Современные технологии повышения уровня профессиональной компетентности. Технология «обучение действием» Василевская Е.В., к.п.н., доцент Директор Центра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Advertisements

ПРОЕКТ «Создание информационно- аналитического и научно- методического обеспечения инновационного управления образованием» БЕЗМАТЕРНЫХ ТАЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА,
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
« » « Сопровождение деятельности педагога в межаттестационный период »
АКТУАЛЬНЫЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук доцент.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Основные направления программы деятельности педагога в межаттестационный период. Система мониторинга. Авторы: слушатели курсов ПК.
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
Транксрипт:

Современные технологии повышения уровня профессиональной компетентности. Технология «обучение действием» Василевская Е.В., к.п.н., доцент Директор Центра развития методической работы в системе образования ФГОУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва

Профессиональная компетентность и компетенции

Профессиональная компетентность Направления исследований: - формирование компетентности будущего педагога; -изучение содержания профессионально- педагогической деятельности преподавателя в нашей стране и за рубежом; -оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации

Понятие «компетенция» это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, … способность действовать и выживать в данных условиях (Н.Ф. Ефремова) совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности (А.В. Хуторской)

Понятие «компетентность» следствие саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста; самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта (В.А. Болотов, В.В. Сериков) специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия ( Дж. Равен)

системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты (А.Г. Бермус) постоянное стремление к обновлению знаний и использованию их в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные (М.А. Чошанов)

Исследователи выделяют от 3 до 37 видов компетенций и компетентностей. Разная терминология: -«профессиональная компетентность» ; -«педагогическая компетентность»; -«профессионально-педагогическая компетентность» (см. таблицу 1)

Основные черты компетентностного подхода к подготовке педагогов общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности; четкое определение целей профессионально- личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах; выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности; формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;

наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами; оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»; индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели; создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта; интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.

Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына) / см. таблицу 2/

Современные технологии повышения уровня профессиональной компетентности

Модульное обучение Модуль - это отдельная, самостоятельная часть какой-либо системы. Создание программы обучения из отдельных тематических блоков, направленных на достижение необходимого результата Преимущества : гибкость, избирательность, возможность менять последовательность модулей в зависимости от запроса педагогов.

Дистанционное обучение использование телекоммуникационных технологий в обучении персонала; педагог самостоятельно организует свои занятия, выбирая удобное для этого время; Преимущества: обучение на рабочем месте; компетенции, приобретенные в процессе обучения можно сразу же применить на практике

Наставничество используется и применяется в обучении как педагогов, так и управленцев ОУ; успешность адаптации молодых специалистов и недавно пришедших в ОУ педагогов, развивает управленческие организационные навыки наставника; Задачи наставника: обучать основным приемам работы, помогать в освоении педагогической профессии и в решении актуальных вопросов ; контролировать, координировать текущий результат работы

Преимущества: -процесс адаптации новых сотрудников становится более качественным; -повышается уровень мотивации опытных специалистов; -более качественно оценивается руководителем управленческий потенциал наставника; -обеспечивается профессиональный рост сотрудников

Обучение действием "аction learning" Перспективное направление современного менеджмента - формирования «самообучающихся организаций» Позволяет наиболее эффективно решать возникшие организационные проблемы, разрабатывать структуру и динамику организационных изменений. Эффективный способ обучения специалистов без отрыва от повседневной работы

Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями. Главная цель - преодолеть разрыв между тем, что "говорят" в организации, и тем, что в ней "делают". Преимущества: развитие навыков принятия решений, планирования и постановки целей; возможность решать профессиональные педагогические задачи; повышение ответственности за разработанные действия

Обучение в рабочих группах Отличие от метода "обучение действием" заключается в том, что рабочая группа выносит только свои решения в форме шагов достижения цели. Предложение, сформулированное участниками, передаются на рассмотрение руководству. Преимущества: развитие самостоятельности сотрудников, формирование навыка принятия решения; повышение мотивации сотрудников (осознание степени влияния на ситуацию внутри учреждения)

Метафорическая игра организации активной работы участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении; задача - найти новый способ решения проблемной ситуации, НО для решения в деловой ситуации берется метафора; в основе - сказки, притчи, легенды, передающие проблематику педагогических ситуаций.

Преимущества: -развитие креативности сотрудников; -снижение тревожности участников по поводу решения той или иной проблемы; - повышение привлекательности тренинга для участников; - побуждение участников самостоятельно найти решение по заданной ситуации.

Shadowing "бытие тенью" Специфика: сотрудник становится "тенью" конкретного специалиста и погружается в изучение всего процесса его работы Улучшение интеграции внутри учреждения и повышение согласованности действий между сотрудниками Преимущества: простота и экономичность; ускоряется процесс адаптации сотрудника к новому виду деятельности; улучшение имиджа учреждения посредством демонстрации активной позиции по развитию персонала.

Secondment (командирование) разновидность ротации персонала; метод развития персонала, в результате которого сотрудники осваивают новые навыки и приобретают новые компетенции Преимущества: личностное развитие сотрудников, укрепление командной работы, улучшение навыков межличностного общения

Buddying (партнерство) Суть - за специалистом закрепляется "buddy", партнер задача - предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того сотрудника, за кем он закреплен Основа - предоставление информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач, связанных с освоением новых навыков и с выполнением текущих профессиональных обязанностей.

Преимущества: -получение объективной информации о своей работе; - определение точек личностного и профессионального роста; -интерактивное общение, совершенствование навыков межличностного взаимодействия. (см. таблицу 3)

«Обучение действием» как современная технология проектирования методической работы

«Обучение действием» - ответ на традиционные проблемы, связанные с обучением Полученные знания трудно применять на практике Результативность обучения трудно оценить Лидером не становятся в учебной аудитории

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 1.Люди учатся только тогда, когда хотят учиться 2.Люди начинают учиться только тогда, когда сталкиваются с трудно разрешимыми проблемами 3.Обучение –это социальный процесс, мы учимся друг у друга, а не у учителя 4.Обучение начинается тогда, когда мы имеем обратную связь о результате, рождаемом действием 5.Обучение состоит в переосмыслении уже известного, а не в приобретении дополнительных знаний 6.Учиться мы можем только на собственном опыте.

Обучение действием – Action Learning Рег Реванс – английский консультант и разработчик подхода «Обучение действием» Главная задача «Обучения действием» - создать такие условия, чтобы педагоги могли учиться вместе и друг у друга тому, как лучше выполнять свои повседневные обязанности

Законы Реванса Первый закон Обучение (L) есть функция от 2-х типов знаний: P и Q L = P+Q P- ЗНАНИЯ - программируемые (program) знания (школа, вуз, повышение квалификации и т.п.) Q- ЗНАНИЯ – это постижение сути с помощью вопросного (question) подхода

Второй закон Скорость > Скорость = Существование обучения изменения среды Организация (как и люди в ней) будет процветать до тех пор, пока темпы ее обучения будут больше или хотя бы равны темпам изменений во внешней среде

Ключевые моменты «обучения действием» проблема, человек, группа, действие и обучение ПРОБЛЕМА не имеет готового решения, и даже квалифицированные специалисты могут решить ее по-разному. Решения будут зависеть от прошлого опыта, ценностей и будущих надежд.

Показатели развития сотрудников Уровень решаемых задач Эффективность Время на решение одного типа задач Динамика результатов (наблюдается ли устойчивый рост из года в год) и т.п. Результатов, настоящих результатов, нельзя получить. Их можно лишь добиться… А заставлять добиваться глупо, ибо добиваются лишь того, чего хотят.

Суть технологии «обучение действием» собрать вместе людей, заинтересованных в серьезных достижениях, согласовать их проекты так, чтобы они были нужны компании организовать их работу так, чтобы они эти достижения осуществили Как это сделать успешно? Как добиться результата?

ГРУППА обучения действием – это: 1)Формат (регулярность встреч, правила работы группы, технология задавания вопросов, роли) 2)Правила (участники сами разрабатывают и соблюдают определенные нормы) 3)Ответственность 4)Поддержка 5)Доверие

Что мы хотим получить в итоге групповой работы? Новое, расширенное и углубленное понимание вынесенной на обсуждение проблемы, наметить пути ее возможного решения, составить план действий и реализовать его

Действие Действие – это эксперимент, направленный на реализацию знаний, полученных в ходе осознания полученного опыта. Круг замкнулся.

Обучение Обучение в данном подходе – это не только работа на встречах группы (Q- знания), но и систематически получаемые P – знания -Семинары -Подборка литературы -Консультации и т.д.

Принципиальные особенности технологии «обучение действием» 1.Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями. 2.Они учатся друг у друга, а не у учителя. 3.Участники имеют редкую возможность начать свою карьеру в данной организации с нуля, работая над реальными проектами и их внедрением в организации. 4.Участники работают на внедрение полученных результатов, а не на подготовку доклада, плана или рекомендаций. 5.Уже сам процесс обучение действием способствует возникновению нового мотива в практической деятельности каждого участника.

Принципы формирования в организации культуры обучения и развития Руководитель учреждения на одно из первых мест ставит превращение учреждения в «обучающуюся» систему; Руководитель учреждения активно распространяет практику делегирования полномочий Проблема решается в большинстве случаев там, где она возникла Поощрение сотрудников на всех уровнях к совместному регулярному обсуждению существующей практики и выработке предложений по совершенствованию и реорганизации собственных систем работы

Сетевая организация и современные технологии повышения профессионализма персонала как основа современной модели методической службы

Общие признаки сетевой организации Наличие общей цели деятельности Распределение функций Коллективное принятие решений Совместное планирование конкретных видов деятельности, определение приоритетов, времени Взаимная ответственность и доверие Общая экспертиза имеющегося опыта

Основа сети – проблемно-творческие группы (ПТГ) Показатели эффективности работы группы: - достижение поставленных целей и задач, - их развитие (обновление, определение новых); - создание качественно нового продукта (итоговый результат работы); -публикации, выступления и др. (как один из промежуточных или итоговых результатов). Итоговый результат: сориентированность процесса разработки нового продукта на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности педагога Педагог имеет право выбрать -какой аспект проблемы он решает, объем выполняемой работы; -каким образом будет взаимодействовать с членами ПТГ; -свою роль в разработке материалов ; -интенсивность работы (сроки) и форму представления промежуточных результатов.

Работа ПТГ в сети выстраивается по законам жанра проекта: анализ – выявление проблемы – обозначение целей и задач – поиск путей решения – решение проблемы за счет разработки продукта (нового качественного ресурса).

Описание результатов МР в условиях сетевой организации Количество ПТГ не является знаковым показателем Главное - активное включение каждого члена ПТГ в решение проблемы Результаты МР характеризуются глаголами «разработали», «освоили», «продемонстрировали на практике», «применили на занятиях», «апробировали», «представили на экспертизу» и др.

Что учитывается в процессе анализа работы ПТГ в сети? -Индивидуализированные отношения в коллективе; -У каждого члена сети свои специализированное значение и функция -Каждый участник сети занимается несколькими направлениями -Частичное лидерство -Равноправные и независимые партнеры -Постоянный, частый обмен информацией – единый банк информации -Преодоление закрытости -Активное включение в принятие решений -Равные возможности пользования ресурсами всех субъектов – формирование информационной инфраструктуры

Технология коллективно-распределительной деятельности сети 1.Планирование коллективно-распределенной деятельности. 2.Определение критериев качества разрабатываемых материалов. 3.Изучение теоретического материала по теме осваиваемого новшества, формирование единого понятийного поля в данной области. 4.Распределение функций и объема работы, специализированных функций между участниками ПТГ. 5. Пробное коллективное проектирование единицы дидактического материала.

6.Индивидуальное проектирование единицы дидактического материала. 7.Презентация разработанных материалов, обсуждение, корректировка. 8. Апробация конечного продукта. 9. Систематизация, редактирование и публикация материалов Педагог, решающий новые образовательный задачи в сети и приобретающий универсальные проектировочные умения в ПТГ, способен спроецировать их для решения новой проблемной ситуации.

Мониторинг сетевой организации: а) ежегодный общий мониторинг профессиональных потребностей и возможностей педагогических и руководящих кадров б) диагностический инструментарий по выявленным «болевым» точкам, по которому проводится предпроектная уточняющая диагностика, что позволяет конкретизировать профессиональные проблемы педагогов, выявленные в общем мониторинге (входная диагностика)

Результаты изменений оцениваются на основе системы показателей профессиональной компетентности методистов и педагогов, закрепленной за каждым проектом.

Что важно методисту/руководителю и членам ПТГ учесть на первом этапе её работы в сети? 1 ) Почему это надо делать? Для кого? 2)Причины появления данных проблем. 3)Цель – что мы хотим получить? 4) Задачи, решающие конкретные проблемы. Что будем делать? 5) Как мы будем делать? Способы деятельности по каждой задаче. 6) Кто это будет делать? 7) Когда? Сроки выполнения по каждой задаче. 8)Что для этого нужно? – ресурсы.

9) Где и у кого мы должны получать – источники по каждой задаче. 10) Как мы будем проверять выполнение задачи – критерии успешности по каждой задаче проекта.

Технологические шаги по сетевой организации методической работы на городском уровне 1)Определение проблем/цели – содержание работы через анализ результатов деятельности, нормативных документов 2)Изучение по теме/проблеме теоретических и практических материалов с целью выявления путей её решения - информационный обмен по поводу разработанности решаемого вопроса. Каждый конкретный путь решения проблемы – ПТГ 3)Определение времени для решения проблемы и пространства деятельности 4)Формирование единого понятийного поля 5)Разработка общей нормативной базы

6) Презентация каждой идеи решения проблемы педагогическому сообществу - вовлечение в сетевое взаимодействие 7) Комплектация ПТГ и организационное оформление 8) Организационное совещание, цель - уточнить пути решения проблемы, количество и наполнение ПТГ 9) Определение условий разработки конечного продукта 10) Мотивация, вовлечение через презентацию модели сети в ходе публичного образовательного события 11) Разработка нормативной базы конкретной ПТГ 12) Разработка параметров и критериев оценки качества взаимодействия участников сети 13) Создание единого информационного ресурса с открытым доступом 14) Изучение членами ПТГ теоретических ресурсов - определение цикла разработнических семинаров

15) Поиск недостающих ресурсов 16) Поиск недостающих внешних партнеров 17) Цикл разработнических сетевых мероприятий 18) Презентация промежуточных результатов, цель – привлечь внимание общественности 19) Первичная общественная экспертиза (внутренние эксперты). На основе промежуточных разработок проводится открытое занятие (мероприятие) 20) Редакционная доработка, корректировка материалов 21) Экспертиза завершенного продукта (внешние эксперты) 22) Представление готового продукта в открытом доступе 23) Апробация. 24) Диссеминация

Ожидаемые результаты Для педагогов: -Более качественное и точное понимание содержания своей деятельности; -освоение новых (проектно-сетевых) форм профессионального диалога с коллегами; - мощные стимулы и импульсы инновационного педагогического развития на межсетевой основе Для городской методической службы: - создание живого и динамического педагогического взаимодействия как особой инновационно- информационной среды; -повышение рейтинга и привлекательности ММС г. Москвы в целом в России