«Самая лучшая физика – это хорошая математика». « Электромагнитные гармонические колебания и их математическое обоснование». Урок изучения нового материала,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Колебательный контур – это система, состоящая из последовательно соедененных конденсатора емкости C, катушки индуктивности L и проводника с сопротивлением.
Advertisements

ПРОЕКТ Теория малых колебаний Руководитель проекта: К.К.Асратян Выполнила: ученица 11 Б класса Приказчикова Мария.
Свободные электромагнитные колебания – это периодически повторяющиеся изменения электромагнитных величин (q – электрический заряд, I – сила тока, U –
Электромагнитные колебания.. Подобно тому как координата при механических колебаниях изменяется со временем по гармоническому закону Заряд конденсатора.
Механические колебания – движения, которые точно или приблизительно повторяются во времени. Колебания называются периодическими, если значения физических.
ТЕМА: 02. Колебательное движение План урока.. План урока. Колебательным движением (колебанием) называют всякий процесс, который обладает свойством повторяемости.
Теория колебаний объединяет, обобщает различные области физики… Каждая из областей физики – оптика, механика, акустика – говорит на своем «национальном.
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Период свободных электромагнитных колебаний.
Электромагнитные колебания. свободные электромагнитные колебания. В электрических цепях, так же как и в механических системах, таких как груз на пружине.
Презентация к уроку по физике. Муниципальное общеобразовательное учреждение – Гимназия 2 Тема урока: «Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания.
Электромагнитные колебания (общие понятия) Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
1 2Гармонические колебания Величины характеризующие гармонические колебания амплитуда колебаний заряда период частота колебаний циклическая частота.
Графики гармонических колебаний. Колебаниями называются движения или процессы, обладающие той или иной повторяемостью во времени. Примеры колебаний: колебание.
Ученик гимназии 272 Александр Озеров Редакция: В.Е.Фрадин, А.М.Иконников.
Механические колебания – это движение, которые повторяются через определенные интервалы времени. Вынужденные колебания – происходят под действием внешней,
Цель: закрепление умения самостоятельного применения знаний по исследованию функций. Задачи: образовательные: повторение и закрепление основных этапов.
Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Физический диктант по теме "Электромагнитные колебания"
Урок физики по теме: «Электромагнитные колебания» Маркус Елена Викторовна - учитель физики, информатики МОУ «СОШ 4» г Называевска.
ГБОУ школа 124 Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания и волны» учитель физики Мачульская Л.В.
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ. Запиши ответы на вопросы в тетрадь Что такое механические колебания? Какие колебания называются гармоническими? Уравнение гармонических.
Транксрипт:

«Самая лучшая физика – это хорошая математика». « Электромагнитные гармонические колебания и их математическое обоснование». Урок изучения нового материала, интегрированный урок: физика и математика. Автор ПарфеноваЕ.М. ИСУ, общеобразовательное отделение

Цель учебная: Сформировать у студентов понятие «гармоническое колебание» и научить определять параметры колебаний математическими способами. Задачи урока: 1. Показать аналогию между параметрами, характеризующими механические и электромагнитные колебания. 2. Раскрыть сущность определения параметров по уравнениям гармонических колебаний и их графикам. 3. Раскрыть принцип построения графиков гармонических колебаний по их уравнениям. Развивающая цель: Показать студентам роль межпредметных связей при изучении курсов математики и физики; раскрыть сущность аналогии как метода научного познания. Воспитательная цель: Воспитания устойчивого интереса студентов к достижению результатов своей работы.

Формы и методы обучения беседа; рассказ; объяснительно-иллюстрационный: проблемные ситуации: метод суждения.

Структура занятия: Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели. Формирование новых знаний. Контроль полученных знаний. Подведение итогов. Домашнее задание.

Актуализация раннее усвоенных знаний. Преподаватель физики задает вопросы студентам: Что собой представляют колебания? В каких разделах физики мы о них говорили? Приведите примеры. Студенты отвечают на поставленные вопросы

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. -Какие условия необходимо создать для получения механических колебаний? -Как получают электромагнитные колебания?

-Что можно сказать об изменении физических величин, проводя аналогию между двумя видами колебаний? Как долго они будут продолжаться? Соответствие между механическими и электрическими величинами. Механические величиныЭлектрические величины. Координата Х Скорость V Масса m Жесткость пружины k Потенциальная энергия Кинетическая энергия Заряд q Сила тока i Индуктивность L Величина обратная емкости 1/С Энергия электрич. поля Энергия магнитного поля

Мотивация учебной деятельности Преподаватель физики отмечает, что колебания свойственны всем явлениям природы: пульсируют звезды, вращаются планеты, внутри организма бьется сердце и т. д. Вам известна природа возникновения механических и электромагнитных колебаний. Вопрос:Вопрос: Как вы думаете, какими же параметрами будут характеризоваться рассмотренные нами колебательные процессы? (Студенты правильного ответа на вопрос не дают, т.к. у них не хватает знаний)

Постановка цели урока Правильно ответить на поставленный вопрос вам поможет изучение явлений «гармонические колебания в физике». Изучение данного явления невозможно без знаний, полученных из курса математики. Сегодня вам предстоит познакомиться: во –первых, с основными понятиями и терминами теории колебания; во–вторых, с математическими соотношениями, описывающими колебания. И первое, и второе очень важно для понимания всего последующего курса физики.

Изучение нового материала. Пр. математики объясняет понятие гармонических колебаний. Колебания, при которых физическая величина изменяется с течением времени по закону синуса или косинуса называются гармоническими колебаниями. В ОМК :sin(ωt+φ)= Аналогично cos(ωt+φ)=

Графически гармонические колебания изображаются синусоидами График синусоиды.

Пр. физики предлагает студентам объяснить : «Почему колебания груза на пружине и свободные колебания в закрытом контуре можно представить с помощью гармонического закона косинуса?»

Графики гармонических колебаний. Х (м) t (c) g (Кл) t (c) ХmХm -Хm 00 tn Х gm -gm g Т Т

Пр. математики, используя уравнения гармонических колебаний и их графики, вводит понятие гармонических колебаний., Параметры гармонических колебаний. 1. Модуль наибольшего значения колеблющейся величины называется амплитудным значением. Хm(м) – амплитуда механического колебания; gm(Кл) – амплитуда заряда конденсатора; Im(A) – амплитуда силы тока; Um(B) – амплитуда напряжения. 2. Значение колеблющейся величины в любой момент времени называется мгновенным значением. Хm(м) – амплитуда механического колебания; gm(Кл) – амплитуда заряда конденсатора; Im(A) – амплитуда силы тока; Um(B) – амплитуда напряжения

Первичная проверка понимания и обсуждение результатов. Задание 1. Указать моменты времени, когда значение колеблющихся величин на представленных графиках приобретают: А). Амплитудные значения. Б). Мгновенные значения. Х (м) t (c) 0 0 g (Кл) Рис.1 График механического колебания. Рис.2 График электромагнитного колебания

Изучение нового материала. Параметры гармонических колебаний. Пр. математики: 3. Минимальный промежуток времени, в течении которого значение колеблющейся величины полностью повторяется называется периодом колебания. Т (с) – период колебания. Пр. физики : Период собственных незатухающих колебаний контура, когда его сопротивление равно нулю, определяется по формуле английского физика Томсона: Период колебаний в реальном контуре напрямую зависит от его сопротивления R. Чем больше сопротивление R закрытого колебательного контура, тем больше период его колебаний.

Параметры гармонических колебаний. Пр. математики: 4. Величина обратная периоду называется частотой колебания. - частота колебания. Пр. физики: Частоту свободных колебаний, возникающих в замкнутом колебательном контуре, называют собственной частотой колебательной системы. Частота собственных незатухающих колебаний контура вычисляется по формуле:

Первичная проверка понимания и обсуждение результата. Задание 2. Указать периоды колебаний на представленных графиках и рассчитать частоты колебания. Рис.1 График механического колебания. Х (м) t (c) Т1Т1 Т2Т2 Т3Т3 Т4Т4 0 0 Рис.2 График электромагнитного колебания. g (Кл)

Изучение нового материала. Пр. математики: Из курса математики известно, что наименьшим периодом функции косинуса и синуса является величина 2П. 5. Если рассматривать число колебаний не за 1с, а за 2Пс, то полученную частоту называют циклической или круговой частотой. - циклическая или круговая частота колебаний Пр. физики:Циклическая частота колебаний для закрытого колебательного контура вычисляется по формуле:

Пр. математики: 6. Выражениение, которое стоит под знаком синуса или косинуса в уравнении гармонического колебания, называется фазой колебания. φ [рад]- фаза колебания Значение фазы в момент времени, равной нулю, называют начальной фазой колебания. φ0 [рад] – начальная фаза колебания. Функции у = cosx и у=sinx отличаются друг от друга фазами колебаний cosφ = sin(φ + π/2) Разность между фазами колеблющихся величин называют фазовым сдвигом. φ = φ2 - φ1 [рад].

Пример расчета разности фаз. Уравнение изменения заряда конденсатора по закону косинуса: Уравнение изменения заряда конденсатора по закону синуса: Фазовый сдвиг между уравнениями:

Графики гармонических колебаний, имеющих фазовый сдвиг П/2.

Пр. математики.

Подведение итогов занятия. Пр. физики. У студентов сформировалось понятие электромагнитного гармонического колебания, они убедилась в наличии математического обоснования данного процесса, уяснили сущность параметров гармонических колебаний и способы вычисления их математическим и физическим путем, они смогли полученные знания использовали при выполнении проверочного задания. Запись конспекта занятия проводилась в рабочие тетради студентов, они проявляли инициативу при работе, так как заинтересованы в ее результатах.

Домашнее задание. Выучить теоретический материал: конспект занятия; Диск.2, автор Дмитриева § Расчёт параметров гармоничных колебаний и построение графиков