Становление ученика исследователя как профессионально – педагогическая задача (опыт разработки спецкурса для профильного обучения) Лихачёва Татьяна Вячеславовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика организации исследований учащихся в гуманитарном направлении На материале опыта гимназии 73 «Ломоносовская гимназия»
Advertisements

II международная научно-практическая конференция «МИР - ЯЗЫК - ЧЕЛОВЕК » ВЛАДИМИР НОЯБРЯ 2012 Никитина Татьяна Авенировна, учитель английского языка.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Компетентностно- ориентированный подход, как основа формирования здоровой и успешной личности.
Элективный курс «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания БОУ г. Омска «Гимназия 12»
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
1 Метод проектов В образовательном процессе. 2 «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как смогу это применить»
Аннотация Учебный проект проводится на заключительном этапе изучения темы 7 класса «Силы в механике», как повторительно-обобщающий урок. Проект имитирует.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
"Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь". Я. А. Коменский.
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 2. Умеющий.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Методическое объединение классных руководителей « КОМПЕТЕНЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ» 9 октября 2015 года Доклад Жуковой Н.В. Доклад Жуковой Н.В.
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
Образовательная программа специализированных математических классов МАОУ «Лицей 9»
Транксрипт:

Становление ученика исследователя как профессионально – педагогическая задача (опыт разработки спецкурса для профильного обучения) Лихачёва Татьяна Вячеславовна методист гимназии 73 «Ломоносовская гимназия»

Как сформировать у учащихся ориентацию на познание, исследование на уровне личностно значимой ценности? Как наполнить исследовательскую деятельность значимым содержанием, интересно организовать процесс ее осуществления? Как достойно и объективно оценить получившийся в ходе работы «продукт»?

Ученическое У ум Научно- Н надежда Исследовательское И инициатива Общество О образование

Гуманитарная Физико- математическая Естественнонаучная Секции УНИО Краеведческая Ломоносовская Иностранных языков Информационных технологий

Структура УНИО Председатели секций: Гуманитарная Естественнонаучная Физико-математическая Краеведческая Иностранные языки Информационные технологии Ломоносовская Пресс-центр Президент УНИО Игровой сектор Координационный совет Ответственные за проведение Ломоносовских чтений и конференций УНИО Ответственный за проведение интеллектуальных рингов Ответственный за посвящение пятиклассников в УНИО

Гимн УНИО В УНИО с тобой вступаем мы, Чтоб вокруг поменьше было тьмы. Здесь мы закрепим свои познанья. Интересней нам с наукой жить. Вместе здесь попробуем сложить Чувства, мысли, факты, изыскания. Т от, кто в физике силён, В УНИО стихи узнает он. Ждут здесь биологов и математиков, Здесь поэтам будет честь. Театры, институты ждут фанатиков. Интересных тем здесь не счесть.

Традиционные праздники: Посвящение в члены УНИО. Ломоносовские чтения. Ярмарки научных достижений. КВН между секциями УНИО, командой учителей и командой актива УНИО. Итоговые общешкольные конференции УНИО.

Гуманитарная секция УНИО ГДТЮ Аничков Дворец - Наследники великого города. Русский музей - Андреев В.Е.- старший научный сотрудник, руководитель исследовательских работ Библиотека им. М.В.Ломоносова Музей М.В.Ломоносова ДТЮ Выборгского района -Краеведение - преподаватель Добрынина И.Н. -Археология - преподаватель Гусенцова Т.М.

спецкурс «Основы исследовательской деятельности учащихся» (для учащихся 10-х классов гимназии) Издательство «Амфора», СПб, 2005 г.

Главное предназначение спецкурса: формирование личностных ориентаций учащихся и создание условий для овладения воспитанниками основами исследовательской культуры, то есть прежде всего «банком» продуктивных исследовательских умений.

Что представляет собой аппарат научного исследования? Каковы его логика и этапы? Как используются разнообразные методы современных научных исследований? Какой может быть презентация результатов исследований, в каких видах и формах эта презентация может проходить?

Цели курса: формирование у учащихся ценностного отношения к познанию; оказание помощи в выборе профиля обучения и эффективное углубление в содержательный контекст профиля посредством реализации исследовательской деятельности; вооружение учащихся необходимыми исследовательскими умениями, развитие их познавательной активности и самостоятельности; стремление к совершенствованию потенциала своего образования.

Особенности формирования содержания спецкурса «надпредметный», общенаучный характер; модульное построение курса (гуманитарный, физико-математический, естественнонаучный профиль) Курс включает в себя два основных раздела: 1 «Сущность исследовательской деятельности», 2 «Пространство познания: источники информации для исследования и работа с ними»

Наиболее типичные организационные формы проведения занятий: лекции; семинарские занятия; экскурсии.

Современные методы обучения: элементы имитационных и деловых игр, психологические тренинги, дискуссий, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций, моделирование каких-либо необходимых для исследования объектов и т.д.

Спецкурс. Спецкурс рассчитан на 34 часа, т.е. проводится на протяжении всего учебного года. Распределение часов по полугодиям: 1 полугодие - 16 часов; 2 полугодие - 18 часов. Всего: 34 часа. Наименование разделов спецкурса: Раздел I. «Сущность исследовательской деятельности». Раздел II. «Пространство познания: источники информации для исследования и работа с ними.»

Раздел 1. «Сущность исследовательской деятельности». Недел и п/п п/п тем ы Тема занятия Форма проведения занятия Количеств о часов 1-21 Личностные ориентации. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Лекция2 ч Характеристика понятий: «наука», «научное знание», «исследование», «исследовательская деятельность», категории науки. Лекция2 ч Предмет науки, предмет и объект в исследовании, принципы и логика исследовательской деятельности Лекция2 ч. 7-8Анализ этапов исследования, их определения на примере конкретных исследования учащихся. Семинар2 ч Методы современных научных исследований (общая характеристика). Лекция2 ч Возможности использования современных методов исследования в работах учащихся. Семинар2 ч Знакомство учащихся с применением ряда типичных методов исследований в истории науки и современных условиях; а) Посещение научно - мемориального музея; б) Посещение научно - исследовательского центра, кафедры вуза или исследовательской лаборатории. Экскурсия Экскурсия 2 ч. Всего: 16 часов.

Раздел //. « Пространство познания: источники информации для исследования и работа с ними ». Недели п/п темы Тема занятияФорма проведения занятия Кол-во часов 1-21Понятие о самообразовании, « инструментарий » самообразования, источники информации для самостоятельных исследований. Лекция2ч. 32Библиография. Библиографическое описание.Лекция1ч. 43Справочный аппарат книги; её оформление, справочные издания, работа с ними. Лекция1ч. 5-64Библиотечные каталоги: назначение, виды, как ими пользоваться? Лекция на базе библиотеки 2ч. 7-8Работа по сбору и оформлению исследований учащихся. Консультация2ч Современные электронные средства информации и работа с ними. Лекция2ч Возможности применения компьютерных технологий в исследовании учащихся. Семинар2ч Ознакомление учащихся с работой медиатеки образовательного учреждения. Экскурсия2ч Как представить результаты своего исследования. Элементы необходимой коммуникативной культуры, ведение дискуссии и т.д. Обучающий тренинг 2ч. Всего: 16 часов

ГИМНАЗИЯ 73