Екатеринбург 23 апреля 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Высшее образование в России: вызовы и решения Доклад Я.Кузьминова на пленарном заседании Общественной палаты России 3 ноября 2010 г.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Рынок труда, миграция и профобразование: перспектива 2025.
Новосибирск, Квалификация вновь принятых не соответствует заявленным требованиям Экономисты Юристы Финансисты Бухгалтера Профессий, которые нужны.
Образование в г. Москве Высшая школа экономики В презентации использованы данные Росстата, результаты Мониторинга экономики образования (ВШЭ), обследования.
Концепция модернизации российской системы образования Государственный университет- Высшая школа экономики.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Задачи развития системы образования Ключевой приоритет: развитие системы профессионального образования В целях интенсивного социально-экономического развития.
ДОКЛАД ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва 2007 год ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: ГОТОВА ЛИ РОССИЯ ИНВЕСТИРОВАТЬ В СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ? Презентацию.
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года.
ОБНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ АКТУАЛЬНО И ВАЖНО.
Повышение качества образования – основа развития общества Маскевич С.А., Министр образования Республики Беларусь.
Человеческий капитал России: образование Гайдаровские чтения 17 марта 2011 г.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
1 Затраты на исследования и разработки РоссияКореяГермания Всего, млрд. долл. США* В расчете на 1 занятого в науке, тыс. долл. США
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Транксрипт:

Екатеринбург 23 апреля 2011 г.

Структурные проблемы образования в России Создает общественное благо = социализация Проблема качества Общее образование Создает общественное благо = готовность к продолжению образования, к освоению новых компетенций + коммуникационные компетенции (информатика, иностранный язык, навыки презентации) Проблема разрыва формы и содержания «Общее высшее» образование Создает частное благо = капитализация личности Для России сегодня профессиональное образование приобретает элементы общественного блага Проблема качества Проблема структурного несовпадения с экономикой Профессиональное образование школа Колледж и вуз

Структура потоков поступающих, 2001 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,26 0,46 0,18 0,37 1,6 0,03 7 0,24 0,130,610,430,220,680,50 0,74 0,04 0,02 4 0,17 2,32 1,54 0,67 0,61 0,69 1,1 0,01 0,46 0,02 Это численность ушедших из программ соответствующе го уровня

Структура потоков поступающих, 2009 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,29 0,24 0,08 0,21 0,76 0,03 0,140,490,420,171,370,64 0,63 0,02 0,02 3 0,22 1,29 0,95 0,54 0, ,07 0,04 0,34 0,01

Охват молодежи высшим образованием на пути к массовому высшему До ¼ молодежи получает профессиональное образование, последовательно обучаясь на основных программах разных уровней По данным Росстата в 2008 году: 10% выпускников программ НПО сразу поступили в колледжи и вузы 35% выпускников колледжей сразу поступили в вузы

Кто стоит у истоков роста спроса на ВО? Выпускники и родители Предпочтение высшего образования – 88% (ФОМ, ) Работодатели (Левада, ) Предпочтение ВО на любых должностях. Диплом требуется – % случаев, желателен (составляет преимущество) – в75-90% Это так даже при найме разнорабочего (25%) Ни одна политическая сила в России не сможет взять на себя ответственность за сокращение приема на программы высшего образования

Премия за высшее образование в отношение заработной платы работников с профессиональным образованием соответствующего уровня к заработной плате работников со средним (общим) образованием в годах Российский мониторинг экономики и здоровья населения Росстат

Прогноз структуры занятых по уровню образования при условии отсутствия миграционного прироста, %

Рациональная основа «предпочтения высшего образования»: страны ОЭСР Доля не-рутинных навыков (аналитических и коммуникативных) растет с 50 до 65% Сектор рутинной работы сокращается, но остается значительным (40-50% )

Последствия для рынка труда Дефицит исполнителей – Россия присоединилась к клубу образованных (или богатых: ср. Саудовскую Аравию и ОАЭ) стран, импортирующих тех, кто работает руками Дефицит квалификации исполнителей – Россия не имеет перспектив в обрабатывающей промышленности и интенсивном СХ: будем вытесняться даже с собственного рынка

Уровень подготовки выпускников вузов по мнению работодателей Доля работодателей, которые считают, что выпускники образовательных учреждений нуждаются в доп. обучении, 2006 Кризис начального профессионального образования: доля работодателей, которые оценивают уровень подготовки выпускников образовательных учреждений не более чем на 3 по 5-балльной системе

Низкая полезность знаний/навыков, полученных в образовательных учреждениях для отдельных отраслей доля работников, считающих знания/навыки очень полезными, 2008, %

Диспропорции рынка труда Выпускники вузов с «общим» высшим образованием Работники бюджетной сферы Работники предприятий «на базовом контракте» Высококвалифицированные специалисты Работники тяжелого физического труда, монотонного труда, непрестижных профессий трудоизбыточен трудонедостаточен

Высшее образование становится социально обязательным Развитые страны: рост доли занятых с высшим образованием Развитые страны: доля студентов в возрастной когорте и доля студентов на 10 тыс.населения Россия – 620 студентов на 10 тыс. населения. Россия – чемпион....Обеспечено ли наше будущее?

Доля учащихся учебных заведений, собирающихся поступать в вуз после окончания (%)

ИСКАЖЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ

Низкое качество профессиональных квалификаций НПО и основная часть СПО – «провал» в исходном качестве обучающихся – Низкая социализация – Отсутствие мотивации к обучению и профессиональной работе Вузы – Значительная часть студентов не готова к освоению сложных профессиональных квалификаций

Мигранты Заполняют освободившиеся рабочие места, связанные с физическим трудом Растущая часть рынка труда – вне системы профессионального образования Психология «временного работника» --- нет стимулов к повышению квалификации Низкий технический уровень производства, низкая конкурентоспособность

Фирмы: бегство от системного профессионального образования Доля фирм, НЕ ГОТОВЫХ сотрудничать с учреждениями НПО, СПО, ВПО выросла на последние 5 лет с 40% до 70% Абсолютное предпочтение «опытных работников» – даже при очень солидной зарплатной премии

Доля предприятий, не сотрудничающих с вузами, выросла за 5 лет на 20%

Парадокс структуры Предприятиям нужны квалифицированные рабочие и другие исполнители. Дефицит 60%!!! При этом нет дефицита офисных исполнителей (т.н. «офисного планктона» - около 3%) Но есть дефицит инженеров (до 20%) и даже квалифицированных экономистов и юристов (до 11%)

Экономика все меньше требует узких специалистов Предпочтение работников широкого профиля узким специалистам при найме : – квал.рабочих в промышленности – 43%, на транспорте – 34%, в строительстве – 41% – инженеров, техников – больше 50% – экономистов, менеджеров – 50-60%

Советская структура вузов сохранилась - НО НИКОМУ ДО ЭТОГО НЕТ ДЕЛА Граждане используют вузы как механизм обязательной социализации Руководители вузов давно все поняли – Типичный технический вуз: 1000 бюджетников- «инженеров», 1000 платников – «экономистов» – Средний балл и в первом, и во втором случае – в районе из 100 (65% «троечников»)

В России «настоящих» вузов не больше 100 – зато больше 200 в «зоне риска» Только 115 вузов из 600 зачислили больше 10 победителей и призеров олимпиад (всего их 15 тысяч). Только 150 вузов из 600 участвовало в конкурсах МОН Только 94 вуза имеют больше 2 статей в базе РИНЦ на одного штатного преподавателя за все годы 200 вузов из 482 имеют средний балл «платных» студентов ниже 50 из 100. Студенты бюджетного набора 226 вузов из 477 имеют средний балл ЕГЭ ниже 60 из вузов из 478 имеют меньше 1 статьи в базе РИНЦ на одного штатного преподавателя за все годы

Ориентация на ЛЮБОГО абитуриента Из 477 обследованных государственных вузов только 43 (меньше 9%) установили минимальные проходные баллы выше «тройки с минусом», в том числе только 12 – по всем предметам

Уровень подготовки поступающих в вузы (на бюджетные места очной формы)

Направления подготовки с относительно высокими баллами ЕГЭ (бюджетные места)

Направления подготовки с низкими баллами ЕГЭ (бюджетные места)

Псевдообразование за счет бюджета в российских вузах Доля вузов со средним баллом ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места, соответствующим «отличникам», «хорошистам» и «троечникам»

Собираются ли студенты вузов работать по специальности?

Работа студентов: доля студентов, которые…

Работа студентов и освоение ими учебной программы работа студента, часов в неделю Влияние работы на усвоение учебного материала "Практические" навыки в результате работы дополняют "теоретические" знания, получаемые в вузе; Улучшаются коммуникативные навыки; Происходит профессиональная социализация Работа "вытесняет" обучение 20 Напр., Manthei, Gilmore (2005); Umbach, Padgett, Pascarella (2010)

Затраты времени обучающихся на…

Что с ресурсами?

Ресурсное обеспечение высшего образования США – 3,5% ВВП, $45 тыс. в год на студента, 65% частных средств ЕС – 1,3% ВВП, $15 тыс. в год на студента,

МНОГО ЛИ ДАЕТ ГОСУДАРСТВО? Бюджетные расходы на высшее образование в расчете на 1 обучающегося в долл. США Россия (пересчет по паритету покупательной способности) Россия (пересчет по текущему курсу доллара)

ГОТОВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ОЧЕНЬ ВЕЛИКА

Удельный вес внебюджетного финансирования образования в общем объеме финансирования образования

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2001 (млрд. руб.) Бюджеты (253) Внебюджетные средства (средства семей, предприятий) (80) Детское дошкольное образование (51) Общее образование (151) Начальное профессиональное образование (20) Высшее профессиональное образование (88) Среднее профессиональное образование (23)

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2009 (млрд. руб.) Бюджеты ( 1599 ) Детское дошкольное образование (325) Общее образование (817) Начальное профессиональное образование (68) Среднее профессиональное образование (122) Высшее профессиональное образование (538) Внебюджетные средства (средства семей, предприятий) (268)

Заявляемая готовность семей к серьезным тратам ради высшего образования детей Доля (%) семей, в которых есть дети в возрасте от 4 до 22 лет, и которые: –считают важным дать детям высшее образование –и готовы ради того, чтобы дети получили высшее образование, пойти на серьезные материальные затраты. –Основная часть семей готова платить до 50 до 150 тыс.руб. в год

Финансирование высшего образования Доля средств семей сократилась с 60% в первой половине 2000-х до 38% – в 2009 Объем средств, направляемый в систему высшего образования Динамика бюджетных расходов на высшее образование в расчете на 1 обучающегося и средней стоимости обучения в вузах по данным Росстата (2000 = 100%) * Данные по 2009 году - предварительные оценки

Доля семей, осуществляющих сбережения на указанные цели, %

Семьи пока не получают сигнала, что имеет смысл инвестировать в образование В условиях демографического спада рост бюджетных расходов «замещает» частные деньги Образовательный кредит так и не заработал (несколько сот кредитов за год) Нет механизмов софинансирования (ГИФО) Государство не дает ясных сигналов качества на рынке образования (Рособрнадзор пропускает всех)

ПОСЛЕДСТВИЯ Недофинансирование университетов сохраняется: – На бюджетного студента $3-4k vs $8-30k в развитых странах; на платного - $1,5-3k (в 2 раза ниже!!) – Базовая ЗП преподавателя = 50-70% от средней по региону; средний доход добывается перегрузкой Российские университеты не могут выдержать глобальной конкуренции – Не могут удерживать сильных интеллектуалов – Даже в НИУ не финансируется наука – Плохие общежития

Загадка неэффективности : плохой контракт с преподавателями

Преподаватели 90-е годы: разрыв эффективного контракта (реальная зарплата снизилась в 3-4 раза), бегство исследователей и инноваторов 2000-е годы: рост реальной ЗП недостаточен; неблагоприятный отбор ВУЗы – только треть преподавателей ведет исследования, меньше 10% включены в международное академическое сообщество НПО и СПО – мастера производственного обучения не владеют современными технологиями и неконкурентоспособны на профессиональном рынке труда

Распределение рабочего времени штатных преподавателей вузов: перегрузка (46 часов), наука и подработки за счет отдыха (+24 часа)

Средние доходы штатных преподавателей вузов (зарплата в вузе обеспечивает только 40% дохода)

Какой должна быть зарплата преподавателя

«Идеальная» и фактическая зарплата (тыс. рублей, среднее)

Две трети преподавателей вузов подрабатывает Доля преподавателей, имевших дополнительную оплачиваемую работу в течение последних 12-ти месяцев (%)

Ситуация с иностранными языками не улучшается Доля преподавателей, считающих, что они знают иностранный язык хорошо или очень хорошо, %:

Доля преподавателей, считающих, что они владеют навыками работы со специальными компьютерными программами хорошо или очень хорошо, %: только четверть вузовских преподавателей использует проф ПО

Научные исследования в вузах 2009 год Удельный вес средств, полученных от проведения научных исследований Удельный вес бюджетного финансирования фундаментальных и прикладных исследований в общем обхеме бюджетного финансирования

Что делать?

«Деньги следуют за талантом» Концепция ГИФО: – бюджет финансирует обучение студентов, показавших устойчивые знания профильных предметов (ЕГЭ больше 50 из 100) – Абитуриенты свободно выбирают вузы; вузы самостоятельно формулируют требования к студентам Развилки: – Принципы дифференциации финансирования (готовы ли мы полностью передать решения о поддержке вузов в руки семей?) – Образование – доверительная услуга. Опора на профессиональные сообщества в оценке качества

Как привлечь дополнительные средства, не ограничив доступ к высшему образованию? Возможность софинансировать обучение Образовательные кредиты Льготные условия доступа к бюджетному финансированию для получения профессионального образования: – «стратегически необходимого» (опережающие технологии ДО формирования устойчивого спроса) – «общественно необходимого» (бюджетные сектора; экономически слабые регионы) – выходцами из семей с низким уровнем образования родителей («социальное перемешивание»)

Национальные стратегии поддержки исследовательских университетов Китай - строительство новых кампусов и привлечение специалистов с иностранными степенями + финансирование исследований + со-финансирование оплаты преподавателей и стипендий из бюджетов городов Германия - "инициатива превосходства" предполагает фундаментальные изменения организационной структуры университетов, отражающие усиление исследовательской функции, переход на болонскую систему и развитие новых аспирантских программ Япония - корпоративизация университетов Великобритания - внедрение research assessment exercise, направленного на поддержку исследвоаний мирового класса

Формирование системы исследовательских университетов в России Ускоренное развитие исследовательской и проектной компоненты – 50% государственного задания должны составлять фундаментальные и прикладные исследования и разработки (сейчас не больше 15%) – Финансирование международных научных центров в составе университетов – Инфраструктура поддержки проектов выпускников (до 20% выпускников)

Можно ли устранить «псевдовузы», сохранив возможность высшего образования для каждого? Прикладной бакалавриат как законная часть университетов 3 года, в том числе 2 – академическая подготовка, 1 – практические компетенции Полная принадлежность к университетской культуре (те же стипендии, те же кафедры) Легкость смены траектории на академический бакалавриат (сразу на 3 курс) Введение «порога для троечников» в академическом бакалавриате

Инженерное образование Восстановление исследовательской и проектной компоненты инженерных школ – Финансирование поисковых исследований – до 35% бюджетного финансирования вузов Сокращение планов набора в 2-3 раза при сохранении существующего финансирования инженерных вузов – Эквивалентно повышению удельного финансирования со 100 до 200 тыс.руб. в год в расчете на студента – Позволит поднять заработную плату преподавателей до уровня эффективного контракта (35-40 тыс.руб.в м-ц) Прикладной бакалавриат на базе «слабой» части контингента

Выход выпускников образовательных учреждений на рынок труда, млн. чел.

Выход выпускников образовательных учреждений на рынок труда с учетом введения прикладного бакалавриата, млн. чел.

Варианты образовательной политики в зависимости от выбранного пути экономического развития ВВП создают в основном ориентированные на экспорт сырьевые отрасли Сохранение текущей структуры образования с минимальными коррективами Упор на развитие федеральных университетов и завершение Болонского процесса Модернизация обрабатывающей промышленности, ориентированной на импортозамещение «Реиндустриализация» образования (массовое производство востребованных специалистов) Упор на развитие системы прикладного бакалавриата, профобразование мигрантов, усиление профстандартов Ускоренное развитие постиндустриальной экономики, инновационных отраслей Содержательная реформа образования молодежи + опережающее развитие образования для взрослых Упор на развитие исследовательской компоненты ВУЗов, предпринимательское образование и обучение взрослых

Вызовы и инварианты образовательной политики при любом пути экономического развития Низкое качество профессиональных компетенций НПО и СПО Замещение НПО учебными центрами прикладных квалификаций Система профессиональных стандартов + единый банк данных профессионалов Углубляющийся разрыв между образованием и спросом на квалификации Замещение части СПО и программ подготовки специалистов прикладным бакалавриатом Система профессиональных стандартов + профэкзамены + профассоциации Псевдообразование Порог для бюджетного финансирования студента – школьная «четверка» по профильному предмету Аттестация программ ВПО по экономике, праву, менеджменту, социологии

Поле возможных вариантов политики в профессиональном образовании – самое узкое Консервативный Сохранение существующей политики приема на программы ВПО Накопление социального раздражения у 20% невостребованой молодежи к 2020 Реструктуризация Сохранение масштабов приема на программы высшего образования + реструктуризация вузов + создание прикладного бакалавриата Отвечает существующим тенденциям образовательного поведения населения Радикальная адаптация Сокращение приема на программы высшего образования до уровня перспективной потребности экономики (примерно в 2 раза) Будет воспринято обществом как отказ от социальных лифтов

Формирование работников базовой и средней квалификации половина- временные работники – иммигранты Предварительное обучение в странах происхождения Программы обязательной социализации (русский язык, основы правовых знаний) Прогноз: 2010 – 35% 2020 – 25% 2030 – 20% рынка труда

Подготовка квалифицированных работников (около 30% рынка труда) Прикладной бакалавриат – Включение колледжей в состав вузов Учебные центры профессиональных квалификаций – В том числе на базе передовых предприятий при условии бюджетного финансирования – Срок обучения – от нескольких месяцев до года Государственно-общественная система профессиональных квалификаций и профессиональных экзаменов Квалифицированные рабочие, программисты, системные администраторы, бухгалтеры, продавцы- консультанты, Прогноз: 2010 – 30% 2020 – 30% 2030 – 25% Рынка труда

Подготовка специалистов с высшим образованием Бакалавриат и прикладная магистратура Система практических проектов на старших курсах Государственно- общественная система профессиональных квалификаций и профессиональных экзаменов Около 20% рынка труда; Например: инженеры по эксплуатации, бухгалтеры, линейные менеджеры Высокая квалификация Контроль за выполнением технологий, регламентов Постепенно вытесняют исполнителей Прогноз: 2010 – 20% 2020 – 25%, 2030 – 30% рынка труда

Формирование «креативного класса» Исследователи Преподаватели Врачи Предприниматели Креативные менеджеры Креативные аналитики Художественная интеллигенция Выращивание талантов со школы олимпиады и конкурсы школы для одаренных 50 исследовательских университетов Бизнес-инкубаторы Инновационные парки Импорт мозгов Предотвращение эмиграции Прогноз: 2010 – 15%, 2020 – 20%, 2030 – 25% рынка труда

Организационная перестройка системы профессионального образования К 2020 – бакалавриат должен стать общедоступным (фактически речь идет о всеобщем высшем образовании)= 80% выпускников школы – Прикладной бакалавриат (2+1) = не меньше 20% – Общий бакалавриат (2 года и «развилка» на академический (+2) и прикладной (+1)= не меньше 40% – Бакалавриат исследовательских университетов и художественных вузов (2+2)= меньше 20%

Организационная перестройка высшего образования Укрупнение узкопрофильных вузов, ликвидация «ведомственного» образования – Из 600 гражданских вузов должно сформироваться 200 университетов широкого профиля – Из 200 вузов силовых ведомств – 50 межведомственного академий Вытеснение псевдообразования и образования низкого качества – Филиалы государственных вузов передаются в состав региональных университетов – Создаются 5-6 национальных открытых университетов, обеспечивающих необходимое качество заочного образования