1 Государственно-частные партнерства (ГЧП) Мишель Одиже Ведущий специалист по портам Регион ЕЦА, Всемирный банк Семинар по вопросам развития ГЧП в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Advertisements

Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Российские модели проектов ГЧП. Системные проблемы и пути их решения СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
ВЫПУСК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ 7-8 ДЕКАБРЯ 2004 г. г. МОСКВА.
Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта IX Красноярский экономический форум 16 февраля 2012.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АУТСОРСИНГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ ДИАЛОГ ПЛЮС.
Подготовка и привлечение финансирования для проектов ГЧП Светлана Радченко Старший Банкир ЕБРР 27 мая 2010.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
The World Bank Государственно-частные партнерства на железнодорожном транспорте Лу Томпсон (Lou Thompson) Москва, 3-4 марта 2005 г. Thompson, Galenson.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Некоммерческое партнерство ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА Отраслевая Программа развития рынка распространения прессы Москва Конференция Издательская.
Сиваев Сергей Борисович Возможности и ограничения концессии в коммунальном секторе
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Структурирование проекта Инвестиционного фонда РФ СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОЙ.
Транксрипт:

1 Государственно-частные партнерства (ГЧП) Мишель Одиже Ведущий специалист по портам Регион ЕЦА, Всемирный банк Семинар по вопросам развития ГЧП в России (Москва, 3-4 марта 2005 г.) Портовое хозяйство

2 Четыре главных российских порта, обеспечивающих выход на мировые рынки

3 Распределение ролей на новом этапе развития портового хозяйства Морские администрации портов (государство) H Обеспечение базовой инфраструктуры (доступ / охрана / связь) H Создание надежных административных основ H Обеспечение безопасности движения и охрана окружающей среды H Техническое регулирование H Содействие развитию сотрудничества в рамках портового сообщества Коммерческие терминалы (частный сектор) H Осуществление хозяйственной деятельности H Управление коммерческими рисками H Разработка и осуществление инвестиционной политики H Стимулы для эффективной работы и установления конкурентных тарифов H Решающая роль в содействии развитию эффективной логистики

4 Источник: ADB Распределение ответственности в портовом хозяйстве

5 Определение схем ГЧП Очень широкий спектр – от контрактов на проведение работ и оказание услуг до полной приватизации Очень широкий спектр – от контрактов на проведение работ и оказание услуг до полной приватизации «За» и «против» схем ГЧП «За» и «против» схем ГЧП В любом случае, для того, чтобы добиться успеха, т.е. заключить долгосрочные обоюдовыгодные соглашения, нужно пройти долгий – до полутора лет – и сложный [двух- или трехэтапный] путь В любом случае, для того, чтобы добиться успеха, т.е. заключить долгосрочные обоюдовыгодные соглашения, нужно пройти долгий – до полутора лет – и сложный [двух- или трехэтапный] путь В каждом случае необходим индивидуальный подход В каждом случае необходим индивидуальный подход Размер имеет значение: каждая сделка должна стоить, как минимум, 100 млн долларов США Размер имеет значение: каждая сделка должна стоить, как минимум, 100 млн долларов США

6 Стратегические основы (т.е. законодательство в области ГЧП, институциональный потенциал, программа экономического регулирования и распространения информации) Структура операций (т.е. структура рынка, возмещение затрат и финансовая приемлемость) Обоснование инвестиций (т.е. приемлемые механизмы распределения рисков) Управление рисками государственного сектора (т.е. оценка и мониторинг обязательств государства в рамках ГЧП) Основные трудности на пути к успеху: ГЧП: возможные варианты и трудности на пути к успеху

7 ЗаПротив Конкурентные процедуры Конкурентные процедуры Повышение прозрачности Повышение прозрачности Продуманное распределение рисков Продуманное распределение рисков Учет баланса Учет баланса Использование эффективных и новаторских подходов частного сектора Использование эффективных и новаторских подходов частного сектора Распределение коммерческих рисков Распределение коммерческих рисков Сложность Сложность Высокие транзакционные издержки Высокие транзакционные издержки Стоимость заимствований превышает стоимость государственного финансирования Стоимость заимствований превышает стоимость государственного финансирования Отсутствие опыта управления Отсутствие опыта управления Риски формирования структуры Риски формирования структуры Отношение общественности и политические последствия Отношение общественности и политические последствия Ссылка: EBRD 2004 ГЧП: «за» и «против»

8 В основном, для привлечения частного финансирования, но также для В основном, для привлечения частного финансирования, но также для повышения конкурентоспособности портов [примеры: Антверпен, мексиканские порты и Лаем Чабанг]; повышения конкурентоспособности портов [примеры: Антверпен, мексиканские порты и Лаем Чабанг]; укрепления связей с мировым рынком [примеры: «Маерск» в С.-Петербурге (Транссиб) и «Алгесирас»]; укрепления связей с мировым рынком [примеры: «Маерск» в С.-Петербурге (Транссиб) и «Алгесирас»]; интенсификации международного торгового обмена между Россией и остальным миром [перспективы развития международных контейнерных перевозок, объем которых удвоился в текущем десятилетии.] интенсификации международного торгового обмена между Россией и остальным миром [перспективы развития международных контейнерных перевозок, объем которых удвоился в текущем десятилетии.] Для чего нужны ГЧП в портовом хозяйстве?

9 Развитие событий в сфере контейнерных перевозок Увеличение потока контейнеров; Увеличение потока контейнеров; Увеличение максимального размера судов; Увеличение максимального размера судов; Развитие ИКТ и автоматизация; Развитие ИКТ и автоматизация; Требования эффективности; Требования эффективности; Ключевые международные участники; Ключевые международные участники; Необходимость инвестирования средств в терминальные комплексы и современную грузоперевалочную технику Необходимость инвестирования средств в терминальные комплексы и современную грузоперевалочную технику

10 Развитие международной контейнерной торговли (источники: разное)

11 Конкурентный наземный маршрут для транспортировки контейнерных грузов? Источник: MOTC Finland

12 Создание ГЧП в портовом хозяйстве: ключевые факторы успеха Цели создания ГЧП: трудный выбор между двумя крайностями: Цели создания ГЧП: трудный выбор между двумя крайностями: получение максимального дохода администрацией порта получение максимального дохода администрацией портаи обеспечение максимальной конкурентоспособности пользователей портовых услуг]; обеспечение максимальной конкурентоспособности пользователей портовых услуг]; Открытый и прозрачный тендерный процесс; Открытый и прозрачный тендерный процесс; Оптимальное распределение рисков [2 слайда]; Оптимальное распределение рисков [2 слайда]; Стандартные временные рамки правильно структурированного ГЧП; Стандартные временные рамки правильно структурированного ГЧП; Двух- или трехэтапный подход [3 слайда]. Двух- или трехэтапный подход [3 слайда].

13 Оптимальное распределение рисков (1/2) Политические риски (конфискация / экспроприация / национализация, гражданские беспорядки / война). Смягчение рисков за счет использования международного арбитража и гарантий от некоммерческих рисков (МБРР и МАГИ) Риски, связанные с работой правительства (выполнение условий концессионных соглашений). Смягчение рисков за счет страхования и использования гарантий (МБРР и МАГИ) Экологические риски, а также риски, связанные с технической безопасностью Ограничения, связанные с воздействиями на окружающую среду и технической безопасностью, определяются в концессионном соглашении Строительные риски Обычно эти риски возлагаются на концессионера. Приобретение правительством земельного участка до начала строительства. Проблема геотехнических рисков

14 Оптимальное распределение рисков (2/2) Риски, связанные с техническими работами Эти риски возлагаются на концессионера Риск недополучения доходов на существующих объектах Во многих случаях это приемлемый риск, который может возлагаться на концессионера (в концессионном соглашении должно быть соответствующее положение о тарифах) Риск недополучения доходов на вновь построенных объектах Это один из основных рисков (объем движения, уровень тарифов, доходы в местной валюте). Во многих случаях концессионер не может полностью брать на себя этот риск Финансовые риски Необходимо страхование риска неконвертируемости валюты / перевода средств из страны в страну Проблема валютного риска. Прочие риски, возлагаемые на кредиторов. Гарантии Всемирного банка с частичным покрытием рисков.

15 Примерный график проведения операции [15-18 месяцев]: (Двухэтапный процесс) Ориентировочный график проведения операции [15-18 месяцев] Подписание полномочий Привлечение средств (траст-фонды и другие гранты…) Привлечение средств (траст-фонды и другие гранты…) Закупка услуг консультантов – начало комплексной проверки Закупка услуг консультантов – начало комплексной проверки?? +1 мес. Этап 1: диагностика, анализ и рассмотрение вариантов Отчет о результатах комплексной проверки Отчет о результатах комплексной проверки Рассылка потенциальным инвесторам предварительного Рассылка потенциальным инвесторам предварительного справочного Информационного меморандума (ИМ) справочного Информационного меморандума (ИМ) Представление Доклада о вариантах стратегии (ДВС) Представление Доклада о вариантах стратегии (ДВС) + 2 мес. + 1 мес. 6 месяцев 6 месяцев Решение Правительства относительно ДВС: начало реструктуризации Этап 2: операция Рассылка потенциальным инвесторам Информационного меморандума – Рассылка потенциальным инвесторам Информационного меморандума – начало официального маркетинга начало официального маркетинга Предварительный квалификационный отбор потенциальных инвесторов Предварительный квалификационный отбор потенциальных инвесторов Комплексная проверка инвесторов – обустройство помещения для Комплексная проверка инвесторов – обустройство помещения для изучения информации изучения информации Выпуск проекта конкурсной документации - начало переговоров с Выпуск проекта конкурсной документации - начало переговоров с участниками конкурса в целом участниками конкурса в целом Выпуск окончательного варианта конкурсной документации Выпуск окончательного варианта конкурсной документации Проведение конкурса и присуждение контракта Проведение конкурса и присуждение контракта Завершение операции Завершение операции? + 1 мес. + 2 мес. + 1 мес. + 2 мес. 9 месяцев

16 Этап I: стратегический анализ и комплексная проверка [6 месяцев] Technical/Технич./ Operationalоперационн. Reviewанализ LegalПравовой Reviewанализ Social/Социально- Environmlэкологич. Reviewанализ PreliminaryПредварит. Marketоценка Assessmentрынка Доклад о вариантах стратегии и рекомендации Financial /Финансово- Economicэкономич. Reviewанализ

17 Этап II: операция [9 месяцев] Info.Memo/Информ. меморандум/ Marketingмаркетинг Bidder DueКомплексная проверка Diligence/участников/ обустройство Dataroomпомещения для изучения информации Draft BidПроект Documentsконкурсн. документации PreПредварит.-- qualificationквалифик. отбор BidПроведение конкурса Bid AwardПрисуждение контракта &и Closingзавершение операции NegotiateПереговоры по Bidпо конкурсн. Documentsдокументации

18 1. «Технический» отбор: (в основном, по результатам изучения подробного бизнес-плана) по принципу «прошел/не прошел» 2. Финансовый отбор: (по результатам рассмотрения единого документа, т.е. проекта лицензионного / концессионного соглашения) – простые критерии отбора – например, фиксированная годовая плата плюс роялти (за каждую контейнерную перевозку) за услуги, которые концессионер предоставляет клиентам порта 3. Предварительный квалификационный отбор: (предшествующий опыт финансирования и эксплуатации портовых комплексов, возможности проектного финансирования) Трехэтапный процесс

19 Где можно применять схемы ГЧП? В любом случае ГЧП может быть создано только для реализации экономически и финансово обоснованных проектов В любом случае ГЧП может быть создано только для реализации экономически и финансово обоснованных проектов Размер имеет значение [транзакционные издержки -> минимальный размер проекта млн долларов США…] Размер имеет значение [транзакционные издержки -> минимальный размер проекта млн долларов США…] Заинтересованность частного сектора в работе портового хозяйства [см. схему ADB]: Заинтересованность частного сектора в работе портового хозяйства [см. схему ADB]: Перевалка грузов, особенно контейнеров; Перевалка грузов, особенно контейнеров; Обслуживание судов (буксировка, постановка к причалу и т.д.) Обслуживание судов (буксировка, постановка к причалу и т.д.) Логистические услуги с высокой добавленной стоимостью Логистические услуги с высокой добавленной стоимостью Реконструкция территории на стыке порта и города в интересах города Реконструкция территории на стыке порта и города в интересах города предшествующий опыт России и других стран предшествующий опыт России и других стран

20 Перечень ГЧП в портовом хозяйстве стран региона ЕЦА ( гг.) Источник: WB PPI Database 2003

21 Перечень ГЧП в портовом хозяйстве разных стран мира ( гг.) Источник: WB PPI Database 2003

22 Перспективы создания ГЧП в России … в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 г.: Железнодорожно-паромное сообщение между С.-Петербургом, Усть-Лугой и Калининградом; Железнодорожно-паромное сообщение между С.-Петербургом, Усть-Лугой и Калининградом; Мощности для перегрузки нефти, зерна и контейнеров в порту Новороссийск; Мощности для перегрузки нефти, зерна и контейнеров в порту Новороссийск; Порты Восточный/Владивосток и железнодорожные подъезды к ним; Порты Восточный/Владивосток и железнодорожные подъезды к ним; Логистические услуги и развитие внутренних водных путей: Логистические услуги и развитие внутренних водных путей: Астраханский водный транспортный узел; Астраханский водный транспортный узел; Махачкалинский порт; Махачкалинский порт; Реконструкция Кочетовского гидроузла на реке Дон. Реконструкция Кочетовского гидроузла на реке Дон.

23 Перспективы создания ГЧП в России

24 Сравнительные преимущества Группы Всемирного банка Тесное сотрудничество с российскими властями Тесное сотрудничество с российскими властями Консультационные услуги МБРР и/или МФК Консультационные услуги МБРР и/или МФК Широкий круг специалистов, имеющих опыт работы в разных странах мира Широкий круг специалистов, имеющих опыт работы в разных странах мира Внешние консультанты и эксперты Внешние консультанты и эксперты Репутация «честного брокера» Репутация «честного брокера» Рост доверия со стороны частного сектора Рост доверия со стороны частного сектора Обеспечение баланса интересов государства и частного сектора Обеспечение баланса интересов государства и частного сектора Прозрачные и конкурентные процедуры создания ГЧП, а также другие преимущества Прозрачные и конкурентные процедуры создания ГЧП, а также другие преимущества Набор инструментов для реформирования портового хозяйства ( Набор инструментов для реформирования портового хозяйства (

25 ГВБ: финансовая поддержка ГЧП Твердая валюта: Займы (инвестиции и экономическая политика, МБРР, МАР) Займы (инвестиции и экономическая политика, МБРР, МАР) Механизмы перекредитования Механизмы перекредитования Схемы софинансирования (займы, МФК) Схемы софинансирования (займы, МФК) Гарантии (МБРР, МАР, МФК, МАГИ) Гарантии (МБРР, МАР, МФК, МАГИ) Страхование (МАГИ) Страхование (МАГИ) Акционерный капитал и связанные с ним продукты (МФК) Акционерный капитал и связанные с ним продукты (МФК) Местная валюта: Возможность конвертации валют (ЗФС) Возможность конвертации валют (ЗФС) Валютный своп Валютный своп Гарантии Гарантии Возможности укрепления институционального потенциала: ППИАФ ППИАФ ВСП ВСП БНПП (партнерство Банка и Нидерландов) БНПП (партнерство Банка и Нидерландов) ТАФ (ПИДГ) ТАФ (ПИДГ) ФИАС ФИАС Осуществление проектов (операций) : ДЕВКО (Консультационная служба МФК) ДЕВКО (Консультационная служба МФК) ГПОБА ГПОБА Союз городов Союз городов ПИДГ (ЕАИФ, Гарантко, Инфрако – также предоставляет финансовые продукты) ПИДГ (ЕАИФ, Гарантко, Инфрако – также предоставляет финансовые продукты) Финансовые продукты Консультационные услуги Консультационные услуги /1 /1 Включая сотрудничество с другими донорами

26 Дальнейшие действия (1/2) Проведение независимого анализа портового хозяйства России с целью: Проведение независимого анализа портового хозяйства России с целью: Определения значимости существующих институциональных основ и административной структуры Определения значимости существующих институциональных основ и административной структуры Определения уровня внутрипортовой и межпортовой конкуренции, а также эффективности и значимости существующих механизмов регулирования Определения уровня внутрипортовой и межпортовой конкуренции, а также эффективности и значимости существующих механизмов регулирования Оценки эффективности работы, уровня тарифов и удовлетворенности грузоотправителей полученными услугами Оценки эффективности работы, уровня тарифов и удовлетворенности грузоотправителей полученными услугами Оценки имеющейся и будущей пропускной способности портов (по объему и видам груза) Оценки имеющейся и будущей пропускной способности портов (по объему и видам груза) Оценки «интермодальности» и логистических услуг с высокой добавленной стоимостью Оценки «интермодальности» и логистических услуг с высокой добавленной стоимостью Оценки перспектив развития ГЧП. Оценки перспектив развития ГЧП.

27 Дальнейшие действия (2/2) Составление плана действий на краткосрочную и среднесрочную перспективу с целью: Составление плана действий на краткосрочную и среднесрочную перспективу с целью: Формирования необходимых нормативно-правовых основ Формирования необходимых нормативно-правовых основ Увеличения пропускной способности (и повышения эффективности работы) портов за счет создания ГЧП Увеличения пропускной способности (и повышения эффективности работы) портов за счет создания ГЧП Совершенствования железнодорожного, автотранспортного и внутреннего водного сообщения между портами и внутренними районами страны, особенно центрами производства российской нефти и газа Совершенствования железнодорожного, автотранспортного и внутреннего водного сообщения между портами и внутренними районами страны, особенно центрами производства российской нефти и газа Внедрения современных информационно- коммуникационных технологий Внедрения современных информационно- коммуникационных технологий Обустройство и развитие, по мере необходимости, территории на стыке порта и города в целях минимизации воздействия портовой деятельности на жизнь города Обустройство и развитие, по мере необходимости, территории на стыке порта и города в целях минимизации воздействия портовой деятельности на жизнь города

28 Государственно-частные партнерства (ГЧП) Мишель Одиже Ведущий специалист по портам Регион ЕЦА, Всемирный банк Спасибо! Семинар по вопросам развития ГЧП в России (Москва, 3-4 марта 2005 г.)