Проблемы технического регулирования Жолдаспаев Серик Тусупович, Директор ТОО «Карагандинский Институт Качества», Вице-президент Казахстанской Ассоциации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление качеством. Основные характеристики технического регламента
Advertisements

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. Лекция 1 1 Введение. 2 Основные понятия, термины и определения. 3 Место дисциплины среди отраслей знания. 4.
Тема 3. Содержание и применение технических регламентов. Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Тема 2. Методологические основы технического регулирования Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Стандартизация, метрология, сертификация Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Закон Республики Беларусь Об обеспечении единства измерений.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Формирование системы технического регулирования Евразийского экономического союза БОЙЦОВ Василий Борисович, Директор департамента технического регулирования.
О проблемах и пути решения вопросов в области технического регулирования, вытекающие из действующего Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании.
Тема 3 Правовая и нормативная база информационного обеспечения.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008.
1 Техническое регулирование в Республике Казахстан.
Что такое сертификация?. 2 Сертифика́ция (лат. sertifico удостоверяю) Подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
Май 2012 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон 102-ФЗ от года «Об обеспечении единства измерений» НОВИКОВ НИКОЛАЙ.
Транксрипт:

Проблемы технического регулирования Жолдаспаев Серик Тусупович, Директор ТОО «Карагандинский Институт Качества», Вице-президент Казахстанской Ассоциации Предпринимателей

Технические барьеры Техническое регулирование Техническое законодательство Законы о безопасности продукции Закон «О техническом регулировании» Национальные стандарты Оценка соответствия Подтверждение соответствия Испытания Аккредитация Контроль и надзор Технические барьеры= Закон «О единстве измерений» Закон «Об аккредитации» Закон «О Лицензировании» Технические регламенты

Причины формирования системы технического регулирования в РК Интеграция Казахстана в мировое экономическое пространство Устаревшие стандарты. Сохранение обязательности выполнения требований стандартов Дуализм стандарта – совмещение обязательных и добровольных требований Жесткая форма подтверждения соответствия в виде обязательной сертификации, введенной в начале 90-х годов 20-го столетия, значительный объем и широкий охват товаров и услуг, обращаемых на казахстанском рынке Ужесточенный государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации Невозможность приведения системы технического регулирования в соответствие с потребностями экономики отдельными разрозненными мерами Бессистемность, несогласованность и отсутствие взаимосвязанности в законодательстве, касающемся вопросов технического регулирования Ведомственное совмещение надзорно-контрольных функций и нормотворчества Несовершенство оценки соответствия, избыточность по объему и номенклатуре (до 80%), дороговизна процедур, подмена реальной экспертизы контролем за бумагами, оторванность системы сертификации от других форм государственного контроля и надзора Низкое качество проводимых сертификационных испытаний, отсталость стандартов на методы испытаний и испытательного оборудования

Некоторые концептуальные положения при разработке Закона о ТР Применение двухуровневой системы нормативных документов: -Технические регламенты, содержащие обязательные минимальные требования к продукции, процессам, эксплуатации, хранению, транспортированию, маркированию, утилизации -Стандарты, исполняемые на добровольной основе Установление обязательных требований исключительно законодательными актами, в особо оговоренных случаях: - Постановлениями Правительства, - Указами Президента Органы исполнительной власти могут издавать документы, содержащие требования только рекомендательного характера Возможность множественных подходов (схем) при подтверждении соответствия, в том числе оригинальных Соблюдение стандартов может служить доказательной базой выполнения требований технических регламентов Введение переходного периода

Закон о ТР Принципы технического регулирования: 3) целесообразность и достижимость целей технического регулирования, обеспечение равных возможностей для участия в процессах технического регулирования, баланса интересов государства и заинтересованных сторон; 4) равенство требований к отечественной и импортируемой продукции, услуге и процедурам подтверждения их соответствия установленным требованиям; 6) соответствие требований технических регламентов уровню развития экономики, материально- технической базы и научно-технического развития государства;

Закон о ТР Структура государственной системы технического регулирования Правительство Республики Казахстан; уполномоченный орган; государственные органы; экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах; информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам технические комитеты по стандартизации; органы по подтверждению соответствия, лаборатории; эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, определению страны происхождения товара и аккредитации; государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов.

Закон о ТР Экспертные советы Создаются: при государственных органах для разработки проектов технических регламентов, подготовки предложений по вопросам, в сфере, связанной с разработкой и применением технических регламентов. Состав и положение об экспертных советах в области технического регулирования при государственных органах утверждаются государственными органами. В состав экспертного совета включаются представители государственных органов, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных сторон

Требования, установленные техническими регламентами, являются обязательными, имеют прямое действие Требования, определенные техническими регламентами, устанавливаются и применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны происхождения и (или) места происхождения продукции Требования технических регламентов считаются выполненными, если при производстве продукции использовались гармонизированные стандарты. При производстве продукции могут использоваться иные стандарты при условии обеспечения ими выполнения требований и норм, установленных техническими регламентами Закон о ТР Применение технических регламентов

Закон о ТР (первая редакция закона о ТР) Статья В области технического регулирования принимаются нормативные правовые акты по следующим направлениям: 1) промышленная и производственная безопасность; 2) безопасность эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий; 3) пожарная безопасность; 4) биологическая безопасность; 5) электромагнитная совместимость; 6) экологическая безопасность; 7) ядерная и радиационная безопасность; 8) химическая безопасность; 9) электрическая безопасность; 10) информационная безопасность; 11) токсикологическая безопасность; 12) единство измерений; 13) безопасность пищевых продуктов; 14) безопасность детского питания; 15) механическая безопасность. Данная статья исключена из новой редакции закона

Закон о ТР Статья 18 Содержание технических регламентов 1.Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции, процессов. 2. Технический регламент должен содержать: 1) исчерпывающий перечень продукции, процессов, на которые распространяются его требования; 2) требования к характеристикам продукции, процессам, обеспечивающим достижение целей принятия технического регламента.

Этапы разработки технического регламента в России Программа разработки Инициатива юридического или физического лица Уведомление Печатный Информационная орган система Проект Публичное обсуждение Замечания Доработка проекта Уведомление о завершении публичного обсуждения Способ ознакомления Перечень замечаний Координаты разработчика Первый этап

Этапы разработки технического регламента в России Второй этап Внесение проекта в Гос. Думу Обоснование техническое, экономическое, документы опубликования, документы завершения обсуждения, перечень замечаний Направление в Правительство, экспертные комиссии Отзыв в Гос. Думу Публикация Принятие в первом чтении Публикация Подготовка ко второму чтению Поправки Отзыв с учетом заключения экспертной комиссии Публикация Принятие Закона во втором чтении

Этапы разработки технического регламента в РК Проект плана Уполномоченный орган Утверждение, Опубликование Правительство Проект ТР Государственный орган Публичное обсуждение Замечания Доработка проекта Уведомление о завершении публичного обсуждения Способ ознакомления Перечень замечаний Координаты разработчика Утверждение Правительство

Закон «О техническом регулировании». Что хотели? Двухуровневая прозрачная, понятная всем система обеспечения безопасности продукции, услуг, процессов: Технические регламенты, принимаемые парламентом и имеющие силу закона, устанавливающие минимальные требования к безопасности Гармонизированные стандарты, описывающие, каким образом могут реализовываться требования ТР

Что получили? Закон о техническом регулировании Закон о безопасности продукции Технические регламенты – постановление правительства Ведомственные Правила и нормы (СанПиН, СНиП и пр.) – министерства, ведомства Стандарты – Комитет по техническому регулированию и метрологии Методики, процедуры – ведомства В 5 технических регламентов уже внесены изменения!

Закон "О безопасности химической продукции" Статья Законодательство Республики Казахстан о безопасности химической продукции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Статья Критерии и методы испытания химической продукции, ее физико - химические и токсикологические свойства, специфическое воздействие на здоровье и жизнь человека, окружающую среду определяются в соответствии с техническими регламентами в области безопасности химической продукции.

Содержание ТР «Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» 1.ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3. УСЛОВИЯ ОБРАЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ 6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ 7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ 8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ 9. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИИ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ 10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ИНФОРМАЦИИ 11. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К УПАКОВКЕ 12. ПРЕЗУМПЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ 13. ОЦЕНКА И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ 14. ПЕРЕЧЕНЬ ГАРМОНИЗИРОВАННЫХ СТАНДАРТОВ 15. СРОКИ И УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ

Выписка из перечня гармонизированных стандартов к ТР «Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» 5) ГОСТ ИСО "Вещества поверхностно-активные. Определение характеристик текучести"; 8) ГОСТ "Вещества текстильно-вспомогательные. Стеарокс-6. Технические условия"; 15) ГОСТ "Сорбенты. Метод определения насыпной плотности"; 20) ГОСТ "Средства моющие синтетические. Метод определения гранулометрического состава"; 107) СТ РК ИСО "Вещество поверхностно-активные. Порошки и гранулы. Измерение угла естественного откоса"; Всего 108 наименований, к безопасности можно отнести 4

Закон "О безопасности химической продукции" Статья 6. Уполномоченные органы 1. Уполномоченными органами являются: 1) уполномоченный орган в области индустрии и торговли; 2) уполномоченный орган в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 3) уполномоченный орган в области здравоохранения; 4) уполномоченный орган в области промышленной безопасности; 5) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды; 6) уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса; 7) уполномоченный орган в области энергетики и минеральных ресурсов; 8) уполномоченный орган в области труда и социальной защиты населения; 9) уполномоченный орган в области транспорта. Полномочия не разграничены!

Закон "О безопасности химической продукции" Статья 8. Компетенция уполномоченных органов Уполномоченные органы осуществляют: 1) реализацию государственной политики в области безопасности химической продукции; 3) в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Законом и техническими регламентами в области безопасности химической продукции; 4) разработку технических регламентов в области безопасности химической продукции; Статья 9. Государственный контроль в области безопасности химической продукции 1. Государственный контроль в области безопасности химической продукции осуществляется уполномоченными органами в порядке и в пределах их компетенции, установленных законами Республики Казахстан.

Закон "О безопасности химической продукции" Статья Требования к безопасности химической продукции и процессам ее жизненного цикла, установленные законодательством Республики Казахстан в области безопасности химической продукции, являются обязательными для выполнения заявителями (производителями, поставщиками, импортерами). 3. Не допускается к процессам жизненного цикла химическая продукция, которая 1) имеет явные признаки нанесения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде;

ЗаконТР Статья 17. Требования безопасности при транспортировке и хранении химической продукции 1. Хранение и транспортировка химической продукции должны осуществляться в условиях, обеспечивающих ее безопасность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области безопасности химической продукции. 18. При перевозке синтетических моющих средств и товаров бытовой химии должны обеспечиваться: 1) сохранение герметичности, целостности, прочности упаковки, исключающие несанкционированный доступ к продукции с последующим изменением ее потребительских свойств и показателей безопасности; 3) использование приемов и методов охраны труда, исключающих риск воздействия синтетических моющих средств и товаров бытовой химии на жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное имущество, окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений; 4) предоставление работникам необходимых индивидуальных и коллективных средств защиты, спецодежды, средств личной гигиены, средств оказания первой медицинской помощи;

ЗаконТР 2. Для транспортировки химической продукции, опасной для жизни и здоровья человека, окружающей среды, используются специально оборудованные для таких целей транспортные средства. Требование закона в ТР не отражено 20. К перевозке продукции допускаются работники, имеющие необходимую квалификацию для соблюдения требований безопасности. 46. Внутренняя тара укладывается в наружную тару таким образом, чтобы при обычных условиях перевозки не происходило ее разрыва, прокола или утечки ее содержимого в наружную тару. Не допускается утечка содержимого из внутренней тары в наружную.

ТР «Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» 14. Хранение синтетических моющих средств и товаров бытовой химии должно проводиться с учетом всех требований безопасности и защитных мер, предусмотренных заявителем продукции. 15. При хранении синтетических моющих средств и товаров бытовой химии на складах и в местах реализации должна быть установлена вытяжная вентиляция предназначенная для производственных помещений.

Постановление Правительства РК от 20 июня 2007 года 517 «Об утверждении Правил разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов» 6. Разработка технических регламентов осуществляется в следующем порядке: Было: 5) Устанавливается порядок подтверждения соответствия, куда включается информация о формах и схемах подтверждения соответствия. Выбор форм и схем подтверждения соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия. Стало: 5) Могут содержаться правила отбора проб и испытаний продукции, правила и формы подтверждения соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия (выбор форм и схем подтверждения соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия) и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения»;

Постановление Правительства РК от 20 июня 2007 года 517 «Об утверждении Правил разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов» 6. Разработка технических регламентов осуществляется в следующем порядке: Было: 6) Устанавливается перечень гармонизированных стандартов Стало: подпункт 6 пункта 6 исключить; дополнить пунктом 6-1 следующего содержания: «Перечень гармонизированных стандартов к техническим регламентам устанавливается уполномоченным органом в области технического регулирования по согласованию с заинтересованными государственными органами.»;

Закон «О техническом регулировании». статья 23: 1. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно для целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций устанавливается уполномоченным органом.

Закон «Об обеспечении единства измерений» Статья 17. Утверждение типа и метрологическая аттестация средств измерений 1. Средства измерений, предназначенные для серийного производства или ввоза на территорию Республики Казахстан партиями, Решение об утверждении типа средств измерений принимается уполномоченным органом… 2. Средства измерений, изготовленные или ввозимые в единичных экземплярах и подлежащие государственному метрологическому надзору, подвергаются метрологической аттестации. 3. Испытания средств измерений для целей утверждения типа и на соответствие утвержденному типу, метрологическая аттестация средств измерений проводятся государственной метрологической службой…

Закон «О единстве измерений» Статья 18. Лицензирование и аккредитация в области обеспечения единства измерений 1. Производство и ремонт … могут осуществляться … лицами после получения лицензии … 2. Поверка и калибровка средств измерений, метрологическая аттестация методик выполнения измерений осуществляются юридическими лицами, аккредитованными на данный вид деятельности, в порядке, установленном уполномоченным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Закон «О единстве измерений» Статья 19. Поверка средств измерений 1.Средства измерений, применяемые в сфере осуществления государственного метрологического надзора, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, эксплуатации и ввозе по импорту после утверждения их типа или метрологической аттестации и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений. 2. Перечень и периодичность поверки средств измерений, а также порядок ее проведения определяет уполномоченный орган

Закон «О единстве измерений» Статья 20. Калибровка средств измерений 1.Средства измерений, не подлежащие поверке, калибруются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации в порядке, определяемом изготовителем, владельцем или потребителем этих средств измерений. Калибровка средств измерений производится аккредитованными метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.

Закон «Об обеспечении единства измерений» Статья 22. Объекты государственного метрологического надзора Объектами государственного метрологического надзора являются: 2) средства измерений; 3) методики выполнения измерений; 4) деятельность физических и юридических лиц по обеспечению единства измерений; 5) Количество фасованных товаров при их расфасовке, продаже и импорте Главное – результаты измерений, а не состояние средств измерений, методики или деятельность.

Закон «О единстве измерений» Статья Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, имеют право: 3) использовать технические средства и получать информацию от специалистов проверяемых объектов; 4) запрещать применение, реализацию, выпуск из производства и ремонта средств измерений, не прошедших государственные испытания и утверждения типа, поверку, метрологическую аттестацию, не соответствующих утвержденному типу; 6) давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений метрологических норм и правил, изъятии из эксплуатации непригодных к применению средств измерений и стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов