Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГерасим Шишкин
1 АО ИППК РО Компетентностный подход в образовании
2 План. 1. Аспекты реализации компетентностного подхода в образовании. 2. Профессиональная компетентность.
3 Образование …целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства (Закон РФ «Об образовании»)
4 Подходы к образованию Подход Подход – совокупность взглядов и идей, реализуемых в теории и практике. Системный; Деятельностный; Личностно-ориентированный; Культурологический; Диалогический; Компетентностный и др.
5 Компетентностный подход в официальных документах Декларация Болонского процесса; «Стратегия модернизации содержания общего образования» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция федеральной целевой программы развития образования на гг.
6 Компетентностный подход – это…? подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов; подход, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами образования.
7 Компетентностный подход - «… это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые» (Иванов Д.А.).
8 Компетенция? Компетентность? Компетенция – внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования личности (знания, программы действий, системы ценностей и отношений) Компетентность – актуальное, деятельностное проявление личностью компетенций
9 Что такое компетентность? - это умение (способность) человека мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем; Компетентность: объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования; формирует содержание образования «от результата» («стандарт на выходе»); имеет интегративную природу, ибо вбирает в себя ряд близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.).
10 Признаки компетентности : интегральная характеристика; деятельностный характер; осуществление выбора; творческое решение; личностное отношение.
11 Реализация компетентностного подхода в образовании предполагает формирование и развитие Ключевых компетентностей; Совершенствование общеучебных умений и навыков (стандарт) Обобщенных предметных умений; Прикладных предметных умений; Жизненных навыков. (Академия ПК и ПП РО)
12 1.Ключевые компетентности Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
13 Особенности ключевых компетентностей(1) Ключевые компетентности многофункциональны. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях; Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.;
14 Особенности ключевых компетентностей(2) Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), а также здравый смысл.
15 Ключевые компетентности Ключевые компетентности «Стратегия модернизации содержания общего образования» (1) Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; Компетентность в сфере гражданско- общественной деятельности (роли гражданина, избирателя, потребителя); Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; Компетентность в бытовой сфере; Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
16 Зимняя И.А. выделяет группы ключевых компетентностей (2): относящиеся к самому человеку как к личности, как к субъекту деятельности, общения; относящиеся к деятельности человека; относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.
17 (Совет Европы, 1996) (3) политические и социальные; межкультурные; коммуникативные; информационные; когнитивные (способность учиться).
18 Способность принимать ответственность; Участвовать в принятии групповых решений; Разрешать конфликты ненасильственно ; Участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
19 Коммуникативные компетентности Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования; Умение пользоваться системой Интернет.
20 ИНФОРМАЦИОННЫЕ компетентности Обладание информационным ресурсом; Владение информационными технологиями; Критичное отношение к полученной информации.
21 МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе, толерантность; Принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков, религий.
22 Когнитивные компетентности Способность учиться на протяжении жизни - основа непрерывного обучения в контексте как профессиональной, так и социальной (в т.ч. личной) жизни.
23 2.Совершенствование общеучебных умений и навыков (стандарт) предполагает развитие след. видов деят-ти 1. Познавательная деятельность (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование и др. методы; определение структуры объекта познания, выделение значимых частей и установление взаимосвязей; определение адекватных способов решения учебной задачи на основе алгоритмов; творческое решение учебных и практических задач и др.); 2. Информационно-коммуникативная деятельность (владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, перефразировать мысль, использовать различные источники информации и т.д.); 3. Рефлексивная деятельность (самостоятельная организация учебной деятельности – постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и т.д.).
24 3.Обобщенные предметные умения Например, умение решать классы задач (физика); понимание иноязычной речи (ин. язык); оценка произведений искусства (музыка, изобразительное искусство); умение интерпретировать таблицы и диаграммы (математика) и др.
25 ? 4.Прикладные предметные умения
26 5.Жизненные навыки (функциональная грамотность) Например, умение считать деньги; пользоваться мобильным телефоном; применять препараты бытовой химии; заполнять налоговую декларацию; составлять резюме, заявление и др.
27 Компетентности – знания - умения – навыки = ??? ??? Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, включает их в себя, но не сводится к их сумме. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Понятие компетентности включает не только результаты обучения (знания и умения), но и систему ценностных ориентаций, привычки и др.
28 Реализация компетентностного подхода Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
29 Реализация компетентностного подхода требует: Анализа отечественного и мирового опыта в реализации компетентностного подхода. Анализа соотношения между компетентностным подходом и традиционными принципами построения содержания образования в российской школе. Разработки списка ключевых компетенций и рекомендаций по их освоению на разных ступенях школы и на разном предметном материале. Интерпретации существующего содержания общего образования в деятельностной форме, с учетом ключевых компетенций, включаемых в содержание образования. Разработки методов и содержания оценки учебных достижений в деятельностной ориентации с учетом ключевых компетентностей.
30 Межпредметные связи и выход за рамки предмета; Опора на уже имеющиеся у школьников знания и опыт; Самостоятельная деятельность и личная ответственность; Обеспечение успешности обучения и обратной связи. Некоторые принципы организации образовательного процесса
31 Что такое профессиональная компетентность? способностьрешать проблемы задачи реальных ситуациях … интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием: знаний, умений; профессионального и жизненного опыта; ценностей; наклонностей.
32 Слагаемые профессиональной компетентности педагога Компетентности Базовые Специальные Ключевые
33 Базовые компетентности: Концептуальная - способность понимать теоретические основы профессионально-педагогической деятельности, владение основными общими подходами, философией и методологией педагогики;
34 Базовые компетентности: Инструментальная – владение основными педагогическими методами и приемами; Контекстуальная – способность понимать социальную, культурную, организационную среду, в которой осуществляется профессиональная педагогическая деятельность; особенности проявления индивидуальности каждого человека в педагогическом процессе в целях осуществления индивидуально- дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;
35 Базовые компетентности: Интегративная – способность сочетать теорию с практикой при решении различных педагогических проблем; Ценностно-этическая – принятие норм и ценностных установок педагогической работы, ее гуманистической направленности, социальной ответственности, значимости педагогической деятельности для развития общества, развития человека;
36 Базовые компетентности: Адаптивная – это умение предвидеть противоречивость педагогических процессов, характер возможных социально-педагогических изменений, разнообразие развития ситуаций, неоднозначность событий и поведения людей и заранее быть к ним готовым; Коммуникативная – это способность эффективно использовать современные информационные потоки в педагогической деятельности, вести диалогическое общение в разнообразных социально-педагогических позициях, воспринимать и понимать различных людей, их самобытность, позиции, мнения.
37 Специальные компетентности: отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности; реализуют ключевые и базовые компетентности в области учебного предмета, в конкретной области профессиональной деятельности.
38 Развитие профессиональной компетентности: бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю») ; сознательная некомпетентность ( «Я знаю, что я не знаю» ) ; сознательная компетентность ( «Я знаю, что я знаю») ; бессознательная компетентность (уровень мастерства )
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.