методы, средства, деятельность субъектов процесса, критерии и показатели эффективности, результаты. В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов.

Системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, в целях каждого урока, занятия). Чтобы достичь цели образования, необходимо решить определенные задачи. системообразующий элемент образовательного процесса

Взаимная деятельность обучающего и обучаемого осуществляется по общему алгоритму: анализ исходной ситуации; постановка конкретных образовательных целей и задач; отбор содержания и средств достижения целей; планирование и осуществление образовательных действий; контроль, самоконтроль, анализ результатов; корректирование совместной работы

Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности. Критерии и показатели эффективности образовательного процесса устанавливаются заранее. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала, имеющее инвариантный и вариативный компоненты. тест

РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИВАЮТСЯ С ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ Результатами образовательного процесса являются уровень развития субъектов этого процесса и уровень развития образовательного учреждения, в котором осуществляется образовательный процесс.

В процессе личностно ориентированного образовательного процесса у учащихся формируются когнитивные компетентности; политические и социальные компетентности; коммуникативные компетентности; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; информационные компетентности. В процессе личностно ориентированного образовательного процесса у учащихся формируются когнитивные компетентности; политические и социальные компетентности; коммуникативные компетентности; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; информационные компетентности.

Поработаем в группах: определим, как должен быть выстроен образовательный процесс, чтобы у учащихся формировались ключевые компетентности

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, Гершунский Б.С. Философия образования. – М., Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., Закон РФ «Об образовании». – Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. – М., Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., Подласый И.П. Педагогика. – М., Смирнов И.П. Человек – образование –профессия – личность. М., Выход