Исследовательская работа «Слова- «паразиты» в русском языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
Advertisements

МБОУ «Школа 51» Исследовательская работа Слова- паразиты и нецензурная лексика в русском языке Автор: ученица 5Г класса Милеева Марина.
Исследовательская работа ученицы 7 класса Ионовой Юлии.
Слова-паразиты в речи десятиклассников.. Часто ли мы обращаем внимание на неграмотную речь наших друзей? Почему мы привыкли к словам – паразитам и все.
Выполнила: ученица 6 класса Ханагян Лейла Руководитель: учитель русского языка Слесарева Е.М.
Слова-паразиты в речи шестиклассников. Участник проекта. Петрунина Софья 6В класс.
1 Слова- паразиты в речи. Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как бы забывать, Что как бы даже не умеем Без «как бы» пару слов связать. Добро бы было.
Выполнила: ученица 11класса Ягияева Исбат Руководитель: учительница русского языка и литературы Шамхалова Байрамгиз Джамаловна.
Слова – «паразиты» в речи учащихся 5 класса МОУ Харатская СОШ Выполнил ученик 5 класса МОУ Харатская СОШ Стерехов Михаил Руководитель: Соколова Н.Ю., учитель.
МБОУ Радищевская СОШ 1 Тема: ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ? Работу выполнили ученицы 6 а класса Отлячкина Юлия Бирюкова Нурсиня Руководитель – Смолянникова Н.
Проблемы культуры речи подростков Будько Снежана, 9 класс МБОУ- Новошарапская СОШ.
О терпеливый наш язык! Авторы: Мандрикова Лера, Яковлева Юля, ученицы 6 «А» класса. Руководитель: Галкина С.Е., учитель русского языка. МОУ Семибратовская.
Употребление слов - сорняков школьниками. Слова – паразиты Слово паразитЗначение слова 1 ну(поиск слова) 2 корочеРезкость, желание быстрее закончить речь.
Исследовательская работа на тему: « Слова-паразиты в речи учеников и учителей.» Выполнила ученица школы МОБУСОШ 4. 6 «Д» класса Савостьянова Алёна. Научный.
1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
«Слова-паразиты, или экология речи» Исполнитель Пинчугина Алена Руководитель Карпенко Е.В., учитель русского языка.
«Слова-паразиты». Цель проекта: Доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Слова-паразиты в нашей речи МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А.А.Яковлева учебный год.
Г.Узловая 2015 Автор: Рысина Полина, 6 б класс Научный руководитель: Курбатская М.В. МБОУ гимназия города Узловая Тульской области.
В поисках утраченного смысла Понять бы людям, что у них нет другого Пути, кроме как возрождать исконное Слово с исконным Смыслом. Иначе никакое умствование.
Транксрипт:

Исследовательская работа «Слова- «паразиты» в русском языке

«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «Вообщем-то»

К.Г.Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К.Г.Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

«Слова-паразиты» лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов, имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи.. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами.

Истинные значения некоторых слов- «паразитов» Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке. В натуре - то, что существует в действительности. В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки. Как бы - частица со значением условно- предположительного сравнения. На самом деле - в действительности. Типа - производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.

Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира…

Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся». «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект. У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи. Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся». «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект. У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Причины возникновения Бедность словарного запаса Бедность словарного запаса Своего рода «мода» Своего рода «мода» Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время» Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время» Тактическая роль в речи Тактическая роль в речи В некоторых случаях слова-«паразиты» говорят о психологических особенностях человека В некоторых случаях слова-«паразиты» говорят о психологических особенностях человека

Негативное влияние слов- «паразитов» на русскую речь. На наших глазах происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности. Это напрямую отражается в языке. С экранов телевизоров, по радио на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную речь, граничащую с уголовным жаргоном, перегруженную словами-«паразитами». В начале 20 века Максим Горький сделал такое замечание о языке тех лет: «Вообще с русским языком обращаются зверски». И в наши дни можно привести примеры «зверского» обращения с родным языком. И один из них - употребление слов - «паразитов» в русской речи.

Выводы по I главе. Каждый из нас имеет в запасе арсенал слов- «паразитов», у некоторых такие слова (или одно слово) становятся отличительным стилем их разговорной речи. Хорошо это или плохо? Взрослые умные люди говорят, что УЖАС! А мне кажется, это возрастное, а значит, пройдет. Главное, чтобы слов этих было в меру. Ну а если употребление слов- «паразитов» уже прочно вошло в лексикон взрослого человека, то, конечно, от них нужно непременно избавляться.

Экспериментальное исследование употребления слов- «паразитов».

Постановка проблемы и организация её исследования. Цель работы – изучить особенности употребления слов-«паразитов» и провести сравнительный анализ употребления их разными людьми и в разных обстоятельствах. Предмет исследования – употребление слов-«паразитов» подростками, телеведущими и героями художественных произведений.

Объект исследования – дети подросткового возраста (28 человек) из средней общеобразовательной школы, художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, « Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева), журналисты программы «Новости» и депутаты Госдумы РФ, участники репортажей программы «Новости».

Анкетирование Анкетирование

Анкетирование с целью выяснения осведомлённости детей подросткового возраста о словах- «паразитах»

1.Знаете ли вы, что такое слова-«паразиты»?

2.Употребляете ли вы слова-«паразиты»?

3.Откуда вы узнали о словах-«паразитах»?

4.Считаете ли вы, что слова-«паразиты» нужно искоренять из русской речи?

Анализ полученных результатов Из проведённого мною исследования я выяснила, что, к сожалению, ещё не все подростки знают о словах- «паразитах» и понимают необходимость их искоренения из речи. Я думаю, что нужно проводить больше разъяснительных бесед и классных часов о культуре речи, объяснять людям, что слова- «паразиты» - это «сорняки нашей речи». Необходимо объяснять так, чтобы человеку самому захотелось избавиться от этого мусора.

Анкетирование с целью выявления особенности употребления слов- «паразитов» в зависимости от пола человека.

Девочки (18 человек).

Мальчики (11 человек).

Проведя эти исследования, я выяснила, что различия в употреблении слов- «паразитов» есть даже в соотношении полов. Девочкам присущи свои слова, мальчикам - свои. Анализ полученных результатов

Наблюдение. Сравнительный анализ.

Анализ употребления слов- «паразитов» в литературном произведении

Название произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ( г.) «Петька Краснов рассказывает» ( ) « Третий в пятом ряду» Слова- «паразиты» «Вот»«Эдак»«Гм…»«Да»«Кабы»«Тьфу»«Вот»«Мля» «Что ли» «Как их, эти…» «Ну...»«Говорит»«Тут»«Да»«Эти» «От» (вот) «Мол»«Такая»«Вот»«Тут»«Слушай-ка» «Так прямо» «Так» «Ну что» «Как-то» «Ну вот»

Наиболее употребляемое одним из героев слово- «паразит» «Герой»Один из генералов. Петька Краснов (деревенский житель). Девочка Лиза. (5 лет). Слово-«паразит»«Вот». Это указательна я частица, довольно распростра нённое и в наше время слово- «паразит». «Мля». Я считаю, что у этого героя слово «мля» заменяет нецензурное слово. «Слушай-ка». В этом случае имеет место подражание взрослым. Лиза употребляет это слово часто, чтобы казаться старше. Это возрастное, а значит, скоро девочка избавится от слова- «паразита».

Анализ полученных результатов. Проанализировав результаты исследования, я сделала вывод, что употребление слов даже в художественной литературе зависит от времени написания сочинения, возраста, профессии и даже места жительства (деревня или город) героев произведения. Как следует из таблицы, наибольшее количество слов-«паразитов» употребляется в деревне, в городе же не зависимо от того, вымышленная история или нет, - уровень употребления слов-«паразитов» примерно одинаков. Также, проведя это исследование, выяснила, что, практически, у каждого человека есть свой индивидуальный «паразит».

Анализ употребления слов- «паразитов в телепередаче «Новости».

Люди(професси и) Ведущая (Екатер ина Андрее ва) Корреспон- денты (4 человек а) Герои телесюже тов (Простые люди) Депутаты Госдумы РФ Слова- «паразиты» Слова- «парази ты» отсутст вуют «Так сказать» «Это» «Как бы» «На самом деле» «Вот»«Ну…» «Так сказать» «Это» «Как бы» «Говорю» Нецензурная брань «Говорю» «Понимаешь » «На самом деле» «Короче говоря» «Так сказать»

Анализ полученных результатов Проведя это исследование, я выяснила, что употребление слов-«паразитов» зависит также от профессии человека.

Аудиоисследование

Слова-«паразиты» Количество Количество «Вот»3 «Ну…»1 «Так сказать» 2

Анализ полученных результатов Проанализировав результаты аудиоисследования, я выяснила, что даже в моей речи присутствуют слова- «паразиты, но, к счастью, занимают всего лишь 4% от общего количества слов. Также я пришла к выводу, что мы произносим слова- «паразиты» неосознанно, даже не замечая их. Проанализировав результаты аудиоисследования, я выяснила, что даже в моей речи присутствуют слова- «паразиты, но, к счастью, занимают всего лишь 4% от общего количества слов. Также я пришла к выводу, что мы произносим слова- «паразиты» неосознанно, даже не замечая их.

Выводы по II главе. Выводы по II главе.

Анкетирование, проведённое мною среди учащихся моего класса, наблюдения за речью детей приводит к выводу: говорить о культуре речи современных школьников – это значит говорить о полном её отсутствии. И дело не в речевых ошибках, не в косноязычии учеников, а в том, что литературной речи как таковой в разговорах подавляющего числа современных школьников нет. Для общения между собой они успешно пользуются тремя-четырьмя десятками слов. Подавляющее большинство из которых являются «слова-паразиты». Как правило, эти слова служат для заполнения пауз в речи. И мы даже не задумываемся над их исконным значением. Как правило, эти слова служат для заполнения пауз в речи. И мы даже не задумываемся над их исконным значением.

Рекомендации для устранения слов- «паразитов». Начни возвращать словам их смысл. Начни возвращать словам их смысл. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. Наказывай себя штрафом. Наказывай себя штрафом. Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День Паразита». Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День Паразита». Читай больше – это обогатит твой словарный запас. Читай больше – это обогатит твой словарный запас. Создай аудиоархив. Создай аудиоархив.

Заключение. Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесная культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.