«Лебедь, рак, щука»… Простая басня или противоречие механики? Вопрос рассматривал: Иванов Иван.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 вопрос Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперёд, равна по модулю.
Advertisements

Урок по физике в 7 классе по теме: «Равнодействующая сила» Учитель МОУ ООШ 67 Моченкина Татьяна Вячеславовна.
Правило Многоугольника Компланарные векторы Равенство векторов История возникновения вектора Понятие вектора Нулевой вектор Действия над векторами Правило.
И.А. Крылов Лебедь, рак и щука. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
Тяжести вес упругости опоры (подвеса) и тела тела и Земли опоры (подвеса) и Земли.
Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.
Наука не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет свое обаяние для каждого человеческого ума, - обаяние точности, полноты и системы. Л.Толстой.
А. Сила тяжести А. Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе тела Б. Вес тела- Б. Вес тела- это сила, с которой тело действует на опору.
СИЛЫ В ПРИРОДЕ 7 класс Проверь себя! ?=S/t ?=m/ V ?=V m Ʊ ?=mg FтFт.
Динамометр. Сложение сил. Равнодействующая сил. Тема урока.
Физика 7 класс Учитель физики: Потапова Л.В. 7 класс.
Сложение векторов Кремнева Н.Г. Учитель математики МАОУ СОШ 115, г. Пермь.
Презентация к уроку по физике (7 класс) по теме: Презентация к уроку по физике в 7 классе на тему "Сложение сил. Равнодействующая сил"
Физика 7 класс Сложение сил. Равнодействующая сил. Учитель физики МОУ Ермоловской СОШ им. П. Д. Дорогойченко Чаадаев Алексей Петрович.
Законы Ньютона Обобщающий урок. Как движется тело, если на него не действуют другие силы? Как движется тело, если на него не действуют другие силы? Тело.
Сложение векторов Кремнева Н.Г. Учитель математики МАОУ СОШ 115, г. Пермь.
Законы Ньютона. (урок-игра) Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше. Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим.
РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛ Презентацию подготовил учитель математики и информатики КОЖОХИН Максим Павлович.
УРОК 6 СУММА НЕСКОЛЬКИХ ВЕКТОРОВ. ЗАДАЧА 1 Упростите выражение:
Тема: Виды сил. Счастлив тот в наш век, кому победа Далась не кровью, а умом, Счастлив тот, кто точку Архимеда Сумел сыскать в себе самом. Класс 7 МОУ.
Транксрипт:

«Лебедь, рак, щука»… Простая басня или противоречие механики? Вопрос рассматривал: Иванов Иван

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получится вовсе непохожий на вывод баснописца Крылова.

Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Одна сила, тяга лебедя, направлена вверх; другая, тяга рака назад; третья, тяга щуки вбок. Не забудем, что есть еще и четвертая сила вес воза, которая направлена отвесно вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, ведь груз невелик («поклажа бы для них казалась и легка»).

Рассмотрим оставшиеся две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится назад, а щука тянет в воду». Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались крыловские труженики!). Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос в какую сторону сдвинется воз: вперед, назад или вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу все нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни.

Литература: Перышкин А.В. Физика 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа, Перельман Я.И. Занимательная физика. Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий» на электронном носителе