Методология Менеджмента, Контроля и Сопровождения Информационных Cистем Дмитрий Галаган Университет Технологий Дельфта Нидерланды Киев, декабрь 2000
TU Delft 2 Парадигма менеджмента Менеджмент (МСМ) Информационная система (IS) Реальная система (RS) Маркетинговые воздействия Финансовые воздействия Технические воздействия Законодат. воздействия
TU Delft 3 Бизнес процессы RS (ВУЗ) Первичные –Образование/ обучение (лекции, экзамены, прием абитуриентов) –Научные исследования Вторичные/поддерживающие –Администрация (финансы, студенческая администрация) –Библиотека –Прочие MCM IS RS
TU Delft 4 Нужды/потребности RS Поиск информации и доступ к ней Общение и обмен информацией Процессинговые нужды (обработка изображений, мат. расчеты, моделирование) Публикация результатов научных исследований
TU Delft 5 Важно понимать: Бизнес процессы и потребности RS - первичны! Информационная система и ее менеджмент - вторичны!
TU Delft 6 Требования к IS Готовность Совместимость Конфиденциальность Непрерывность Управляемость Гибкость Целостность Поддерживаемость Производительность Переносимость Надежность Безопасность Дружественность …
TU Delft 7 Предусловия RS (Де)централизация деятельности (Де)централизация аппаратного/ программного обеспечения (АО/ПО) Финансовые ресурсы Поставщики АО/ПО Распределение персонала Стандартизация...
TU Delft 8 Компоненты IS Аппаратное обеспечение (АО) Программное обеспечение (ПО) Данные Процедуры Люди (пользователи + обсл. персонал) MCM IS RS IT
TU Delft 9 Категории АО и ПО Компьютеры Линии связи Комм. оборудование Устр-ва хранения данных Устр-ва ввода Устр-ва вывода Базовое ПО (ОС) Средства управления БД (DBMS) Средства программирования Прикладное ПО
TU Delft 10 Характеристики компонент IS АО и ПО: –Компьютеры: скорость (такт. част.), объем памяти –Базовое ПО: версия, требуемые апп. ресурсы –Прикладное ПО: язык программ., возраст –Линии связи: скорость, надежность Данные : размер, динамичность, тип DBMS, у-во хранения Процедуры : кол-во, объем, доступность формулировки, язык Люди : кол-во, образование, опыт работы, стабильность в штате
TU Delft 11 Факторы Сложности IS 1.Количество 2.Разнообразие: многообразие типов 3.Распределение: степень централизации 4.Динамика: частота изменений 5.Право собственности: принадлежность 6.Утилизация: разнообразие запросов 7.Функциональность
TU Delft 12 Модель состояния: этапы развития IS Инфо полиси и планирование (ИПП) Разработка Принятие и внедрение (П/В) Утилизация (использование функций IS) Эксплуатация: поддержание IS в рабочем состоянии Сопровождение: внесение изменений/ модификаций
TU Delft 13 Модель состояния Сопровождение: коррекция, превенция, улучшение, адаптация, добавление ИППРП/В Э У С Э1Э1 У1У1 С1С1
TU Delft 14 Цели MCM Управление и сопровождение IS в соответствии с характеристиками IS, требованиями и предусловиями RS Быть эффективным и результативным Позитивно воздействовать на цели и нужды/потребности RS... MCM IS RS
TU Delft 15 Задачи MCM и их группировка Техническая поддержка –Поддержка базового АО и ПО анализ продуктов и поставщиков инсталляция инструктирование персонала восстановление после сбоев Общая поддержка бизнеса –Взимание платы за предост. услуги установление цен выставление счетов
TU Delft 16 Процессы MCM Классификация ISO (сетевой м.) –Конфигурационный менеджмент –Учет использования ресурсов (accounting) –М. Сбоев –М. Безопасности –М. Рабочих хар-к (performance) Класификация ITIL –М. Уровней сервиса –М. Емкости –М. Готовности –Планирование нештатных ситуаций –Сетевой м. –М. Изменений –Проблемный м. –Help desk –М. Затрат (расходов)
TU Delft 17 Взаимосвязи между процессами MCM М. Уровней Сервиса IT-центр М. Изменений Проблемный м. Конфигурац. менедж. Поставщики Клиенты & пользователи Сетевой менеджмент Help desk Менеджмент Емкости Менеджмент Готовности Планирование нештатных ситуаций Менеджмент Затрат Менеджмент Емкости Менеджмент Готовности Планирование нештатных ситуаций Менеджмент Затрат SLAs SLA - соглашение (контракт) об уровне сервиса
TU Delft 18 Разновидности (типы) MCM Фунциональный менеджмент (FM) –функциональность IS –требования RS (пользователей) Менеджмент приложений (AM) –прикладное ПО и базы данных Технический менеджмент (TM) –АО и ПО (системное ПО) User FM TM AM SLAs (контракт)
TU Delft 19 Уровни MCM Стратегический –формулировка целей, создание полиси, долгосрочные решения, поиск ресурсов Тактический –реализация стратегии, общая поддержка бизнеса, управление персоналом Оперативный –непосредственное управление, сопровождение и эксплуатация IS
TU Delft 20 Качество MCM Объем МСМ: АО + ПО (MCM) Персонал (квалификация) Финансовые ресурсы ОБ5ОБ5 Начальный (1) Повторяемый (2) Определенный (3) Управляемый (4) Оптимизированный (5) Сложность Объем MCM ОБ1ОБ1 CБCБ CАCА О А5 О А1 A5A5 A1A1 Уровни качества менеджмента Б5Б5 Б1Б1
TU Delft 21 Базовые понятия рассмотренной методологии Реальная система (RS): –Бизнес процессы и нужды/потребности –Требования –Предусловия Информационная система (IS): –Компоненты IS –Категории АО и ПО –Характеристики компонент IS –Факторы сложности IS –Модель состояния IS Менеджмент (MCM): –Цели MCM –Задачи MCM и их группировка –Процессы MCM и их взаимосвязь –Разновидности MCM (FM, AM & TM) –Уровни MCM (стратегический, тактич., оперативный) –Качество MCM