Презентация Лингвистическая игра «От слова к мысли» Выполнила Хрулёва Л.Я., учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя школа 229 Санкт-Петербурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Однозначные и многозначные слова 5 класс Дейкина Татьяна Ивановна, ЗУВК 109, г. Запорожье.
Advertisements

900igr.net ЗАДАНИЕ: ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СЛОВОМ СТАВИТЬ. ОПРЕДЕЛИТЕ, ОДНОЗНАЧНЫМ ИЛИ МНОГОЗНАЧНЫМ ОНО ЯВЛЯЕТСЯ. Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт.
Презентацию выполнил Требушний Кирилл. Ответьте на вопросы: Что такое глагол?
2 команды ( названия придумывают сами команды) Игра состоит из 5 геймов За каждый правильный ответ команда получает 1 балл и получает жетоны Выигрывает.
Автор: Гордеева Ольга Михайловна ГБОУ СОШ 72 заместитель директора по УВР.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Методическая разработка урока русского языка Тема: «Занимательно о пунктуации» 5 класс (урок-семинар)
Узелок на память Мир – 1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; 2) отдельная область Вселенной, планета; 3) земной шар,
Игра «Умники и умницы». 1 тур. «Антонимы- синонимы» Задание: указать сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем со словами-синонимами.
Игра проводится в шесть туров. В каждом туре вопросы предлагаются командам либо в порядке установленной очереди и, если команда не может ответить или.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Команда «Юные языковеды». Знаки всюду помогают: Интонацию меняют, Помогают нам понять то, О чем хотим узнать, То, о чем хотим спросить, Чтобы больше не.
1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах). 2. Совершенствовать навыки работы.
Обобщающий урок по теме: «Имя числительное» Подготовила учитель начальных классов ЗОШ14 г.Мелитополь Бессалова Ирина Сергеевна.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Ну – ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят?
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА АЛФАВИТ БАЛОВАТЬ ГУСЕНИЦА ЗВОНИШЬ КИЛОМЕТР СВЁКЛА ТЕФТЕЛИ УБРАЛА ЩАВЕЛЬ РАССТАВЬ ПРАВИЛЬНО УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ: 2.
Математический Турнир. Приветствие команд. Команда «Квадрат». Команда «Треугольник».
ПочемучкинПочемучкин ЛюбознайкаЛюбознайка тихо Я говорю тихо. тихо Его лицо было тихо и спокойно. тихо Как здесь тихо. наречие кр. прил. ?
Олимпиадные задания (2 класс) по теме: Интеллектуальный марафон.
Транксрипт:

Презентация Лингвистическая игра «От слова к мысли» Выполнила Хрулёва Л.Я., учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя школа 229 Санкт-Петербурга

Лингвистическая игра «От слова к мысли» (для 9 и 10 классов) (для 9 и 10 классов)

Дорогие ребята! Начинаем нашу игру. Вначале будет проведена разминка, в которой за каждый верный ответ команда будет получать жетон. Учитывается скорость и правильность ответа. Когда вы захотите ответить, вы должны хлопнуть в ладоши. Если вы ответили неверно, то ваша команда лишается права ответа на этот вопрос. Желаю успеха в игре!

Р А З М И Н К А 1. К какой языковой семье относится русский язык? 2. К какой группе индоевропейских языков принадлежит русский язык? 3. Из какого языка произошёл русский язык? 4. Какой язык дал начало древнерусскому языку? 5. Сколько букв в русском алфавите?

6. Образуйте форму множественного числа существительного дно. 7. Кто автор выражения «Лёгкость в мыслях необыкновенная»? 8. Есть рисуночное письмо, есть иероглифическое…К какому типу письменности относится русское письмо? 9. Каково значение древнерусского слова «рылица»? 10. Кто такой шорник?

11. Что такое орфограмма? 12. Объясните разницу в значении слов «абонент» и «абонемент» 13. Из какого произведения вошло в нашу речь выражение «Ах, какой пассаж!»? 14. Назовите литературные произведения, в названиях которых есть числительные. 15. Что значит слово «консолидация»? 16. В каком глаголе сто отрицаний? 17. Как называется писатель, создающий произведения для постановок в театре?

18. Как называются жители белорусского города Пинск? 19. Древнее слово «бры» имело значение «бровь». Каково в таком случае буквальное значение слова «белобрысый»? 20. Объясните значение устаревшего слова «петел». 21. Расшифруйте аббревиатуру ИТАР- ТАСС.

Ответы к разминке 1. К индоевропейской 2. К группе славянских языков 3. Из древнерусского 4. Праславянский Донья 7. Н.В. Гоголь «Ревизор» 8. К буквенно-звуковому 9. Лопата 10. Специалист по конской упряжке

11. Написание слов, которое соответствуют определённому орфографическому правилу орфографическому правилу 12. Абонент – лицо; абонемент – документ, дающий право пользоваться чем-либо 13. Н. В. Гоголь « Ревизор» 14. «Три поросёнка», «Три мушкетёра», «Два капитана» и др. 15. Объединение 16. Стонет 17. Драматург 18. Пинчуки 19. Белобровый 20. Петух 21. Информационное телеграфное агентство России – Телеграфное агентство Советского Союза

Конкурс редакторов Исправьте пунктуационные ошибки, приводящие к искажению смысла. Исправьте пунктуационные ошибки, приводящие к искажению смысла. 1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. (Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать) (Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать)

2. Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо. (Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо) (Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо) 3. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. (Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях) (Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях) 4. Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. (Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу) (Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу)

Конкурс знатоков Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении

Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт агроном (Он растит такую рожь – С головой в неё уйдёшь). Ставит счётчики монтёр, Ставит фильмы режиссёр (Снял он сказку «Колобок», Чтобы ты увидеть мог). Мама ставит пироги (Пойди и помоги). А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи, не плачь!» Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз. Г. Демыкин Г. Демыкин

Ответы Синонимы 1. Строят 2. Организует 3. Устанавливает 4. Снимает 5. Замешивает 6. Распознаёт болезнь

Шуточные вопросы 1. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног) (Бежать со всех ног) 2. Есть ли ноги у газет? (Есть, когда их держат «вверх ногами») (Есть, когда их держат «вверх ногами») 3. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два). (Знать как дважды два). 4. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона) (Делать из мухи слона)

Строим пирамиду Постройте пирамиду из слов, значения которых приводятся ниже (все слова должны быть на одну гласную букву).

1. Эпоха, период. 2. Белая поверхность, на которой демонстрируется которой демонстрируется фильм. фильм. 3. Вывоз товара за границу. 4. Движущаяся лестница. 5. Научный опыт. 6. Один из видов энергии, используемый в технике, используемый в технике, в быту. в быту. 1. Отражение звука от предмета. предмета. 2. Набросок рисунка, картины 3. Испытание по учебному предмету. предмету. 4.Отдельный предмет на выставке, в коллекции. выставке, в коллекции. 5. Тот, кто проводит экзамен. 6. На чём готовят пищу.

Ответы Ответы эра эра экран экран экспорт экспорт эскалатор эскалатор эксперимент эксперимент электричество электричество

Ответы эхо эхо эскиз эскиз экзамен экзамен экземпляр экземпляр экзаменатор экзаменатор электроплитка электроплитка

Этимология слов В середине XIX века в России было сильным движение пуристов – ревнителей чистоты русского языка. В середине XIX века в России было сильным движение пуристов – ревнителей чистоты русского языка. Пуристы провозглашали идею очищения Пуристы провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова их исконно рус- речи иностранные слова их исконно рус- скими соответствиями, «славянорусскими» скими соответствиями, «славянорусскими» словами. словами.

В связи с этим противники пуристов придумали анекдот, что примером такой замены может служить фраза В связи с этим противники пуристов придумали анекдот, что примером такой замены может служить фраза Грядёт хорошилище по гульдбищу из ристалища на позорище в мокроступах. Грядёт хорошилище по гульдбищу из ристалища на позорище в мокроступах. Попробуйте, определив значение этой фразы, дать её перевод. Попробуйте, определив значение этой фразы, дать её перевод. (Идёт франт по проспекту из цирка в театр в галошах). (Идёт франт по проспекту из цирка в театр в галошах).

Конкурс скороговорок 1. Говорил попугай попугаю: « Я тебя попугай, попугаю». Отвечал ему попугай:«Попугай, попугай, попугай». 1. Говорил попугай попугаю: « Я тебя попугай, попугаю». Отвечал ему попугай:«Попугай, попугай, попугай». 2. Рапортовал, да не дорапортавался, а стал дорапортовывать – заропортавался. 2. Рапортовал, да не дорапортавался, а стал дорапортовывать – заропортавался. 3. Шакал шагал, шакал скакал. 3. Шакал шагал, шакал скакал. 4. Бел мел был мал. 4. Бел мел был мал. 5. Курносенький Егорка вскарабкался на горку. Не поймёт Егорка, что за поговорка. 5. Курносенький Егорка вскарабкался на горку. Не поймёт Егорка, что за поговорка.

6.Не забудут Зина с Любой синеглазых незабудок. Много их нарвут и сразу на окно поставят в вазу. 7.Пётр Петрович, по прозвищу Петров, поймал птицу – пигалицу, понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал так. 8.Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру – про Фрола Лавру навру.

9. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. 10.Всех скороговорок не перескороговришь, не перевыскороговоришь.

Отыщи меня Между слов в стихотворении спрятались насекомые, животные, птицы, рыбы. В каждых двух строчках кто-то есть. Например: Между слов в стихотворении спрятались насекомые, животные, птицы, рыбы. В каждых двух строчках кто-то есть. Например: Была гроза, я целый час Была гроза, я целый час Не открывал от страха глаз(заяц). Не открывал от страха глаз(заяц).

Мне в лесу совсем не худо, Да и сам я просто чудо! Высоко летает стриж Но со мною не сравнишь. Я кашу есть не стал…Ещё бы! Крючок торчит из этой сдобы. Люблю я край родных озёр, Шуршит камыш, горит костёр. Туманы предрассветной ранью Болота затянули тканью. Знакома рыбам тень моя, Над гладью вод танцую я. Притих камыш. Мелькнула птица, Всё спит, ничто не шевелится.

Мне в лесу совсем не худо, Да и сам я просто чудо! Высоко летает стриж Но со мною не сравнишь. Я кашу есть не стал…Ещё бы! Крючок торчит из этой сдобы. Люблю я край родных озёр, Шуршит камыш, горит костёр. Туманы предрассветной ранью Болота затянули тканью. Знакома рыбам тень моя, Над гладью вод танцую я. Притих камыш. Мелькнула птица, Всё спит, ничто не шевелится.

Подбери фразеологизм Он ничего делает (Бьёт баклуши) Он очень счастлив (На седьмом небе от счастья) Избегает заслуженного наказания (Выходит сухим из воды) Сильно преувеличивать (Делать из мухи слона)

Кто-то очень молод, не опытен (Молоко на губах не обсохло) Большая часть чего-либо (Львиная доля) Безобидный, добродушный (Мухи не обидит) Стараться изо всех сил, усердствовать (Из кожи вон лезть) Не отличается большими способностями (Звёзд с неба не хватает) Слабое, уязвимое место (Ахиллесова пята)

Найти новые слова Подумайте, сколько слов спряталось в слове грамматика (буквы можно переставлять местами). Подумайте, сколько слов спряталось в слове грамматика (буквы можно переставлять местами).

Задания для болельщиков 1. Вспомните фразеологизмы, пословицы или поговорки, в которых встречаются названия птиц, животных, насекомых. 2. Дайте шуточный перевод знаменитой фразы русского языковеда Льва Владимировича Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».

Ребята, вы прекрасно знаете, что в конце Ребята, вы прекрасно знаете, что в конце изучения каждой темы, мы пишем диктант. Сейчас самый грамотный член каждой команды напишет диктант, который отдаст жюри. После этого на экране появится диктант, и вы сможете себя проверить. Диктант

Диктант На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Фаддея Аполлоновича под аккомпанемент виолончели всякими яствами и винегретом с моллюсками. На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Фаддея Аполлоновича под аккомпанемент виолончели всякими яствами и винегретом с моллюсками.

Диктант 10 класс 9 класс

НазваниеКол-во баллов 9 класс10 класс Конкурс редакторов По 3 балла за каждое правильное предложение Конкурс знатоков 1 балл за каждое правильное слово Шуточные вопросы 1 балл за каждый правильный ответ Строим пирамиду 1 балл за каждое правильное слово Этимология слов 10 баллов за все верные значения слов Конкурс скороговорок 5 баллов за каждую правильно выговоренную скороговорку Отыщи меня 1 балл за каждое найденное слово Подбери фразеологизм 2 балла за каждый правильный фразеологизм Грамматика. Найти новые слова 1 балл за каждое короткое слово (1-3 буквы), 2 балла за более длинное слово Диктант Каждая ошибка в диктанте отнимает 1 балл от общей суммы. Если в диктанте нет ни одной ошибки +10 баллов Итог

9 класс10 класс Результаты конкурса болельщиков Количество жетонов за разминку Общая сумма баллов Победитель

Список использованной литературы 1.Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия«Внимание: опыт»). / Под ред. Е.А. Евлампиевой. – Чебоксары: «Клио», Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка. – Чебоксары: «Клио», Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд. дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», На берегах Лингвинии: занимат. задачник по рус. яз.: кн. для учащихся / Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.Л. Дроботова и др. - М.: Просвещение, 1996.